Когда долго не путешествуешь, появляются специфичные печаль и тоска. Путешествия - это зависимость, и в какой-то момент просто хочется сесть за руль и уехать, не важно, куда. Если нет возможности прямо сейчас уехать далеко, за тысячи километров от дома, - хотя бы покататься по ближайшим областям. Главное, поймать это чувство дороги: ранний подъем, старт из погруженного в глубокий сон города, пустые асфальтированные трассы, встреча рассвета в пути. Заправки, такие же пустынные, сонные - неотъемлемая атмосферная часть путешествия, оазисы посреди огромной территории, испещренной асфальтовыми нитями. Чувство дороги, чувство расстояния: дом всё дальше и дальше, а новые непознанные края всё ближе и ближе. И между ними - эта прочная связь в виде проложенных магистралей и заметенных грунтовых тропинок.
Новая проблема - в ближайших окрестностях осмотрено слишком много. Чтобы найти что-то новое в однодневной поездке, нужно уезжать все дальше и дальше. Раньше достаточно было укатиться за сотню километров - и уже появлялось чувство автомобильного путешествия, уже начинались новые непознанные места. Теперь - это почти четыре сотни километров в одну сторону. И это, пожалуй, предел для однодневного выезда.
В этот раз мы поехали в Смоленскую область, чтобы посмотреть на глобус и усадьбу.
Понятно, что дело было вовсе не в глобусе. И не в усадьбе. А в том, чтобы сесть за руль и поехать.
В путь отправились на Кайроне.
читать дальшеВыехали в 6 утра. Иначе не успеть - за окном январь, и темнеет рано.
Выбрались пустыми подмосковными дорожками на Минское шоссе. Зима таяла и утекала, наполняя реки и заставляя выходить их из берегов. Всё перепуталось: сейчас январь, а не март! Но погоде центрального региона России было всё равно: снег, падающий с неба, в тот день превратился в дождь, а утренние снежно-ледяные колеи, которые еще не успела почистить спецтехника, позже покрыли местные дорожки слоем протекающей во все стороны водно-снежной смеси, по которой пришлось ехать в состоянии непрекращающегося аквапланирования.
Но пока утро, пока темно, пока - Минское шоссе, и это кайф - успеть выехать до начала работы спецтехники и прокатиться не по грязно-омерзительному реагенту, а по чистым зимним осадкам, да, лед, да, скользко, да, скорость медленная, но зато - настоящая зима и повод иногда включить полный привод.
Проехали кусочек Вязьмы, заползший на Минскую трассу. Мы уже в Смоленской области. Километров через 60-70 свернули налево в сторону города Дорогобуж. Попали на снежно-ледовые местные дорожки, более-менее почищенные потому, что снег таял и уплывал. Кайрона иногда подтаскивало, местами количество полос сокращалось до полутора, и перед встречкой приходилось подвигаться на заметенную снегом обочину (или кусок полосы?), снижая скорость.
Возле Дорогобужа есть одноименное предприятие по производству минеральных удобрений. И там - глобус. Как утверждает интернет, самый большой в Европе!
Глобус не на территории предприятия, можно без проблем приехать, встать на парковку рядом и сходить его посмотреть. Изобразить атланта, затарившего гречи, ой, это из другого мема.
Уехать за 300 с лишним километров от дома, чтобы посмотреть на глобус, - пожалуй, это то, что мы любим.
Рядом обнаружилась мозаика - не знаю, то ли восстановленная, то ли стилизованная под советскую.
От глобуса доехали непосредственно до Дорогобужа, немного покатались по крутым горкам его улиц, нашли Вал Победы, погуляли там. Вал Победы - это памятник в честь 100-летия победы в войне 1812 года, там же - братская могила ВОВ.
Оттуда же открываются панорамные виды на Дорогобуж и реку Днепр.
От Дорогобужа поехали к главной изюминке сегодняшнего маршрута - усадьбе Барышниковых в Алексино, это около 18 километров в одну сторону.
Залитая зимней консистенцией осадков дорога с редким трафиком, минут 20 времени - и мы у образца зрелого классицизма, построенного в начале 19 века. Считается, что это архитектурное сооружение - одно из лучших представителей классицизма в Смоленской области.
Пожалуй, самое красивое в главном усадебном доме (по крайней мере, снаружи) - это огромное кованое крыльцо. Не припомню, где я еще такое видела и видела ли вообще.
Главный усадебный дом обошли кругом, рассмотрели со всех сторон, залезли в те места подвала, которые были открыты. Хотели попасть внутрь, но двери в усадьбе оказались закрытыми на замки, а окна заколочены. Внутрь вроде как можно попасть с экскурсией, об этом сообщила повешенная на одной из дверей бумага. Видимо, надо было более вдумчиво подходить к планированию маршрута, а не просто найти точку на карте и поехать =)
Зато полазили вокруг, обошли соседние флигели.
Впервые такое увидела - ровный ряд деревьев, растущих из окон разрушающегося флигеля. Одно окно - одно дерево. Природа - тот еще выдумщик. И, главное, как ровненько всех выстроила!
Прогулялись через мост к соседней Андреевской крепости. Это только название - здание было конюшней.
Сейчас в нем, по ходу, живут люди: местами в башни вставлены новые окна, на внутренней территории стоят тракторы, заборчики. Ну, может, не живут, а используют в каких-то сельскохозяйственных целях...
Из Алексино вернулись в Дорогобуж.
Нашей следующей целью была Старая Смоленская дорога.
Штурман вел себя, как настоящий штурман, поэтому в районе дорогобужского завода удобрений завел меня на какие-то забытые странные дорожки, по которым мы завод объезжали. Иногда по обочинам попадались огороженные колючей проволокой полигоны и всякие КПП. Пахло чем-то химическим. Позже мы выбрались на какую-то непонятную дорожку, по которой единственные следы шли зигзагом.
На всякий случай, я ехала ровно по следам. Мало ли, вдруг там справа и слева на дороге, в местах, где следы забирали в сторону, прятались коварные глубокие лужи или лесовозные колеи. Меня в Костромской области одна такая колея схватила за колеса и утащила к себе! Потом лесорубы трактором вытаскивали.
Позже четкие следы ушли на дорожку правее, а мы продолжили ехать прямо. На нашей дороге остались только позавчерашние следы, а, может, следы недельной давности, проглядывающие через слой мокрого снега. Я ехала по ним - так же, на всякий случай.
На удивление, мы выбрались на асфальтированную местную дорогу - классическую, с двумя полосами и каким-то трафиком. На ней шанс застрять и идти за трактором был меньше. Это была дорога, идущая в сторону Вязьмы через деревни Болдино, Васино и Семлёво - собственно, это и есть участок Старой Смоленской дороги. И поначалу она не была какой-то особенной - обычная местная двухполосная трасса.
Но позже, за Васино, она сузилась и превратилась в приятную лесную тропку как раз для одного автомобиля. Летом, видимо, она грунтовая.
То, чего так не хватало для полноценного чувства путешествия! Зимний лес, забытая дорожка, тишина, пустота. Тепло автомобильного салона и вкусный перекус с горячим чаем среди спящих деревьев. Хотя трафик, можно сказать, здесь был сумасшедшим по плотности: за полчаса проехало три, а то и четыре автомобиля! Это очень много =)
Перекусив, мы поехали по дорожке дальше. Пусть сегодня по ощущениям совсем не январь, пусть с неба капает дождь, но здесь было ощущение зимы, то ли совсем ранней, то ли затянувшейся и уходящей. Следы на автомобильной тропе виляли, иногда мы выбирались на широкие вырубки. В какой-то момент крупная дорога ушла влево, в сторону Минского шоссе, а мы поехали прямо. Проехали через поле и снова нырнули в лес. Встретили лужу и героически ее преодолели.
А позже автомобильные следы пропали - вернее, развернулись и покатились обратно, на тропке остались только отпечатки лап какого-то трэкола. По крайней мере, мы их идентифицировали именно как трэкол, уж больно колея широкая и протектор характерный. А вскоре мы упёрлись в лужу, которую, теоретически, могли проехать. А могли не проехать. Шансы традиционно были 50 на 50: или да, или нет.
Лужа смущала, во-первых, глубиной, мы померили лопатой. Под водой пряталась жидкая колея. На выходе из лужи кто-то нагреб небольшой замерзший снежный холм.
Во-вторых, единственный возможный объезд лужи слева был узким для Кайрона. Теоретически, по нему можно было пройти. Но так же теоретически, Кайрон мог свалиться правой стороной в лужу и в колею, застряв враскоряку в накрененном вбок состоянии. Я, конечно, сказала, что мой травматичный опыт трех хождений за трактором (два из которых были с Кайроном) сгладился, забылся и я готова нырять в лужу и, в случае чего, идти за трактором снова, но это, конечно, не понадобится, потому что "тут народ на Жигулях проедет". Штурман укоризненно на меня посмотрел и сказал, что уже почти 16 часов, скоро темнеет, а копать льдины в луже в темноте - так себе идея, хотя топливо и горячий чай у нас еще остались. В общем, увы, но разум победил, и очередной истории с трактором не случилось. Мы не поехали в лужу, чтобы героически ее преодолеть или героически в ней застрять.
Вернулись к дорожке, уходящей к Минскому шоссе через деревни Леоново, Игнатково, Издешково. Было ощущение какой-то незавершенности из-за этой лужи, поэтому мы поехали брать точку с другой стороны.
Ну, на Старой Смоленской дороге был верстовой столб, и мы, конечно, хотели на него посмотреть. Поехать за 300 с лишним километров от дома только ради глобуса было бы неправильно, а вот ради глобуса и верстового столба - совсем другое дело!
Выбрались на Минское шоссе. Не доезжая Вязьмы, в районе населенного пункта Черное, свернули в Семлёво, от которого снова выехали на Старую Смоленскую дорогу (в сторону Дорогобужа). Теперь мы можем подъехать к той луже с другой стороны! Зачем? А потому что можем!
С этой стороны Старая Смоленская дорога опять оказалась широкой, двухполосной и покрытой снежно-водной смесью. Весь остаток пути по ней я ехала в вечном состоянии аквапланирования. Полный привод, задний привод - без разницы, Кайрона переставляло постоянно, что ни делай. Просто смирись и езжай по воде.
Между Семлёво и деревней Зарубежье, прямо возле дороги, есть памятный камень и верстовой столб. Столб был нашей целью.
Кайрон ждет.
После осмотра столба мы не поехали обратно в Семлёво, хотя было уже к 5 часам вечера и на улице стемнело. Мы попёрлись по Старой Смоленской дороге в сторону Васино, со стороны которого не рискнули нырять в лужу - мне хотелось посмотреть, как дорога выглядит с этой стороны лужи, так ли она страшна, или лужа - это было единственное препятствие. По пути мы свернули в еще одну деревню, чтобы найти церковь, нырнули в какую-то колею в лесу, уехали не туда. Пришлось ехать по колее задним ходом с риском провалиться в яму под снегом справа или слева. Я рулила, штурман руководил - как-то выбрались и не провалились.
Когда Старая Смоленская дорога стала сужаться до лесной дорожки, всё-таки развернулись обратно. До той самой лужи было еще, наверное, километра два, но мы более-менее состояние дороги поняли: не всё так страшно, и та лужа, по ходу, была единственным препятствием, летом тут, скорее всего, приятная лесная грунтовка с парой больших ям, которые не могут быть страшными, потому что в них не плавают ледяные айсберги.
Промчались по дороге в обратную сторону, на Семлёво. Тормознули возле исторической таблички. В ней говорилось о том, что в здешнем озере (Семлёвском) Наполеон якобы спрятал украденные ценности две сотни лет назад. Искать не поехали - их, небось, туристы еще до нас все нашли!
От Семлёво до Вязьмы доехали по Старой Смоленской дороге, хорошей, комфортной и очень спокойной, в отличие от Минского шоссе. Мало автомобилей и много воды на асфальте. В одном месте нас даже местная полиция остановила, документы проверила.
В Вязьме выехали на Минское шоссе и доехали по нему до Подмосковья.
За день намотали больше 700 км.
Дорогобуж - глобус, усадьба Алексино и немного зимнего леса.
Когда долго не путешествуешь, появляются специфичные печаль и тоска. Путешествия - это зависимость, и в какой-то момент просто хочется сесть за руль и уехать, не важно, куда. Если нет возможности прямо сейчас уехать далеко, за тысячи километров от дома, - хотя бы покататься по ближайшим областям. Главное, поймать это чувство дороги: ранний подъем, старт из погруженного в глубокий сон города, пустые асфальтированные трассы, встреча рассвета в пути. Заправки, такие же пустынные, сонные - неотъемлемая атмосферная часть путешествия, оазисы посреди огромной территории, испещренной асфальтовыми нитями. Чувство дороги, чувство расстояния: дом всё дальше и дальше, а новые непознанные края всё ближе и ближе. И между ними - эта прочная связь в виде проложенных магистралей и заметенных грунтовых тропинок.
Новая проблема - в ближайших окрестностях осмотрено слишком много. Чтобы найти что-то новое в однодневной поездке, нужно уезжать все дальше и дальше. Раньше достаточно было укатиться за сотню километров - и уже появлялось чувство автомобильного путешествия, уже начинались новые непознанные места. Теперь - это почти четыре сотни километров в одну сторону. И это, пожалуй, предел для однодневного выезда.
В этот раз мы поехали в Смоленскую область, чтобы посмотреть на глобус и усадьбу.
Понятно, что дело было вовсе не в глобусе. И не в усадьбе. А в том, чтобы сесть за руль и поехать.
В путь отправились на Кайроне.
читать дальше
Новая проблема - в ближайших окрестностях осмотрено слишком много. Чтобы найти что-то новое в однодневной поездке, нужно уезжать все дальше и дальше. Раньше достаточно было укатиться за сотню километров - и уже появлялось чувство автомобильного путешествия, уже начинались новые непознанные места. Теперь - это почти четыре сотни километров в одну сторону. И это, пожалуй, предел для однодневного выезда.
В этот раз мы поехали в Смоленскую область, чтобы посмотреть на глобус и усадьбу.
Понятно, что дело было вовсе не в глобусе. И не в усадьбе. А в том, чтобы сесть за руль и поехать.
В путь отправились на Кайроне.
читать дальше