Два года назад мне позвонил тренер из одной спорт.школы и сказал, мол, тут в ваш ВУЗ собирается поступать мой паренек Д. В принципе, мол, хороший паренек. Только в части результатов - такой себе. Ну он первый разряд, но перспектив нет. Не знаю, мол, нужно тебе такое чудо, но вот он припрется.
В общем, я бы не сказала, что тот тренер высказался так уж позитивно о своем подопечном, скорее, с насмешливым снисхождением.
Потом Д. пришел в тир, мы друг к другу настороженно и внимательно присмотрелись. На мои вопросы о пневматике Д. сказал, что стрелять он умеет только мелкашку, а пневма - это его ужас, страх, провал и дно и у него нет способностей к пневматике, он ее не любит и вряд ли когда-нибудь сможет попадать.
А мне показалось, что Д. очень перспективен именно в плане обучаемости, умения слышать информацию, воспринимать ее и реализовывать. То есть человек способен учиться и развиваться.
Ну я потихоньку начала его тренировать, постепенно меняя его технику и - в очень многом - психологию, потому что от психологии проблем было больше, чем от техники. И мне явно виделось, что почини психологию, Д. начнет ого-го как попадать.
Как-то раз я приезжала в ту самую школу, из которой он появился, и спросила тамошних тренеров:
- Если Д. выполнит норматив КМСа, можно будет его через вашу школу включить в состав сборной субъекта, чтобы он потом мог на всякие ЧРы кататься? А то через наш универовский спортклуб это прям вот никак не получится.
Первой реакцией со стороны тех тренеров был заливистый смех. Потом фраза:
- Д. может попасть КМСа?))) Пффффф))) Ну мы включим, конечно, но в его КМСе мы очень сомневаемся))
А для меня это прозвучало, как вызов.
Через год после начала занятий у меня он КМСа попал. В предыдущей школе он занимался несколько лет и выше первого прыгнуть не мог.
Для нас обоих сладким моментом был миг звонка в ту школу со словами "слушайте, ну вот Д. выполнил КМСа, как и было задумано, нужна помощь с присвоением". И говорилось это максимально будничным голосом. А там все аж присели.
В конце весны, сейчас, КМСа присвоили официально. Не могу сказать, что тамошние тренеры сильно обтекают внешне, но по тем или иным косвенным признакам видно, что они до сих пор в афиге.
читать дальшеЧто я? Я доказала в этом конкретном случае, что: а) многие элементы олимпийской системы подготовки хороши для быстрого результата и отбора людей, у которых сочетаются способности и готовность пахать день и ночь, при этом они не ломаются под гнетом довольно жестокого обращения и списания в расход, это дает высокие и крутые результаты конкретных людей, но для любительского спорта и массовости это ни хрена не подходит; б) если у спортсмена результат идет вниз, не растет - посмотрите не только на действия самого спортсмена, но и на действия его тренера; в) нельзя ставить крест на спортсмене, если у него не получается что-то сделать сразу и сходу, важнее умение обучаться и расти; г) тренируйте, кароч, нормально =D
Что Д.? А у Д. следующее: а) он в афиге сам от себя; б) он счастлив; в) он проработал свои психологические травмы после предыдущего тренера; г) видно, как за почти 2 года он капитально изменился; д) когда он сталкивается со своим прошлым, он способен всё это рационально анализировать, обсуждать, действовать в соответствии с логикой, несмотря на включающиеся эмоции; е) он теперь любит пневматику; ж) он, блин, теперь КМС, хотя хотел перестать мечтать о таком)))
Мы с ним оба молодцы. И он, и я. Мне же очень льстит, что я сумела сделать из перворазрядника КМСа, про которого прошлый тренер сказал, что "на КМС выйти он не способен".
Вкратце эта история помещается во фразу: "Ну я шла-шла по улице, смотрю, перворазрядник бесхозный валяется, я его взяла, отмыла, почистила, приодела, дала нормальную винтовку - оказался КМС".
Фактически тренеров той школы щелкнули по носу и показали им, что они просрали способного ученика. Не знаю, какие выводы они из этого сделают. То ли воспримут, как унижение, то ли подумают, где они ошиблись и в чем были не правы, и попробуют стать лучше и быть внимательнее и, может, где-то поменять какие-то моменты системы подготовки. А, может, им пох. Талантливый - это который сразу стал попадать, а если в первые полгода не попадает, он не нужен, ну логика есть, олимпийская система подготовки требует быстрее, выше, сильнее и прямщас. В любом случае, ненависти по отношению ко мне или Д. я не увидела, наоборот, они очень сильно помогли с присвоением. Значит, не злятся, не обижаются, не считают себя униженными, и это хорошо.
Работаем дальше. Это еще один крутой опыт. Но это не значит, что нужно останавливаться на достигнутом, я ведь только учусь.