Есть у меня случайно получившаяся традиция: каждую зиму в конце февраля я езжу в Конь. Все удивляются, как и зачем ездить в лошадь и что в лошади делать. Приходится объяснять, что Конь - это не лошадь, Конь - это сокращенное название села Конь-Колодезь, которое находится в Хлевенском районе Липецкой области, совсем недалеко от Воронежа. Звучание у названия села довольно необычное и поначалу режет слух, но я привыкла, и для меня Конь - это нечто родное и близкое, как и, например, Краснодар.
Так что на исходе зимы я несколько дней жила в Хлевном, каждый день приезжая в Конь и проводя там время на соревнованиях.
В перерывах между выступлениями, когда появлялось свободное время, ездила во всякие интересные места, о которых и хотела бы вам поведать.
Сначала о дороге туда.Вот вообще нечего рассказать. Конь находится на бесплатном объезде платного участка трассы М-4 "Дон". Вечером накануне выезда у меня поднялась температура, пришлось влить в себя очень много чая, утром выехать не в 6 утра, а в 10, но эффект на организм это оказало: температура спала и больше не поднималась. Поехали на Кайроне, традиционно загрузив его вещами под потолок, постояли на МКАДе, свернули не на М-4, а на М-2 - надо же разведывать новые дороги! Растаявший снег превратил дороги в месиво из неблагородной грязи. Как известно, благородная грязь - это та грязь, которая покрывает кузов автомобиля после покатушек по бездорожью. А неблагородная - это как раз вот этот ужас, который творился в то утро: водяная снежно-грязевая морось ограничивала видимость и покрывала автомобиль слоем некрасивых разводов. У меня окончательно умерли дворники (видимо, еще заводские), так что я наконец-то заехала на МКАДе в магазинчик корейских запчастей и купила оригинальный дворник на заднее стекло за 400 рублей и комплект дворников на лобовое за какие-то смешные 600 рублей. Правда, продавец пообещал, что дворники скоро обязательно умрут, на что я ответила, что я не против, главное, чтобы они продержались до съезда со МКАДа.
Впрочем, водяно-грязевая морось, взмывающая вверх от асфальта под колесами автомобилей, преследовала нас и на протяжении всей трассы М-2. Свернули на Ефремов, совершенно не порадовались кучи ям в этом самом Ефремове, вышли за ним на М-4 и домчались до Коня, где сначала посетили тир, а затем - гостиницу.
О том, как я пыталась утопить Кайрона в Дону. Но не смогла.В один из дней у меня было упражнение аж в 3 часа дня. В обед мы решили сгонять попыриться на Дон. На улице светило солнышко, высилось голубое небо, все было таким весенним и манящим - грех в такую погоду не посмотреть на реку и не прокатиться вдоль ее берегов!
Где находится подъезд к Дону, я помнила еще с прошлогоднего посещения Коня. Свернула с основной дороги, проехала мимо мемориала ВОВ, выехала к обрыву. Перед нами раскинулся Дон. Вода несла редкие куски льда. Глядя на нее с высоты обрыва, я увидела внизу симпатичную дорожку, ровную и гладкую.
- Давай прокатимся вдоль берега! - предложила я другу.
- Ты уверена?
- Конечно! Посмотри, какая хорошая дорожка, да по ней на легковушке можно проехать!
- Ну давай... если ты хочешь...
Мы сели в Кайрона и радостно поехали вниз.
Не прошло и минуты, как я уже провалилась одной стороной машины в желобок от ручья. Кажется, "легкая и приятная дорожка" заранее решила предупредить, что вниз лучше не соваться. Я попыталась сдать задом и подняться наверх - а все, машина наверх даже на пониженной ехать отказалась!
читать дальшеДруг взял лопату и пошел закапывать желобок, чтобы мы хотя бы вниз могли спуститься.
В этот момент к нам подошли женщины - видимо, местные жительницы, - и совершенно обыденным голосом сказали:
- Вы тут не подниметесь, спускайтесь вниз, езжайте по дорожке вдоль берега и там дальше будет нормальный подъем наверх.
И ушли. Как я поняла, мы были не первые, кто по глупости своей решил сунуться на "легкую и приятную дорожку"
Закопали желобок и скатились вниз. Вернее, соскользили.
Внизу дорога поворачивала на 90 градусов и шла по склону выше реки.
Вот я бывала в лесах, ездила по полям. Меня вытаскивал трактор из заболоченной низины. Я откапывала машину из твердого снега. Каталась по песку.
Но до этого я понятия не имела, что еще есть такая вещь, как чернозем. Чернозем весенний. Пропитанный водой и растаявшим снегом.
Ну вы поняли, что начало происходить, да?
Кое-как развернувшись на эти 90 градусов, я попыталась ехать дальше, а машину потащило вниз, по склону, в реку, боком. Нажмешь тормоз - Кайрон соскальзывает. Нажмешь газ - Кайрон соскальзывает. Стоишь на месте - Кайрон по миллиметру продолжает соскальзывать вниз! А внизу - река, веселая, шумит, бурлит, играет водой и льдами! Под обманчивой травой - чернозем. Можно мало того, что в реку улететь, еще и "ушки" сделать!
Понятно, что этот эпичный момент запечатлен на фотоаппарат не был: я паниковала, делала то, что говорил штурман, дозировала газ, иногда слишком резко жала на тормоз, за что получала от штурмана по башке, выкручивала колеса то вправо, то влево, а машина, соответственно, соскальзывала вниз то мордой, то кормой. Штурман бегал вокруг и фактически руками выталкивал ее обратно. Кайрон полз по дорожке боком, все время норовя ускользить в веселый Дон. А через час, тем временем, должны были объявить начало моего упражнения на всероссийских соревнованиях... Я даже не знала, от чего паниковать больше: от вероятности утопить машину в реке или от вероятности опоздать на смену.
- Ну, в принципе, ты можешь пока дойти пешком до тира и отстрелять упражнение, а я побегаю поищу трактор, - сказал штурман.
- Ну неее, время еще есть, давай попробуем выбраться! Мы можем позвонить Лесе, пусть приезжает на Шниве. Хотя нет. Одну машину вытащить легче, чем две.
- Согласен.
И мы продолжили операцию по спасению Кайрона от Дона.
Самым главным было преодолеть этот дурацкий участок скользкой черноземной дороги с этим жутким уклоном, на котором Кайрона регулярно стаскивало вниз. Я начала соображать, как лучше жать на газ и как держать руль, с трудом преодолевая желание при очередном соскальзывании машины вдарить по тормозу. Разогналась до второй пониженной передачи. Кайрон более-менее выровнялся, штурман продолжал страховать машину. В конце концов, уклон стал меньше, дорожка выровнялась и я радостно полетела вперед, на третьей пониженной, риск свалиться в Дон становился все меньше и меньше. На радостях я дала слишком много газу и меня тут же занесло.
Получив небольшую передышку, я огляделась вокруг и сделала парочку фотографий.
Простая грунтовая дорожка? Ни фига! На ледовом автодроме не было так скользко, как на этом легком черноземе.
Чуть пережала газ - и машина уже стоит вот так. И обратно выравниваться не хочет - дальше едет боком. А дорожка, по которой еще не проехала, выглядит вполне себе дружелюбно и не опасно.
Следуя советам штурмана, с трудом выровняла Кайрона и поставила его на прямую траекторию. До спасительного подъема оставалось всего ничего, аккуратно до него докатилась и забралась наверх: подъем и впрямь был не сложен и чутка отсыпан гравием. Наверху обнаружилась смотровая площадка. Ааа, так вот откуда нормальные люди пырятся на красивый Дон!
Фотография дорожки вдоль реки, по которой мы так весело проехались. Говорю же, выглядит совсем не страшно!))
Смотровая площадка. На ней нормальная твердая почва))
В общем, ужасно обрадовались, что все закончилось благополучно, штурман повторно настучал мне по башке за мои идеи покатушек вдоль всяких Донов по всяким невнятным дорожкам и за всю мою кучу ошибок в управлении автомобилем, совершенных в течение этой краткой покатушки. Я с ним согласилась, и мы радостно уехали в тир. Я даже не опоздала на свою смену на всероссийских соревнованиях.
О том, как я помыла машину.
Поскольку Кайрон был по крышу угваздан неблагородной грязью, я решила его помыть и попыталась сделать это где-нибудь недалеко. Ха-ха-ха. Выяснилось, что на все окрестные села автомобильная мойка только одна-единственная и находится в Хлевном. И работает она по записи. По предварительной записи! Да-да, надо записаться. Да, с 8 утра до 18 часов. Нет, на сегодня мест уже нет. Возьмите номер телефона, запишитесь на завтра. Океееей.
Поэтому более простым решением оказалось просто докатиться 50 километров до Воронежа и помыть машину там на первой встреченной мойке. Заодно мой штурман наконец-то дорвался до KFC, об этом узнали Андрей и Леся, оставшиеся в Хлевном, и срочно потребовали сделать им доставку горячей еды из Воронежа в гостиницу. Кстати, чистый автомобиль едет быстрее и лучше!
О небольшой покатушке по красивым местам Тербунского и Хлевенского районов.
В один из дней в наше полное распоряжение свалилось аж несколько часов светового времени. Чтобы не терять его зазря, сидя в стенах гостиницы, решили съездить в какие-нибудь интересные места. В Воронеж? Да ну, мы там бывали уже 100500 раз. В Липецк? Нууу, можно, но хочется чего-то более дикого, забытого, уютного... на помощь нам пришел сайт геокешинга: собственно, еще перед выездом в Конь я нашла в том районе несколько занимательных мест.
Небольшой компанией в лицах моего Кайрона и Сузуки sx4 Андрея-который-пропускает-каждый-третий-поворот мы поехали пыриться на красивые места.
Итак, цель первая - памятник танкистам в Каменке.
Если приехать в село Хлевное Липецкой области, то на довольно крупном перекрестке со светофором можно обнаружить памятник МиГу.
Если рядом с ним повернуть в сторону села Тербуны, затем очень долго ехать прямо, то можно приехать в село Каменка. Прямо возле дороги находится памятник танкистам: он посвящен воинам 96-й танковой бригады имени Челябинского комсомола, защищавшей землю Тербунского района в период ВОВ. Что это за танк, я не знаю, на геокешинге было написано, что это "КВ", а вот другие знающие люди мне потом сказали, что это самоходка ИСУ-152.
С танка можно было обозревать окрестности.
Дорога. Танк находится не в самом селе, а немного за ним, на пригорке. В любом случае, пропустить сложно.
Наши машины. Наученная покатушкой вдоль Дона, я решила лишний раз не соваться во всякие размытые черноземные поля, оставлять машину на твердой почве и оставшиеся 30-50 метров проходить пешком. Не, конечно, я давно не развлекалась 4-часовым выкапыванием двухтонного железа из грязи или снега, но сейчас мы все-таки хотели попыриться на всякую красоту, а не копать))
Размытые черноземные поля. Снег, вода, вода, снег. Не то зима, не то весна.
На другой стороне дороги обнаружилась крайне занимательная церквушка. Вот такие церквушки я очень люблю: они старые, разрушенные, а оттого вызывают какое-то чувство уюта. Есть в них своя красота. От танка прогулялись к церкви.
Она восстанавливается: над разрушенным кирпичным основанием высится яркий современный купол. Прямо-таки шаг из прошлого в настоящее в рамках одного строения. Хотя, как мне кажется, когда ее восстановят целиком, она не будет так цеплять: получится современная церковь синего или голубого цвета и не более.
В интернетике нашла информацию, что называется она церковью Казанской иконы Божией Матери и построена в 1825 году.
Церковь внутри.
Снова снаружи =)
Вдоволь набродившись вокруг церкви, мы вернулись к машинам. Пора двигаться в следующее интересное место.
Поехали. Дорога живописна. Но немного не хватает солнца...
Итак, цель вторая - мемориал "Тербунский рубеж" в селе Озерки.
Если поехать от памятника танкистам обратно в сторону Хлевного, то практически сразу надо повернуть направо, в Озерки, прокатиться прямо, прямо, прямо... и, собственно, приехать к мемориалу.
Информация с сайта геокешинга:
"Близ сёл Каменка, Озёрки Тербунского района Липецкой области в 1942-м году развернулось масштабное танковое сражение. Поддержку нашей тяжелой технике оказывали и с воздуха.
Один из самолетов был сбит в июле 1942-го. Его обнаружили поисковики тербунского отряда «Зверобой» летом 2011 года и извлекли обломки из земли при помощи коллег из новокузнецкого отряда «Сибиряк». По оставшемуся номеру определили, что это одноместный одномоторный самолёт-истребитель ЛаГГ-3, бывший на вооружении Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны. Вместе с обломками из земли были подняты останки погибшего летчика.
О том, что на окраине Озерок у берега реки Кобылья Снова упал сбитый советский самолет было известно со слов очевидцев. Еще в годы войны местные жители обозначили место падения штурмовика вешкой. Позже, в 60-х годах прошлого века тербунский краевед Александр Голубев собрал рассказы жителей Озерок и с большой точностью определил, где находится штурмовик. Однако поднять его из болотистой поймы реки не удалось – район не смог выделить деньги на подобные работы. Теперь, наконец, штурмовик найден и извлечен.
В раскопе, на месте падения штурмовика, было обнаружены множество частей самолета, в том числе двигатель, два искореженных пулемета, патроны разного калибра, противогаз, шлем с наушниками, раскрытый парашют.
8 сентября 2011 года останки безымянного героя-лётчика, погибшего в неравном бою с фашистами, предположительно, 7 июля 1942 года, захоронили в мемориальном комплексе села Озёрки. А на окраине Озёрок, недалеко от места падения ЛаГГа сельчане установили памятный знак. Строгий, традиционный для летчиков – винт самолета..."(с).
Территория мемориала, конечно, не столь масштабна, как, например, "Долина Славы" на Кольском, но прогуляться по нему все равно интересно. Осмотр можно начать как раз-таки с памятника летчику. На памятнике - винт от самолета ЛаГГ-3.
Рядом расположилась землянка.
Внутрь землянки можно спуститься (только аккуратно по такой погоде, можно славно подскользнуться). Внутри - лавочки и стол. И вот такая табличка на стене.
От землянки тянутся окопы, по которым тоже можно пройтись.
Информация о мемориале.
Памятники на территории мемориала.
Общий вид. Слева - колокольня, справа вдоль дорожки - несколько орудий.
Там же мы нашли здание небольшого музея, но он был закрыт.
На улице, тем временем, смеркалось.
А у нас оставалось еще одно обязательное к посещению место.
Итак, цель три - заброшенная церковь в селе Донская Негачевка.
С автодороги, ведущей из Тербун в Хлевное, надо свернуть в сторону села Дмитряшевка. И очень долго ехать по каким-то забытым богом дорожкам, несколько раз пытаться соваться куда-то в заметенное поле, хмуро смотреть на штурмана, говорящего "а, тут нет дороги, ну ок, разворачиваемся обратно, там есть асфальт".
Местами дорожка была обычной припорошенной снегом дорожкой, местами - покрытой ямами, канавами и лужами тропинкой на одну машину. Некоторые ямы пришлось объезжать по обочине, в некоторые лужи я ныряла крайне аккуратно, т.к. сходу тяжело было оценить их глубину. В остальном, обычная дорога между селами, ничего экстремального, ничего внедорожного.
Смеркалось.
Нырнув в пару оврагов, проехав через некоторое количество колдобин, встретив на пути только пару-тройку автомобилей, мы наконец-то приехали в село Донская Негачевка, расположившееся на крутом берегу Дона. Наш путь прошел через село Отскочное: Яндекс сказал, что в Донскую Негачевку можно проехать и напрямки, однако занесенная снегом дорога через поле, на которой вообще не было никаких следов, вызвала у нас недоверие, тем более, что темнело и на небе собирались снежные тучки, поэтому и поехали более длинной дорогой через Отскочное.
В Донской Негачевке добрались до церкви. Ура, успели до полной темноты, хотя бы можно что-нибудь рассмотреть!
Церковь мне понравилась и чем-то неуловимым напомнила другую церковь, которая находится в урочище Теплово в Московской области в районе Нудоли. Не знаю, чем, - то ли внешностью и колоннами, то ли просто многие заброшенные и разрушенные церкви друг на друга похожи, то ли все-таки какой-то доброй и теплой атмосферой, когда возникает желание остаться здесь подольше и никуда не уходить.
Чуть-чуть информации про церковь с геокешинга:
"Каменная церковь Богоявления Господня была построена на средства прихожан в 1836 году. Однако, согласно данным сайта Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области, Богоявленская церковь была построена в 1801 году.
Здание сооружено в стилевых формах позднего классицизма. Выразительная объемно-пространственная композиция, профессионализм исполнения и изящество пропорций церкви Богоявления характеризуют храм как один из наиболее интересных памятников культового зодчества первой половины XIX столетия на территории Липецкой области. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения.
В храме сохранилось много фресковой живописи"(с).
Побегала вокруг церкви, пофоткала. Увы, темнело, поэтому фотки, какие есть, не очень отличаются четкостью и красками =) Внутрь здания тоже зашли: темно было хоть глаз выколи. Для рассматривания стен пользовались фонариками. Все-таки есть какая-то своя чарующая красота вот в таких разрушенных зданиях.
Пока мы были возле церкви, стемнело окончательно. Из Донской Негачевки вернулись обратно в гостиницу в Хлевном. По пути угодили в несколько колдобин и ям, проехали через тихие сёла, прокатились с очень затяжного спуска в каком-то из сёл, а с неба капала непонятная снежно-водяная морось.
О дороге обратно.
Обратно из Коня до Москвы докатились по трассе М-4 "Дон", потратив около 400 рублей на кучу платных участков. Ничего особенного. Лети себе и лети. Хотя на некоторых платных участках можно было бы и разметочку обновить.
И дома, на удивление, я была не так уж и поздно =)
О стрельбе.
Ну, понятно, что соревнования были стрелковыми.
В целом, ничего не происходит. На МВ-5 я попала лежа 100 и 99. Подумала, что я умею стрелять. На следующий день слила МВ-9, попадая серии по 96 и чуть выше. Итого 582. Кажется, это еще одна моя традиция: приезжать в Конь и попадать лежа 582. А еще приехала кучка стрельчих-МСМК и превратила уютные и домашние всероссийские соревнования в какой-то чемпионат России. Ну вот