Оказывается, красота находится у нас прямо под боком! Вот так ездишь в самые неожиданные уголки нашей страны, забираешься всё дальше и дальше в поисках прекрасного... Думаешь, что теперь тебя могут поразить только ещё более далёкие и забытые места. А потом обнаруживаешь что-то очень классное не за тридевять земель, а буквально в соседней области - и вдруг впечатляешься не меньше, чем от всех своих дальних странствий =)
Красота - везде, и она не сравнима одна с другой.
В один приятный октябрьский день, который решил вновь порадовать нас солнцем, ясным небом и отсутствием осадков, мы спонтанно двинулись в дорогу на Кайроне. Выбор пал на Тульскую область.
До интересующего нас населенного пункта был не близкий путь, а на дворе была пятница. Мы подумали, не поехать ли нам по бетонке, однако Яндекс нас заверил, что в 9 утра все уже сидят по работам и лучше поехать через Москву. Странно, но Яндекс не обманул - мы довольно быстро долетели до Москвы, промчались по МКАДу, съехали на М-4 "Дон" и спокойно, размеренно добрались до Тульской области, по пути заехав на заправку, чтобы покормить Кайрона соляркой, а себя - кофе. Потому что какая поездка без правильного чувства дальнего странствия!
С М-4 ушли в сторону Узловой, проехали через Узловую. Я вспоминала, как несколько лет назад ездила в этот город с подругой на Галоппере, она тогда оставила его тут на покраску, а мы поехали обратно в Москву на моем УАЗе, чтобы на обратном пути неожиданно обнаружить Китай и заехать на него поглазеть.
За Узловой, еще немного проехав по асфальту, мы ушли на какую-то недавно построенную дорогу: на ней стояла строительная техника, обочин не было, вместо них - ровные линии земляных бугров, разметки тоже не было, знаков и подавно. Я даже подумала, не закончится ли эта дорога сейчас, как закончилась однажды дорога под Нижним Новгородом через Большое Мокрое (это название села, да), когда мы на пару с заблудившимся случайным минивэном уткнулись в знак "кирпич", ибо дорога отстроена пока не была, хотя Яндекс кричал об обратном.
Но нет, под Узловой Яндекс не ошибся. К нашему приезду дорогу успели построить. Больше всего в ней нас удивило, что её построили в виде трассы для ралли: крутые повороты на 90 градусов, чуть ли не "шпильки", резкие смены направления без всякой логики. Они были бы оправданы, если бы дорога шла через лес, однако дорогу проложили через чистое поле. То ли строители были пьяны, то ли каждые 2 недели они переделывали план-схемы, по которым возводили свое асфальтовое творение.
Ещё немного свежей трассы, ещё немного старой трассы с разметкой и знаками, - и мы очутились в деревне Кондуки.
Сверившись со схемой проезда из интернета, мы уехали не туда, ворвались на какое-то поле, развернулись, штурмовали легкую лужу, вернулись в деревню, выехали на другую тропинку, более внимательно сверились со схемой проезда из интернета и наконец-то выехали к нужной достопримечательности, а именно - к заброшенным карьерам, где когда-то добывали бурый уголь. Шахты в свое время были затоплены, и добыча прекратилась. Место превратилось в прекраснейшее творение, этакая совместная поделка природы и человечества.
Я порадовалась, что мы приехали в пятницу - народу практически не было. Наверняка в выходные здесь людей намного больше, про лето вообще не говорю. Мы проехали к "горам" и припарковались возле затяжного подъема наверх.
Фото Кайрона. Куда без него.
читать дальшеПодъем наверх. Теоретически, по нему можно было бы подняться.
- А я бы на Тойоте попробовал, - стал подначивать меня штурман.
- Ну да перестань! У нас - отдых на природе, а не преодоление! - ответила я ему, оценивая процент уклона.
- Ну ладно, не буду, - перестал подначивать меня штурман. Поэтому мы единогласно решили, что природную красоту намного приятнее впитывать, передвигаясь пешком. А автомобильным преодолением ещё успеем заняться.
Кайрона оставили отдыхать после длинной четырехчасовой (или даже пятичасовой?) дороги до Тульской области, а сами отправились гулять.
Поднялись выше. Автомобиль, как всегда, смотрелся гармоничным элементом в общем пейзаже и показывал масштабы окружающих холмов и вершин.
Мы забрались на самый верх и оттуда нам открылся потрясающий вид на карьеры... на то, во что они превратились.
Осень и полное отсутствие ветра придали пейзажу вид картины, которая вышла из-под руки гениального художника: неподвижность, мазки красок. Как будто мы реально смотрим на картину, повешенную на стену привычных видов центрального региона России.
Это как прийти в художественный музей, найти там какую-нибудь большую картину с множеством элементов, встать перед ней и уйти в созерцание на ближайшие полчаса. Здесь так же: забираешься на верх горушки, стаскиваешь с рюкзака туристическую сидушку, плюхаешься на землю и молча созерцаешь. Ближайшие полчаса. Через полчаса делишься эмоциями с напарником, сидящим рядом... и опять созерцаешь.
Но, в отличие от картины, в восторг меня привело осознание, что туда можно пойти гулять. Гулять по рисунку! Гулять по фотоальбому! Нырнуть из реального мира... в такой же реальный, но совершенно иной, особенный.
Мне кажется, схожесть с рисунком пейзажу придали спокойные цвета осени. И безветрие, конечно. Даже вода была неподвижной.
Территория карьеров огромна. Сполна насладившись видом с вершины, мы отправились вниз, бродить между расщелин, между желтых берез.
Периодически куда-то залазили, иногда откуда-то спускались. С этой горушки, кстати, открывался самый захватывающий вид.
Через некоторое время вышли к берегу и отправились бродить вдоль береговой линии. Периодически мы натыкались на следы стоянок: кострища, аккуратные бревна в качестве стульев. На одной из стоянок обнаружился мангал. Ничего не скажешь, место популярное. Всё бы ничего, но популярность сказывается негативно: мусора там, к сожалению, много. Мне вспомнились Приэльбрусье и Шхельда, место под названием "Улыбка Шхельды", которую мы окрестили "гадюшником Шхельды", когда там оказались. Там тоже был берег притока реки в окружении гор, превращенный в передвижную шашлычницу. Чёрт с ним, с мангалом, но банки и бутылки зачем раскидывать?
Ладно, не буду о негативе.
Тем более, что с берега виды открылись не менее шикарные.
На противоположном берегу заприметили некий намёк на дорогу и решили, что после прогулки попробуем туда проехать.
Я забралась на очередной гребень. Фото для понимания размаха здешних мест.
Нашли гриб-мутант. Наверное, поганку =)
Наверняка это место по-своему прекрасно в каждое время года. Ей-богу, сюда можно специально приезжать зимой, летом, а мы вот выбрали осень - период, когда густая зелень деревьев не закрывает холмы. Я могу себе примерно представить, каково тут летом. А вот каково зимой?
Фото для уезжания мозга. Осока, растущая в небе =)
Ладно-ладно, на самом деле - в воде она растет. Небо отражается в прозрачной воде, превращая её во второе небо на земле.
В какой-то момент выглянуло солнце и осветило карьеры. Они мгновенно поменяли свое обличье, став ещё более яркими, разноцветными, живописными. Они выглядят по-разному под солнцем и в пасмурную погоду. И чтобы оценить их красоту под солнечным светом, надо предварительно полюбоваться ими в облачность, тогда эффект от увиденного будет больше.
Здешний пейзаж вызывает сразу кучу ассоциаций: он напоминает Карелию, Север и Сибирь одновременно. И никак не ассоциируется с Тульской областью =)
Прогулявшись вдоль берега, отправились обратно к машине.
По пути решили измерить глубину очередной расщелины =)
День клонился к вечеру. На вершине самой большой горушки мы увидели двух девушек и по-доброму им позавидовали - им сейчас открывается великолепная панорама карьеров, освещенная закатным солнцем. Среди холмов заприметили обрывки киперной ленты и торчащие деревяшки - видимо, тут периодически делают трассу для какого-нибудь мотокросса? Размеренно ступая по ожившей картине, шагая сквозь тульские горы, мы вернулись к Кайрону, выпили горячего чая из термоса, перекусили и вновь сверились со схемой проезда из интернета. Схема проезда предложила нам обогнуть самое большое озеро и оказаться на другом берегу.
Решено - сделано.
Я села за руль и аккуратно поползла по слегка размытой полевой дороге. Штурман следил за нашими передвижениями по навигатору, я объезжала лужи, выбирала более сухие траектории, иногда включала полный привод, иногда отключала. Один раз забыла его включить перед очередной лужей, забуксовала на выезде из нее, дала побольше газу и автомобиль за счет дизельной силы воли выбрался на свободу.
- Если бы у тебя стояла в заднем мосту блокировка, сейчас ее бы не стало, - будничным голосом рассказал о своих впечатлениях о моих передвижениях штурман.
- Но её там нет и это хорошо. Я забыла включить полный.
- А я подумал, ты специально возможности машины проверяешь.
- Что ты, я же абсолютно не рисковый человек!
Один из участков дороги представлял собой кашу-расквашу, но здесь же был и хороший объезд. Естественно, выбрала объездной путь. Проползла по краешку какого-то лужеобразного болота или болотообразной лужи. Темнело. Мы выкатились на полянку, где дорога закончилась.
Кайрон. Люблю его =)
В небе тихонечко горел закат желтым и красным цветом. Мы снова взяли пенопопы, сели на краешке обрыва и стали любоваться. Внизу водяным зеркалом лежало озеро, на фоне разноцветного неба высились силуэты осенних деревьев - темных, сбросивших листву. Холмы погружались в темноту. А вокруг совсем-совсем никого не было. Среди огромных городов, среди толп, среди людной цивилизации мы нашли островок другого мира, мы нашли вход в нарисованную картину, где деревья, холмы и вода замерли неподвижно, дав нам возможность бродить в уединении среди необычной красоты, наслаждаться ею, забывать о времени и о том, что где-то за пределами горизонта осталась та самая цивилизация.
Пока окончательно не стемнело, мы успели пробежаться по нескольким холмам, с которых открывались виды на противоположный берег - на тот, где мы сегодня уже были.
Объять необъятное... Как будто весь мир - перед нами. Благодаря таким мини-поездкам в соседние области снова хочется сорваться и укатить куда-нибудь далеко-далеко, где безумство красоты окончательно срывает башню =)
К Кайрону вернулись в сумерках, и покатили по полевой дороге в обратную сторону.
По темноте дорожка показалась хуже. Мы объехали кашу-расквашу, проползли по краешку лужи, прикидывающейся болотом, я традиционно не заметила земляного бугра и впечаталась в него защитой днища. Солнце окончательно сбежало за горизонт, погрузив карьеры и пейзажи во тьму. А мы выехали в Кондуки.
И оттуда уже известной дорожкой поехали домой. Снова промчались по пустынным трассам, поиграли в ралли-рейд на новопостроенной дороге, опять удивляясь нелогичным крутым поворотам, местами усыпанным щебнем, вырвались на простор автомагистрали М-4 "Дон" и полетели в сторону Москвы. По пути заехали в Ступино за молочными коктейлями. А почему бы нет. Надо же было где-то потерять немного времени, чтобы затем не терять его в московских пробках, которые как раз закончились к нашему прибытию на МКАД =)