Продолжаю про всероссы в Костроме.
Еще одной крутой вещью стала пара смешананная на пневматике. Это довольно новое упражнение, которое в команде стреляют два человека, м+ж, их результат суммируется. Обычно оно было на ЧРах и КРах, а тут его ввели и в программу всероссийских соревнований. У меня как раз нашлись юниор-мальчик и юниорка-девочка, которых я и поставила в одну команду. Они отстреляли в таком виде Иваново и теперь приехали в Кострому. Чувствовалось, как их сплотило это упражнение, между ними действительно появилась именно командная связь. Вообще, упражнение "пара смешанная" - это действительно крайне занимательное упражнение, мы в пулевой стрельбе привыкли, что это полностью индивидуальный вид спорта и каждый работает сам за себя, а тут придумали команды. Принцип остался тот же, всё равно каждый работает за себя и за свой результат, но какая-то новая спортивная связь между сокомандниками всё равно появляется. Кому-то комфортнее стрелять с этим человеком, а кому-то - с другим. Да и появляются приколы из серии "ну, я увидела, что ты попал восьмерку, и решила как-то собраться и нас спасти!".
Так и у ребят, они попробовали это упражнение и им понравилось.
В Костроме день пневматики был суров: стреляли с раннего утра (первая смена была в 7:00) до позднего вечера (по словам судей, они разошлись в час ночи). Мои студенты Д. и Л., которые стреляли в команде, в тот день сначала отработали по личному старту, а потом в 9 вечера у них был полуфинал пары смешанной. Кажется, я волновалась за них больше, чем за себя во время своего личного старта.
Очень интересные трансформации психологии происходили с Л. в течение всего дня. Если у Д. психология менялась ровно, постепенно, то у Л. это всё шло более эмоционально и какими-то качелями. Утром она отработала личный старт, улучшила результат Иваново на 12 очков, но всё равно была недовольна, переживала до ощущений "я унылое говно". Мы пошли обедать и следующие пару часов занимались психологическими изысками, задавали друг другу кучу каверзных вопросов, вскрывали старые травмы, рассуждали. Позже, ближе к окончанию соревнований у нас даже появился Главный Вопрос Соревнований, Упражнений и Всего Такого (по аналогии с Самым Главным Вопросом Жизни, Вселенной и Всего Такого из "Автостопом по галактике"). Только наш вопрос звучал как "А ты был(а) счастлив(а) во время выполнения упражнения?".
читать дальшеМы рассуждали очень много о чем: о созданном образе и соответствии ему и настоящей личности внутри; о трансляции этого образа окружающим; какие реальные чувства и ощущения вызывают медали, призовые места, циферный результат и качественная работа во время упражнения; о стиле работы тренера; о поддержке и том самом "унылом говне" как образе спортсмена; о том, как родители закладывают поведенческие рефлексы, которые потом всплывают в спорте; о том, что очень многие проблемы совершенно одинаковы - и да, они есть и у меня, и у моих подопечных; о счастье и возможности быть самим собой.
Л. слушала, защищалась и размышляла, периодически выдавая "я подумаю". А потом вечером, на пару смешанную, она вышла совершенно другим человеком - собой. Не хорошей девочкой, которой нужно было кому-то или чему-то соответствовать и кому-то что-то показывать, а самой собой - человеком, который был готов творить то, что хотелось именно ему, рисковать, пробовать, искать, в том числе самого себя. Рисковать без оглядки на то, каким будет результат, направлять себя на процесс и текущий счастливый момент, а не будущее с какими-то там цифрами, по которым якобы кто-то кого-то судит. И это было круто: Л. стреляла так, как, кажется, не стреляла никогда в жизни.
У Д. личный старт был вечером, после него - небольшой перерыв, а потом пара смешанная. У него было другое - дичайшая физическая нагрузка, он не привык каждый день работать упражнение по 2-3-4 часа. Но он держался до последнего и посыпался только уже на финале.
Ах да, мои ребята выступили так круто, что прошли, в итоге, в финал, в котором боролись за бронзу в медаль-матче. На часах было 10 вечера, все устали и хотели спать, судьи прикалывались, что сегодня можно не ложиться, половина зрителей и тренеров спала в одном ботинке, меньшая часть зрителей пыталась создавать соревновательную атмосферу и орала что-то вроде "дергай в семерку!", но звучало это очень слабо на фоне тех финалов, которые я провожу у нас в тире))
И мои подопечные, несмотря на позднее время и усталость, боролись. Стали, в итоге, всё-таки четвертыми, бронзу не выиграли, но, думаю, в данном случае им не хватило именно технической подготовки, а не психологии.
В 11 вечера мы отвезли Л. на вокзал, она приезжала только на пневматику. И самые крутые слова, которые она сказала в завершение этого длинного дня - "Я всё для себя поняла! Мне сейчас всё равно, что у нас нет бронзы и мы четвертые! НО Я СЧАСТЛИВА! Я теперь знаю, ЧТО именно делает меня счастливой!".
Не это ли главное для тренера? Это стоит грамот и всех железных побрякушек =)