На первые майские праздники удалось реализовать интересное двухдневное путешествие формата "рядом с домом" - вело-пеше-автомобильную поездку по соседней Калужской области. Еще раз убедилась, что много крутых вещей можно увидеть, не забуряясь в глубокие глубины и не отчаливая в дальние дали, и что поездки "в соседний квартал" имеют право на жизнь. Изучать то, что находится "под носом" может быть не менее занимательно, чем то, что находится в нескольких тысячах километров.
В качестве ключевой точки путешествия был выбран известный арт-парк Никола-Ленивец, находящийся на территории национального парка Угра в Калужской области.
Автомобильную часть маршрута осуществили на Ssang Yong Kyron'е, велосипедную - на ждущих скорейшего открытия велосезона двухколесных агрегатах, а с пешей и так всё понятно.
Никола-Ленивец.
В первый день встали пораньше и из Подмосковья долетели за несколько часов до Калужской области, прибыв в арт-парк Никола-Ленивец. Заезжали со стороны Медыни, откуда прибыли в Кондрово, затем - в деревню Галкино, затем - в Острожное, из которого свернули в нужном направлении и оказались в деревне с крайне занимательным названием Звизжи. Дорога до Звизжей представляла собой трясуче-ямочную грунтовку, полную страданий и боли, но мне она показалось ерундой после тех тысяч километров грунтовок, которые я проехала до этого. Всего лишь очередные ямы и канавы.
На месте были около 10 часов утра.
В Звизжах мимо арт-парка промахнуться сложно: на перекрестке стоят стилизованные деревянные указатели, а непосредственно перед въездом в парк - здание информационного центра, где покупаются билеты (450 руб. с человека, пребывание на территории нац.парка входит в эту стоимость) и можно взять карту-схему расположения объектов в парке. Мы карту брать не стали и пользовались Османдом, а такая же карта в электронном виде есть на сайте арт-парка, можно скачать в JPG и ориентироваться по ней, открывая ее в телефоне в оффлайне.
На въезде в парк.
читать дальшеЧто такое Никола-Ленивец, понятно из названия. Арт-парк под открытым небом - собрание современных произведений искусства на огромной территории посреди красивейшей природы. Нам показалось, что наиболее удачный вариант осмотра такого парка - это велосипеды. Создатели парка, видимо, посчитали так же - на территории организован прокат велосипедов, но мы взяли свои.
Ездить на авто между скульптурами не получится, до них идут только пешие тропинки (пунктиры по Османду), единственная автомобильная грунтовая дорога пересекает парк насквозь и делит его на две части. Мы оставили Кайрона на одной из ближайших к въезду парковок, возле Бобура, чтобы большую часть маршрута откатать на великах. По парку многие ходят пешком. Можно подъезжать по грунтовке на автомобиле до той или иной парковки и с нее ходить осматривать группу разных скульптур.
Мы собрались, закинули с собой перекус и воду, немного подкачали на велах колеса и отправились на 5-часовую велопрогулку. Как выяснилось позже, в парк мы прибыли крайне удачно - был выходной день и позже народу приехала тьма, в 10 утра же мы оставляли Кайрона на совершенно пустой парковке, не считая пары-тройки авто, которые там стояли. Когда 5 часов спустя мы из парка уезжали, машины парковались на крышах друг у друга. Так что место популярное и в выходной день лучше приезжать пораньше. Или ехать в будний при наличии такой возможности.
И первый арт-объект - Бобур.
Прикинули по карте маршрут и покатились в сторону реки Угра, решив сначала осмотреть тамошнюю часть парка.
Арт-объект Угруан на берегу Угры.
Я сначала подумала, что он сделан из каких-то проводов, но нет, его поразительность заключается в том, что это всё - тысячи покрашенных веток лозы.
Рядом - берег живописной реки Угры. Не знаешь, куда ехать за красивой природой, - езжай в любой национальный парк или заповедник, никогда не ошибешься.
От Угруана спустились в низину, пересекли небольшой бродик и поехали в сторону лесного массива, оставляя реку по левую руку. Изначально я думала, что это будет лайт-покатушка - мы будем кататься по крепким грунтовым дорогам, особо не напрягаясь, но реальность недавнего перехода природы от зимы к весне оказалась суровее.
- Мы планируем покататься по Никола-Ленивцу на великах, - сказала я накануне своему товарищу из Калуги.
- Если там всё высохло, то это хорошая идея, - задумчиво ответил он.
- А что не так?
- Да у нас половодье было. А Никола-Ленивец - это арт-объекты рядом с рекой посреди полей. Нет, там нет дорожек.
Нам повезло: поля и открытые солнцу участки суши к началу мая подсохли и Угра вернулась в пределы своих берегов, но внутренности леса продолжали оставаться мокрыми, а местами подтопление осталось и на полях. Так что покатушка получилась вовсе не лайтовой; не как велотрейл Bike-Off-Road, конечно, но слои грязи на раме и других частях велосипеда, требующие вмешательства моечного керхера, мы с собой после 5 часов покатушки до Кайрона довезли. Позже грязь засохла и отваливалась кусками.
Небольшие, не бросающиеся в глаза элементы арт-парка.
Весенняя природа Угры.
Дорога в лес, между Угруаном и следующей группой объектов, находящихся непосредственно в деревне Никола-Ленивец.
Березовая роща.
Снова живописная Угра.
Попав в лес, поплавали в каких-то лужах, перелезли через парочку каких-то бревен, пару раз попытались заплутать, но не смогли, а вскоре вышли к Бесконечной Лестнице, нет, это не арт-объект, это продолжительные бетонные ступеньки, врезанные в склон крутого холма. Всё бы ничего, и я бы не переживала по поводу того Бесконечного Подъема, пешком он проходится на раз-два, но у нас с собой были велосипеды, и мой велик весит четверть, а то и треть меня, и на высокие бетонные ступеньки он заползал очень плохо, так что приходилось его тащить сбоку от лестницы, а холм был очень, ОЧЕНЬ, просто НУ ЖЕСТЬ КАКОЙ КРУТОЙ. С одной стороны, я очень порадовалась, что здесь эти ступеньки сделали, потому что подниматься в лоб по голому склону холма было бы на грани реальности. С другой стороны, я вновь задавалась философским вопросом, почему в любой велопокатушке обязательно случается момент, когда не ты едешь на велике, а велик начинает ехать на тебе, и почему велик я себе купила такой тяжелый.
Это лишь малая часть той Бесконечной Лестницы, почти возле вершины, до этого еще несколько "пролетов" было.
Ух ты, почка. Весна. Срочно фотик. Сфотографировать почку и полюбоваться ею - отличный повод остановиться и отдышаться после успешной покатушки велика на тебе. Контрольная проверка, что всё окей и ты счастлив - это когда заколебался после подъема, но всё равно находишь эмоции, чтобы восхититься приходом весны.
С погодой нам невероятно повезло: солнце, тепло, нет осадков.
Где-то там в лесу встретили группку людей, которые выглядели заблудившимися, но весело хохотали, после этого мы и сами попытались заблудиться, но не смогли. Позже встретили непреодолимое препятствие и преодолели его.
Лесная дорожка бежала дальше.
На карте Османда обозначалось, что в лесу находится некое городище и парочка арт-объектов, но мы их не нашли, от них остались только старые, немного перекошенные таблички с описаниями. В дальнейшем эта фишка с несовпадением карт объектов и реальности встречалась регулярно: Османд и реальность не совпадали совершенно, более-менее совпадали карта парка с их сайта и реальность, но не всегда, а порою нам внезапно встречались объекты, которых не было ни на одной из карт. Зато не соскучишься!
Не найдя ничего в лесу, выползли в цивилизацию - на настоящую, более-менее не грязную грунтовку, по которой ходили люди.
- О, Cарай.
- Да, там какой-то сарай.
- И выглядит, как сарай.
- Вы внутрь зайдите, не пожалеете! - заглянула в наш разговор проходящая мимо женщина, идущая от сарая.
А сарай и вправду оказался поразительным. Тот случай, когда не нужно судить по внешности, а нужно заглянуть внутрь, в душу.
Снаружи - неказистое, типичное сарайное строение. Внутри - звезды космического неба со всех сторон.
И, главное, какая простая и изящная идея. Смотрели старый мультфильм Балто? Там северное сияние творили из осколков разноцветных битых бутылок. А здесь звездное небо - это отверстия в досках. Космическая вселенная и простейшие вещи ближе друг к другу, чем кажутся. Внутри каждого объекта, кажущегося незначительным, расположена целая вселенная.
От Вселенной, спрятанной внутри неказистого Сарая, вновь выехали к берегу Угры.
Тактильная модель объекта Николино Ухо. Такие модели есть не везде, но встречаются.
Арт-объект Маяк.
Он же - внутри. Во многих объектах есть лестницы, можно подняться наверх.
Церковь в деревне Никола-Ленивец. Тоже элемент общего пейзажа. Красота арт-парка заключается не только в объектах как таковых, но и в их расположении и том, как они сочетаются с пейзажами вокруг. Здесь всё гармонично: современное искусство, природа, старая церковь.
От Маяка мы попытались совершить преодоление, поднявшись в уклон к церкви на великах, но сдулись на первых же метрах подъема и дальше пошли пешком. Суровая реальность беспощадности лайтовых велопрогулок.
Возле церкви нашли крутой дом. Он не арт-объект, а вроде частный. Меня в нем очень впечатлили деревянные колонны - такая пародия на старые монументальные стили с портиками классицизма. Или нет, не пародия, а современное видение старых добрых портиков.
Огромное миролюбивое насекомое.
Внутри церкви.
Здесь же расположилась мастерская с примерами работ по дереву.
В Никола-Ленивце мы немного поплутали, съездили к очередному сараю (Сарай Сараев), который нас не впечатлил, потому что был похож на типичную избу любого этнографического музея деревянного зодчества. Вернулись обратно, нашли указатель в сторону Разума, но осознали, что не видели шишек, и поехали искать шишки. Когда на въезде в арт-парк мы покупали билеты, девушка на рецепции сказала, что карты нам не понадобятся - в парке везде стоят указатели в огромных количествах. Знайте, это замануха в трудности и приключения! Карта нужна! Потому что указатели редки и находятся только в особо популярных местах, на остальных тропинках и в лесу придется ориентироваться по карте, а при отсутствии таковой - по звездам и мху на деревьях. Либо по шишкам. По Павильону Шишек. Который мы нашли посреди подтопленной полянки на входе в лес.
Все стены сделаны из шишек, которые толпой заточены за сетчатый забор. А деревья? А что деревья. Стоят, бдят.
Шишки указали дальнейший путь, и колесами велосипедов мы ступили на ненадежный деревянный узкий настил, переброшенный через протяженный подболоченный участок леса. Настил был узким (ровно на одного едущего велосипедиста), а попадающиеся иногда поломанные, торчащие вверх доски заставляли решать сложную дилемму: слезать с велика и аккуратно проходить пешком или проявлять чудеса велоакробатики с риском в эту доску воткнуться и свалиться в воду по бокам настила. В какой-то момент я предпочла пойти пешком, плюс надо было как-то расходиться со встречными людьми.
На выходе из леса нас встретила лесная избушка - Дом над лесом, в который мы с удовольствием поднялись, полюбовавшись панорамой стволов деревьев вокруг. А дальше мы нашли разум. Вселенский Разум.
Вселенский Разум - это одна из самых знаменитых скульптур Никола-Ленивца. Но он нас не поразил бы так сильно, если бы не одна потрясающая деталь...
Это Разум. И он находится в аварийном состоянии. Это очень символично. Теперь я знаю, в какой момент в этом мире что-то пошло не так. Его срочно, срочно нужно чинить!
Я понимаю, что задумка было совсем другой. На табличке потом прочитали, что это воплощение мега-компьютера, некоего средоточия всех вычислительных операций (я вспомнила "Автостопом по галактике" Дугласа Адамса и знаменитый ответ "42"), но в данный момент времени, в этот период жизни планеты, этот арт-объект стал символизировать совсем другое. Это - разум, и он в аварийном состоянии. У меня больше нет вопросов "что происходит на этой планете, черт возьми?!".
Бедный маленький вселенский разум, не болей.
Остаётся надеяться, что колонны - это пробиваются ростки другого, нового и молодого разума, который обязательно придёт на смену старому и больному. Или это выращивают запчасти для починки.
Пожелав разуму оставаться здоровым и сильным (чёт не верится), выехали к Позолоченному тельцу (интересная интерпретация Ноева Ковчега) и Функциональному мычанию, в котором, в первую очередь, нам понравилось само по себе название, а потом уже заморочки с теоретическим проектом по созданию идеального сарая, который полностью бы соответствовал всем своим функциям. Что бывает, если реализовать на практике некоторые теоретические выкладки. Кажется, в этом арт-объекте художник пытался показать, что практическая реализация с ее многофакторностью далеко не всегда способна соответствовать выверенной и вылизанной теории.
Рядом находилась широкая грунтовая дорога, по которой в большом количестве сновали автомобили. К этому времени автомобили столпотворили, и перед нами встал сложный выбор: катиться на низких передачах по неудобному влажному полю, подпрыгивая на кочках, или дышать поднимаемой пылью на грунтовой дороге, но зато набрать скорости. Выбрали второе, тем более, что участок нужно было проехать небольшой.
По дороге мы добрались до местных гостиничных поселений. Гостевые дома на территории Никола-Ленивца - это тоже арт-объекты.
Когда я планировала сюда маршрут (а я очень поздно озаботилась этим маршрутом, за пол-дня до выезда), обнаружила, что все номера во всех возможных домах на территории парка распроданы, остался только вариант аренды места под свою палатку. Я была слишком наивна, понятно, что в таком популярном месте на выходные и праздники жилье бронируют за длительный период времени, а не с бухты-барахты. В принципе, я не расстроилась, потому что вряд ли жить здесь дешево. Так что на гостиницы посмотрели только снаружи.
Арт-объект Русское Идеальное. Написано, что художник тут реализовал неординарные решения в части формы и дизайна. Я вспомнила приют Бочки на южном склоне Эльбруса. Кажется, там до Русского Идеального додумались сильно быстрее.
В жилом городочке арт-парка шла жизнь и веселье: бегали дети, гуляли люди, кто-то созерцал пруд, кто-то слушал звуки, а кто-то - тишину. Неплохое место, чтобы заехать сюда на выходные и просто отдыхать.
Здесь же обнаружилось кафе, зашли, осознали, что не настолько богаты, чтобы покупать картофельное пюре за 400 рублей, и отправились дальше в дорогу. Мы такой вариант предполагали, поэтому у нас с собой был сухпай.
В северной части парка нашли Футбольное поле (так было написано на картах).
Преодолев очередные грязевые преграды, добрались до Удаленного офиса - домика в глухом лесу. Из названия всё понятно.
Понравился вид из окна - живая картина природы.
Здесь народу стало побольше, а дорожки оставались такими же запутанными. Мы поехали искать Уранографию с Геомантикой, но наткнулись на деревянные конструкции, которые были похожи на Мостки, но согласно мху на деревьях и Османду это были не Мостки, а что-то неидентифицируемое, пришлось возвращаться к Штурму неба, но выехали мы не к нему, а к Вавилонской яме.
Родилась идея, что к центру глубина ямы становится самой большой, метр-два-три, мы потыкали воду палочкой и оказалось, что это не так. А жаль, хорошая была бы задумка.
Вавилонской яма названа не просто так, организаторы парка задумали всё очень тонко (нет, просто так получилось). Именно в этом месте концентрация людей была максимальной, все столпились на дороге возле ямы и пытались понять, где они находятся. Люди стояли с картами, телефонами, велосипедами, озирались по сторонам и снова смотрели в карты, пытаясь разобраться, куда дальше идти. Настоящее столпотворение! Так вот в чем задумка арт-объекта и вот почему так неочевидно стоят указатели!
Мы тоже не могли понять, куда надо ехать, и поехали частично наобум, попав к Скорости звука, которая вовсе таковой не являлась и в английском варианте звучала более приближенно к сути - Sound of Speed. Дальнейшая Скорая тропа напомнила полосу препятствий в виде бассейна (с крокодилами?). Кроме того, мы всё еще не понимали, как мы сюда попали. Пытаясь всё-таки попасть обратно к Штурму неба, мы случайно наткнулись на очень классный арт-объект, который не был обозначен ни на одной карте - Непроходимой чаще. Вот чаща впечатлила сильно и очень понравилась.
Вся фишка в том, чтобы пройти по ней. Можно с закрытыми глазами, чтобы слушать, как ветви бьются друг о друга. Если углубиться в чащу подальше, закономерно, что и вправду окажешься в чаще: вокруг будут только ветви. Задумка, реализация, ощущения - класс!
Здесь можно заблудиться на маленьком пятачке, но вдруг понимаешь, что хочешь тут заблудиться, ведь ветви так мелодично бьются друг о друга, создавая свой отдельный особенный мир.
После чащи мы всё-таки попали к Штурму неба. Идея и реализация очевидны.
Следующий объект, стоящий посреди поля.
Я вспомнила Хайнлайна и его повесть "Дверь в лето" - он описывал помещение с 11 дверьми (кажется, такое число), каждую из которых главный герой был вынужден открывать, чтобы показать коту, что лето еще не наступило и за порогом зима. Мне представлялось, что дом был круглым и двери располагались по кругу. Может, художник впечатлился идеей именно этого рассказа? Нет, оказалось, что дверей - 20. Но мне показалось, будто я увидела в реальности что-то, что в моем мозгу сидело очень давно. Забавное ощущение. А место и вправду идеально для того, чтобы долгой зимой ходить вместе с котом по кругу и бесконечно искать ту самую заветную дверь, открывающуюся в лето.
Арт-объект Пьяный забор. Забор настолько пьян, что отказывается фотографироваться вертикально.
Где-то там же мы наткнулись на указатель на Обитаемое вещество и срочно захотели его посмотреть (его тоже не было на картах). К тому моменту степень упоротости от велопокатушки начала ощущаться, а потому, когда мы увидели крутой спуск вниз, решили оставить велики на вершине, чтобы не тащить их потом наверх, и добежали до вещества (существа?) пешком. Вещество определенно того стоило.
Это что-то вроде стеклопластика или стекловолокна, и по лестнице можно забраться внутрь. Изучая вещество снаружи, ты думаешь, почему же оно обитаемое, кто в нем живет, отправляешься внутрь на поиск обитателей и, оказавшись внутри и никого не найдя, вдруг понимаешь, что обитатель этого вещества - ты сам.
В Никола-Ленивце есть самые разные арт-объекты, одни не цепляют совершенно, одни нравятся больше, другие меньше, но определенно есть такие, которые очень западают в душу и цепляют до самых абстрактных глубин мозга. Обитаемое вещество - скульптура как раз из этой серии. Позже, по завершении прогулки, я подумала, а какие объекты в этом парке впечатлили меня больше всего? Понравились - почти все, впечатлили - многие, а самый большой восторг вызвали Непроходимая чаща, Обитаемое вещество и Вселенский разум в аварийном состоянии. И Сарай, который оказался со звездами внутри. В этом парке каждый найдет для себя что-то свое, цепляющее и переворачивающее понимание реальности.
Позже мы бежали в горку обратно к великам, я негодовала, что мне тяжело и чего мы каждый раз пытаемся так упороться. Продолжала я это вещать, обгоняя других людей, поднимающихся на эту гору. Штурман бежал сзади и не мог ничего ответить - запыхался.
Дойдя до велика, я втопила по грунтовке, продолжая вещать о тяжести своей спортивной судьбы. Когда штурман всё-таки сумел меня догнать, он предложил немного снизить темп и тогда, может быть, станет чуточку легче? Задумалась. Да не, ерунда какая-то, поехали лучше искать дятлов и долгоносиков.
Но дятлов, ведущих борьбу с долгоносиками, мы не нашли. Их увезли. Карты опять нас обманули. Видимо, объекты периодически отчаливают на реконструкцию. Или с концами, кто их знает.
В конце маршрута мы обнаружили Белые ворота. Вероятно, они должны были открывать нам путь, но встретить ворота на окончании пути - это тоже символично. Этакий дуализм. На вершине ворот красуются покрашенные ветки лозы от Угруана.
Засим наш маршрут по Никола-Ленивцу был успешно завершен - парк мы объехали весь. Может быть, мы не попали на несколько каких-то спрятанных объектов, но тут уж вопросы к картам и мху на деревьях, который вырос не с той стороны.
Кайф получили невероятный: такие места - раздолье именно для велопрогулок. Перед создателями парка снимаю шляпу: на территории красивейшей природы они создали потрясающий комплекс, доступный для всех: любителей пеших прогулок, велосипедистов, созерцателей, любителей природы, художников, просто тех, кто желает спокойно отдыхать в одном месте, никуда не торопясь. Для каждого есть нужная инфраструктура. Ну и сами арт-объекты заставляют работать мозги.
К моменту нашего возвращения парковка была забита до самого небесного потолка, поэтому поспешили загрузить велики в багажник и вернуться в деревню Звизжи. Там по указателям добрались до кафешки Картошкино, организованной, видимо, местными жителями. Здесь кафешка оказалась по-настоящему "народной" - картофельное пюре стоило 100 рублей, блюда были простейшими и максимально вкусными. А встретившая нас женщина оказалась невероятно душевным человеком. Это те маленькие герои, которые каждый день с душой и максимально хорошо делают свою работу, о них не будут слагать легенды, петь великие песни и сочинять книги, но каждый, кто здесь побывает, запомнит доброту и слова "конечно, нужно вас, путников, вкусно накормить".
Еще там оказались бутерброды с вкуснейшим салом, протертым с чесноком. Я таких обалденных бутербродов в жизни не ела. И остальная еда, самая простая, была какой-то невероятно вкусной - даже банальное картофельное пюре было приготовлено именно вкусно. И стоимость полноценного обеда составила рублей 800 на двоих.
Когда мы приехали сюда, никого не было, за нами стали подтягиваться другие люди. Не знаю, как кормят в кафе на территории парка, но я советую всё-таки выбрать Картошкино в Звизжах: и вкусно, и недорого, и люди душевные.
Время было за 16 часов.
- Здесь недалеко есть экотропа на болото, она недлинная, ну километр в одну сторону, давай сгоняем, это много времени не займет.
- Ну давай.
Я, конечно, ошиблась, и реально мы находили километров 4-5, но смена физической активности на другую - это тоже отдых, а потому пешую прогулку после велопокатушки мы перенесли вполне нормально. Наоборот, действительно отдохнули от того, чтобы педали крутить.
Природа и искусство Угры. Часть 1: арт-парк Никола-Ленивец.
На первые майские праздники удалось реализовать интересное двухдневное путешествие формата "рядом с домом" - вело-пеше-автомобильную поездку по соседней Калужской области. Еще раз убедилась, что много крутых вещей можно увидеть, не забуряясь в глубокие глубины и не отчаливая в дальние дали, и что поездки "в соседний квартал" имеют право на жизнь. Изучать то, что находится "под носом" может быть не менее занимательно, чем то, что находится в нескольких тысячах километров.
В качестве ключевой точки путешествия был выбран известный арт-парк Никола-Ленивец, находящийся на территории национального парка Угра в Калужской области.
Автомобильную часть маршрута осуществили на Ssang Yong Kyron'е, велосипедную - на ждущих скорейшего открытия велосезона двухколесных агрегатах, а с пешей и так всё понятно.
Никола-Ленивец.
В первый день встали пораньше и из Подмосковья долетели за несколько часов до Калужской области, прибыв в арт-парк Никола-Ленивец. Заезжали со стороны Медыни, откуда прибыли в Кондрово, затем - в деревню Галкино, затем - в Острожное, из которого свернули в нужном направлении и оказались в деревне с крайне занимательным названием Звизжи. Дорога до Звизжей представляла собой трясуче-ямочную грунтовку, полную страданий и боли, но мне она показалось ерундой после тех тысяч километров грунтовок, которые я проехала до этого. Всего лишь очередные ямы и канавы.
На месте были около 10 часов утра.
В Звизжах мимо арт-парка промахнуться сложно: на перекрестке стоят стилизованные деревянные указатели, а непосредственно перед въездом в парк - здание информационного центра, где покупаются билеты (450 руб. с человека, пребывание на территории нац.парка входит в эту стоимость) и можно взять карту-схему расположения объектов в парке. Мы карту брать не стали и пользовались Османдом, а такая же карта в электронном виде есть на сайте арт-парка, можно скачать в JPG и ориентироваться по ней, открывая ее в телефоне в оффлайне.
На въезде в парк.
читать дальше
В качестве ключевой точки путешествия был выбран известный арт-парк Никола-Ленивец, находящийся на территории национального парка Угра в Калужской области.
Автомобильную часть маршрута осуществили на Ssang Yong Kyron'е, велосипедную - на ждущих скорейшего открытия велосезона двухколесных агрегатах, а с пешей и так всё понятно.
Никола-Ленивец.
В первый день встали пораньше и из Подмосковья долетели за несколько часов до Калужской области, прибыв в арт-парк Никола-Ленивец. Заезжали со стороны Медыни, откуда прибыли в Кондрово, затем - в деревню Галкино, затем - в Острожное, из которого свернули в нужном направлении и оказались в деревне с крайне занимательным названием Звизжи. Дорога до Звизжей представляла собой трясуче-ямочную грунтовку, полную страданий и боли, но мне она показалось ерундой после тех тысяч километров грунтовок, которые я проехала до этого. Всего лишь очередные ямы и канавы.
На месте были около 10 часов утра.
В Звизжах мимо арт-парка промахнуться сложно: на перекрестке стоят стилизованные деревянные указатели, а непосредственно перед въездом в парк - здание информационного центра, где покупаются билеты (450 руб. с человека, пребывание на территории нац.парка входит в эту стоимость) и можно взять карту-схему расположения объектов в парке. Мы карту брать не стали и пользовались Османдом, а такая же карта в электронном виде есть на сайте арт-парка, можно скачать в JPG и ориентироваться по ней, открывая ее в телефоне в оффлайне.
На въезде в парк.
читать дальше