Границы закрыты, великие планы на глобальные путешествия отодвинуты, а лето проходит... Все мчатся на юг, на море, штурмуют Крым. Меня многие друзья и знакомые начинают спрашивать, а каково в Дагестане, я же там была, можно ли ехать? Рассказываю, кидаю ссылки на отчет, а сама размышляю, куда уехать, чтобы интересно и людей поменьше. Какие необычные области на карте требуют изучения?
Конечно, Север, который всегда манит и зовёт. А конкретно - Республика Коми, ведь я ее видела мельком.
Сначала была идея добраться на пароме до Нарьян-Мара, но его решили отложить на следующий раз. Маршрут за пару недель пять раз поменялся, даты выезда двигались туда и обратно, но, в конце концов, всё удалось состыковать, составить и двинуться в дорогу маленьким экипажем: двое человек на Ssang Yong Kyron.
День 1.
24.07.2021
Москва — Кострома — Мантурово — Шарья — Котельнич.Первый день путешествия ознаменовался очень долгой дорогой, потому что это был день доездинга.
Из Москвы выехали рано, в 6 часов утра, чтобы опередить пробки и мчаться вперед них. Задумка сработала: пролетели без пробок МКАД и Ярославское шоссе, в небольшой пробке постояли ближе к Ростову (там было реверсивное движение из-за ремонта). Поскольку трасса до Ярославля хорошо мне знакома, то перемещение происходило в автоматическом режиме по привычным точкам: перед Ростовом — заправка-кормежка Кайрона, после Ростова в кафе Тесто — заправка-кормежка водителя и штурмана, на въезде в Ярославль посмотреть на НПЗ и впечатлиться его масштабом в 501-й раз. От Ярославля ушли на Кострому, которую так же быстро прошли, по пути полюбовавшись видами городских берегов с моста через Волгу.
За Костромой мы оказались в разгар дня.
Ехать долгими часами безвылазно за рулем — занятие порою унылое и от него затекает организм и немного мозг. Чтобы разнообразить однообразную трассу, в процессе перемещения заехали в несколько мест, чтобы прогуляться и погрузиться в ощущение путешествия, которое наконец-то началось, ведь посещение каких-нибудь точек превращает обычный доездинг в увлекательное приключение.
Но если вокруг только лес, попадаются редкие городки, да трасса тянется из горизонта в горизонт — куда заезжать и что смотреть? Правильно, в любой ситуации для разнообразия в центральном регионе всегда можно найти какую-нибудь заброшенную церквушку!
Именно ее мы и нашли в районе деревни Сорож почти сразу за Судиславлем. Разрушенную колокольню увидели с дороги, остановились на обочине, оставили Кайрона и потопали пешком через поле, держа курс на высоко торчащую над деревьями кирпичную историческую развалинку. Стоило немного отвлечься на просеку под ногами и карту в телефоне, как колокольня мгновенно куда-то подевалась, превратившись в фантомную. Хм, это очень похоже на то, как мы
по зиме искали фантомную заброшенную церковь на перегоне Солигалич — Тотьма по пути из Костромской области в Вологодскую (так и не нашли, утонув в снегу!), здесь такой же фантом, что ли?
Но нет, повезло: вскоре церковь выплыла из летней зелени характерным красным кирпичом.
читать дальшеСнаружи церковь довольно типична и не сильно меня впечатлила, я встречала и более цепляющие захватывающие строения.
Зато внутри обнаружились чудом сохранившиеся сюжетные фрески — редкость в заброшенных церквях (чтобы они были в таком хорошем состоянии).
Прошлись по руинам.
Вернулись к Кайрону коротким путем, то есть тем, которым шли сюда.
Кайрон в летней зелени Костромской области.
Летние пейзажи Костромской области, участок дороги Судиславль — Островское.
Участок трассы между Островским и Кадыем или где-то там.
Полетели дальше. Островское — Кадый — Макарьев. Где-то за Макарьевым свернули на подразбитую, но выглядящую надежной грунтовку в деревню Георгиевск («Что там?» - «Георгиевская церковь» - «Хммм, Георгиевская церковь в Георгиевске?») и приехали в небольшую, забытую всем миром, но ухоженную деревушку (вероятно, остатки деревушки) со старыми, но такими же ухоженными деревянными домами. Добрались до церкви и пошли посмотреть на нее тоже.
В чем интерес заезда во всякие старые заброшенные церкви и почему именно церкви? Всё просто: если бы в 18-19 веках в таких количествах строили что-то другое, мы бы ездили и смотрели это другое. Но строили именно церкви. Второй момент: здание — это не только здание. Здание, особенное старое, заброшенное, историческое, руинированное или находящееся на реставрации — это так же история, архитектура, процесс прокачки мозга, потому что мозгу необходимо не просто схватить яркую визуальную картинку и лениться дальше, а немного призадуматься хотя бы об истории этого места, а до кучи — вложить очередной кусочек в огромный пазл, который постепенно складывается на базе той информации, которая поступает в мозг в процессе многих путешествий и поездок. А еще здания — это люди.
Такой человек встретил нас в церкви, как оказалось — реставратор. Вот с кем-кем, а с реставраторами общаться особенно интересно.
Какое-то далекое, забытое село, какая-то забытая, разрушенная махина — кому она тут на фиг нужна? Ан-нет, мужчина-реставратор говорил о здании с огромной теплотой и любовью — было видно, как ему дорого то, что он пытается спасти. Буквально только что мы ехали с Настей и обсуждали энтузиазм и энтузиастов, на которых держится очень многое, и вот — именно такого энтузиаста мы и встретили в очередной раз на своем жизненном пути.
Внутри церкви обнаружились интересные вещи, которые я до этого не встречала в таких заброшках.
Во-первых, сохранившийся деревянный иконостас. Как пояснил реставратор, именно дерево сыграло тут ключевую роль: это лиственница и, в отличие от каменных строительных материалов, она надежнее, меньше впитывает влагу и поэтому меньше подвержена разрушению.
Во-вторых, абсолютно нетипичная и редкая вещь — деревянные хоры. Оригинальные! Так и стоят с 19 века!
В-третьих — лепнина.
Церковь реставрируется грамотно: в первую очередь, ей спасли крышу, фактически сделав новую, поскольку с рухнувшей крышей здание разрушается в разы быстрее. После этого завесили окна, чтобы внутрь не летели осадки. Помимо прочего, мужчина показал очень красивый кованый крест, снятый с купола и сейчас хранившийся внутри здания.
- Пока не знаем, что с ним делать. Это ковка. Посередине трещина. Ну не варить же! - сетовал реставратор. - По хорошему счету, надо везти в Кострому и находить специалистов по ковке. Ну, может, найдем на это денег...
Как это бывает, вовсе не здание тут зацепило до глубины души. Вовсе не оно, а людское отношение к постройке, как будто постройка такая же живая, как человек, и чувствует не меньше.
Здание напротив церкви, это была школа (сейчас закрыта, ну, по ней видно).
Надо сказать, что от мужчины довольно сильно пахло алкоголем, аж за несколько метров, но при этом был он максимально вежлив, учтив и, как мог, рассказывал факты истории и нюансы реставрации. Алкоголь не делает человека плохим специалистом.
Когда мы вышли на улицу, реставратор окликнул бабушку, вышедшую из соседнего дома, позвал к нам.
- А это наша баба Катя! Самый старый житель деревни, вот она всё про церковь знает!
- ЧтО ты меня пОзвал? - с характерным кОстрОмским гОвОрОм «заокала» баба Катя. - ЭтО ктО там у тебя хОдит с металлОискателем? ПрОгОни его, нечего кОпаться в святОй земле!
- Да всё нормально, я всё потом объясню! Расскажи лучше про историю церкви.
- Да чтО я мОгу знать?
- Ну самая старая же жительница!
- Ой, я лучше за вОдОй схОжу, чтО я знаю? Я рОдилась в 41-м, а церкОвь закрыли в 37-м, и ей 200 лет, ОткудО я знаю, чтО былО 200 лет назад? Дед мОй был пОследним священникОм здесь, вОн там пОхОрОнен.
Выслушав дружелюбную перепалку реставратора и бабы Кати, задав еще пару вопросов, поспешили к Кайрону и двинулись дальше в дорогу. Эта сценка посещения церкви — небольшой временной отрезок, полностью пропитанный духом костромской деревни. Бревенчатые дома, баба Катя с ведром и палкой, подвыпивший реставратор, тем не менее, обожающий дело своей жизни и готовый тратить на него время и ресурсы... И абсолютная беззлобность.
Дальше мы заехали в Мантурово и нашли местный заброшенный аэродром с хорошей полосой и торчащим на палке ветровым носком (колдуном).
Полосу я внимательно просмотрела, пройдясь по ней (это нужно для дальнейших задумок на путешествия), встретила местных, которые посмеялись и сказали, что здесь давным-давно никто не летает. Ну ок, не летают так не летают (угу, особенно со свежим колдуном и явно подсыпанным свежим щебнем), но порадовало, что полоса в хорошем состоянии.
Еще немного лирической костромской природы.
От Мантурово двинулись в сторону Шарьи. Дорога становилась все более пустынной, а 90% трафика составляли фуры. Вокруг тянулись леса, леса, леса, потом леса, потом сосновый лес, потом обычный лес, потом лес, а потом лес.
- Я думала, русская пустота — это метафора, - заметила Настя. - Оказывается, типичная реальность.
Под Шарьей нашли небольшой островок цивилизации посреди бесконечного леса: заправку и площадки для стоянки, где толпились большегрузы. За оазисом вновь потянулся бесконечный лес.
Вскоре прибыли в Кировскую область и к 21 часу долетели до Котельнича, где и остановились на ночевку в небольшой гостинице «Центральная» на ул. Луначарского. Гостиница оказалась чудесной, на рецепции нас встретила веселая и дружелюбная девушка, везде всё показала. Она так излучала добро и позитив, что мне заочно начал нравиться Котельнич и я порадовалась, что мы остановились на ночевку именно здесь. Заселились и быстро пробежались по вечернему городу (мы бегали добыть еду, но это же отличный повод мельком глянуть городок, в который занесло).
Стремительный осмотр Котельнича показал город с положительной стороны.
Типичные деревянные постройки города.
Кусок старых торговых рядов.
Типичная улица Котельнича.
Внезапно! Нетипичная арка.
Парк в центре города со светящимся фонтаном.
Там обнаружились стенды с краткой историей города. А город-то исторический!
И самая чудесная изюминка Котельнича — заброшенное здание ДК прямо в парке, посреди города. Пожалуй, Котельнич запомнится мне больше всего именно этим ДК. И хорошей гостиницей, конечно.
За день отмахали почти 900 км, поэтому я немного умоталась.