Наш мир - это бесконечное количество выбора и возможностей.
Автомобили, мотоциклы, квадроциклы, велосипеды, собственные ноги... столько различной техники, на которой можно отправиться и в небольшое однодневное, и в полноценное многонедельное путешествие. Каждый выберет и предпочтет что-то свое: кто-то возьмет мотоцикл и рванет в южные страны, кто-то совершит бездорожную вылазку на подготовленных автомобильных монстрах вдоль БАМа, кто-то предпочтет велопрогулку по Крыму, а кому-то жизнь не мила без пеших переходов по горам Кавказа. Кто-нибудь отправится в Египет на большом пассажирском самолете, кто-нибудь сядет на теплоход, чтобы пройти по Волге, а кто-нибудь помчится поездом Москва - Владивосток. Больше всего в этом мире меня приводит в восторг именно это количество вариантов и необъятное количество возможностей найти ровно то, что придется по душе именно тебе.
Ах да, большие пассажирские самолеты. Замечательный способ быстрого перемещения из точки А в точку Б со всеми прилагающимися красотами: невероятными ощущениями взлета и посадки, возможностями побывать в совершенно ином мире тишины и спокойствия, мире бесконечного неба, где облака плывут под тобой, а выше тебя - только бескрайняя пустыня пространства, стремящаяся далеко за пределы воображения.
И есть еще один воздушный транспорт - легкий самолет.
Например, четырехместный.
Например, Цессна-172.
А почему бы, собственно, и нет? Почему бы не открыть для себя еще одну грань нашего бесконечного мира вариантов?
...Аэродром Ватулино, что находится под Рузой, встретил нас утром воскресенья пасмурным небом. По дороге на аэродром нас застал дождь со снегом, хотя изначальный прогноз обещал в воскресенье хорошую погоду (насколько хорошая погода возможна для октября и капризной осени). Ты можешь приехать на аэродром, просидеть, прождать там, а погода так и не улучшится, и придется ехать домой ни с чем. К этому мы тоже готовы. Но а вдруг повезет?
В ангаре с деревянным полом стоят три самолета, среди них - учебный Аэропракт и наша Цессна-172. Аэропракт прогрели тепловой пушкой, как раз выкатывают его на улицу. Ставим тепловую пушку и под Цессну. Я, в силу своей любознательности, интересуюсь у пилота, а какое масло в двигателе, а почему минералка, а на каких оборотах работает двигатель, а почему бы не поставить предпусковой подогреватель, а зачем под крылом висит вот эта красная штучка "remove before flight" и что она закрывает.
Когда пилот убегает к диспетчеру получать разрешение на взлет, я остаюсь в ангаре. В нем немного теплее, чем на улице, но только самую малость. Тепловая пушка греет двигатель самолета. Возвращается пилот: разрешение на взлет получено, с неба осадков не предвидится, фронт скоро пройдет, а там, куда мы летим, и вовсе солнце и минимальная облачность. Осмотр самолета, дозаправка баков. Выкатываем прогретую Цессну на улицу, сажусь на место второго пилота. Запуск двигателя. Предварительный. Исполнительный. Взлет.
Второй раз - все еще немного страшно. Ощущения взлета уже не цепляют так, как в самые первые разы, взлет становится чем-то привычным. Но все еще немного страшно, ведь земля осталась внизу, а мы поднимаемся все выше, а вдруг что-то случится, а если... никаких если. Об этом нельзя думать. Страх может привести к неадекватным реакциям, а в небе надо иметь ясную голову, железное спокойствие и хладнокровие в исполнении алгоритмов. Только сила воли способна победить дурацкие слабости эмоционального организма.
Золотая осень - вид сверху. Внизу, на земле, деревья стоят голые, грустные, вовсю чувствуется промозглый октябрь. Когда я вернулась в начале октября в холодную Москву из Краснодара, я подумала, что период подмосковной золотой осени успела пропустить. Ан-нет. Кое-где она еще осталась - с высоты это видно.
читать дальшеПилот пытается сунуть мне в руки штурвал, отказываюсь - я пока привожу в чувство свои эмоции. Не думала, что на второй раз откуда-то снова возьмется страх, тем более, что в первый раз он постепенно сошел на "нет". Привыкаю к высоте, к самолету, прохожу некую внутреннюю адаптацию. Уже пробовала, знаю, просто нужна адаптация.
А пока - рассматриваю, чего интересного есть внизу. Вылетев из-под Рузы с аэродрома Ватулино, мы направляемся на аэродром возле города Старица в Тверской области. Лететь около часа.
Внизу - симпатичные постройки в каких-то городках...
...и всякие разные церквушки.
Впереди - граница фронта, граница тяжелых облаков. Мы летим туда, в просвет, где нет пасмурности.
Замечательное природное явление, разве увидишь такую четкую границу с земли?
А слева, тем временем, поливает дождь. Туда мы не полетим.
Привыкнув к небу, пространству вокруг и земле, оставшейся внизу, беру управление самолетом на себя. Кажется, из меня пытаются сделать, как минимум, идеального автопилота. Первый пилот указывает на приборчики высоты и вертикальной скорости - мол, следи. Держи горизонт. Твоя задача - держать горизонт и одну высоту.
Если посмотреть на нарисованный трек на планшете, показывающий мою траекторию, можно увидеть довольно кривую линию, с частыми смещениями вправо и влево. Дует боковой ветер, Цессну постоянно сдувает и пытается развернуть влево, корректирую ее. Иногда теряется высота, штурвал чуть-чуть на себя, проверяем вертикальную скорость, высоту. Самолет реагирует на штурвал с небольшим запозданием - это не автомобиль. Самолет вообще любит плавность и аккуратность. Я учусь, но пока немного рвано и дергано реагирую на резкие качки и смещения самолета в сторону, небольшие воздушные ямы. Самолету надо научиться доверять, а я пытаюсь бороться с ним.
Долго ли, коротко ли, а мы достигаем границы пасмурного фронта и вылетаем из него на солнечный простор.
Пора снижать высоту и заходить на посадку - пилот снова берет управление на себя.
- Устала? - спрашивает.
- Я? Да нееее, - задумываюсь. - На самом деле, да, есть немного.
- Не жарко в самолете?
- Великолепно! Не вздумай выключать отопитель.
Теперь я глазею по сторонам, а заодно смотрю, как выглядит авиационная навигация. Ни черта непонятно, но красиво =)
А пилот, тем временем, заходит на посадку. Вот это полоса на аэродроме под Старицей! Изумительный асфальт!
На аэродроме нас встречают люди и собака. Собака мила до невозможности, бегает вокруг и настойчиво требует, чтобы ее гладили. Подбегает, слегка прикусывает зубами, мол, эй, я здесь, не уходи от меня, погладь, погладь, ну пожалуйста, о дааа, спасибо, да, продолжай, эй, стой, куда пошли, а я, а как же я? Я же лучше любой другой собаки!
От аэродрома до Старицы - всего ничего, можно, в принципе, дойти пешком. Но нас соглашается подбросить на машине диспетчер - он как раз собирается ехать на заправку.
В Старице доходим пешком до одного из самых живописных здешних мест - моста через Волгу. Заходим со стороны Свято-Успенского монастыря - еще одного знаменитого места в Старице.
Помнится, в Старице я бывала пару лет назад: тогда мы приехали сюда на двух автомобилях, полюбовались пейзажами Волги, монастыря и моста, полазили по земляному валу и поехали по грунтовой дорожке вдоль реки куда-то в леса, поля и ручьи. Мы были на Ауди Аллроад и моем УАЗе; Ауди застревала в некоторых грязьках, а я ее вытаскивала. Впрочем, грязь - это не главное; я запомнила Старицу и окружающую ее местность как крайне живописные, красивые и замечательные места. За эти пару лет Старица не сильно изменилась, по крайней мере, в центре. Если бы я была художником, я бы специально приехала сюда ради того, чтобы сесть возле входа в монастырь и нарисовать на холсте этот уютный и прекрасный вид моста через Волгу и двух берегов.
Проходим через монастырь насквозь, попадаем на задний дворик. С удивлением обнаруживаю здесь площадку для посадки вертолетов. Неожиданно! Впрочем, а почему бы монастырю и не сделать себе на заднем дворике небольшую площадку для посадки вертолета. Почему бы, собственно, и нет. Вот был бы у нас вертолет, а не самолет, - прилетели бы сразу сюда, да.
Живописные пейзажи вокруг. Мечта фотографов и художников.
От монастыря поднимаемся к мосту. Возле моста находится мемориал ВОВ. Вероятно, т.н. "памятник воинам-освободителям", датированный 1975г. На плитах - имена Героев Советского Союза. Увы, никакой информации о мемориале на месте мы не обнаружили, да и в интернете ее что-то не густо. Вот на той плите на переднем плане справа на фото - ни слова об истории или боях, проходивших здесь, написано лишь что-то о финансировании. Жаль.
Чем замечательно это уютное место в Старице - можно бродить по нему довольно долго, и это не надоест: пейзажи неуловимо меняют свою красоту с каждого нового ракурса.
Вид с моста.
Вид на монастырь с противоположного берега.
Вид на церкви на противоположном от монастыря берегу - такая многоуровневая застройка.
Радует, что погода наладилась. Хоть и по зимнему холодно, зато нет снега, нет дождя, да и с неба светит солнце, а через облака просвечивается голубизна.
Спускаемся с моста, немного проходим по грунтовой дорожке. Встречаем вот такого домовенка. Домовенок, правда, все время норовит убежать, сменив место дислокации, приходится фотографировать на зуме с почтительного расстояния.
Еще один ракурс.
Поднимаемся на земляной вал по почти отвесной стене.
- На такую стенку УАЗик не заехал бы, да.
- А на лебедке?
Сверху открываются еще более симпатичные виды! И чем выше - тем красивее.
Впрочем, даже с самой высокой вершины можно подняться еще немного выше =)
Высоко в небе наблюдаем занимательное природное явление - восходящий поток. Огромная стая птиц кругами набирает высоту, как будто пытаясь изобразить очертания тайфуна.
- Знакомься, это восходящий поток, - говорит мне пилот.
- М. И?
- Ну, на самолете в такой лучше не попадать.
Проходим по земляному валу, выбираемся обратно на мост. Пора на аэродром. Идем пешком, выходим из Старицы. На другой стороне дороги видим очередное смелое творчество какой-то внедорожной души.
Кстати, творчество продают, о чем говорит наклейка на переднем бампере =)
Диспетчер с аэродрома, оказывается, снова был в Старице, и теперь он бибикает нам с дороги, останавливается на обочине, подхватывает и довозит до самолета. На аэродроме - тишина. Никого нет, бегает собака, требуя ласки, спят самолеты в ангаре и на улице.
Цессна смотрится совсем маленькой рядом с пузатым АН-2.
Снова садимся в самолет, запуск двигателя. Предварительный. Исполнительный. Взлет.
Пилот пролетает прямо над Старицей. Делает крен, чтобы можно было рассмотреть дома внизу. Какое невероятное транспортное средство - самолет: только что ты ходил по земле и любовался пейзажами внизу, они окружали тебя рельефом, старыми церквями, ты смотрел на мост снизу и поднимался на него, чтобы лицезреть убегающую вдаль реку; а теперь ты смотришь на весь этот пейзаж... сверху. Река, мост, монастырь, два берега, церкви, грунтовая дорога, вертолетная площадка: все тот же симпатичный вид, но теперь ракурс самый неожиданный - с высоты неба.
Мы уходим выше. Внизу вдаль убегает река.
Когда самолет набирает высоту, пилот вновь передает мне управление, а сам завладевает навигацией и фотоаппаратом. Кажется, он счастлив, что у него есть автопилот в моем лице.
Страха давно нет, я веду самолет довольно уверенно. Видимо, на земле произошла адаптация, мозг и организм переварили ощущения от полета, обратную информацию от самолета, переработали их и разложили по полочкам и нужным уголкам. Я спокойнее реагирую на боковой ветер, на легкие провалы самолета сначала носом, а потом хвостом, чувствую, когда надо немного вмешаться штурвалом, а когда это не требуется. Я начинаю лучше чувствовать, понимать машину и... и доверять ей. В управлении появляется больше плавности, меньше рывков и дерганий. Боковой ветер продолжает дуть преимущественно справа налево, пытаясь сбить самолет с выбранного направления. Пилот смотрит в навигатор, изредка показывает, что надо немного сменить направление, например, вот здесь взять левее. Поворачиваю и выравниваю машину. Снова держу горизонт.
Я делом занята, самолетом управляю.
А пилот, пользуясь моей беззащитностью, т.к. в руках штурвал, ставит мне рожки и всячески прикалывается.
Под нами иногда проплывают крайне симпатичные места. Например, вот эту речку я хотела сфотографировать еще по пути в Старицу, но была за штурвалом и не осилила это сделать. На обратном пути - я снова за штурвалом. Однако пилот угадал мои мысли и сделал фотографию за меня.
Красивое озеро в окружении леса.
Собственно, из Старицы мы взяли курс на аэродром Шевлино под Солнечногорском. Перед посадкой я вновь передаю управление пилоту. Садимся на грунтовую, слегка холмистую полосу - да, это не изумительный асфальт аэродрома в Старице. Но тоже неплохо.
В Шевлино обедаем, знакомимся с владельцами 172й Цессны-"американки", общаемся. Народу много, в основном, - планеристы. В Шевлино находится известная планерная школа.
Когда мы вновь садимся в самолет, чтобы теперь лететь домой, я вижу, как по полосе разбегается "Вильга".
- Смотри, смотри, - радостно трясу я пилота. - "Вильга" планер запускает! Ааа, как круто!
Пилот смотрит на меня со снисходительной улыбкой - он-то на эти "Вильги", таскающие за собой планеры, успел насмотреться! А я вот впервые увидела.
Запуск. Предварительный. Исполнительный. Взлет.
На третий взлет все кажется каким-то обычным и привычным, взяли разбег по полосе, начинаем набирать высоту, небо становится ближе, земля - дальше. В воздухе пилот вновь передает мне управление, но на этот раз с небольшим тестом на реакцию.
- Я беру штурвал? - интересуюсь я.
- Да, конечно, - отвечает пилот и отпускает штурвал, одновременно пуская Цессну в небольшой клевок носом вниз.
Моя реакция понравилась нам обоим: я довольно быстро хватаю штурвал и каким-то рефлекторным, но уверенным и отточенным движением плавно подаю его на себя, причем ровно на столько, сколько нужно самолету, чтобы выровнять нос, не больше и не меньше. И без резких движений.
Пилот одобряет.
- Специально, да, тесты надо мной ставишь? - шутливо бурчу я.
- Конечно, мне же надо понимать, как ты реагировать будешь.
На третий раз за сегодня я лечу действительно хорошо - по крайней мере, по сравнению с первым разом. Трек на навигаторе рисует практически прямую линию, никаких рывков влево-вправо, четкое реагирование штурвалом ровно тогда, когда это нужно. Чувствую себя более спокойно, машина становится еще более родной. Под чутким руководством пилота пробую педали, делаю небольшие зигзаги влево-вправо. Класс!
И снова продолжаю держать горизонт.
Вскоре возвращаемся в Ватулино, садимся. Время к вечеру. Загоняем самолет в ангар. Но сразу домой не уезжаем - надо сделать еще кое-какие дела с Цессной.
...Понимание приходит позже - это было фантастически! Земля - далеко внизу. Вокруг и выше - только небо и облака. В руках - штурвал маленькой железной машины, летящей сквозь мир бесконечного неба. Пустота, высота, спокойствие и отсутствие суеты. Мир, куда хочется сбежать вновь, чтобы еще лучше познакомиться с самолетом, познать его, научиться и сполна ощутить исполнение самой заветной человеческой мечты. Мечты о полетах.
Человек тоже умеет летать.