День 5.
03.01.2021.
Солигалич — Куземино - Гремячий - Тотьма (Костромская область - Вологодская область).
Утром встали пораньше. После вчерашнего героического застревания в лесу и не менее героического и чудесного спасения лесовозами мой пыл слегка поугас и я немного запаниковала по части грядущей дороги. Нам предстоял неизвестный участок маршрута: прямая дорога из Солигалича в Тотьму. Если следовать федеральными маршрутами, то чтобы попасть в Тотьму, нам нужно было делать здоровенный крюк через Вологду, а это несколько сотен километров. Есть более короткая местная дорожка длиной примерно 130 километров через Куземино (Костромская область) и Гремячий (Вологодская область). Навигаторы (и Гугл, и Яндекс, и Мапс.ми) почему-то предлагали ехать совсем незнакомой лесовозной дорожкой черед Иду, а через Кузёмино строить маршрут наотрез отказывались. Проблема была как раз в участке между Кузёмино и Гремячим, это всего лишь 12 километров.
От Солигалича до Кузёмино, судя по отчетам, была проложена терпимая грунтовка. От Тотьмы до Гремячего — грейдер очень хорошего качества. А вот от Кузёмино до Гремячего можно нормально проехать сухим летом или морозной зимой. Осенью и весной эти 12 километров превращаются в трофи-рейд вида "один километр за час". Но и зимой бывают варианты (мало ли, колея от лесовоза или неудачливого внедорожника под снегом).
Так что трос со вчерашнего дня сворачивать не стали, лопату и топор оставили валяться поближе, цепи тоже положили поближе.
Пока завтракали, к нам пришли кошки. Пришлось затискать обеих. Одна из кошек настойчиво считала, что паштет в наших тарелках намного вкуснее ее сухарей в миске, пришлось оправдать ее ожидания (а паштет и вправду был вкусный, костромской, натуральный; кошка знает толк в правильной пище!).
Утро.
читать дальшеИз-за гостевого дома то тут, то там торчат характерные куски Солигалича. Тот или иной город можно опознать по каким-то особенным зданиям - изюминкам города. В маленьких городках такими особенными зданиями обычно становятся церкви, храмы, ведь раньше через них реализовывали основную красоту архитектуры.
Загрузив вещи в Кайрона, дошли до заброшенной церкви, которая находилась рядом с гостевым домом.
Здание не в очень хорошем состоянии. Колокольня покосилась в сторону, издалека это хорошо видно.
Колокольня опять же с симпатичными "окошками".
Облазили постйроку вокруг, зашли внутрь, внезапно увидели хорошие ступеньки на колокольню, поднялись. До самого верха лестница не вела, однако переходы порадовали. Это тоже своеобразное и интересное времяпровождение - находить заброшенные или реставрируемые церкви и подниматься на колокольню. Наверх ведут вот такие переходы-проходы. Таинственность, мрачность и привидения!
Раны на теле здания.
Немного сохранившихся росписей.
Осмотрев церковь, вернулись к гостевому дому. К тому моменту хозяйка проснулась и выглянула в окошко, чтобы нас проводить. Совершенно чудесная женщина =) Ей-богу, было ощущение, что мы приезжали в гости домой, к бабушке, и сейчас отправляемся дальше в дорогу. Она пожелала нам хорошего пути и предлагала возвращаться летом. Летом, говорит, в Солигаличе еще красивее. Охотно верю!
Рядом прогревался УАЗ-Патриот, который мы заприметили вчера на парковке, подготовленный, с прицепом, с кучей наклеек. В него таскала вещи девушка.
- Доброе утро!
- Доброе!
- А вы случайно не в Тотьму едете? - спросила я.
- А я не знаю! - честно ответила девушка, растерявшись. Ну, что ж, не получится упасть на хвост, придется самим преодолевать неизвестность. О это приятное и классное чувство, когда ты просто едешь и не знаешь, куда =)
Выехать в сторону Тотьмы решили в 11 часов, так что у нас оставалось около часа на осмотр остального города. Солигалич — это уютный городок со множеством церквей и уютных домов (и наличники, и здесь тоже наличники!). Да, все эти городки похожи между собой: Галич, Чухлома, Солигалич, Тотьма. Но при этом в каждом есть своя изюминка и своя особая атмосфера. Они похожи, но они разные.
Доехали до еще одного заброшенного собора. Его вроде начали реставрировать, покрасили, но на этом всё закончилось. Так пока и стоит.
Некоторые дома Солигалича - маленькие и скромные родственники двух теремов, виденных позавчера. "Когда я вырасту, я буду теремом в Асташово!".
Типичные улицы Солигалича.
Съездили в центр. Везде можно пройтись пешком, но нам нужно было уложить осмотр города в оставшийся час, поэтому ездили на машине. В городе есть один-единственный светофор на главной площади (там же нашли ёлку, здание краеведческого музея, "Пятёрочку" и сложное для такого городка сплетение дорог, где каждый едет так, как считает нужным; благо, машин мало и так ехать можно). От площади через мост находится старый крепостной вал. Пока Элла и Даша бегали к панораме церквей, я сбегала на вал, пробежалась по нему, посмотрела на город с разных сторон.
Мост через реку Кострому, вид от городища (крепостного вала) на противоположный берег города.
Непосредственно вал. Внутри него находится беседка с памятным камнем, однако ничего на нем я прочитать не смогла, хотя отковыряла его из-под снега.
Панорамы города с вала.
От центра Солигалича съездили к еще одной церкви, более разрушенной, чем те, которые находятся в центре. С неба сыпал снег, легкий, воздушный, масштабным пушистым слоем. Зима здесь была настоящей зимой, уютной, белой, приятной.
Украшения на стенах заброшенного здания.
Рядом с брошенной церковью бегала собака. Сожрав что-то (или кого-то) на земле, она с разбегу помчалась в сторону помойки, стоявшей здесь же. Услышав громкий "бабах!", я обернулась - собака запрыгнула в мусорный бак и стала там рыться.
- Глупая! - крикнула Элла. - А вылазить ты оттуда как будешь?
Собака как будто услышала, удивилась, высунула голову и так же ловко выпрыгнула из бака на землю и побежала куда-то за здание церкви. Сюр как он есть.
Снегопад в Солигаличе. Пушистый снег, заметенные дороги - класс!
Еще один младший потомок терема в Асташово.
Еще фотография из раздела "типичные улицы Солигалича".
Затем доехали до севера города, еще одной заброшки, но та оказалась в совсем плачевном состоянии. Тоже бывшая церковь. Ну здесь-то совсем нечего восстанавливать. Здание доживает последние годы.
Время прибежало к 11 часам, так что сказали "до свидания!" Солигаличу и наконец-то ступили колёсами на дорожку в Тотьму. Ух, что нас ждет теперь?
Начало!
Впрочем, начало дороги было вполне дружелюбным и в первые пару километров на нас не набросились никакие лесовозные колеи и болота. Обычная заснеженная грунтовка удовлетворительного качества, ледяная, покрытая слоем снега, с ямками. Типичная зимняя грунтовка. С безумной красотой по обочинам. Я не столько на дорогу смотрела, сколько на зимний лес вокруг.
Заброшенные деревни на дороге - типичная картина Костромской области.
Грунтовка на Тотьму. Терпимая и чищенная.
А вот и Кузёмино! Становится тревожнее и страшнее. Мозги рисуют картины демонов бездорожья, которые хватают в сумерках автомобили за колёса и утаскивают их в колеи. Хорошо, что едем днем! Дневные демоны не так опасны.
После въезда в Куземино дорога вроде испортилась, но не совсем. Появилось больше снега, а колея стала более выраженной.
В районе Трофимово (населенный пункт за Куземино) нашли опять же церковь в урочище Николо-Чалово. Нам и Вера Сергеевна (хозяйка гостевого дома в Солигаличе) говорила, что там она есть. По картам нашли нужную грунтовку-подъезд к церкви, Кайрона оставили на трассе, а сами решили прогуляться километр с небольшим пешком.
Заняла прогулка почти час, зато мы получили очень много удовольствия не столько от руин, сколько от прогулки по зимнему лесу!
А церковь оказалась фантомной. Смотришь на нее издали — она есть. Подходишь ближе — она исчезает.
Прошли через поле, нашли веселый лесовоз, ровняющий дорогу, он погоготал, порокотал и сбежал в лес.
Пошли за ним, но вскоре поняли, что идем не туда.
Вернулись, нашли нужную своротку к церкви.
Если до этого мы проваливались максимум по лодыжки, то, уйдя на своротку, стали проваливаться по колено. Но нашей решимости было не занимать. Первый раз что ли по лесу переться к очередным развалинам?
Зимний лес — это полный восторг. Каждую зиму туда хожу, восхищаюсь и любуюсь. Кайф! Поход в снегу по бедра был нужен хотя бы ради этих пейзажей!
Вскоре мы свернули совсем в лес и стали проваливаться по бедра, а чуть позже - по пояс. Но сила воли, как всегда, была сильнее какого-то там снега (если надо будет, то поплывем по нему, как по океану), тем более, что до церкви оставалось метров 200.
Через метров 50 до церкви оставались те же 200 метров. Еще через 50 метров — опять 200. Еще через 50 оставалось 300. Мы видели ее купола, торчащие над лесом.
Но когда подходили ближе, эта громадина куда-то девалась.
- Она реально что ли фантомная?
Когда до церкви оставалось метров 50, а, может, 400, а, может, 250, а, может, ее не существовало, мы уткнулись в заросли молодого кустарника и юных деревьев, так что наша скорость упала до тех самых 200 метров в час. А церковь опять куда-то делась. Снег пытался утопить нас с головой. Каждый шаг становился короче и медленнее, кусты стояли непролазной стеной. Мы чувствовали себя так, как, вероятно, чувствовали себя те ребята на внедорожниках, которые сунулись на трассу Куземино-Гремячий весной. Только в пешем варианте.
В конце концов, решили, что церковь всё-таки фантомная, развернулись и полезли через поле и лес обратно на дорогу. Зато прогулка получилась классная.
Вид издали. Точка не взята. Придётся возвращаться и заставлять этот фантом реализовываться в реальном мире, чтобы его можно было пощупать и потрогать.
Вернулись к Кайрону и двинулись дальше в дорогу. Куземино мы проехали перед Трофимово, тут начинался тот самый неизвестный участок дороги. За это время нам навстречу проехали две машины: Шеви Нива и Мерседес-пикап (впервые встречаю пикап от Мерса!). Это давало надежду. Раз они проехали, то и мы, скорее всего, проедем. Да и трафик хоть какой-то есть, не пропадём.
В итоге (ура!), этот участок оказался очень простым для проезда, грязь всё-таки замерзла! Да, на недоприводе-пузотерке будет сложновато, но любое полноприводное с клиренсом выше "уткнулся в лежачий полицейский и сломал бампер" там проедет. Дорога перестала быть укатанной широкой грунтовкой и превратилась в колею, пробитую через снег. Колея петляла. Задачей было ехать по этой колее и никуда с нее не сворачивать, она четко обходила все спрятанные под снегом лесовозные колеи, уходила в те части дороги, где ямы были поменьше. Я включила полный привод и неспешно ехала по ней. Навстречу за это время никто не проехал, вот разъезжаться там было бы сложновато, хотя при желании всё возможно.
Так что очень быстро добрались до Гремячего, где нашлись лесозаготовки. Зачарованные, мы одним глазком посмотрели на то, как "воровайки" хватают своими лапами бревна из лесовозов и перегружают их в жд-вагоны. Зрелище завораживающее. Наверное, всё дело в нашем восторге от техники и больших машин.
Ну а от Гремячего пошла шикарная и широченная укатанная грунтовка-грейдер. Да, трясло, да, был лёд. Но застревать там точно было негде. Главное было — слишком сильно не разогнаться и не улететь с дороги, на таком льду машину могло занести легко. В Гремячем началась Вологодская область, мы это определили по качеству дорожного покрытия, оно улучшилось. Я расслабилась и вновь стала любоваться чудесным зимним лесом. До Тотьмы оставалось километров 90.
Встретили на дороге еще одну заброшенную церковь, небольшую и уютную в своей компактности.
Дорога в Тотьму.
И снова заброшенные деревни и дома.
Позже проехали по мосту через незнакомую речку с неизвестным названием и посмотрели на панораму неизвестного городка.
Лёд, кажется, крепкий.
Красота зимней непопулярной дороги.
Основной попутный и встречный транспорт. Летают быстро, лучше подвинуться и пропустить.
В какой-то момент дорога свернула направо и пошла вдоль реки Сухоны. Если судить по картам, в районе Красного и Черепанихи есть то ли паром, то ли ледовая переправа - чёрт знает, мы поехали по разведанному и более известному пути вдоль Сухоны. Эта дорога упирается в крупную трассу, по которой остаётся пара километров до Тотьмы, и в районе Тотьмы можно пересечь Сухону по мосту.
В Тотьму приехали в сумерках. Элла объявила, что хватит это терпеть и пора идти в музей. Не терпящей возражения интонацией она направила нас прямиком в музей мореходов, потому что он работал до 17 часов, а время было почти 16, надо успевать! Музей мореходов внезапно обнаружился в здании церкви. Мы удивились, припарковались в свободный сугроб и быстрее побежали в музей.
Небольшой и уютный музей оставил нас под большим впечатлением! Люблю такие небольшие местные музеи, которые могут рассказать вещи, которые не в каждом интернете найдешь =)
Цена вопроса — 280 рублей на двух взрослых и одного ребенка с экскурсией.
Итак, причем тут мореходы? Как связаны Тотьма, которая находится где-то на материке в Вологодской области, и мореходы? Откуда в Тотьме взялся такой внезапный музей? Чем знаменита Тотьма? И почему она не так проста, как кажется?
Музей посвящен тем тотемцам, которые участвовали в различных морских экспедициях. И в этом смысле у Тотьмы оказалась очень богатая история.
Что порадовало, экскурсовод не рассказывала нам какие-то общеизвестные вещи, а рассказывала именно про местный колорит, про местные подвиги и про Тотьму. Зачем забивать экскурсию Петром Первым, если намного интереснее в таких местах слушать как раз про местную историю? Музей это понимает, и поэтому в нём можно услышать именно то, что хочется!
Вкратце: тотемцы участвовали в торговых экспедициях на Алеутские острова и дальше, до Сан-Франциско. Причем купцы из Тотьмы позже организовали свои собственные торговые экспедиции и ходили они не через Северный Ледовитый океан, а по земле по материку через Екатеринбург, Иркутск, Якутск, там выходили в Охотское море. Такая экспедиция занимала до 5 лет и далеко не все возвращались домой. Первая такая экспедиция принесла ее "организаторам" около 230 тысяч рублей, по тем временам невероятные деньги. Потому что они не просто ходили в Америку, а шли, меняли всё по пути, торговали по пути, рисовали карты и так далее.
Вот карта их пути. Это сейчас сел в автомобиль и за пару недель доехал из Москвы в Магадан. А раньше это всё проходили пешком, таща с собой товары, а заодно всякие палки и подобное для того, чтобы по достижении Охотского моря собрать корабль, на котором потом плыть в Америку... Невероятно!
Одним из известных тотемцев был Иван Кусков, он ходил до берегов Аляски, а затем южнее, и именно он стал основателем форта Росс (ныне Калифорния).
Черная лисица — символ Тотьмы. В России таких не водится, тотемцы привозили их с Алеутских островов, выменивая у местных жителей. Этим и жили. Общаться с местным населением Алеутских островов было не просто. Опять же, возвращались не все.
Именно потому, что шкурки черной лисицы в свое время очень подсобили городу, этот зверек помещен на герб Тотьмы.
В процессе рассказа экскурсовод произнесла чудесную фразу, отлично характеризующую современное положение дел:
- Купцов и сейчас много. Меценатов нет...
Раньше купцы на вырученные деньги строили много церквей. Собственно, церковь, в которой находится музей, построили как раз купцы из экспедиций, вот и разместили теперь музей именно здесь.
В музее есть и стенды, посвященные современникам. Например, Станислав Михайлович Зайцев приложил очень много усилий и фактически посвятил жизнь тому, чтобы Тотьма не забыла свою историю, многие памятники архитектуры его стараниями были взяты под охрану, он создавал научные труды и планировал открыть масштабный музей российского мореходства. Он мечтал пройти путём тотемских купцов. Во второй такой экспедиции он погиб в Ванкувере.
С удивлением нашли в музее и упоминание Федора Конюхова. Оказывается, при его поддержке здесь развивают направление детского туризма.
Картина, посвященная погибшим мореходам. Тогда это были не путешествия, а настоящие экспедиции, и были они опасны и нелегки.
Музей небольшой, буквально три зала, и экскурсия была быстрой. Выверенная, сжатая информация, но очень интересная. Так что остались в восторге и от души поблагодарили экскурсовода.
После музея мы опять попытались найти мойку (мысль о мытье Кайрона меня никак не оставляла, надоело видеть черную машину вместо серо-синей). В Тотьме моек оказалось две, на одной была очередь, вторая работала до 18 часов и там нас не приняли, пригласили приезжать утром. Ну, хорошо, что хотя бы не по записи на неделю вперед.
Если на маршруте до Солигалича мы бронировали жилье заранее, то в Тотьме, как мы поняли, жилья навалом, поэтому Элла быстренько что-то нашла, пока мы выезжали из Солигалича. Пока мы доехали до Тотьмы, хозяйка нашу бронь отменила, сказав, что ее жильцы продлили свое пребывание. Так что Элла стала искать другую квартиру. Квартира где-то четвертая оказалась свободна, заехали туда. Она оказалась в симпатичном малоэтажном микрорайоне города. Сама квартира была совсем плохонькой и прокуренной, но за 1500 рублей на троих и на одну ночь — сойдет. Тем более, у Эллы была с собой палочка восточных благовоний, так что запах затхлого табака быстро сменился нормальным запахом волшебного Востока и арабской ночи!
Гостиницы в Тотьме мы тоже видели, так что проблем с жильем там, думаю, нет. В отличие от тех же Галича, Солигалича, Чухломы, в которых лучше бронировать заранее.
Тотьма - Кологрив: Новый 2021 год. День 5: из Костромской области в Вологодскую.
День 5.
03.01.2021.
Солигалич — Куземино - Гремячий - Тотьма (Костромская область - Вологодская область).
Утром встали пораньше. После вчерашнего героического застревания в лесу и не менее героического и чудесного спасения лесовозами мой пыл слегка поугас и я немного запаниковала по части грядущей дороги. Нам предстоял неизвестный участок маршрута: прямая дорога из Солигалича в Тотьму. Если следовать федеральными маршрутами, то чтобы попасть в Тотьму, нам нужно было делать здоровенный крюк через Вологду, а это несколько сотен километров. Есть более короткая местная дорожка длиной примерно 130 километров через Куземино (Костромская область) и Гремячий (Вологодская область). Навигаторы (и Гугл, и Яндекс, и Мапс.ми) почему-то предлагали ехать совсем незнакомой лесовозной дорожкой черед Иду, а через Кузёмино строить маршрут наотрез отказывались. Проблема была как раз в участке между Кузёмино и Гремячим, это всего лишь 12 километров.
От Солигалича до Кузёмино, судя по отчетам, была проложена терпимая грунтовка. От Тотьмы до Гремячего — грейдер очень хорошего качества. А вот от Кузёмино до Гремячего можно нормально проехать сухим летом или морозной зимой. Осенью и весной эти 12 километров превращаются в трофи-рейд вида "один километр за час". Но и зимой бывают варианты (мало ли, колея от лесовоза или неудачливого внедорожника под снегом).
Так что трос со вчерашнего дня сворачивать не стали, лопату и топор оставили валяться поближе, цепи тоже положили поближе.
Пока завтракали, к нам пришли кошки. Пришлось затискать обеих. Одна из кошек настойчиво считала, что паштет в наших тарелках намного вкуснее ее сухарей в миске, пришлось оправдать ее ожидания (а паштет и вправду был вкусный, костромской, натуральный; кошка знает толк в правильной пище!).
Утро.
читать дальше
03.01.2021.
Солигалич — Куземино - Гремячий - Тотьма (Костромская область - Вологодская область).
Утром встали пораньше. После вчерашнего героического застревания в лесу и не менее героического и чудесного спасения лесовозами мой пыл слегка поугас и я немного запаниковала по части грядущей дороги. Нам предстоял неизвестный участок маршрута: прямая дорога из Солигалича в Тотьму. Если следовать федеральными маршрутами, то чтобы попасть в Тотьму, нам нужно было делать здоровенный крюк через Вологду, а это несколько сотен километров. Есть более короткая местная дорожка длиной примерно 130 километров через Куземино (Костромская область) и Гремячий (Вологодская область). Навигаторы (и Гугл, и Яндекс, и Мапс.ми) почему-то предлагали ехать совсем незнакомой лесовозной дорожкой черед Иду, а через Кузёмино строить маршрут наотрез отказывались. Проблема была как раз в участке между Кузёмино и Гремячим, это всего лишь 12 километров.
От Солигалича до Кузёмино, судя по отчетам, была проложена терпимая грунтовка. От Тотьмы до Гремячего — грейдер очень хорошего качества. А вот от Кузёмино до Гремячего можно нормально проехать сухим летом или морозной зимой. Осенью и весной эти 12 километров превращаются в трофи-рейд вида "один километр за час". Но и зимой бывают варианты (мало ли, колея от лесовоза или неудачливого внедорожника под снегом).
Так что трос со вчерашнего дня сворачивать не стали, лопату и топор оставили валяться поближе, цепи тоже положили поближе.
Пока завтракали, к нам пришли кошки. Пришлось затискать обеих. Одна из кошек настойчиво считала, что паштет в наших тарелках намного вкуснее ее сухарей в миске, пришлось оправдать ее ожидания (а паштет и вправду был вкусный, костромской, натуральный; кошка знает толк в правильной пище!).
Утро.
читать дальше