День 9.
07.01.2021.
Кологрив - Кострома - Ярославль - Подмосковье.Утром мы хотели быстренько проснуться, покушать, собраться и скорее побежать смотреть Кологрив и окрестности. На этот день были глобальные планы: пройтись по всему краеведческому музею, съездить в парочку деревень по соседству, пройтись по городу. Но что-то пошло не так.
Сначала мы зависли утром. Мы жаждали информации о жизни тут, а потому не смогли пройти мимо хозяйки и опять с ней не поболтать. Расспросили, как живут тут люди, и не особо удивились, узнав, что не особо радужно. Может быть, из Москвы кажется чем-то романтичным жизнь в уютном небольшом городке в окружении природы и деревянных домов. А по факту...
В Кологриве есть больница, но работает в ней только четыре врача. Из этих четырех - двое молодых, приехали совсем недавно. Среди врачей есть один терапевт, один невролог. Какую-то простую медицинскую помощь получить можно, но если что посерьезнее, то надо ехать в соседнюю Шарью (или хотя бы Мантурово). Шарья - город крупный, с населением около 60 тысяч человек, является оплотом цивилизации для жителей Кологрива. В магазины за более специфическими, чем продукты, вещами надо ехать в Шарью. За медициной - в Шарью. Да если вообще нужно что-то, кроме основных продуктов, надо ехать в Шарью. А добраться туда можно только на такси. Стоимость - что-то около 1200 рублей в одну сторону.
Почему только на такси? Общественный транспорт в Кологрив не ходит. Один раз в неделю приезжает единственный автобус из Костромы. В остальное время местные владельцы минивэнов организуют что-то вроде нерегулярных рейсов для нуждающихся в транспорте, люди договариваются группой, когда, куда и во сколько нужно поехать, тогда минивэнщик всех отвозит. Если нужное количество людей не набирается, то никто никуда не едет. Не выгодно.
Соответственно, единственным транспортом остаётся автомобиль, который не все могут себе позволить. Значит, такси. А ехать до трассы 50 километров по убитой дороге. Таксисты закономерно заламывают цену, потому что подвеска умирает на раз-два.
Газа нет. Отопление, в основном, печное. Закупают дрова или брикеты, а это тоже не дешево.
- У меня как-то жили двое москвичей, - рассказывала хозяйка. - Так они сказанули, что, мол, зачем вам тут деньги нужны, в деревне. Вот в Москве - дааа, там деньги нужны, и много, а в деревне что? Я им посоветовала грузовик дров для начала купить. Потом на такси в Шарью прокатиться, а потом сходить в магазин за продуктами и одеждой. Или что, мы не люди, одежда нам не нужна и питаемся мы деревьями что ли?
Не думаю, что в этом смысле Кологрив является каким-то особенным городом. Таких городков в стране с такими проблемами многие-многие сотни...
Чуть позже хозяйка собралась на рынок-ярмарку, которая случается в Кологриве раз в неделю по четвергам. Мы приготовились быстрее позавтракать и бежать в город, но мимо проходили двое вчерашних ребят на Мерседесе, мы поздоровались, кто-то задал какой-то простой вопрос, другой ответил, и понеслооооось...
Мы проболтали безостановочно часа полтора! Аня и Андрей оказались очень близкими нам по духу людьми, мы говорили, говорили, говорили, восхищались друг другом, вспоминали потрясающие истории и рассказывали их, мы делились впечатлениями от предыдущих поездок и лайфхаками для следующих приключений. Мы с Эллой рассказывали про наши путешествия на Кольский, про наши покатушки на УАЗе, я вспоминала Монголию. Аня и Андрей рассказывали, что одно из их увлечений - кататься по заброшенным церквям, снимать их с дрона и наводить исторические справки о посещенных местах. Но информацию они раскапывают не ту, которой кишит интернет и которая переписана под копирку одна с другой, а находят уникальную информацию посредством общения с местными жителями, поднятия архивов, посещения музеев и так далее. И некоторые их истории о некоторых церквях очень запали в душу. Даже не сами руины церквей, а события, которые происходили в процессе их посещения. Ведь руины церквей - это далеко не основное. Дело не в руинах и даже, как ни странно, не в архитектуре. Дело в той истории, которая происходит и свершается, пока ты эти руины посещаешь. Дело в дороге, которая ведет к руинам, дело в людях, которых встречаешь на своем пути, дело в местности, которая окружает, в приключениях, которые случаются, в чувствах, которые испытываешь от всего этого.
Думаю, мы могли бы болтать еще несколько часов, так мы зацепились друг за друга. Но время неумолимо бежало вперед. Мы обменялись всеми возможными контактами, чтобы не потеряться на просторах планеты =) После этого Аня и Андрей погнали в направлении одной достопримечательности, а мы наконец-то собрались, попрощались с хозяйкой и погнали в направлении другой достопримечательности.
На улице в тот день случилась настоящая зима: минус 15 градусов, хрустящий снег и солнце! По солнцу мы соскучились больше всего.
читать дальшеКайрон на фоне Постоялого Двора. Табличек о том, что это гостиница, никаких нет, нужно знать адрес и звонить хозяйке.
Мы вроде как планировали осуществить наш план по глобальному осмотру окрестностей и города, но дальше случился второй нюанс. Мне внезапно дозвонились из моей спортивной школы и сказали что-то вроде:
- Ну ты завтра едешь или как?
- Куда? - удивилась я. - Я планировала завтра быть в Костроме.
- Разве ты не вернулась?!
- Нет, я в Кологриве... А что завтра?
- Да так, отборочный областной старт перед Чемпионатом России.
"Да блииииин!" - мелькнуло у меня в голове. Дело было не в том, что меня бы сразу отовсюду изгнали, если бы я не приехала, а в том, что я слишком люблю посещать областные старты, тем более, перед грядущим ЧРом и Всероссийскими соревнованиями. Но я узнала об этом старте сегодня, а не 30-го декабря, когда о нем узнали все.
Подумав и прикинув, что к чему, я решила, что сегодня надо рвать когти в Москву. А весь наш глобальный план по осмотру кологривских окрестностей отложить на лето. Потому что Кологрив чем-то зацепил, и к тому моменту мы были уверены, что хотим сюда вернуться на несколько дней. Как минимум, в этот раз мы точно не попадали в заповедник "Кологривский лес" - это повод вернуться летом. А раз мы всё равно хотим вернуться сюда летом, значит, тогда же и всё остальное можно будет посмотреть.
- Предлагаю сейчас быстренько, в течение часа, прокатиться по основным точкам и после этого ехать домой.
- Давай!
В первую очередь, мы уехали за Кологрив по мосту через реку Унжа. Доехали до деревни Екимцево. Там нашли старое, ныне не действующее здание, Кологривский техникум животноводства.
Внезапно! Такое здоровенное здание, с такой красивой в своей строгости архитектурой - и где-то на задворках Костромской области возле мало кому известного города Кологрив!
Этот техникум был открыт на деньги российского предпринимателя Чижова в 1892 году (вместе с еще несколькими учебными заведениями в Костромской области; интересно, а они сохранились? И были ли вообще открыты?). В советский период был переименован как раз в техникум животноводства и продолжал работать. Как пишет Гугл, этот техникум был оборудован новейшей мировой техникой, жизнь и учеба здесь кипели. Техникум был закрыт в 1986 году, а дальше началось его постепенное разрушение.
Этот техникум - самое яркое представление о том, что происходит сейчас в Кологриве. Как и в техникуме, в Кологриве раньше тоже кипела жизнь, здесь шагал научно-технический прогресс, здесь было развитие и движение вперед. А сейчас всё приходит в постепенный и неминуемый упадок: люди уезжают, дороги не ремонтируются, город стоит на отшибе, далеко-далеко за съездом с основной трассы. В Кологриве остались достижения прошлого, но долго ли они продержатся? Как долго сможет стоять здание техникума, как долго смогут выживать в городе люди, как долго проработает краеведческий музей? Противоположный Кологриву город - это Тотьма. Может быть, дело только в том, что Тотьма стоит рядом с трассой и туда легко попасть. А Кологрив постепенно погружается в забвение.
Хотя здесь есть целая куча всего. И огромный музей, и этот огромный техникум с какой-то готической архитектурой, и заповедник, а весной сюда прилетают огромные стаи гусей, и различные исследователи (иностранные в том числе) приезжают сюда, чтобы наблюдать за ними. Построить бы сюда нормальную дорогу, пустить немного рекламы, наладить общественный транспорт, вдохнуть новую жизнь в экскурсии по окрестным местам. Ведь у Тотьмы получилось. И у Сольвычегодска тоже. Чем хуже Кологрив?
На двери техникума нашли распечатанное объявление о том, что, мол, не надо пытаться проникнуть в здание, ей-богу, там давно нет ничего ценного, оно в частной собственности. Если хотите, мы можем провести бесплатную экскурсию по зданию - и указан номер телефона. Сфотографировали себе на будущие планы. Было бы интересно посмотреть, как устроен старый техникум, построенный в конце 19-го века.
Солнце, мороз, снег - чудесная погода! И красок сразу стало побольше, а то серо-белые пейзажи утомили.
Вернулись обратно в Кологрив. Перед мостом остановились и полюбовались на панораму города. Что-то в Кологриве определенно есть! В нем есть своя собственная изюминка, своя особенность. Просто ее сразу не разглядишь под наплывом потерянности и жизни на отшибе цивилизации.
В Кологриве припарковались в центре.
- Так, у каждой из нас есть полчаса на осмотр города.
- Отлично, в 12:05 встречаемся возле Кайрона!
Это был один из моих самых быстрых пеших осмотров города. Благо, что Кологрив совсем небольшой.
На центральной площади нашлась карта-схема города с обозначением исторических зданий. Можно использовать ее в качестве путеводителя.
Еще один плакат о том, что посмотреть в окрестностях. Ничего себе, тут столько всего! Не в каждом интернете найдешь такой список.
Местное творчество.
Улицы Кологрива, в основном, выглядят так.
Одна из небольших и скромных панорам внутри города.
Церковь в центре города. К ней я поднялась, встретила там женщину, она немного рассказала про историю храма. Его два раза реконструировали, причем в первый раз это делал местный батюшка своими силами. Второй раз реконструировали полноценно, выделили на это деньги, но получилось хреново, краска быстро стала отваливаться, фрески снаружи заменили распечатанными банерами с изображениями святых.
Еще одна типичная улица Кологрива.
Здание краеведческого музея. Туда зашли и взяли контакты на случай следующего приезда. Музей работает каждый день без перерывов и выходных. И там 12 залов. Ого, кажется, часовой экскурсией не отделаешься, придется там бродить пару-тройку часиков!
Немного позже 12 часов покинули Кологрив и взяли курс на Кострому. До Москвы было ехать километров 650. Терпимо, к ночи доедем и я завтра везде успею.
Дорога между Кологривом и Мантурово. Зимой она подмерзает и трясет не так сильно. Летом, говорят, полный треш для людских позвоночников и автомобильных подвесок.
Пролетели 50 километров разбитого аттракциона, вышли на трассу в районе Мантурово и полетели в сторону Костромы. Через Галич. На самом деле, основная дорога идет через Макарьев, Кадый и Островское. Но Элла забыла в Галиче одну из своих сумок, когда мы оттуда уезжали несколько дней назад. Она позвонила хозяйке квартиры в Галич, та сумела найти сумку, которая пару дней пролежала за дверью в подъезде. Решили проехать через Галич, чтобы забрать потеряшку и сказать "спасибо" хозяйке квартиры. Поэтому ехали через Нею и Антропово. Там дорога неплохая, только временами попадаются разбитые участки, но не очень длинные. Попутных и встречных автомобилей встретили мало. Температура за бортом опустилась до минус 17 градусов.
- Через несколько дней здесь будет минус 24.
- Может быть, останемся?
Заехали в Галич, оттуда доехали знакомой дорогой до Судиславля. Дальше была Кострома. Ярославль. В Ярославле традиционно полюбовались огоньками нефтеперерабатывающего завода, а Даша восхищалась его размахом. В районе Ростова в деревне Козлово так же традиционно заехали в кафе Тесто купить чего-нибудь пожевать в дорогу. Я с удовольствием подрифтила на пустой парковке кафе. Кайрон - это самый настоящий универсал, на нем включил полный привод - и можно ехать в грязь, а выключил полный привод - и вуаля, шикарный авто с задним приводом для наворачивания кругов!
К тому моменту давно стемнело, так что по Ярославскому шоссе ехали в зимней темноте. На заправке я наконец-то нашла кофе. Ближе к полуночи мы приехали в Подмосковье, я завезла домой Эллу и Дашу, а затем полетела в свой подмосковный город. Путешествие было окончено.
Итоги.
1. Общий маршрут поездки составил 2 500 км. Вот схема нашего передвижения. По клику увеличивается.
Маршрут интересный и небольшой, как раз для коротких зимних световых дней. Везде можно проехать на любом автомобиле. Вопросы вызывает только один-единственный участок длиной в 12 километров из Солигалича в Тотьму, между деревнями Куземино и Гремячий. Весной, говорят, там проехать почти нереально. Зимой и летом шансов намного больше.
2. Финансы. На троих мы потратили:
- на жилье 13 610 руб. (посуточные квартиры и гостевые дома);
- на еду 11 643 руб.;
- на топливо 11 436 руб. (дизель в северных относительно Москвы областях оказался дороже и стоил больше 50 руб. за литр);
- на музеи и экскурсии 1610 руб.;
- на другое (такси, понтонная переправа) 705 руб.
Итого на человека выходит примерно 13 тыс. руб.
3. Пожалуй, это получился очень классный и любопытный маршрут. Казалось бы, всё так рядом, так близко, и куда-то за тридевять земель ехать не надо, а можно найти столько всего интересного. Маленькие городки - это своя особенная атмосфера, и по ним можно делать отдельное путешествие. Ведь дело, в конце концов, вовсе не в архитектуре. В путешествии важно совсем другое: атмосфера, люди и чувства. Мы познали атмосферу зимних маленьких городков. Мы общались с чудесными и прекрасными людьми. И мы получили целую гамму чувств от всего произошедшего, начиная от общения и заканчивая новыми знаниями, полученными в музеях.
А еще - путешествия опасны. Они затягивают. Ведь чем больше путешествуешь, тем больше хочется снова бросить всё и уехать в дальнюю дорогу =)