Светоч
Уходя гасите всех (с) надпись на выходе из тира
Примерно полгода назад я сделала Кайрону чиповку двигателя у известного мага и чародея Ромы Вахмурки. Об этих восторгах я, как всегда, сочинила очень много буковок: svchost.diary.ru/p211663531.htm
Все эти полгода я ездила и радовалась, ведь мой прекрасный Кайрон стал на ещё один шаг ближе к совершенству. Новая прошивка казалась мне идеальной, ведь в ней прекрасно всё - тяга, расход, поведение машины... "Наверное, мозги Кая достигли своего совершенства; они познали всё прекрасное, что есть на планете, и теперь растворились в нирване, наслаждаясь новым вариантом литья кристально чистой соляры в котлы и даря чувство наслаждения водителю и пассажирам", - решила я и впала в состояние перманентного восторга, которое постепенно стало привычным и фоновым, но не проходящим.
А тут вдруг Вахмурка связался со мной опять - так и так, говорит, есть тема, сделал тестовую прошивку для МКПП евро-3, давай ливнем на низы.
- Но куда уж совершеннее?! - удивилась я. - Ведь совершенство достигнуто! У Кая и так низы дикие, не знаю, куда от них деваться, перестала ездить выше 2000 оборотов.
- Нет совершенству предела... - хитро сказал Рома и пригласил в гости.
Чёрт! Делать нечего :) Пришлось ехать повышать предел совершенства.
Рома сказал, что новая прошивка - полностью тестовая и пока что ей необходима обкатка. А я чего, я согласилась.
Дальше Рома действовал, как и в прошлый раз: достал свой волшебный ноутбук, волшебный смартфон, воткнул волшебный провод в диагностическую колодку иии... 100%, загрузка завершена, поехали кататься!
Гоняли Кайрона в разных режимах, где-то Рома остался недоволен, но, в основном, от своего детища он пришёл в восторг. После каждого тестового круга он менял параметры, немного корректируя работу двигателя, и мы уезжали на следующий тестовый круг. В моменты, когда маг и чародей Роман корректировал параметры, за ним очень интересно было наблюдать: он быстро-быстро переделывал что-то на ноутбуке, куда-то там жмакал, писал циферки, при этом говоря "так, тут убавить... тут прибавить... добавим тягу к жизни... сместим кислятину в камаз... разожмем дымность... а не слишком ли эффективно оно будет тогда сгорать? Сейчас проверим!".
Правда, совершенства мы в этот раз не достигли, но то, что оно где-то рядом, - это точно =) В прошивке осталась пара моментов, которые требуют решения, но сходу на коленке Рома победить их не смог - честно признался, что ему надо решить парочку дифференциальных уравнений. В любом случае, домой уехала, кажется, опять на новом автомобиле.

В общем, не буду томить, а перейду сразу к восторгам, что я нынче имею в своём любимом Кайроне:
- основное, что хотел победить Роман, но что удалось победить не совсем до конца, - провал и рывки при переключении с первой на вторую передачу. Да, у МКПП есть такая проблема, что переключения со 2-й на 3-ю, с 3-й на 4-ю и с 4-й на 5-ю происходят спокойно и нормально, а вот с 1-й на 2-ю - постоянный рывок и поддергивания машины, из-за чего переключать приходится аккуратно, неторопливо и плавно. На этом, кстати, теряется скорость при разгонах. Я всегда это связывала с особенностями конструкции коробки, ведь она древняя, и, наверное, временами не совершенная. Но Рома показал, что дело в мозгах машины, а не коробке. В итоге, он добился того, что ближе к 2500 оборотам переход с 1-й на 2-ю происходит мягко и плавно - я думала, такое бывает только в сказке. Но сказка стала реальностью. Я даже сначала не поверила, что это мой Кайрон и он начал делать плавное переключение без рывков. Но, увы, побеждена эта штука не до конца. Сказка случается только на оборотах в районе 2300-2500. Ниже - всё те же рывки и дергания. Сказала Роме - обещал додумать, допилить и таки победить =)
- первая передача стала как будто более длинной и более рабочей;
- ещё мягче стали переключаться передачи вниз;
- Роман действительно "ливнул на низы": Кайрон теперь умеет без рывков, без попыток заглохнуть, а уверенно и легко трогаться со второй передачи... и с третьей тоже. А с первой - можно довольно грубо бросить сцепление, а он всё равно поедет. Вахмурка это назвал "тягой к жизни". В общем, у Кайрона тяга к жизни теперь колоссальная. Ах да, за счёт этой тяги автомобиль ещё легче и увереннее стал разгоняться с 60 км/ч на пятой передаче. По своему поведению он реально стал приближаться к моему бывшему УАЗу с тупым и простым 514-м дизелем, на котором воткнул пятую на 40 км/ч - оп-па, коробка-автомат, кинул сцепление при трогании со второй в горку - оп-па, сзади облако черного дыма, но он всё равно поехал. Кайрон, конечно, такого дизельного УАЗного дао не достиг, но определенно стал к нему ближе. Но, естественно, злоупотреблять троганием с третьей и катанием на 50км/ч на пятой не желательно - Рома честно предупредил, что это повышает износ сцепления. Но сам факт, что теперь так можно делать, греет душу;
- кажется, у машины ещё прибавилась динамика. Опять же - пуляния с места с рёвом и сожжением резины нету. Остался уверенный и плавный разгон, но теперь он происходит как-то слишком быстро. Что-то такой нажал на газ, хоп-хоп - и уже 100 км/ч. Моя флегматичная нервная система поначалу даже пугалась с непривычки. При этом такое чувство, будто быстрота разгона берется не за счет мощности, а за счет уверенной плавности. Не знаю, какое словосочетание лучше подобрать. Уверенная плавность - вот, пожалуй, лучшая характеристика.

Остальные вещи стали просто интересным познанием и удовлетворением любопытства. Холостые обороты стали 800 (меньше Кайрону кажется, что солярки поступает слишком мало, и он добавляет обороты сам), мгновенный расход топлива на прогретом двигателе (больше 80 градусов) повысился до 0,4 - 0,6 л/час. Рома предложил убрать торможение двигателем, чтобы после отпускания педали газа автомобиль продолжал двигаться с заданной скоростью, медленно её снижая. Попробовала эту штуку - лично мне не понравилась, попросила вернуть, как было, Рома вернул. Я же задумалась над тем, как здорово, что существуют такие автомобили, как Кайрон, и такие люди, как Вахмурка, и как здорово, что они встречаются. Это же надо - тебе могут настроить эффективность торможения двигателем под тебя. Это какая-то тончайшая притирка водителя и автомобиля, тончайшая настройка двух существ друг под друга. Вот так и происходит роднение человеческой души с автомобильной...
Кроме того, Вахмурка обратил моё внимание на то, что Кайрон у меня не дымит вообще.
- В горах дымил, как паровоз! - радостно ответила я.
- Ну, то в горах... А дизель и на равнине дымить должен, - задумчиво ответил Рома и стал настраивать дымность. - Хочешь, сделаю так, что при любом нажатии на газ за тобой будет черный шлейф тянуться?
Я сразу вспомнила свой старый добрый УАЗик, на котором можно было показывать своё "фи" любителям подкрасться сзади и погудеть в мост, - на дизельном Хантере при определенных манипуляциях с педалью газа и выбором передачи резонатор выпускал в гудящего плотную чёрную пелену. Улыбнувшись светлой ностальгии, я всё же ответила:
- Не, не надо. Давай пожалеем планету.
Тем не менее, с дымностью поигрались, но ничего хорошего из этого не вышло - при разжатии дымности на низких оборотах начинались рывки. Вернули всё, как было.
А я задумалась, почему же дизель должен дымить и почему, в таком случае, не дымит мой Кайрон с удалённым ЕГР и прошивкой? Слишком эффективное сгорание смеси? А чем оно плохо?
До кучи пожаловалась Роме, что запах из выхлопной трубы остался при прогревах на холодную - пассажиры в Дагестане при погрузке вещей в багажник были крайне возмущены. Вахмурка сместил запах из "кислятины" в "камаз". Ну, что сказать. Теперь в гараже пахнет камазом, зато глаза не пытаются вытечь :D

За сим мы закончили эксперименты и я стала кататься в своё удовольствие.
Вот за что хочу сказать Роме отдельное спасибо - это за то, что он не останавливается на достигнутом и продолжает что-то улучшать, делать, совершенствовать... Вроде всё, отличная прошивка получилась, супер! Но нет, Рома умудряется сделать так, чтобы лучшее стало ещё круче!

Я же некоторое время на прошивке поездила. Замерила расход на обновлении на первых 348 километрах, влила 26 литров, получила 7,4 литра на 100 км (но я ездила, в основном, по трассе). Второй трассовый замер выдал 31,2 литра на 427,2 км (7,3 литра на 100 км). Автомобиль действительно изменился. Один раз я даже шлифанула колесами при трогании с обочины, что для меня вообще не свойственно :) Задумалась над тем, не слишком ли стала избыточной для меня мощность? С другой стороны, пропавший, пусть и не до конца, провал между 1-й и 2-й передачами радует неимоверно. Жаль, что вылечен он не до конца, и, когда я опять втыкаю вторую передачу слишком рано, получаю рывки.
Теперь катаюсь и жду. Рома обещал таки достигнуть совершенства =)

Кто досюда дочитал, тот молодец и тому - бонус-фотографии, не относящиеся к теме записи, а относящиеся к нашей июньской поездке в Дагестан. В конце концов, я туда ездила именно на Вахмурковской прошивке, пусть и другой версии)))

1. Кайрон на перевале по пути к озеру Кезеной-Ам на границе Дагестана и Чечни.


2. Кайрон на самом высоком перевале Цунтинского района республики Дагестан.


3. Своротка к одним из многих горячих источников. Совсем-совсем погранзона =) Аж через две заставы сюда пускали! И на каждой заставе проводили полный контроль.

@темы: УАЗ дубль 3: made in Korea