День 3.
Пенза.
Этот день мы полностью посвятили осмотру Пензы. До центра опять же докатились на Кайроне, Пенза - город немаленький и идти пешком было бы долго. Об автомобильном движении в Пензе по итогу трех дней покатушек по городским улицам хочу сказать, что всё в городе замечательно, кроме одного - отсутствия разметки. То ли ее не считают нужным рисовать, то ли она покоится с начала зимы под слоем снежной каши, воды и реагента. Как бы там ни было, разметку я не нашла ни на пешеходных переходах, ни на полосах, ни на поворотах, ни на круговых движениях, коих в Пензе очень много, прямо таки "в любой непонятной дорожной инфраструктуре в Пензе делай круговое движение или круговую развязку". Местами это довольно удобно, но поначалу сбивает с толку, особенно в условиях отсутствия разметки, из-за чего большая часть автомобилистов едет в соответствии со своими расчетами ширины полос, и расчеты эти у разных людей не совпадают. Стоп-линий на светофорах тоже нет.
В части автомобильного движения это единственная "претензия" к Пензе.
В центре припарковались там же, где вчера, на парковке возле Спасского собора. И, в первую очередь, сходили осмотрели его.
читать дальшеСобор интересно сделан внутри, я подумала, что это очень хорошо отреставрировали старое здание, которое построили, скорее всего, где-нибудь в конце 19 - начале 20 веков, но реальность оказалась занимательнее.
Внутри собора обнаружился небольшой музей, посвященный как реконструкции собора, так и непосредственно Пензе и некоторым достопримечательностям Пензенской области. В основном, были стенды о заброшенных церквях соседних деревень, но попалась информация и о местных усадьбах.
Схема подземных ходов под Пензой. Почти как карта метро.
По Пензенской области разбросано много интересных мест. Если хочется охватить большую их часть, то короткой поездкой на несколько дней сюда не отделаешься. Пензенская область оказалась богатой на такого рода достопримечательности.
Сам Спасский собор был построен в начале 19 века, сохранились его старые фотографии, которые я позже в больших количествах нашла в "этих ваших интернетах", более подробно изучая историческую справку. Особенно собор гордился своей настенной живописью (в некоторых статьях есть упоминание о том, что это была своеобразная картинная галерея), которую создал в середине 19 века руководитель Саранской (ага!) школы живописи Макаров К.А. и его ученики. После революции 1917 года собор закрыли, а в 1934 взорвали, причем якобы не осталось никакой информации о взрывах в газетах, поэтому точно никто не знает дату этого события. Руины пролежали на площади около 13 лет, только затем были убраны. А в 2010-м году собор решили полностью воссоздать с нуля, и в 2011 году начались масштабные работы. И вот итог - почти готов. Стоит. Идут отделочные работы. Если сравнивать со старыми фотографиями, то, конечно, надо отдать должное архитекторам, реставраторам, строителям и другим людям, задействованным в воссоздании, - нынешний вариант приближен к оригиналу. Нереально воссоздать живопись - по словам реставраторов, никаких фотографий и эскизов не сохранилось, есть картин пять из 80-ти, и всё.
Интересный потолок снаружи, внутри местами есть подобное. Как полезно порою глядеть в самых разных направлениях, а не только вниз и вперед.
Рядом с собором обнаружилась фотовыставка, посвященная истории и воссозданию здания. Тоже почерпнули из нее разную информацию.
А дальше отправились на прогулку по городу, по местной пешеходной улице.
Собор расположен на высокой точке города (видимо, одной из самых высоких), поэтому является некоей центральной архитектурной фигурой, от него открываются городские панорамы Пензы, а он, в свою очередь, виден с разных улиц города, расположенных ниже по склонам. С пензенскими перепадами высоты многоуровневые городские пейзажи - это нечто! Пожалуй, перепады высот в городе - это полноценная пензенская достопримечательность.
От собора прошлись вниз по пешеходной улице. Типичные здания центральной части Пензы все сплошь исторические. Их таких очень много в городе.
Эта часть улицы была по какой-то причине перекрыта, то ли локальная какая-то причина, то ли какие-то работы продолжаются. Не все исторические здания Пензы находятся в хорошем состоянии, но большинство всё-таки отреставрированы и приведены в пригожий вид. Да, попадаются неухоженные, исписанные надписями, с отвалившейся краской и штукатуркой, но у Пензы, думаю, всё впереди. Раз большую часть зданий привели в порядок, осилят постепенно и остальные.
Еще одна фотография для передачи городских перепадов высот. Определенно, я хотела бы пробежать тут какой-нибудь забег (потом тогда в горы можно).
Вид на Спасский собор, фото сделано на приближении, и это мы еще не до конца спустились вниз.
Другой ракурс с другой части улицы. Кажется, в этом городе архитекторы попытались реализовать то, что обычно делают в деревнях с их малоэтажной застройкой и что сложно сделать в городе ввиду застройки многоэтажной - выделить одну ключевую архитектурную композицию, чтобы она возвышалась над городом и была самой высокой в населенном пункте. Не факт, что это получилось на 100%, но оно где-то очень близко.
Нетипичные маленькие элементы городского пейзажа, которые не всегда и не сразу бросаются в глаза, чаще незаметны, и надо быть очень внимательным, чтобы их заметить.
Масштабная и хорошо сохранившаяся (или ее приводили в такой хороший вид?) советская мозаика в Пензе. Обращать внимание на мозаики я начала только после поездки в Ухту и Ижму, меня этим заразила подруга, которая очень круто разбирается во всякой архитектуре и любит ее. Теперь вот тоже замечаю такие штуки. Хотя при такой масштабности мимо этой мозаики было бы трудно пройти, не обратив на нее внимания.
Посвящена она крестьянским восстаниям 1861 года.
В этом тоже проявляется рассудительность и симпатичность Пензы: город не отрицает что-либо, а старается сохранить разные периоды истории, и старые церкви, и здания 19 - начала 20 веков, и советское творчество.
Московская улица (пешеходная), по которой мы шли, видимо, является местным Арбатом со всеми прилагающимися атрибутами: кучей магазинчиков и кафешек, рядами старых зданий. Опять же, и вроде нет ничего, что приводит в безудержный восторг, но не покидает чувство непрерывной симпатии.
Фонтанная площадь с качельками. Судя по следам на потолке этих архитектурных "будочек", многие пытаются тут сделать "солнышко".
На этой же площади обнаружилась очень странная скульптура "Аллегория архитектуры" и скалодром на детской площадке в виде гусеницы. Не порадовало только количество надписей-граффити на стенах "будочек" с качелями. Город ухоженный, а тут такая гадость.
Другие исторические здания Пензы. Их очень, очень много!
С пешеходной улицы ушли в сторону, поглядели на здание Музея сценического искусства им. В.Э. Мейерхольда.
Когда в том или ином городе натыкаешься на подобную табличку, невольно задаешь себе вопрос "Согласен?" или же отпускаешь комментарии по этому поводу в соответствии с увиденным в городе. В данном случае, скорее, да, согласен =)
Новое и старое, встреча истории и современности: современное здание драматического театра Пензы и явно историческое здание прямо по курсу.
Немного прогулялись по набережной. Опять же, ничего особенного в ней нет, но всё равно она симпатичная и приятная.
Оказывается, в Пензе тоже есть свой пешеходный маршрут. Для меня не в новинку, впервые я подобное встретила в Иркутске и Перми, но классно же!
Правда, на тротуарах линии не увидела. Впрочем, как я могла ее найти, если я на автомобильных дорогах разметки не нашла.
Вид на мост Дружбы, пешеходный.
Вид с моста на одну из многочисленных панорам города (в этот раз - панораму горизонтальную, без дичайших перепадов высоты). Слева виден шпиль городской мечети.
С набережной снова углубились в город скакать по холму. В Пензе иногда попадаются довольно интересные образцы деревянного зодчества. Да, не сравнится с Вологдой, с Тверской областью (тем же Бежецком), Костромской областью. Но оно есть и оно красивое! Плюсик в копилку симпатии к Пензе!
Одно из исторических зданий. Эх, табличку бы стилизовать...
Один из монастырей города. Кажется, женский. Вход на территорию свободный, немного прогулялись.
Больше исторических зданий, больше! Они расположены не только на центральной пешеходной улице, но и в больших количествах разбросаны по другим улицам в центральной части города и, вероятно, не только в центральной.
Еще один образец деревянного зодчества, но не так хорошо себя чувствующий, как другие.
Недалеко от краеведческого музея нашли очередную классную городскую панораму.
Позже в одном из рассказов других путешественников о Пензе я прочитала интересную мысль: в Пензе нет культа какого-то определенного человека, а ведь Пензе есть, кем гордится. Но Пенза не вываливает свою славу напоказ. Да, есть такие и такие знаменитые личности, захотите о них больше узнать - велкам. А не захотите, так никто не будет их навязывать.
Еще бросились в глаза придомовые парковки многоэтажек. Их большая часть была огорожена. Для меня это первый город, где такое количество "своих" парковок возле домов, с воротами или шлагбаумами. Заборы, конечно, не очень радуют и тут, и здесь, но ведь практичная и удобная штука для жильцов.
Постепенно дошли до конечной цели длинного городского прогулочного маршрута - Пензенского государственного краеведческого музея. Еще минут 50 потратили на его осмотр.
Музей расположен в красивом историческом здании, имеет несколько залов. Глядя на здание музея снаружи, я подумала, что мы там сейчас потеряемся и зависнем часика на три, но музей оказался небольшим. На первом этаже находится зал, посвященный ВОВ и некоторым другим войнам.
Из него хотелось бы показать занимательную коллекцию зажигалок...
...и оригинальный подсвечник.
На втором этаже расположились остальные несколько залов. Один из самых интересных - зал палеонтологии, которую я очень полюбила после посещения краеведческого музея в Ухте в Республике Коми.
Природа - лучший творец! Экие она оригинальные шедевры создает. Люди создают скульптуры, а природа рисует на каменной породе. Отпечатки листьев дуба.
Редкий экземпляр, которым Пенза гордится по праву, - отпечаток плиозавра. Отпечаталась не только голова, там еще позвоночник, ласты и лопатки.
Куда без аммонитов!
Этот красавец прибыл из Саратовской области.
Этот аммонит тоже из Саратовской. Но там были и из Пензенской, и из Ульяновской. А один отпечаток аж из Москвы.
Интересно, насколько эти аммониты были безобидными созданиями?
Вообще здоровенный!
И, конечно, куда без мамонта!
Брахиоподы в породе.
Губка из Тульской области.
Трилобиты, кстати, там тоже были =)
В коридоре второго этажа была представлена небольшая коллекция различных камней. Меня больше всего заинтересовал циркон - именно из него получают цирконий, который потом используют, например, для производства трубок ТВЭЛ, циркон является природным силикатом циркония, а до кучи из него выделяют добавки, например, гафний.
Ну какой краеведческий музей без зала фауны. В Пензе такой зал тоже был. Птицы, животные, насекомые, почва.
Милейшая котейка вот.
Оставшаяся пара залов была посвящена истории, не такой древней, как период аммонитов и трилобитов, а более приближенной к нам. Ну вот примерно той поры, откуда этот деревянный граммофон.
В музее воссозданы некоторые интерьеры 19 - начала 20 веков.
Редкая вещь - печные изразцы. Ну, для меня редкая. В тех усадьбах, в которых я бывала, что заброшенных, что отреставрированных, с печами были сложности, и они, как правило, были белыми, т.к. изразцы не было возможности как-либо воссоздать. В одной из усадеб, помнится, изразцы нарисовали на печке по образу и подобию. А тут - прям настоящие!
Тоже интересный экспонат - труба городского водопровода Пензы 18го века.
Осмотрев музей, вновь выползли в город и отправились на изучение местных едальных заведений. Попытались на пешеходной улице зайти в грузинский ресторан, но там было много народу и нас опечалили тем, что все столики забронированы и их освобождения в ближайшее время не ожидается. Тогда мы дошли до другой улицы и нашли там армянский ресторан под названием Ереван (мы были с той стороны здания, где написано "хинкальная"), после посещения которого мы были очень рады, что не смогли попасть в грузинский (и опять Армения оказалась к нам более благосклонна, чем Грузия). В армянском мы чувствовали себя так, будто снова очутились в Армении с их потрясающими блюдами: долмой с бараниной, хашламой, супом под названием спас, пахлавой и чаем-компотом с кучей ягод. Удивительно, что в этом ресторане было не особо много людей, там очень вкусно и очень классно. Обожаю армянскую кухню.
И это еще один огромный плюсик в симпатию к Пензе. А ресторан-хинкальную возьму себе на заметку (ул.Кирова, 42), ибо что-то мне подсказывает, что я с удовольствием вернусь в Пензу еще разок.
К тому моменту, как мы выкатились из ресторана (после армянских кафешек всегда так!) и покатились вверх по склону к Кайрону, на улице начало темнеть. Да и мы на прогулочные и познавательные подвиги более не были способны, а потому доехали до квартиры и легли пораньше спать - завтра надо было ехать домой в Подмосковье.
Знакомство с Пензой. Часть 4: непосредственно Пенза и краеведческий музей.
День 3.
Пенза.
Этот день мы полностью посвятили осмотру Пензы. До центра опять же докатились на Кайроне, Пенза - город немаленький и идти пешком было бы долго. Об автомобильном движении в Пензе по итогу трех дней покатушек по городским улицам хочу сказать, что всё в городе замечательно, кроме одного - отсутствия разметки. То ли ее не считают нужным рисовать, то ли она покоится с начала зимы под слоем снежной каши, воды и реагента. Как бы там ни было, разметку я не нашла ни на пешеходных переходах, ни на полосах, ни на поворотах, ни на круговых движениях, коих в Пензе очень много, прямо таки "в любой непонятной дорожной инфраструктуре в Пензе делай круговое движение или круговую развязку". Местами это довольно удобно, но поначалу сбивает с толку, особенно в условиях отсутствия разметки, из-за чего большая часть автомобилистов едет в соответствии со своими расчетами ширины полос, и расчеты эти у разных людей не совпадают. Стоп-линий на светофорах тоже нет.
В части автомобильного движения это единственная "претензия" к Пензе.
В центре припарковались там же, где вчера, на парковке возле Спасского собора. И, в первую очередь, сходили осмотрели его.
читать дальше
Пенза.
Этот день мы полностью посвятили осмотру Пензы. До центра опять же докатились на Кайроне, Пенза - город немаленький и идти пешком было бы долго. Об автомобильном движении в Пензе по итогу трех дней покатушек по городским улицам хочу сказать, что всё в городе замечательно, кроме одного - отсутствия разметки. То ли ее не считают нужным рисовать, то ли она покоится с начала зимы под слоем снежной каши, воды и реагента. Как бы там ни было, разметку я не нашла ни на пешеходных переходах, ни на полосах, ни на поворотах, ни на круговых движениях, коих в Пензе очень много, прямо таки "в любой непонятной дорожной инфраструктуре в Пензе делай круговое движение или круговую развязку". Местами это довольно удобно, но поначалу сбивает с толку, особенно в условиях отсутствия разметки, из-за чего большая часть автомобилистов едет в соответствии со своими расчетами ширины полос, и расчеты эти у разных людей не совпадают. Стоп-линий на светофорах тоже нет.
В части автомобильного движения это единственная "претензия" к Пензе.
В центре припарковались там же, где вчера, на парковке возле Спасского собора. И, в первую очередь, сходили осмотрели его.
читать дальше