В одну солнечную тёплую апрельскую субботу мы с коллегой из тира отправились в город Калугу на свои внутренние соревнования по стрельбе, я - на Кайроне, коллега - на Шкоде Фабии. Встретились мы на Киевском шоссе, домчали до Калуги, оценив два новых платных участка прямо перед городом. Участки, как и многие платники, мало чем отличаются от хорошего загородного шоссе, поэтому не очень понятно, за что там стали брать деньги. Видимо, за то, что объезд платников - где-то в районе Малоярославца и на 60 километров длиннее.
Опять задумались над транспондером.
В Калуге побахали, получили медальки и засобирались домой. На улице вовсю радовал солнечным светом разгар середины дня - ну разве можно в этом случае просто взять и поехать домой? Нельзя. Вот и мы решили, что по пути в Москву надо как-то культурно просветиться.
Интересная достопримечательность была обнаружена километрах в 40-50 от Калуги в сторону столицы.
читать дальшеМы сели в машины, выехали обратно на Киевку, промчались по платнику, ушли на старую дорогу до Калуги, с которой затем съехали на Детчино по хитрой развязке. Мы попали на раздолбанную региональную дорожку, очень ямистую и кочкообразную. Бухая колёсами и подвеской, я почувствовала, как на меня нападают радость приключений и дух авантюр, ведь именно такие глухие, тихие, безлюдные и разбитые региональные трассы дают понимание, что мы не какие-то паркетные туристы, катающиеся только по асфальту, а настоящие путешественники, которые специально ищут трудности и успешно их преодолевают.
С разбитой дороги, бегущей в Детчино, мы свернули на ещё более глухое и пустынное шоссе, ведущее в деревню Пнево. На удивление, деревенская дорожка оказалась в разы ровнее и лучше, чем более крупная трасса на Детчино.
Мы проехали Пнево. Дорога крутыми поворотами виляла вправо и влево. С неба светило солнце, и пейзажи вокруг приобретали живописный лирический вид. В сочетании с извилистой и очень узкой дорожкой эти пейзажи точно сообщали нам о том, что мы едем в правильном направлении - за кусочком мини-путешествия.
Довольно скоро мы прибыли в деревню Дубровка. Там расположилась интересующая нас достопримечательность - усадьба с одноимённым названием "Дубровка", она же в некоторых источниках - "Дубровка-Мансурово". Именно на неё мы и планировали потратить немного светового дня.
Яндекс-навигатор уверенно нам сказал, что в деревне необходимо ехать прямо, а затем повернуть направо. Нет-нет, здесь направо не надо, дальше езжайте, дальше. Да, а вот здесь можно и нужно повернуть.
Заехав в поворот, я увидела перед собой поднимающуюся вверх грязевую колею. Ни об асфальте, ни о грунтовом покрытии речи не было. Тем не менее, наверху, метрах в 100 от низа, стояла обычная Волга.
- Саша, тут полный хардец для твоей Шкоды, но я вижу Волгу, поэтому можно попробовать, - сообщила я в рацию.
- У Волги клиренс больше. И вообще - это ВОЛГА.
- Ну да. Поэтому я и решила тебя предупредить, прежде чем туда ломиться.
- Давай я просто оставлю Шкоду здесь и сяду в твой Кайрон.
- О, давай. Как мне это в голову не пришло.
Саша сел ко мне, мы, включив сразу и полный привод, и пониженную передачу, поползли наверх. Я была уверена, что рядом с Волгой начнётся асфальт или грунтовка, однако за поворотом дорога продолжала идти ещё выше, и там случался маленький грязевой апокалипсис. Но Яндекс продолжал нам твердить, что это - путь к усадьбе. И тут все ездят. И легковушки тоже!
Я поехала вперёд в разрез колеи, но быстро в неё свалилась, поскольку колёса скользили, протектор забился и наверх Кайрон ехал только за счёт тяги дизеля и нашей веры в его задатки настоящего внедорожника. Впереди прямо над дорогой высился двухопорный столб, колея ныряла под ним. Покрываясь холодной испариной, я проползла под столбом, физически ощущая, как его бетонные ноги нацеливаются на кузов моего автомобиля - чуть соскользнёт Кайрон вбок, и всё, точно впечатаюсь в опоры, расстояние минимальное. Но колея оказалась глубокой, так что Кай прошёл в ней, как по рельсам, особо не дёргаясь в стороны.
Дорога продолжала идти в подъём, затем делала поворот, грязь становилась грязнее, а колея - глубже. Выехав на травку, я остановилась, попыталась тронуться - всё логично, Кайрон встал шлифовать и копать планету до мантии. Подъём же. Вся земля вокруг - один сплошной подъём. Наклонная поверхность в радиусе пары километров.
Назад Кайрон легко катился, я попробовала откатиться, а затем снова штурмовать подъём. Автомобиль делал это с трудом, ещё больше выкапывая колею. Мы с Сашей решили, что не стоит устраивать тут джиперские покатушки и лишний раз месить дорогу - вообще-то вокруг деревня и местные жители вряд ли будут рады, если и без того размешанную дорогу им размешают ещё больше. Поэтому я откатилась немного вниз и припарковалась на травяной площадке. Оставим и вторую машину здесь, а до усадьбы дойдём пешком, тем более, что до неё осталось метров 800.
Новый тип протектора шины - полностью шоссейный грязетравяной.
Площадка для парковки. Нам повезло в том, что земля оказалась довольно твёрдой в этом месте. Сзади справа, кстати, виден двухопорный столб, под которым пришлось проезжать. Хундай Галопер, стоящий позади, - это местный. Помимо Галопера, мы заприметили на одном из участков Ниву. Легковушек тут почему-то не наблюдалось.
Структура дорожного покрытия.
В принципе, в теории мы могли бы попробовать ехать дальше, чуть приспустив колёса или же одев мои эрзац-цепи. Но спора разума и духа авантюр даже не возникло - разум победил сразу же и безоговорочно. Стоят ли 800 метров того, чтобы окончательно расквасить тут дорогу, засадить машину, героически её вытаскивать, а затем осмотреть усадьбу в темноте? Нет, не стоят.
Заброшенный деревенский дом вызвал в душе лирические чувства.
Вообще, вся атмосфера деревни, её тишина и отрезанность от цивилизации дали нам какой-то отрешённый от мировой суеты настрой. Несколько брошенных и разваливающихся домов, деревянные жилые дома на огороженных небольшими заборами (не сплошными) участках, грязевая колея - обычная весенняя дорога в деревне... потерянный среди полей тихий жилой уголок Калужской области.
Оставили Кайрона, прошли наверх пешком, дорога сначала превратилась в полный ад, затем, по мере подъёма, становилась всё более сухой и проезжей. Когда подъём закончился и дорога побежала по прямой, на участках появились и легковые автомобили. Значит, сюда всё-таки есть и нормальная асфальтовая дорога, это Яндекс нас в самую грязь завёл. Занимательно, как состояние дороги можно оценить по автомобилям вокруг: на самом верху - легковые, в середине подъёма - кроссоверы, внизу - что-то наиболее внедорожное... и Волга
Усадьбу мы заприметили издали - сложно не заметить такую махину.
Усадьба находится на реставрации и закрыта снаружи металлическими листами. Конечно, жаль, что листы несколько портят общий вид, однако их временное присутствие можно пережить, ведь самое главное тут то, что здание восстанавливают. Далеко не каждой усадьбе дарован такой подарок судьбы - реставрация и сохранение.
Мы пролезли за металлические листы. Там сумели увидеть занимательное зрелище - непосредственно процесс восстановления отдельных элементов.
На фото - колонны, "упакованные" в деревянные доски. Это, видимо, консервация, чтобы колонны с минимальными потерями дожили до того момента, когда их начнут делать. Справа видна кирпичная квадратная опора - явный новодел. Вероятно, это подпорка, чтобы конструкция не рухнула, ведь из четырёх необходимых колонн осталось только три. Интересно, в дальнейшем эту кирпичную кладку как-то стилизуют под общий вид здания? Или это вообще временное решение? Хотя для временного решения опора выглядит крайне монументально
Старый камень и куча деревянных опор.
Очень похоже на то, что в настоящий момент восстановительные работы не ведутся, а наиболее разрушенные элементы здания законсервировали, чтобы приступить к реставрации позже.
Ах, я что-то увлеклась рассказом о наших похождениях среди металла, камней и дерева. А надо бы упомнить не менее увлекательную часть отчёта - историческую справку!
Усадьба датирована концом 18-го века, её строительством занимался Ф.И. Мансуров, представитель древнего дворянского рода. Где-то находила информацию, что Мансуровы владели территорией, на которой в дальнейшем был возведён комплекс, с 17-го века. Усадьба сменила много владельцев, среди которых были В. Ланской, Г.А. Чаплыгин, С.И. Жихарев, В.А. Ильин, а затем перешла к наиболее известному человеку - сыну писателя Л.Н. Толстого - И.Л.Толстому. Говорят, что тут частенько бывал и Пушкин
В советское время усадьбу постигла вполне закономерная судьба, как и многие другие подобные комплексы. Сначала - национализация и разграбление. Затем она использовалась как дом отдыха, школа-интернат, пионерлагерь. Подобно другим архитектурным ансамблям старых веков, в 90-е годы Дубровка была заброшена и стала разрушаться. Но ей повезло больше остальных - её передали под юрисдикцию музея-усадьбы "Ясная Поляна". Якобы планируются восстановление и создание музейной экспозиции. Было бы очень здорово...
На фото - памятник Зои Космодемьянской. Когда мы его с Сашей увидели, то решили, что это просто статуя пионера, установленная здесь уже в СССР, ведь усадьба когда-то была и пионерским лагерем. Но потом я вычитала, что никакой это не пионер, а знаменитая героиня ВОВ. Слева - флигель, он белого цвета, это современная покраска. Главное здание пока ещё в "оригинале".
Украшательства на главном здании. Все окна закрыты. Всё указывает на грядущие перемены и даёт надежду.
Судя по многочисленным отчётам других любителей путешествий, внутрь главного здания когда-то возможно было легко попасть, но лишь до того, как начались восстановительные работы. Мы пролезли под листы к главному крыльцу - всё закрыто и заколочено. Вполне ожидаемо. Значит, решили мы, будем любоваться снаружи.
Тем не менее, залезли и под третий лист. Нам невероятно повезло - кто бы мог подумать! - вход в здание оказался открыт.
Мы не могли не воспользоваться такой возможностью. Вдруг такой шанс выпадает раз на тысячу! Или просто кто-то из строителей оказался олухом и забыл закрыть дверь.
Внутри здания стояла кромешная темнота (ещё бы, все окна заколочены), из него веяло холодом. Мы включили фонарики и пошли внутрь...
Забегая вперёд, скажу, что я осталась в восторге.
Во-первых, внутри здания не было мусора. Вообще. Да, кое-где лежал какой-то строительный материал, где-то осыпалась штукатурка, но вот этого отвратительного современного мусора - банок, бутылок, использованных презервативов, целлофана - ничего этого не было. То есть мы попали именно в старую усадьбу, а не на свалку. Вероятно, всё вычистили и вывезли реставраторы.
Во-вторых, в здании стояла кромешная, полная, мёртвая тишина.
В-третьих, внутри царила какая-то удивительная атмосфера. Не злая и не добрая. Какой-то усталый сон ленивого старого здания, которое давно не обращает внимания на суету людей и поколений, сменяющих друг друга, а лишь стоит и стоит веками, запоминая своей бесконечной памятью лица и поступки...
Внутри, в первую очередь, нас встретил дедушка Ленин. Это пережиток советского прошлого здания. Забавные ощущения, когда заходишь в кромешную темноту, постепенно начинаешь освещать фонариком лестницу, а затем из тьмы на тебя проступает портрет =)
Надпись слева от портрета вовсе не выглядит вандализмом. Наоборот, ещё один слой истории определённого периода в жизни усадьбы. Теперь - след от поколений 90-х годов 20-го века.
Коридоры, двери, комнатки. Усадьба огромна! Мне кажется, если начать там бродить, можно заблудиться и потеряться. Здесь есть много чего - этажи, огромные залы, маленькие каморки...
Мы аккуратно пошли по лестнице наверх. Не знаю, то ли это лестница 18-го века, десять раз переделанная, то ли опять же поделка советского времени, уж больно цвет у неё характерный для учреждений типа школ. Скорее всего, её кучу раз перекрашивали и временами латали прогнивающие доски.
Тишина стояла такая, что я поначалу говорила шёпотом. Казалось, что сейчас из-за угла на нас выскочит либо привидение - привет из столетней давности, - либо кто-нибудь из злых реставраторов и с возмущением нас прогонит. Мы жутко смутимся и придётся делать ноги. Однако тишину ничего не нарушало. Дом спал. Привидения и реставраторы, видимо, тоже. Поэтому мы осмелели и поднялись повыше.
Конечно, я понимаю, что усадьба многое пережила и вряд ли она сохранила исключительно оригинальный свой вид конца 18-го века. Но всё равно - здание старое, ему больше 200 лет. И 200 лет назад оно тут стояло. Внутри была отделка, интерьер, находилась мебель. В ней жили совершенно разные люди. По этой лестнице ходили те, кого давно нет в живых. К этим перилам прикасались руки разных владельцев. Стены помнят десятки и сотни лиц. А теперь, спустя 200 лет, по этому же самому зданию идём мы вдвоём, жители 21-го века. Прошло столько времени, эпоха сменилась другой эпохой, которая сменилась следующей эпохой. А здание стоит. Может быть, это и есть связь настоящего с прошлым. Ты ощущаешь себя не в современной реальности, а как будто шагнул на пару сотен лет назад.
Есть такая книга, называется "Меж двух времён" автора Джека Финнея. Книга, в целом, довольно посредственная, однако в ней рассказывается об интересном варианте-идее путешествия во времени: некие учёные создают полные и аутентичные декорации определённого места определённой эпохи, человек-путешественник-во-времени начинает жить в этих декорациях, вокруг него ходят актёры-представители определённой эпохи, человек носит одежду тех времён, питается едой того времени и так далее. В конце концов, путешественник во времени в какой-то момент покидает эти декорации и вдруг оказывается не в своём веке, а в том, который был декорирован, и оказывается вполне натурально.
Бродя по усадьбе Дубровка, я словила подобное чувство, описанное в этой книге, - как будто сейчас я закрою глаза, а потом открою, а передо мной будут дворяне и старинный интерьер, дом оживёт, а из окна будет видна чья-то карета... И Пушкин тут тоже будет.
Такие забавные мысли заставили улыбнуться, однако чувство всё равно осталось. Доброе, светлое, приятное.
Хотя есть другая опасность. Судя по коричневой краске и Ленину на стене, можно закрыть глаза, а потом открыть их и очутиться в пионерском лагере СССР, а не в желаемом 19-м веке
Ходить по этажам было немного страшно - а вдруг что-то обвалится или всё-таки привидение выскочит? - но пересиливали восторг, желание осмотреть как можно больше и желание подольше сохранить чувство физического прикосновения к истории.
На фото обратите внимание на левую часть потолка. Саша сделал предположение, что это арматура как раз старая, которую делали, вероятно, ещё при строительстве усадьбы.
Мы поднялись на самый верх.
Нашли проход на чердак, однако тамошнее состояние полов вызвало вполне логичные опасения, поэтому не полезли.
Ещё немного побродив по дому, заглянув в очередную огромную залу, мы спустились вниз и зависли возле вот этой голубой опоры.
На облупившихся частях краски можно было увидеть слоёв, эдак, восемь минимум! Мы с интересом их рассматривали. Вот самый старый слой - ну-ка, что за цвет краски, ну-ка, что это за штукатурка? Это у нас середина 19-го века, это, предположим, конец 19-го века, а это, небось, перекрасили в начале 20-го... совсем как годичные кольца у деревьев Слои краски - как десятилетия истории здания.
Получив порцию совершенно новых впечатлений, мы вышли обратно на улицу, пролезли в неудобный лаз под листами. Прошли через открытый правый флигель, внутри которого валялись кирпичи, но, на радость, без мусорной свалки. С интересом посмотрели, как побелили здание прямо по контурам обваливающегося кирпича и разрушающихся стен. После главного здания флигель впечатлил намного меньше.
Сразу за флигелем начинались деревенские участки, поэтому мы вернулись на территорию усадьбы и направились к главному входу в нее, чтобы увидеть панораму целиком.
Главное здание старой усадьбы и памятник Зои Космодемьянской. Разные эпохи - а вполне сочетаются.
Главные ворота в усадьбу.
Выйдя за ворота, мы увидели асфальтовую дорогу, убегающую вниз. Ага, вот всё и понятно. Сюда есть нормальный пузотёрочный подъезд, по которому все и ездят. Это, видимо, только мы верим всяким Яндексам. Нам просто надо было повернуть направо не в конце деревни, а где-то за километр до этого
Ну, бывает, зато немного выгуляли Кайрона, а то совсем полный привод закис бы!
Стоя возле ворот, я попыталась представить, как тут было давным-давно.
Итак, вот подъезжает к усадьбе карета. Паркуем её снаружи? Или можно попасть внутрь? Посередине ворот, видимо, как раз проезд для кареты. А справа - проход, по которому мы попадаем на территорию усадьбы и начинаем наслаждаться её грамотно выверенным расположением.
Знаете, что мне очень понравилось в этом архитектурном ансамбле? В усадьбе в Алабино (вернее, в Петровском) меня поразило здание само по себе, эти высоченные колонны, этот кирпичный остов былого великолепия... Усадьбу в Дубровке лично я не могу назвать идеалом красоты. Но мне очень понравилась её геометрически рассчитанная точность, верное и абсолютно правильное расположение всех зданий, её пропорции и синхронность. Входя на усадебную территорию через главные ворота, чётко понимаешь задумку архитектора. И опять немного переносишься в 18-й век.
Посередине - главное здание, справа и слева - флигели. Да, немного не сочетаются, но только потому, что флигели недавно покрасили, а окнам на здании чего-то не хватает из-за их чёрных провалов. Интересно, а сколько раз за 200 лет красили главное здание? Оно кирпичное. Может быть, сначала так и стояло в кирпиче. На единственной найденной мною фотографии семьи Толстого на фоне этого здания цвет определить сложно - фотография-то чёрно-белая. Может быть, оно было белым. А потом уже стало жёлтым...
Раньше к главному зданию вела аллея - стояли два ряда высоких деревьев. Проходишь между ними - и попадаешь... что там было раньше вместо советской скульптуры? Может быть, ничего и не было. Может быть, фонтан - его контуры проглядываются сквозь слой травы и земли. А, может быть, фонтан был сделан в советское время.
В любом случае, после аллеи попадаешь к главному зданию, где случается крайне интересная акустика. Два флигеля создают эхо, отражая голоса, даже негромкие.
Саша предположил, что аллею вырубили ещё во времена СССР, но нет. Деревья росли здесь не так давно - я находила фотографии буквально трёхлетней давности, на них деревья ещё были. Непонятно, зачем вырубили, ведь они были неотъемлемым элементом усадебной территории, как я понимаю. А раз уж собрались реставрировать, так оставьте аллею-то... в общем, вопрос остался открытым и вызывает интерес.
Мы обошли усадьбу сзади.
За усадьбой раскинулся лес. Раньше это был парк. Но его запустили - он зарос и стал полноценным лесом.
Узоры на окнах.
День клонился к вечеру, а мы ещё планировали заехать купить транспондеры для будущих наших поездок, да и до дома в соседней области было бы неплохо добраться в адекватное время. Поэтому мы отправились в обратный 800-метровый путь к оставленным машинам. Сухая вершина, постепенно превращающаяся в "упс-ой4х4" грунтовая дорожка, и вот, теперь отсюда надо как-то выбраться, не засадив Кайрона и не размесив дорогу местным жителям.
Вариантов было два - сдавать задом или развернуться и спокойно соскользнуть вниз к асфальту. В первом варианте меня смущал столб, опасно стоящий возле грязевой колеи. Поэтому мы выбрали второй вариант.
Нам повезло в том, что там, где была трава, было относительно сухо: машина сразу не тонула и могла хоть за что-то зацепиться колёсами, то есть верхний слой из растений сорвать, конечно, можно было, но это было сделать сложно при включении режима аккуратности. Поэтому под руководством Саши я переехала через разбитую дорогу с одного травяного участка на другой в пару заходов. Больше всего я опасалась застрять поперёк колеи, ведь проскочить дорогу с разгону у меня бы не получилось - не хватало радиуса разворота. Поэтому сначала я проскочила вперёд, насколько смогла, затем сдала задним ходом до упора колёсами в колею (этот момент чётко отследил Саша), ну и затем доразвернулась, заехав на безопасную траву.
Я встала как раз возле старого развалившегося деревенского дома, так что получился удачный фотокадр с Кайроном.
Ну а дальше всё было проще простого.
Мы с Кайроном прыгнули в колею, дали немного газу и поскользили вниз по жидкой скользкой грязи. Несколько раз я зацепила какие-то комья и выступы днищем, Саша немного напрягся по этому поводу.
- Не переживай, - сказала я ему, - у меня там три защиты днища стоят.
- А толстые? - усомнился Саша.
- А я не знаю, честно говоря. Сталь. Ну миллиметра три, наверное...
- Что-то мало.
- Да? Может быть, я не права. Я знаю только то, что каждая защита весит 15-20 килограмм.
- А! Тогда всё отлично! - обрадовался Саша и после этого даже не среагировал на громкий и уверенный "шарк" какой-то кочки по днищу.
На асфальте Саша пересел в Шкоду и мы поехали обратно на Киевское шоссе, на выезде с платного участка остановились и сбегали за транспондерами (ура, когда-нибудь опробуем! Мы думали купить их ещё с той поры, когда в очередной раз поехали в Краснодар на машине), ещё некоторое время ехали вместе по Киевке, общаясь по рации, а затем разлетелись по домам.
Усадьба в Дубровке (Калужская область).
В одну солнечную тёплую апрельскую субботу мы с коллегой из тира отправились в город Калугу на свои внутренние соревнования по стрельбе, я - на Кайроне, коллега - на Шкоде Фабии. Встретились мы на Киевском шоссе, домчали до Калуги, оценив два новых платных участка прямо перед городом. Участки, как и многие платники, мало чем отличаются от хорошего загородного шоссе, поэтому не очень понятно, за что там стали брать деньги. Видимо, за то, что объезд платников - где-то в районе Малоярославца и на 60 километров длиннее.
Опять задумались над транспондером.
В Калуге побахали, получили медальки и засобирались домой. На улице вовсю радовал солнечным светом разгар середины дня - ну разве можно в этом случае просто взять и поехать домой? Нельзя. Вот и мы решили, что по пути в Москву надо как-то культурно просветиться.
Интересная достопримечательность была обнаружена километрах в 40-50 от Калуги в сторону столицы.
читать дальше
Опять задумались над транспондером.
В Калуге побахали, получили медальки и засобирались домой. На улице вовсю радовал солнечным светом разгар середины дня - ну разве можно в этом случае просто взять и поехать домой? Нельзя. Вот и мы решили, что по пути в Москву надо как-то культурно просветиться.
Интересная достопримечательность была обнаружена километрах в 40-50 от Калуги в сторону столицы.
читать дальше