День 10.
13.07.2015
Перевал Теплый Ключ – плато Укок – перевал Теплый Ключ – Кош-Агач


Проснулись в 6 утра. На машинах и траве обнаружили иней. Половина нашей компании ночью замерзла. Кажется, температура воздуха опустилась ниже ноля.
Стандартно потратили 2 часа на завтрак и сборы. Знакомая горная погода традиционно радовала своим контрастом: под солнцем было ужасно жарко, а в тени – ужасно холодно.

Собрали лагерь и выехали в 8 утра. Поднялись на пригорок, где находились аилы, нас поймал местный хозяин аилов, мы воспользовались возможностью и традиционно расспросили его про всякую всячину. Он рассказал подробнее про дорогу на Укок и тропинки на самом Укоке, заодно подтвердил нашу догадку, что Шнивка туда не пройдет, вспомнил парочку историй про то, как кто-то утопил на Укоке машину и ее потом оттуда возвращали Уралом. Как и планировали, оставили Шниву на территории аилов, загрузили в нее все ненужные вещи (поскольку ехали на Укок только сегодняшним днем), взяли обед и самое необходимое, загрузились вдесятером в два УАЗа и поехали.
В 8:30 мы выдвинулись на перевал Теплый Ключ, ведущий на плато Укок.

Нам говорили, что самая тяжелая часть перевала – это, собственно, подъем туда от источников. Так и оказалось. Это была дорога, состоящая, в основном, из камней и булыжников, при этом она шла круто вверх...
Камни кидались в мост.
Камни втыкались в колеса.
Камни пытались скрести кузов.
Камни пытались достать до баков.
Камни, камни, камни...
Подъем в несколько километров до вершины перевала, который занял один час и сорок минут на первой, очень редко второй пониженной передаче...
Долго, муторно, медленно, тяжко...
...и невероятно красиво.
Такая красота целиком и полностью способна проникнуть в душу только в сочетании с трудностями.
Когда немного страшно - неверное действие водителя или ошибка штурмана приведут к удару в крышку картера моста и убитому дифференциалу. Когда очень восторженно - потому что вокруг невероятной прелести виды. Когда ты счастлив - потому что рядом свои люди, и это - наша команда, которая дружно преодолевает этот крутой подъем. Когда ты бегаешь вокруг машины, чтобы выбрать наилучшую траекторию движения. Когда высаживаешь из машины пассажиров, чтобы она шла легче. Когда виртуозно трогаешься с одного сцепления, чтобы проехать вперед заданные штурманом сантиметры - и не больше. Когда машине тяжело, она дымит, она отказывается ехать, но ты договариваешься с ней, веришь в нее, говоришь, что все будет хорошо, и машина тебя слушается и преодолевает очередной участок, усеянный булыжниками. Когда ты тут, среди склонов и гор, под высоким голубым небом, дышишь воздухом, наполненным самим ощущением этого далекого от цивилизации места.
Это красота трудностей. Красота тяжелой дороги. Красота камней, пытающихся повредить агрегаты машины. Красота гор, которые тысячелетиями стоят здесь и взирают на возню живых существ.
Это - перевал Теплый Ключ. Дорога на Укок. В Зону Покоя на Алтае.


читать дальше