В натуральном виде счастье всегда выглядит убого рядом с цветистыми прикрасами несчастья. И, разумеется, стабильность куда менее колоритна, чем нестабильность. А удовлетворенность совершенно лишена романтики сражений со злым роком, нет здесь красочной борьбы с соблазном, нет ореола гибельных сомнений и страстей. Счастье лишено грандиозных эффектов...
(с) Хаксли "О дивный новый мир"

Люблю я такие книги. В процессе чтения которых можно думать, рассуждать, предполагать "а вот если", уноситься мыслью.
А ведь Хаксли описывает счастье... построенное на все той же банальной пирамиде Маслоу. На удовлетворении потребностей, лежащих в основании пирамиды. Людей загнали в рамки этих потребностей и дали возможности для их регулярного и безотлагательного исполнения. В этом они и нашли счастье. Потребности удовлетворны? Да. Эндорфины поступают? Да. А почему не желать следующих ступеней пирамиды? А потому что не могут. Так в бутылях воспитали, что не могут и не умеют.
Как все просто.
Иногда бывает такое, что хочется выпустить наружу хлюпика, сидящего глубоко внутри, и начать тупое нытье "как все просто у простых людей, вот они вечером с работки пришли, в телек попырились, пивка глотнули - и все, они счастливы! А я, как дурак, о смысле жизни загоняюсь"... Но быстро себя одергиваю, загоняю хлюпика обратно в темный угол и вновь напоминаю себе, что радоваться надо тому, что имеем. Рассуждаю о смысле жизни? Хватает времени трепаться о совершенстве? Есть возможность проворачивать в мозгу гигантские философские теории? Страдать душой от выводов из этих теорий? Великолепно! Это же прекрасно! Это и вправду круто, ведь это означает, что я:
а) могу получать удовольствие от размышлений, суждений, общения на темы вечного, умного и прекрасного;
б) раз есть время на размышления и философские загоны, значит, потребности нижней части пирамиды удовлетворены, а это дорогого стоит, очень дорогого.
Я так и не поняла, хочу я жалеть людей из "Дивного нового мира" Хаксли или не хочу. Ведь они по-своему счастливы, причем счастливы искренне. Просто потому что не знают ничего другого. С одной стороны, их жаль, что они не знают этого "другого", не знают захватывающей бури эмоций, не знают кайфа от свободы выбора, не знают тех неописуемых ощущений, когда "жизнь бьет ключом, да все по голове". А, с другой стороны... зачем жалеть счастливых людей? Пусть их счастье "убогое" и выстроено на самых простых вещах, причем заложенных еще с бутылей такими же людьми, как они. Но ведь сами они чувствуют себя хорошо, не знают болезней и страданий...
А, с третьей стороны, им не дали свободу выбора.
Им не дали возможности оценить жизнь стабильную, простую и поэтому счастливую и жизнь бурную, колоритную, с болью, но и с радостями... и не дали возможности сделать после этого самостоятельный выбор между этими двумя жизнями.
Выбор сделали за них. За них решили. И на их основе построили то стабильное общество, описанное в книге, общество без горестей, без войн.
Вообще, это же классное общество, в котором нет войн, катастроф, болезней, все желания исполняются незамедлительно, все красивые, классные, любят друг друга. Но за такую утопию надо платить, и в книге об этом сказано. Вопрос - а оно стоит такой цены? Цена: отказ от свободы решений и от той части эмоций, которая немыслима без познания негатива, грусти, тоски, боли... Риторический вопрос... Ведь счастье может быть тихим, спокойным. А может быть безумно сильным, знаете, такое, которое захватывает все существо, целиком, до самых закоулков души, оно упоительное и штырит круче адреналина, но такое счастье можно познать только вкусив перед этим горя... Так что же лучше? Не знать никогда горя, но и не знать ТАКОГО счастья? Или же согласиться в своей жизни не только на позитив, но и на негатив...
Но самый забавный вопрос, который у меня возник в процессе чтения книги... там людей клепают просто-таки промышленным способом. Взяли одну яйцеклетку - и наклепали сотню людей. А как же души? А как же на всех хватает душ? Или же эти существа без души? Но как они могут быть без души, люди же, живые существа, не роботы, не клоны... Вот по этому поводу размышлениями унеслась еще дальше. Но там их столько, что можно сочинять отдельную книгу.