Светоч
Уходя гасите всех (с) надпись на выходе из тира
День 2.
03.01.17.
Псков - Самолва - Изборск - Псков.


Утро и вправду принесло новые погодные впечатления: похолодало, с неба сыпал лёгкий снег, заметая улицы и машины, небо хмурилось, солнце спряталось и не желало появляться вновь.
Утренний прогрев заснеженного Кайрона на парковке гостиницы выглядел как-то так. Обратите внимание на сиби-антенну - она автоматически подстроилась под аэродинамику автомобиля.


Прежде чем отправляться в новые интересные места, мы заехали кое-куда в Пскове по своим делам, а потому покинули город ближе к обеденному времени. Наш путь лежал на север, в сторону Гдова. Но не в Гдов, а в другую интересную деревню - в Самолву.
Дорога от Пскова на север, в сторону Гдова, до поворота на Самолву, представляет собой двухполоску обычного качества - никакого ужаса, но и никакого восхищения. Обычная дорога, местами гладкая и ровная, местами - ралли-рейд с ямами. От Пскова до поворота на Самолву - около 80 километров. Ехала я неспешно, т.к. выпал снег, дорожку слегка замело. Средняя скорость как раз позволяла любоваться всё тем же замечательным лесом по обочинам.
На повороте на Самолву стоит большой указатель вида "Самолва и Музей истории экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища - это туда". Этот музей и был нашей целью посещения Самолвы. Честно говоря, когда я первый раз прочитала его название, мне показалось, что я, как минимум, ничего не поняла. Пришлось читать второй раз. Да-да, после того, как вдумываешься в название, всё встаёт на свои места - во времена СССР была проведена специальная экспедиция, в ходе которой было найдено точное место на Чудском озере, где проходило Ледовое Побоище в 1242-м году. Я вот, например, понятия не имела о проведении такой экспедиции, пока мне про этот музей не рассказала подруга, которая была в Пскове летом. Музей меня крайне заинтересовал, а потому из всего многообразия достопримечательностей Псковской области я выбрала именно его.
После поворота на Самолву асфальт сбежал и потерялся, уступив место замёрзшей грунтовой дороге. Поначалу она была сносной, но чем дальше, тем больше появлялось гребёнки, замёрзших волн, ям, канав и других типичных узоров грунтовой земной поверхности.


А нам чего? Нам не привыкать! Зря что ли намотали на колёса 1000 километров грунтовок Архангельской области? Мы тренированные. И Кайрон тоже.
Да и временами дорога становилась чуть лучше, самую малость лучше, чем была пару километров назад. Для этого надо было выезжать на встречную полосу и очень аккуратно ехать. Крадущаяся встречка вполне могла оказаться не на своей, а так же на соседней стороне дороги. Таким образом, можно было себя почувствовать, например, в Англии.


В принципе, уворачиваться от ям и трястись на гребёнке до Самолвы пришлось всего лишь 30 с небольшим километров, а что такое 30 километров в масштабах страны? Да всего ничего!
Кроме того, распогодилось, снег перестал сыпать, с неба ушли облака, выглянуло солнце. Лепота!
Радовала и природа: в лес манили симпатичные съезды, так и хотелось свернуть и помчаться по ним; часто встречались замёрзшие реки и живописные озёра. Наверное, летом тут душа будет ликовать от открывающихся пейзажей и воздуха.
В деревне Ремда нас неожиданно встретил храм Николая Чудотворца, который ну никак невозможно просто проехать мимо.


Этот храм меня сильно впечатлил и вновь заставил немного задуматься.
Уже после возвращения домой из Пскова я искала информацию об этом храме - а что за храм, а почему такой красивый. Информации нашлось не очень много: храм построен в самом начале 20-го века по проекту петербургского епархиального архитектора Никонова, в советское время был закрыт, сейчас действует. К сожалению, не нашла никакой информации о том, был ли он разрушен, восстанавливался ли, и если да - то когда. Единственное, что нашла - фотографию 2004-го года, где один из куполов храма стоит в лесах и виден старый кирпич.
То есть храму всё-таки проводили некую реконструкцию, что, в принципе, не мудрено, учитывая, какие тут шли бои в период ВОВ. И реконструировали этот храм действительно грамотно: в нём чувствуется старина, история, какой-то тёплый уют давно ушедшего времени. Дело в том, что я очень люблю всяческие "заброшки" и старые здания как раз за вот этот уют прошедшей эпохи. По той же Московской области таких церквей в избытке, катайся не хочу. Тем не менее, многие из них восстанавливают. И вот тут у меня слегка разрывается шаблон: с одной стороны, это хорошо, что их восстанавливают, тем самым сохраняя древние здания; но, с другой стороны, их почему-то восстанавливают не в аутентичном виде, а в виде пластиковых одноразовых разноцветных зданьиц, в которых уже нет той старины и того уюта. И нет больше в этих зданиях никакого интереса... просто обычный новодел, не более.
А вот эту церковь в Ремде сумели восстановить так, что при взгляде на неё возникает вот это самое "вау!", и сразу хочется остановиться, полюбоваться, повосхищаться, сфотографировать.


Мы ехали дальше в Самолву, встречая по пути интересные названия населённых пунктов.


Вскоре появились таблички о том, что мы приближаемся к пограничной зоне и нам требуются пропуска. Я даже немного напряглась, т.к. не подумала, что тут же да, граница совсем рядом. Но чего теперь, не назад же разворачиваться. К тому же, сайт геокешинга нас заверил, что таблички погранзоны тут, конечно, стоят, но обращать на них внимания не надо, т.к. пограничного режима здесь нет.

А грунтовая дорога, тем временем, испортилась окончательно, подсунув Кайрону под колёса замёрзшие колеи.


Но возле Самолвы снова всё стало хорошо.


Приехав в Самолву, мы стали искать музей по адресу, указанному на сайте этого самого музея. Приехали на какую-то улицу, где навигатор сказал "Вы прибыли к месту назначения".
- Где? - удивилась я, т.к. ничего похожего на музей тут не было.
- Вот это здание, - глядя в навигатор, ответил Витя, показывая на жилой одноэтажный деревянный домик.
- Не похоже.
- Я знаю.
Снова полезли на сайт, стали сравнивать фотографию здания музея с тем, что видели вокруг. Ничего похожего не наблюдалось.
- По-моему, я видел это здание прямо на въезде в Самолву.
- Поехали искать.
- Давай вперёд и разворачивайся. О, кстати, чьи-то следы.
- Ага, кого-то, кажется, и до нас навигатор завёл не туда.
Витя оказался прав - искомое здание расположилось несколько в стороне от точки, указанной на сайте.
Я не была уверена, что музей будет работать 3-го января в понедельник, заранее я сюда не звонила, а потому в Самолву мы приехали наобум. Но нам повезло.
Я зашла в двухэтажный деревянный терем, сверху послышались шаги, выглянула женщина.
- Здравствуйте, мы тут, конечно, вам, как снег на голову, но вы работаете?
- Конечно! - обрадовалась женщина. - Сейчас позову Владимира, он проведёт вам экскурсию! Вы у нас первые посетители в этом году.
Забегая вперёд, хочу сказать, что музей мне очень и очень понравился - он совсем небольшой, но уютный и дружелюбный. Владельцы - Владимир и Татьяна - тут же и живут, в этом же здании, первый этаж которого и занимает музей. Идея создания принадлежала Владимиру, отец которого был участником той самой экспедиции по уточнению места Ледового Побоища. Чтобы экспедиция не была забыта и погребена под слоем всё новых и новых статей и изданий, Владимир и создал музей. Как оказалось, открылся он совсем недавно, но уже неплохо развивается. Сейчас работает только один зал, посвященный экспедиции, весной планируется открытие второго зала, в котором более подробно будет рассказываться о сражении. Сам музей, оказывается, переименован из "Музея истории экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища" в "Историко-культурный центр Самолва".
Но музей тут - не главное. Главное - это люди, которые его создали. Никакого официоза, только приятное и дружелюбное отношение и чувство домашних тапочек =)
Владимир оказался отменным экскурсоводом, очень интересно, подробно и с какой-то теплотой рассказал о музее, об экспедиции, о Ледовом Побоище.


Ну вот кто бы мог подумать, что для того, чтобы найти точное место Ледового Побоища, была проведена целая экспедиция? Причём в процессе использовались все возможные способы: аэрофотосъёмка, археологические раскопки, водные погружения и т.д. и т.п.



Экспедиция определяла границы озёр Тёплое и Чудское, какими они были в 13-м веке (тогда они были менее полноводными).


Гидрологи находили остатки песчаника, из которого когда-то и состоял Вороний Камень, представляющий собой в те времена утёс.


А для погружения использовались вот такие костюмы.


И ведь нашли точное место, определили и доказали =)
Музей оставил очень тёплое и позитивное впечатление. Владимир рассказал и о дальнейших планах развития музея, вернее, теперь уже историко-культурного центра, а Татьяна подарила нам, как первым посетителям в новом году, одну из книг Владимира о Ледовом Побоище. В общем, будете пролетать мимо - советую не пролетать, а заехать в гости. Контакты искать на их сайте: ledovoe-poboische.ru

Ко всему прочему, меня восхитил и сам Владимир. Это человек, который делает своё любимое дело, который живёт им и приносит в этот мир небольшой кусочек... гармонии что ли? Или чего-то редкого и полезного? Подобное чувство у меня возникло в Музее обороны полуостровов, который находится на полуострове Средний (Кольский полуостров) в Мурманской области. Там тоже уютно, по-домашнему, спокойно. Там тоже энтузиазм. Там тоже человек, который делает своё любимое дело и дарит другим свои знания и свои чувства.
Именно такие люди и восхищают. Они не требуют почестей, не требуют славы. О них так просто и не узнаешь, только если друзья скажут, мол, представляешь, путешествовал там-то и заехал в такой-то музей, и там так здорово, будешь ехать мимо - обязательно посети, поверь мне, оно того стоит.
В итоге, так и делаешь, встречая на своём жизненном пути ещё одного настоящего человека.
И нет ничего удивительного в том, что книги отзывов, которые есть и в Музее обороны полуостровов, и в музее в Самолве, постепенно пухнут и толстеют от количества добрых слов.

День клонился к вечеру, мы покинули Самолву, проскакали по гребёнке, покатались по замёрзшим колеям, попрыгали по ямам и вернулись на дорогу Гдов - Псков. Свернули в сторону Пскова.
По пути в Псков мы остановились в паре мест.
Возле деревни Жидилов Бор осмотрели мемориал ВОВ - в годы войны здесь проходила оборонительная линия "Пантера".


Здесь же установлен памятный обелиск Коровину И.С., командиру отделения 286-го стрелкового полка 90-й стрелковой дивизии 42-й армии Ленинградского фронта. Во время сражения он закрыл своим телом пулемётный дзот, чтобы остальные солдаты могли выполнить поставленную боевую задачу.
Коровину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Второе место, в которое мы решили заехать, расположилось прямо возле Пскова - мемориал "Ледовое Побоище". Проехали мы к нему с приключениями. Если бы звёзды сложились самую малость не в нашу сторону, весёлый вечер с лопатами и цепями нам был бы обеспечен. Но не сложились. Звёзды были на нашей стороне.
- Вон он, мемориал! Отсюда виден! - сказал Витя, показывая в сторону куда-то на далёкий горизонт.
- Да, вижу. Поворот к нему чуть дальше, - в этот момент мы стояли на светофоре.
- Почему дальше? Вот же дорога!
- Где дорога?
- Да вот сразу за светофором сворачивай.
- Но это не дорога.
- Это дорога!
- Я не вижу дороги!
- Это - дорога! Давай поехали.
- Ну дорога так дорога, раз уж ты, как штурман, в этом так уверен...
Дорога и вправду была похожа на дорогу, но следов на ней почему-то не было. Я спокойно поехала вперёд, не ожидая подвоха. Меня смущало только полное отсутствие машин. С другой стороны, праздники же, людям, наверное, мало интересно ехать смотреть на мемориал Александру Невскому в сумерках...
Проехав немного вперёд, Кайрон начал стремительно погружаться и идти ко дну, провалившись левой стороной по самый порог в какую-то жижу.
Я тут же забыла, что я на заднем приводе, а потому дала газу, Кайрон проплыл вперёд и сел окончательно. Пластиковый бампер отказался изображать из себя атомный ледокол.
- Дорога, говоришь? - поинтересовалась я у Вити.
- Упс! Ну давай полный и назад.
- Зачем назад? Давай вперёд! – теперь у меня включился режим бессмысленных авантюр и беспощадности.
- Назад, какой вперёд?!
- Так вперёд же проще выехать!
Я включила полный привод, а до кучи пониженную передачу, попыталась дёрнуться вперёд, Кайрон поехал и начал тонуть ещё глубже.
- Не спорь. Давай назад.
- Ладно.
На пониженной, аккуратно дозируя газ, чтобы не сорваться в пробуксовку, я сдала задним ходом и чудом выехала из внезапно случившегося болота. Кстати, на шоссейной резине. Пожалуй, дизель с хорошим понижением - это очень приятный бонус, когда случайно сыграл в грязевой ледокол.


На мойках предлагают услугу по "очернению" резины? Я знаю, как её сделать более брутальной, чтобы все джиперы завидовали. И сразу не видно, что шоссейка! =)



Оценив масштабы грязевой трагедии на колёсах, тормозных дисках и суппортах, мы разумно решили, что ломиться по-новой вперёд нет никакого смысла. Куда приедем - непонятно. Как скоро утонем - тоже непонятно. Да и мы так, достопримечательности посмотреть хотели, а не машину топить.
Кроме того, сделали вывод, что в любой поездке крайне важна совместная голова штурмана и пилота. Если хотя бы один из этих двоих людей говорит, что, мол, не надо туда лезть, - лучше не лезть. А вот если пилот или штурман катается в одиночку, то велик риск допустить победу шила в попе, а не разума.
Мы выехали обратно на дорогу общего пользования и всё-таки доехали до правильного поворота. На котором даже большой указатель стоял "Мемориал Ледовое Побоище - это туда".
И эта дорога до мемориала была обычной и нормальной. Никакого экстрима и никаких приключений.

Кайрона оставили на парковке, заприметили два огромных холма, с которых народ радостно катил на тюбингах, дошли до мемориала, осмотрели его.
Мемориал Александру Невскому был установлен в 1993 году. В высоту он имеет 30 метров, а весит 163 тонны. Изначально его хотели поставить непосредственно на месте сражения, однако на Чудском озере его ставить нынче некуда - всё ушло под воду из-за изменения озера. Посему поставили здесь, на горе Соколиха.



С приходом темноты мы вернулись в Псков, заехали покушать и стали думать, чего мы хотим дальше.
- Я не знаю, чего я хочу, - честно сказала я. - Есть Изборск.
- А что там?
- Крепость.
- А что в ней?
- Не знаю.
- Она красивая?
- Не знаю.
- Поедем?
- Не знаю.
- Ты хочешь ехать?
- Не знаю.
- Тогда едем.
- Хорошо.
Кстати, такой диалог - это порою типичное решение вопроса выбора той или иной жизненной траектории. А что, как один из вариантов.
Вот так спонтанно мы решили поехать в Изборск, хотя изначально туда не планировали. Ехать оказалось недолго - километров 30 от Пскова по уже ставшей привычной хорошей дороге.

Изборск встретил нас темнотой. На Яндекс.навигаторе мы нашли месторасположение крепости, попытались проехать к ней. Изборск продолжал потчевать нас темнотой и редкими фонарями, добавив кучу запрещающих знаков проезда. Мне тут же стало казаться, что мы какие-то разведчики, пытающиеся под покровом ночи незаметно пробраться сквозь все запреты в самое сердце города.
Запрещающие знаки, которые мы пытались соблюдать, завели нас на тёмную-тёмную улицу. Мы оставили Кайрона под единственным более-менее ярким фонарём, закрыли его, я задумалась, не надо ли его заодно замаскировать снегом и ветками, чтобы нас не поймали с поличным в этом тупике запретов. Но решила воздержаться. Это же просто запрещающие знаки и не более.
Свой путь мы продолжили пешком по тёмной-тёмной аллее. Из темноты на нас иногда выпрыгивали деревья, чьи-то маленькие домики и опять же запрещающие всё и вся знаки.
В кромешной тьме, напоминающей бездну, мы дошли до конца дороги и обнаружили перед собой силуэт какого-то маленького разваленного кирпичного строения.
- Здесь должна быть крепость, - уверенно сказал Витя.
- Но её здесь нет, - ответила я, пытаясь настроить зрение под всевидящую кошку.
- По навигатору она здесь.
Мы прошли немного вперёд, тихонечко хрустя снегом под ногами. В осязаемой темноте было совершенно пусто, и мы уж на пару секунд приуныли, что вот это небольшое разрушенное кирпичное строение - это и есть вся сохранившаяся с давних времён крепость.
- Нет здесь никакой крепости, нас обманули, - идя вперёд, стала бурчать я себе под нос, глядя под ноги, чтобы не споткнуться.
Тут перед собой я увидела ещё один кусок чего-то кирпичного. Подняла голову. Присмотрелась. Ещё присмотрелась.
И осознала весь масштаб.
Прямо на нас из тьмы выступил огромный силуэт боевой башни.
Я остановилась, как вкопанная, замерев на несколько секунд, прежде чем сумела хоть что-то сказать:
- Охренеть! Вот это махина!
Силуэт нереально огромной башни затмил собой всю виденную вчера псковскую крепостную стену. В Изборской крепости нет какой-то эстетической красоты или утончённости. Они ей не нужны. Изборская крепость поражает своей естественной сущностью - настоящие боевые башни, которые были возведены не для ласкания взора, а для своей прямой задачи - обороны.
Дальше мы ходили вокруг этой башни, не в силах перестать восторгаться и любоваться. Забегая вперёд, скажу, что, к сожалению, большого количества фотографий этой крепости я вам не покажу... Темнота была совершенно кромешной, у нас не было штатива, а потому фотоаппарат нормальные фотографии попросту не делал, а показывать вам кучу картинок а-ля "сделано на тапок" смысла не вижу. Просто вообразите себе мысленно эту боевую махину и поверьте на слово - крепость поражает своим масштабом и размахом!
От башни вдоль стены мы пошли вокруг крепости, нашли вход внутрь, попали на территорию. Внутри всё было погружено в такую же темноту. Подсвечивающие фонари мы обнаружили, однако они все были выключены - светодиоды что ли экономят? В одну из башен мы нашли открытый вход. Больше всего поразила толщина стен этого боевого сооружения.


Дальше мы пытались что-то сфотографировать во тьме внутри башни, но минут через пятнадцать оставили это неблагодарное дело и отправились дальше на ночную прогулку.
На крепостную стену мы нашли лестницу, вход был открыт, поднялись наверх, прогулялись. Увидев таблички с исторической информацией, в больших количествах висящих вдоль нашего маршрута, я сделала вывод, что здесь наверняка проходят экскурсии, на которые я тут же захотела попасть. Но, увы, осуществить такое желание кромешным вечером январского праздника было нереально.
Мы прошлись по стене, спустились по лестнице внутри другой башни. Поняли одно - вот сюда мы бы ещё раз вернулись. Днём. В какой-нибудь будний день, чтобы людей было поменьше. Поставила себе очередную галочку на будущее.


Вернулись к Кайрону и, полные впечатлений от сегодняшнего дня, поехали в Псков в гостиницу.

@темы: дороги и направления, УАЗ дубль 3: made in Korea