День 11.
19.06.17
Поляна Эммануэля - Терскол.
Наше утро началось очень рано - мы подорвались чуть ли не с восходом солнца, которое, правда, пряталось за низкими тучами. Утро вообще принесло не очень приятную погоду. Вершины Эльбруса целиком скрылись за облаками. Что ж, повезло хотя бы со вчерашним вечером, и то неплохо.
Решили, что прогуляемся наверх, докуда дойдем.
Вновь вчерашним маршрутом прошли по мостику, собранному из палок и другого материала, случайно подвернувшегося под руку.
читать дальшеВид непосредственно с Поляны Эммануэля на наш лагерь, Кайрона и перевал.
Пересекли Поляну, вышли на тропку по склону.
Внизу бурлила речка.
На самом деле, по этой тропке хорошо ходить, когда там сухо. А вот если пройдет дождь, становится скользко, появляется вполне реальная угроза навернуться и улететь.
Тропка всё время идёт круто вверх, изредка выполаживаясь.
Вышли на аэродром, пересекли его. Перед нами взмывал вверх склон. На фото видны две четкие тропы по склону наверх - одна идет "в лоб", вторая - кривой петлей. Вот по ним нам и предстояло подняться.
Стали подниматься. Сверху открылся шикарный цельный вид на всё пространство аэродрома.
Кстати, внизу на аэродроме мы пересекали небольшой ручей, который затем вился справа от нас, пока мы поднимались. Чему мы вновь поразились - чистоте воды. Я вспомнила Дагестан и поняла ещё одно отличие Приэльбрусья - здесь реально чище и прозрачнее вода. Не знаю, с чем это связано. Может быть, отличия горных пород и имеющихся в них металлов?
Мы поднялись наверх и вышли на уютную и тихую полянку, зажатую между холмов. Отличное место для промежуточного лагеря! Ветра здесь нет, а площадка ровная.
Нам же идти дальше, выше, на вот эти снежные склоны.
Погода уверенно портилась. Просвета на небе не было видать. Висели низкие и плотные облака. Мы встретили двух альпинистов, женщину и мужчину, спускавшихся сверху с туристическими огромными рюкзаками - ага, явно с восхождения. Спросили, как там, на Северном Приюте, на высоте почти 4 километра? Ответ был однозначен - полный абзац. Туман, снег, ветер. Они просидели там почти неделю в ожидании "окна" для восхождения - не дождались, время закончилось, они пошли вниз. Женщина выглядела измученной и усталой, мужчина держался бодрее. Я отлично поняла их состояние - не удержусь, покажу фотографию 2009-го года, чтобы поняли и вы. Это - легкая непогода на северном склоне Эльбруса, которая атаковала нас 8 лет назад. Видимо, в настоящий момент наверху творилось тоже самое.
Поднялись на склон. Всё чаще тропа шла по снегу.
Здесь началась морена и нам пришлось карабкаться то по камням, то по сыпухе, то по хорошо протоптанной тропинке. Ну как - хорошо протоптанной. Когда из-под ног ничего не сыпется - это действительно хорошо протоптано.
Поднялись ещё выше. Пейзажи стали перемежаться. Вот - слегка размоченная моросью тропка, камушки, травка.
Здесь же - камушки и снег. Если присмотреться, на фотографии можно увидеть Егора.
Мы дошли до симпатичных каменных изваяний - не их ли здесь называют "грибами"?
Спрятались под один из "грибов".
Погода становилась хуже и хуже. Надвигающийся туман постепенно снижал видимость. Просветов тоже не предполагалось. Мы смотрели выше, туда, куда думали пойти, и не видели в этом большого смысла. Там туманная пелена стояла плотнее, чем здесь. Дождевая морось постепенно превратилась в снег.
А мелкий снег постепенно превратился в снежные хлопья, которые за несколько минут покрыли окружающий пейзаж белым покрывалом. Да уж, это горы: только что тут была вполне осенняя панорама с разноцветными камнями и желтой травой - щелк! - картинку сменили на полностью зимний вид. Снег покрывал толстым слоем землю, камни, траву и не таял.
Высота по GPS - около 3200-3300 метров. Поляна Эммануэля находится на 2500.
Выпили чай из термоса, скушали по "Сникерсу" - эти шоколадные батончики в таких условиях приобретают какой-то особенный вкус, становятся намного вкуснее, чем если их есть без физической нагрузки в теплых домашних условиях. Посидели под каменным грибом, наблюдая за тем, как горы по своему видению перерисовывают окружающие пейзажи, как будто они взяли кисть, окунули в белую краску и давай мазюкать по всей поверхности.
- Интересно, а что там сейчас творится внизу?
- Дождь, наверное.
- А как мы будем выезжать?
- Не переживайте, я знаю, что делать.
Моя вера в способности Кайрона, конечно, иногда обескураживает и меня же саму.
С этой точки решили идти вниз: наверху в полной мгле всё равно ничего не увидим, а если дорожку на перевал окончательно развезет усиливающимся дождем, мы можем встрять здесь на ближайшие несколько дней.
Тропинка вниз превратилась в снежный переход.
Снег продолжал падать огромными хлопьями.
Мы спустились с морены, пересекли уютную полянку в обратную сторону. Лишь когда мы вышли на тропинку-спуск к аэродрому, снег наконец-то закончился. Но погода так и не распогодилась: с неба капала едва заметная морось, облака придавливались к земле.
Над аэродромом стелился мистический туман и придавал здешним пейзажам таинственность.
Атмосфера аэродрома продолжала притягивать к себе. Очень не хотелось отсюда уходить...
Тропинку от аэродрома до Поляны Эммануэля слегка размыло, но не критично. Мы стали часто встречать поднимающиеся наверх группы альпинистов. Здоровались, перекидывались несколькими фразами. Они спрашивали, как там, наверху. Приходилось отвечать, что довольно хреново, снежно и облачно. Кто-то поделился с нами информацией, что такую погоду обещают здесь на ближайшие дней пять.
Вернулись в лагерь. Здесь облака держались повыше, создавая хоть какое-то ощущение пространства вокруг.
В траве прятались суслики.
Они были настолько не пугливыми, что к некоторым удалось подобраться довольно близко для их фотофиксации.
На перевал, тем временем, опустились облака.
Мелкий противный дождь то начинался, то прекращался. Было понятно, что нам пора отсюда уезжать. А времени было совсем мало - около 10 или 11 часов утра. Хорошо прогулялись, только мало.
Саша, кстати, с нами до каменных грибов не ходил, он дошёл только до аэродрома и отправился назад, ждал нас в лагере. Рассказал забавный диалог, невольным слушателем которого стал.
Он дремал в палатке, как вдруг услышал голоса двух мужчин, которые, видимо, проходили мимо.
- Это что?
- Это Ссанг Йонг Кайрон.
- Кайрон?! Здесь?!
- Ну, по ходу, да.
- Как... Каааак?! Как, черт возьми, он сюда заехал?! С таким дорожным просветом?! И... и... и на шоссейной резине!
Мужчины поцокали языками, удивляясь и восхищаясь, а затем удалились. Услышав этот рассказ, я поняла, что сегодня получила ещё и высшую похвалу своему мастерству вождения. Пожалуй, эта поездка стала даже слишком обильной на высшие похвалы - в Дагестане мне сказали самый настоящий "Вах!", а здесь искренне удивились, что сюда забрался автомобиль, якобы для таких подвигов не приспособленный.
На самом деле, подобный диалог Саша слышал и вчера, пока мы гуляли вечером по аэродрому. Саша же с нами не ходил, так же отлеживался в палатке. И кто-то так же, проходя мимо, удивился тому, что здесь стоит Кайрон. Может быть, это были местные буханководы? А уж они сполна понимают сложность здешнего перевала.
Эльбрус так и не вылез из облаков. Мы оценили масштабы портящейся погоды и стали сворачивать лагерь. Дождевая морось усиливалась.
В машину загрузились я и Саша, Витя с Егором пошли пешком. Нам надо было преодолеть самый дурацкий участок подъема - первый взлет на перевал. Отсутствием двух пассажиров в салоне мы попытались немного разгрузить и без того загруженный по самый потолок автомобиль.
Впрочем, в итоге, я не почувствовала какой-то особенной сложности на этом подъеме. Разгон брать не стала. Включила то ли первую, то ли вторую пониженную передачу и спокойно, внатяжечку, примерно на 2000-2500 оборотах аккуратно заползла наверх. Саша в очередной раз вслух произнёс свои мысли о том, не задуматься ли ему о смене своего бензинового автомобиля на дизельный.
Подождали Витю с Егором. На фото видно дорогу, убегающую вперед, - на самом деле, на нее нельзя попасть, там провал земной коры. Спускались и поднимались мы по своротке, которая на фото уходит влево.
Вот по этой, где идет Витя.
Когда весь экипаж собрался, мы двинулись на перевал, который превратился в окончательный, итоговый и самый полный экзамен по умениям горного вождения - ко всем вчерашним прелестям на него опустилось облако, из-за чего резко упала видимость. Опасаясь, как бы кто не полетел на нас из-за поворота (хотя как там можно лететь? Но мало ли, есть же анекдот про джиперов, столкнувшихся лоб в лоб на извилистой лесной дорожке - каждый джипер летел по ней и думал, что он там совершенно один), мы периодически бибикали, чтобы сообщить вероятному участнику движения, что он тут не один. Впрочем, авантюристов вроде нас не нашлось, и мы так никого и не встретили.
И снова - камни, неровности рельефа, кривость земной поверхности. Где-то там же я наконец-то доконала левый брызговик, который устал, решил уйти и треснул. Кое-где на склонах лежал снег. На дороге образовались лужи. Один раз я неверно выбрала траекторию, Кайрон пополз по камням и ямам и в какой-то момент завис, отказавшись двигаться вперед. Я немного пожала на газ - ни в какую, внатяжка не помогала. Высунулась в окно, посмотрела - баааа, да у нас диагональное вывешивание! Благо, что автомобиль не истуканом встал, как это у меня обычно бывало в таких случаях на УАЗе - повезло или передняя независимая подвеска сыграла свою роль? Откатилась назад и взяла другую траекторию - проехала.
А над дорогой продолжал стоять туман.
В какой-то момент внизу рассеялись облака и я увидела асфальтовые петли дороги на Джилы-Су. Ура, нам осталось недолго. Мы скоро выберемся. Обязательно выберемся, а иначе быть не может.
Пассажиры, наверное, уже не так боялись, как вчера, а мне так вообще было почти нормально. Почти. Самое главное, что меня сильно радовало, - это то, что автомобильную тропинку не развезло, как на Шалбуздаге в Дагестане, поэтому такие участки преодолевались с меньшим адреналином и большей безопасностью.
Ближе к асфальту дорога стала широченной, а пропасть справа - пологой и не такой страшной.
Теперь по неровностям земной поверхности пришлось катиться вниз. Я спасала передний и задний бампера, как могла, и у меня это вполне получилось!
Но ближе к асфальту я всё-таки допустила ошибку - может быть, на радостях, а, может быть, я допустила её ещё при выезде из Москвы, потому что Кайрон оказался здесь на шоссейной резине. Благо, что в тот момент сбоку закончились обрывы и поверхность была более-менее ровной, улетать было некуда! Ну, почти некуда. По крайней мере, на таких склонах был шанс сохранить себя и автомобиль. На очередном спуске грязь окончательно забила протектор на шинах, Кайрон превратился в неуклюжего лыжника и благополучно уехал в канаву вбок.
Опять же - благо, что ехали вниз. Вылезти из канавы не составило большой трудности: пассажиры вышли из машины для облегчения веса, штурман просмотрел возможный вариант траектории, Саша подстраховал Кайрона, чтобы он ещё больше не скатился вбок в более глубокую колею, я дала нужное количество газа. В общем, экипаж сработал полностью слаженно. В итоге, Кайрон скатился ниже и выехал из грязевой колеи на ровную поверхность.
Защита картера двигателя из ржаво-серой превратилась в однородно-коричневую.
Добравшись до асфальта, мы вновь испытали невероятный прилив радости от того, что всё закончилось благополучно. Что все живы, в том числе автомобиль, что все здоровы и готовы к новым приключениям. Хотя приключений, наверное, достаточно. Ведь от приключений тоже устают, правда?
Нам захотелось какого-нибудь горного уюта и спокойствия. Чтобы без адреналина, без сильных впечатлений, чтобы иметь возможность тихонечко впитать в себя горную красоту и немного утихомирить бушующие чувства, которыми были наполнены все наши предыдущие дни. И мы снова придумали, как решить эту задачку, - мы решили поехать в Терскол. В знакомый нам Терскол, который мы изучили вдоль и поперек в прошлом году. Да и вдруг с погодой повезет, Саше Эльбрус с подъемников покажем?
Мы выехали на асфальт, полетели по горным серпантинам. Я помнила про асфальтовые волны в двух местах дороги - и не гнала. Я помнила про режим работы двигателя - и взлетала в подъемы, четко выдерживая нужные обороты. Мы вновь наслаждались асфальтом. Только после поездок по грунтовкам и бездорожью асфальт начинаешь любить особенно сильно.
Ехать решили через Кисловодск - крюк, конечно, зато новую дорогу разведаем. Да и не хотелось больше на грунтовки...
Асфальтовая дорога от Джилы-Су была прекрасной почти до самого Кисловодска, но перед ним выдала невообразимый аккорд отчаянного уныния: асфальт стал перемежаться с кусками грунта, ямы разбросались по всей ширине дороги так, что объезжать их пришлось с трудом - да как объезжать, пять объедешь, в шестую по-любому влетишь.
- И почему гаишник нас спрашивал, чего мы через Кисловодск не поехали? - поделился мыслями Саша.
- Не знаю. Та грунтовка реально лучше, хоть и трясет, но хотя бы подвеску не пробивает. Я не думала, что перед Кисловодском такой тихий ужас будет твориться!
- Да, это очень неожиданно.
Добрались до Кисловодска и оттуда полетели знакомой дорогой через Ессентуки, Пятигорск, Залукокоаже на Баксан, в районе которого ушли направо на дорогу в Терскол.
- Главное, на тех же вояк опять не наткнуться.
- А что такого?
- Точно спросят, чего мы катаемся туда-сюда. Не поверят, что просто туристы.
- А то, что ненормальные, - поверят?
По знакомой дороге мы проехали Заюково, Былым, Тырныауз, Верхний Баксан. Прибыли в посёлок Эльбрус и заехали в кафе Ирик-чат, которое постоянно посещали в прошлом году. Поужинав и зайдя в соседний магазин за ящиком напитка "Тархун", полетели дальше в Терскол. По пути заглянули на поляну Чегет, где на ночь сворачивался местный рынок. Но кто-то там ещё был, поэтому мы с радостью атаковали несколько палаток и продавцов с целью покупки травяного чая, варенья, шерстяных поделок и других классных штук.
Закупленные вещи отказались лезть в багажник и уверенно отвоевали территорию Саши и Егора, которым пришлось как-то размещаться среди них. На фото на коврике лежит кусок пемзы, да. Не спрашивайте, это, может быть, тоже сувенир.
Ну а после рынка мы наконец-то докатились до поляны Азау у подножия Эльбруса и поселились в знакомую гостиницу "Логово" - в нем мы жили в прошлом году. Очень надеялись увидеть хозяйку, но дежурный сказал, что она уехала, вернется только к сезону, это в июле-августе. Ну, что поделать. Заселились и оказались в домике совершенно одни - не сезонный всё-таки месяц июнь.
На улице шёл дождь, стоял непроглядный туман. В таких погодных условиях домик "Логова" казался наиуютнейшим местом во вселенной. Мы спустились на кухню, включили светильники на стенах, пили местный травяной чай и смотрели фотографии. Здесь было сухо, тепло и приятно, на полочке стояли фотографии людей с автомобилем Ленд Ровер - фото с той самой истории, когда отчаянные безумцы затащили колесную технику на вершину. На фото были подписи - интересно, как "Логово" связано с той историей? Эх, хозяйки нету, и не спросить.
За окном барабанила морось, окутывающая весь мир. Объемное и бесконечное покрывало холодного и мокрого тумана ложилось на землю, захватывая всё вокруг - горы, дома, склоны, подъемник.
Очередной день в горах закончился. Пора спать.
Путешествие в горный южный край: на Кайроне в Дагестан. День 11: Эльбрус.
День 11.
19.06.17
Поляна Эммануэля - Терскол.
Наше утро началось очень рано - мы подорвались чуть ли не с восходом солнца, которое, правда, пряталось за низкими тучами. Утро вообще принесло не очень приятную погоду. Вершины Эльбруса целиком скрылись за облаками. Что ж, повезло хотя бы со вчерашним вечером, и то неплохо.
Решили, что прогуляемся наверх, докуда дойдем.
Вновь вчерашним маршрутом прошли по мостику, собранному из палок и другого материала, случайно подвернувшегося под руку.
читать дальше
19.06.17
Поляна Эммануэля - Терскол.
Наше утро началось очень рано - мы подорвались чуть ли не с восходом солнца, которое, правда, пряталось за низкими тучами. Утро вообще принесло не очень приятную погоду. Вершины Эльбруса целиком скрылись за облаками. Что ж, повезло хотя бы со вчерашним вечером, и то неплохо.
Решили, что прогуляемся наверх, докуда дойдем.
Вновь вчерашним маршрутом прошли по мостику, собранному из палок и другого материала, случайно подвернувшегося под руку.
читать дальше