Светоч
Уходя гасите всех (с) надпись на выходе из тира
Утро. Темно. Сонно. За окном - молчаливая, ленивая суббота, нехотя включающая такой же ленивый рассвет. По субботам надо спать. Видеть сновидения часиков до 10, а потом по-кошачьи тянуться и долгие минуты выползать в реальный мир, который постоянно что-то от тебя хочет и зачем-то заставляет просыпаться.
Сонное рассветное утро. Монгольский чай, по вкусу очень напоминающий пуэр, но с примесью земельного оттенка, бодрит не хуже кофе. Тихо сопящий сигнализацией Кайрон выглядит довольно бодрым, однако я чётко ощущаю его чувства - он тоже ленится, по-кошачьи потягивается, сонными фарами смотрит на сонный рассвет. Его бодрят свечи накаливания, заставляя проснуться окончательно, поэтому последующий запуск двигателя - уверенный и весёлый. Кайрон тарахтит дизелем, громко заявляя, что готов к очередным трудностям, путешествиям и авантюрам. Он такой же авантюрист, как и я. Главное, чтобы было интересно, познавательно и, может быть, чуть-чуть экстремально.
В это ленивое субботнее утро - прочь сон! Мы едем на Кросс-Трак =)

Кросс-Трак - мероприятие от автомобильного клуба Car Trevel в честь Дня Рождения - ему исполнилось 4 года. В прошлом году я была на этом мероприятии: svchost.diary.ru/p208122197.htm. Тогда кросс проходил под Бронницами. Мы с Кайроном месили снег, а с Эллой и нынешним её/моим бывшим УАЗиком коптили планету. Было эпично, драйвово, но при этом - очень уютно и по-домашнему, без пафоса и лишней толкотни. Мероприятие мне очень понравилось, поэтому в этом году я решила однозначно - еду.
И поехала.

Кросс-Трак 2017, случившийся 11-го февраля, проходил в двух километрах от МКАД по Осташковскому шоссе - там расположилась трасса для заездов. Из своей подмосковной деревни я долетела быстро, нигде не заблудилась, съехала, куда надо, развернулась на нужном развороте, прибыла к искомому КПП и добралась до места проведения кросса без навигационных приключений, приветствуя организаторов чуть раньше 10 часов утра.
Организаторы встретили, дали наклейки и памятку техники безопасности, пропустили на парковку, объяснив, где парковаться. В памятке по безопасности я прочитала интересную фразу (да, я читала памятку безопасности; я такая въедливая и нудная, ахаха) о том, что пилот обязан слушать адекватные требования маршалов трассы. На парковке я нашла Эллу - нынешнюю владелицу моего УАЗика - и мы с ней сделали традиционное ритуальное "уиииииии", а затем обсудили, какие требования маршалов считать адекватными, а какие - нет. Пришли к выводу, что если никто не видит, можно творить угар, ужас и другие прилагающиеся к блек джеку вещи, а если маршалы будут мешать нашему угару, то можно ответить, что требование прекратить угар неадекватно.
Ах да, ритуальное "уииии". Наше "уиииии" - это очень громко, протяжно и может сильно ударить по ушам, поэтому если вы хотите его послушать, предварительно здраво оцените свои силы. Если же вы не хотите его слушать, то правильно. Не слушайте. И прячьтесь, прячьтесь, звуковая ударная волна слишком вездесуща и может настичь вас даже в самых укромных и тёмных уголках планеты!


Сделав "уииии", наклеив наклейки со стартовым номером на своего Кайрона (номер 25), я огляделась вокруг и оценила масштабы автомобильной трагедии, которую предстояло осуществить мне и моей машине. Вокруг меня раскинулись кроссовые трассы. Одна - для мотокросса, вторая - для автомобилей. По мотокроссовому треку носились мотоциклисты. В дальнейшем они напомнили мне не то жуков, не то стаю комаров - они очень задорно жужжали, то приближаясь, то отдаляясь, так что складывалось ощущение, что эти жуки в любой момент могут напасть. Но очередное приближающееся жужжание вдруг удалялось - и отступал ужас человека, бывавшего в Карелии и на Кольском и помнящего, что такое северные любвеобильные насекомые, желающие тесного знакомства. Вдруг мотокроссовые жужи - это переродившиеся карельские комары. Вдруг они хотят напасть и съесть. И пожужжать всю ночь на ухо.
Затем я обратила свой взор на трассу для автомобилей. Она была пуста и извилиста. Вдали катили автомобили по МКАДу, над нами высились опоры ЛЭП. Трек имел покрытие из льда и снега, повороты были очень и очень круты, а по бокам дороги стоял стеной неприветливый и жёсткий снежный бруствер.

Брифинг начинался только в 11 с лишним часов, поэтому у нас было время походить по парковке и ритуально поприветствовать все присутствующие УАЗики, а УАЗики, соответственно, могли ритуально поприветствовать нас в ответ. В первую очередь, я побежала к своему любимому бывшему моему-не моему Хантеру. Ему мы с Эллой совершили самый низкий ритуальный поклон, потому что Элла хотела показать мне кое-что под днищем. Там висел на соплях брызговик, на котором заржавело и сгнило крепление.
Я долго и грустно смеялась, а потом сказала, что брызговик можно примотать к УАЗу стяжками или изолентой. Но это может быть опасно - учитывая ауру УАЗика, изолента тоже может заржаветь. Я вообще не удивлюсь, если увижу у Хантера пятна ржавчины на пластиковых деталях. По ходу дела, это карма за неправильную фазу Луны и Тельца в Близнецах в тот день, когда этому дизельному лапе проводили обработку деталей, ставших затем квадратным харизматичным кузовом.
Потому что рамка лобового, которую Элла поменяла буквально осенью (и заантикорила!), тоже начала покрываться поверхностной ржавчиной.
Мы посмеялись, что вокруг Хантера образовалось пустое пространство - видимо, автомобили боялись вставать рядом - могли заразиться и тоже заржаветь. Смелым оказался только блестящий белый Мерседес. Если на нём когда-нибудь появится "жучок" - это будет определённо вина УАЗика.

Ну а дальше было непосредственно ритуальное приветствие - это когда УАЗ открывает капот. Теперь это традиция: если на кросс приехали УАЗы, им всем надо пооткрывать капоты. Не важно, что из УАЗа ничего не течёт. Не важно, что под капотом всё хорошо. Не важно, что шланги новые, не потрескавшиеся, двигатель ровно работает, ремень крутит шкивы, жужжат насосы, вылупились на внешний мир лопатки турбины. Главное - капот должен быть открыт.



Мы осмотрели подкапотное пространство Хантера, перешли к следующему Патриоту, потом к следующему.


В какой-то момент отвлеклись на собаку команды Shaman Travel.


Время подоспело к 11 с лишним часам, посему остальные УАЗы поприветствовать не успели, пошли слушать брифинг.

Брифинг. Бог-Император направляет наш взор.


После него нас ждал ознакомительный круг на автомобилях по трассе.


Моё естественное адекватное состояние.


Гуськом проехали круг.


Я включила на Кайроне полный привод и не выключала его вплоть до вечернего выезда за пределы КПП. Трасса виляла поворотами на 180 градусов, под колёсами был лёд, я ехала и, как полагается, боялась. Я же не экстремал. Что я делаю здесь на кроссе?
После ознакомительного круга начались непосредственно заезды в порядке выстроенной организаторами очереди. Вначале шёл класс моноприводных автомобилей, затем - автомобилей с полным приводом на электромуфте. Один раз на трассу выпустили местного профессионала на подготовленной для таких кроссов Субару.


Он показал нам высшее мастерство, красиво входил в повороты, брызгался снегом и кашей из-под колёс, фырчал, моммухал, хлюпал и хлопал, а затем улетел в бруствер. Его поехал спасать Олег на Патриоте.

На фото, кажется, не Субару, а Шкода Йети. Она улетела в бруствер там же, где и Субару.


Про Олега мне хочется сказать отдельно - он был эвакуатором на трассе и главным поваром. Он собирался готовить плов. Настоящий вкусный плов в огромном казане. Запомните этот плов - в дальнейшем он сыграет важную роль в нашей с Кайроном жизни.
Олег вытащил Субару, вернулся. Субару поехал ещё один круг и опять улетел в бруствер на том же месте. Олег поначалу даже не поверил, что никто не прикалывается, вызывая его по рации на трассу второй раз.

Вторую важную роль в нашей с Кайроном жизни сыграл Лёша Джаггернаут. Перед заездами он внушил мне мысль, что я должна быть круче всех, быстрее всех, смелее всех и так далее. Я аккуратно отмазывалась от этих почестей, разумно объясняя, что я флегматик, тормоз, у меня слишком развит инстинкт самосохранения, я консервант и пенсионер, езжу медленно и на газ жать не умею. Даже несмотря на чип-тюнинг двигателя.
Лёша пообещал, что положит мне кирпич на педаль газа - а дальше, мол, крути рулём, как хочешь.
А если одного кирпича будет мало, то он положит второй.
И вообще со мной в машине будет ехать Элла, которой Лёша даст россыпь кирпичей и за каждый мой сброс газа она будет подкладывать мне новые и новые кирпичи на педали. На это я резонно заметила, что на таких скоростях я самолично стану заводом по производству кирпичей и Эллины кирпичи мне уже не потребуются. Если же я не смогу правильно крутануть рулём, то мне придётся строить новую трассу и пробиваться на МКАД.

Своей очереди мы ждали долго, за это время успели пообщаться с присутствующим народом, понаблюдать много заездов, выпить кофе и заглянуть в палатку с недорогими полевыми обедами. Мы шутили и смеялись, а Элла показала мне записанную схему трассы, в которой я ничего не поняла. Элла, кажется, тоже.

Зрительская зона трассы.


Долго ли, коротко ли, а очередь неминуемо близилась к классу настоящих внедорожников. Вот пошёл ставить временные рекорды Isuzu VehiCross.


Вот величаво и отчаянно рванул на трассу Лёшин SY Rexton.


А за ним - моя очередь!


Элла была штурманом у четырёх разных людей, в том числе и у меня. Когда закончил заезд Лёша, я дождалась, пока он выгонит Эллу из Рекстона, пока она добежит до моего Кайрона и загрузится внутрь. А маршал трассы в лице ещё одного Олега даёт отмашку на первый "пристрелочный" круг.
Я специально стартую как можно более красиво, подзакидываю обороты, буксую и срываюсь с места, лечу до первого поворота, как заправский гонщик, а за поворотом, когда никто не видит, включаю свой привычный режим флегматичности и торможения. Элла читает схему трассы и до меня доходит простая вещь - я понятия не имею, что мне делать с этой информацией.
- Левый два!
- Эээээ. Ок.
- Правый четыре!
- Эээээ.
- Левый четыре!
- А это... а что делать-то надо?!
Но Элла не отвечает мне и лишь продолжает сыпать своими "левый", "правый", "три", "пять", "шпилька".
- Что такое шпилька?
- Ну вот мы сейчас её проходим.
- Хорошо, я буду знать, что это поворот на 180 градусов. Но что мне надо с ним делать - я понятия не имею.
В общем, оказавшись на трассе, я традиционно растерялась - здесь же надо всё делать быстро и красиво, надо скользить в поворотах, заносить заднюю ось, брызгать снегом из-под колёс... а у меня чего-то не получается. И очень жаль, чем скучнее едешь, тем меньше тебя будут фотографировать!

О наиболее сложном месте трассы Элла предупредила меня обычными словами, а не терминами: это был снежный подъём, после которого вылетаешь на голый лёд, перед тобой - бруствер, а поворот - левая "пятёрка". Так вот важно было начать тормозить ещё на подъёме. Именно в этом месте два раза припарковался в бруствер гонщик на Субару.

Проехала ознакомительный круг, остановилась на старте, Олег поднял руку... внимание. Поехала!
На зачёт надо было проехать два круга.
В основном, я традиционно не понимала, что делать. Ну то есть Элла опять мне что-то говорила про шпильки, а я вдруг осознала, что быстрее воспринимаю трассу глазами, чем ушами, но легче от этого не становится - в бруствер я, конечно, не улетаю, но скорость у меня - так себе. Кстати, понятия не имею, на каких скоростях я ехала - времени посмотреть на спидометр попросту не было! Я доходила до четвёртой передачи и ехала, в основном, на третьей и четвёртой. Так что примерную скорость можно прикинуть.
Как вёл себя Кайрон? Честно - великолепно! Очень быстрые разгоны на прямых участках трассы, мгновенная реакция на педаль газа - в меня потихоньку начал аккуратно заползать кайф от чёткости реакций машины. Но поскольку я флегматик, эти два зачётных круга я, фактически, продолжала в трассу вкатываться. А потому приехала к финишу лишь через 4 минуты и 14 секунд (я не последняя в итоговой таблице и в своём классе, но всё равно медленно).



Закончив заезд, я осталась в некотором недопонимании - что это было? Вроде кайф и весело, а вроде... а, поняла. Мало! Чего-то очень мало! В прошлом году три круга по снежной мешанине сначала на УАЗе, затем на Кайроне дали столько адреналина и драйва, что мне хватило сполна. А сейчас... я ехала недостаточно технично - и не успела насладиться поворотами и своей машиной.
Уехала на парковку, а заезды продолжились - УАЗ-Хантер Дениса, пара УАЗ-Патриотов... Я же направилась прямиком к Лёше Джаггернауту с целью покаяться.
- Прости, Лёша, - склонила я голову перед ним. - Я не стала победителем и не показала лучшее время.
- Значит, пока не научишься ездить, с трассы не выпущу! - и Лёша адски захохотал.
- Ух ты, правда? - обрадовалась я. - А можно будет ещё поездить?
- Конечно, а как ты будешь учиться и получать разрешение поехать домой?

Мы дождались окончания заездов. Затем было награждение, где организаторы поздравили победителей в каждом классе красивыми кубками, остальным вручили дипломы участников.


В стороночке суетился Олег и делал плов. Казан привлекал объёмом высыпаемой в него моркови и риса (или к тому моменту там уже вовсю готовилось мясо?).


Большая часть участников засобиралась домой (а кто-то уехал до награждения), кто-то остался ждать плова, а кто-то потянулся в сторону трассы.
- На свой страх и риск все участники и зрители могут покататься по трассе, - на радость всем сообщил Лёша TaleSpin, самый главный человек в клубе Car Travel.
Я схватила с собой Лёшу Джаггернаута, который должен был оценить мои навыки вождения и дать мне разрешение на выезд домой. А заодно - Серёгу, оторвав его от казана с шеф-поваром Олегом. Они сами сели в моего Кайрона, я даже их не заставляла этого делать. Прыгнула за руль и - на трассу!
И вот тут на меня наконец-то напал драйв, угар и отчаянность.
Видимо, ощущения после зачётных кругов за период отдыха слегка переварились, осели правильными реакциями в организме и позволили слегка позажигать - в меру возможностей моей флегматичной нервной системы, моей машины и моего сцепления =)

Я нажала на газ и мы поехали на трассу.
Забегая вперёд, скажу, что суммарно мы накрутили кругов 5 или 6. В моё распоряжение попала длинная извилистая снежно-ледовая трасса. Меня с неё никто не прогонял и я могла творить на ней всё, что хочу.
Ну, я и творила.
Крутые повороты, постоянная работа рулём, отработка техники вхождения в повороты. Я давила на газ и на коротких участках дороги Кайрон резко набирал скорость со второй до четвёртой передачи. Я давала лишку при нажатии на тормоз - и трещал АБС. Я попадала в лёгкие ритмические заносы и много крутила рулём. Мы втроём хохотали и умудрялись ещё и шутить и общаться прямо в процессе заносов и "шпилек". Мы почти задевали бруствер на очередном повороте, Кайрон уверенно, громко, но совершенно не напряжно урчал двигателем. Его полный привод, опасный парт-тайм, оказался вполне дружелюбным и понятным, он держал машину на льду и срывался в занос вполне предугадываемо. Серёга кайфовал от наших пируэтов, Лёша давал ценные советы и комментарии, а я училась и постепенно улучшала своё время - меня же домой не отпустят, если не начну показывать высший класс :D До Субары, конечно, мне было крайне далеко, но, думаю, своё зачётное время я всё-таки улучшила. Чуть-чуть.
И где-то круге на 5-м я красиво летела в очередной затяжной поворот, не удержала Кайрона, зад обогнал морду, я погасила колебание только в одну сторону, а во вторую не смогла - и мы задорно, весело и счастливо развернулись багажником вперёд и на удивление мягко и нежно впечатались левой стороной в бруствер.
Почему-то бруствер вызвал у меня кучу восторга и неподдельной радости.
Включила пониженную передачу и довольно легко выехала из снежного плена. Я знаю, почему на таких "моноприводных" кроссовых трассах довольно приятно ездить на полноприводном автомобиле. Ответ прост: в случае чего можно самостоятельно выбраться из снежного плена без помощи машины-эвакуатора.
На удивление, после этих 5 или 6 кругов я поняла, что устала. Внимание замылилось, реакции снизились, я начала чаще путаться в передачах и работе рулём. Казалось бы, всего ничего ездила, а усталость замаячила где-то на задворках. Мне понятно, почему: ты каждый метр едешь в постоянном напряжении и в полной концентрации на дороге и автомобиле, каждую секунду; потерял на пару мгновений концентрацию - и всё, чувство техники потеряно.
Поэтому Лёша великодушно разрешил мне отдохнуть. Ему всё понравилось и он дал мне благословение на покидание данного мероприятия и отъезд домой.

А вот Серёга сказал, что был бы не прочь покататься ещё. Но чуть позже.
Я сбегала к Олегу и узнала, как дела у плова и не пора ли его уничтожать. Плов чувствовал себя отменно, поплюхивал в казане, но на свободу пока не просился.
Поэтому я поехала покататься пассажиром на моноприводе.
Основное, что я в очередной раз поняла, - дизель рулит. На бензиновой машинке водителю приходилось держать постоянные высокие обороты, двигатель выл и надрывался, а позже и сцепление напомнило о себе лёгким неприятным запахом, знакомым большей части автомобилистов.
Плов готовился и вылазить из казана не хотел.
Поэтому мы поехали покататься по трассе на УАЗ-Хантере Эллы. Она за рулём, я штурманом.


Здесь я поняла следующую вещь: снежно-ледовая ровная трасса для Хантера со слабеньким ЗМЗ-514 - не его стихия; двигатель разгонял машину слишком медленно на прямых участках трассы, не хватало подхвата на низах, короткая база стремилась уйти в занос при любом удобном случае. Чтобы УАЗ хоть как-то ехал, Элла держала повышенные обороты, из-за чего надрывно выл двигатель, вгоняя нас в уныние. Дизель должен мурчать, а не выть.
Определённо, прошлогодняя трасса Кросс-Трака больше подходила Хантеру - тогда он показал весь свой эпик-эпик, драйв-драйв.

По возвращении с трассы мы опять проверили плов. Плов дремал в казане, сладко мыркал и не стремился уходить из горячей ёмкости в холодную зимнюю реальность.
Поэтому я взяла Серёгу, мы вновь загрузились в Кайрона... и опять поехали кататься по трассе.
В общем-то, всё было так же, как и в наши предыдущие 5 кругов: крутые повороты, разгоны и торможения, красивые и некрасивые вхождения в повороты, отработка навыков и техники. На некоторых участках у меня начало получаться красиво заносить зад, проходить поворот в скольжении боком, а затем выравнивать Кайрона и по ровной траектории уходить вперёд.

Смеркалось.
В бруствер мы больше не улетали, лишь один раз немного крутанулись на том сложном участке со снежным подъёмом и голым льдом сразу за ним, но сумели быстро оттуда убраться.
Один круг, второй, четвёртый, пятый, седьмой...
Смеркалось.
А потом опять смеркалось.
Я так увлеклась процессом вождения, что ребята, оставшиеся наверху в лагере возле казана, вдруг осознали, что меня надо спасать. Они решили, что я попала в замкнутый круг, из которого не могу найти выход. Они махали мне руками с возвышения, что-то пытались объяснить и показать, но моя лента Мёбиуса никак не хотела меня отпускать.
Шёл девятый круг.
И тогда они решились на смелый и отчаянный шаг, чтобы спасти меня.
Они взяли тарелки с готовым пловом, который наконец-то великодушно решил покинуть казан, и при очередном моём проезде мимо возвышения вышли на его край и наглядно показали, что сейчас сожрут всю вкусняшку без меня.
Таким образом, на этом 9-м круге я мгновенно сумела найти выход с трассы и вместе с Серёгой убежать к казану.

А дальше... стемнело, мы поглощали офигительный и очень вкусный плов Олега. Олег, кстати, рискнул прокатиться по трассе в темноте, но улетел в бруствер, его поехал спасать Егор на другом Патриоте. Все начали разъезжаться. В Хантер Эллы закинули дрова, Лёша вновь дал мне благословение, плов был уничтожен в больших количествах. Собрали лагерь. По машинам - и домой.
Осташковское шоссе, МКАД, небольшая пробка, загородная трасса - и я дома.

В заключение я хочу сказать большое спасибо клубу Car Travel за получившийся праздник. Всё прошло интересно и здорово, уютно и без суеты.
Теперь хочу ещё! :)

P.S. Огромное спасибо всем присутствовавшим фотографам - все фотографии для текста взяты у тех прекрасных людей, кто не поленился заниматься этим делом =)

@темы: УАЗ дубль 3: made in Korea, УАЗ после продажи: жизнь Дизельного в руках третьего владельца, покатушки по говнищщщам