Уходя гасите всех (с) надпись на выходе из тира
Эгегей, читать - это круто, полезно, познавательно и очень развивает письменную речь! 
Посему продолжу хорошую тему прошлого года: буду в один пост добавлять мысли, возникшие после прочтения очередной художественной литературы))
Не переживайте, поднимать пост буду нечасто))
Фицджеральд Фрэнсис Скотт "Ночь нежна".Фицджеральд Фрэнсис Скотт "Ночь нежна".
В первую очередь, что хочу сказать: это произведение в разы лучше и интереснее бредового и фейспалмового "Великого Гэтсби". Характеры живые, герои настоящие, мотивы занимательны, верю. А не тупость и слащавость Гэтсби и компании.
Про остальное: мне понравилось. Очень.
Хотя, вероятно, это от того, что многое мне знакомо. Многое из описанного было, есть или бывало в жизни, некоторые поступки, некоторые чувства, некоторые рассуждения. Удивительный мир. Ты думаешь, что это ты такой особенный и это только у тебя такое бывает, а оказывается, что ничего особенного и индивидуального - вон, даже в книжках об этом пишут.
Характеры героев великолепны. В том смысле, что они раскрыты не как шаблоны, а во всей своей человеческой многогранности. Герои живые, настоящие, в них веришь - так и в обычной жизни, где каждый человек - огромный непознанный мир.
Дальше слегка спойлерно.
А концовка грустная. Вроде никто не умер, а все равно грустно.
Что это - тупое моральное разложение Дика или невероятная любовь, когда Дик принес себя в жертву ради Николь, ради ее выздоровления и последующей жизни?
Хотя за скатывание Дика в пьянство ему хочется настучать по голове. С другой стороны, понимаешь, что без его падения с вершины не случилось бы здоровья Николь.
А, с третьей стороны, пока Николь не знала, как классно жить самостоятельной единицей, будучи здоровой, пока она была "планетой при солнце Дика", - тоже ей вполне неплохо было. Почти. Иногда. Все познается в сравнении. Хотя я такой жизни не хотела бы.
Вообще, про пару Дик и Николь - очень показательно. Фасад: счастливая семья, муж и жена, прекрасные дети, ах, как у них все хорошо. А внутри: куча проблем обычной супружеской пары. Только еще с шизофренией. Я тогда как раз и задумалась, а много ли людей способны послать это все к чертям (когда семья-то уже сгнила изнутри), разойтись, взять каждому свой отдельный чистый лист и начать с него, но уже порознь, а у многих ли людей хватит на это сил. Дику, увы, сил не хватило, и когда он скатился в окончательное УГ - его вышвырнули, как отработанный материал.
Розмэри... я думала, ей будет уделено больше внимания))) Но, увы, мимолетное мгновенье, пошатнувшее привычные устои, хотя после сцены в Риме я надеялась, что еще что-нибудь будет, случится... но нет, и она ушла прочь.
Хелен Браун "Кошки-дочери. Кошкам и дочерям, которые не всегда приходят, когда их зовут".Хелен Браун "Кошки-дочери. Кошкам и дочерям, которые не всегда приходят, когда их зовут".
Это продолжение книги Хелен Браун "Клео. Как одна кошка спасла целую семью".
В первой книге у главной героини трагически погибает маленький сын. Пережить трагедию ей помогает кошка, совершенно неожиданно ворвавшаяся в ее жизнь. Книга очень добрая, позитивная и мотивирующая. А уж взаимоотношения человека и кошки описаны фантастически.
Эта книга, "Кошки-дочери", - продолжение. Здесь описываются события, происходящие десятки лет спустя. Про взаимоотношения матери и дочери, решившей самостоятельно искать свой путь в жизнии свалить на Шри-Ланку йо-хо-хо. И озорного вредного кота.
Эммм... Нуууу... в общем, первая часть про Клео была лучше. В разы. В очень много раз. Продолжение подкачало. А кот вообще показался притянут в книгу за уши. Дочь вообще странная - то ее на Шри-Ланку швыряет, то она потом плачется, что ей не хватает простых радостей по типу футболок со стразиками. Больше ничего говорить не буду, а то с меня сейчас желчь польется
Жозе Сарамаго "Слепота".Жозе Сарамаго "Слепота".
Ох, такая книга... атмосферой напомнила "Заводной Апельсин": с одной стороны, мерзко, с другой стороны, закрыть ее невозможно, не дочитав.
Да, сюжет книги не отличается большой оригинальностью и местами невероятно сильно перекликается с "Днем триффидов": в книге описывается внезапная эпидемия белой слепоты, в которую постепенно погружаются абсолютно все люди. Среди них остается только одна-единственная зрячая женщина.
Да, мораль книги лежит на поверхности: мы зрячи, но не умеем видеть; видя, не видим; люди - звери и скоты; тяжело оставаться человеком, когда все вокруг оскотинились, но это возможно; бла-бла-бла.
Но - КАК это описано!
Сильно, очень сильно.
Стиль изложения на первых страницах может чутка поломать глаз, но потом к этому привыкаешь: в тексте никак не выделены диалоги, они идут сплошными предложениями. В книге нет ни одного имени, все герои называются по какому-то особенному признаку: девушка в темных очках, жена доктора, первый слепец и т.д. Даже у собаки нет клички, это просто слезный пес.
Да, в книге много грязи, много описаний физиологического падения, местами это неприятно читать, но я вдруг поняла, что без этих подробностей я бы просто сказала "я не верю автору, слишком розово". А тут - нате вам, со всей поднаготной. И поэтому - веришь. Что да, так все и будет в случае эпидемии. Да, это было в "Дне триффидов". Но там это описывалось больше, как фантастика, как этакий боевичок, вообще, "День триффидов" с такой же идеей - книга затягивающая, но на один раз; в "Слепоте" же вскрывается самая суть, самая глубокая природа описываемых событий, во всех мельчайших подробностях. Если не глотать "Слепоту" целиком и поверхностно, то можно увидеть невероятное количество тонких и крайне изящных моментов, которые автор столь талантливо вплетает в повествование, чтобы, с одной стороны, целиком погрузить читателя в этот хаос, а, с другой, раскрыть мотивы, характеры, вывернуть наизнанку то, что внутри, в душе. Думаю, я осталась в восторге не от сюжета, не от морали и идеи книги, а от таланта Сарамаго.
Дальше немного спойлеров, в т.ч. финальных.
Были сильные сцены. Вот просто читаешь и восторгаешься тому, как автор правильно и красиво ввернул ту или иную сцену в этот ужас происходящего. Эти сцены красивы. И их красоту оттеняет вся та мерзость, которую автор описывает на других страницах. Омовение женщин после изнасилования; ключи от квартиры в мертвой руке старухи; питье чистой воды из самых лучших хрустальных бокалов; три женщины под дождем на балконе; навсегда умолкший приемник в первой палате. Очень тонко и остро Сарамаго противопоставлял чистоту - грязи, красоту - мусору, бескорыстное служение нуждающимся - моральному падению. Были сильные сцены, в которых не было красоты, но они особо остро вплетались в повествование, очень к месту, очень правильно: "хватит демагогии, ползи куда полз" - говорит совесть вору, умирающему от воспаления раны на ноге и ищущему спасения у тех, кто его безумно боится; единственная зрячая женщина, которую тошнит и рвет от того, что она видит вокруг, а ее спрашивают - ну что ты? - а она отвечает, что вам не понять, вы не видите того, что вижу я; блуждающие огоньки на входе в подвал супермаркета...
Финал интересен, хоть и предполагаем. Правда, после него мысль побежала развиваться дальше: а когда пройдет восторг людей от прозрения... что будет? Что они увидят вокруг себя? Мусор, фекалии, трупы, грязь. Как смогут смотреть в глаза другим те, кто не сумел сохранить в себе человеческое во время эпидемии? Научила ли людей эта эпидемия чему-нибудь? Станут ли они лучше, чище? Или все пройдет, забудется, как страшный сон, и вернется на круги своя...
Про фильм.
Я так впечатлилась книгой, что не удержалась и сразу посмотрела одноименный фильм, снятый по ней. Конечно, он уже впечатлил не так, как книга. Фильм - красивая и достойная картинка к тексту. Текст в разы сильнее, многограннее, острее, ярче. В общем, если вы не нежный и ранимый эльф, то лучше читать книгу. Если эльф - то смотреть фильм, он более милый и щадящий
Силвия Плат "Под стеклянным колпаком".Силвия Плат "Под стеклянным колпаком".
Это что? Это про что? Это что вообще за бред?
Краткое содержание: вся такая из себя девушка-писательница, учащаяся в колледже, возвышенная и замороченная, начинает слишком сильно загоняться, пытается самоубиться и попадает в дурдом, где пытается лечиться. Описано никак, честно говоря.
Вероятно, все писают кипятком от этой книги из-за того, что ее написала английская поэтесса за некоторое время до того, как сама совершила самоубийство. Романтика что ли?
В общем, двоечку за старания, единицу за результат.
Если хочется читать про сумасшедших - то есть великолепные произведения: "Пролетая над гнездом кукушки", "Множественные умы Билли Миллигана". Из фильмов - "Прерванная жизнь".
А это... ну так, вечерком можно зачесть, конечно, но относить это к каким-то великим произведениям я бы не стала. Больше похоже на статью из интернета: что чувствуют люди, у которых развилась настоящая депрессия. Хотя нет. Статьи интереснее, познавательнее и объясняют намного больше.
Адамс Дуглас "Детективное агентство Дирка Джентли".Адамс Дуглас "Детективное агентство Дирка Джентли".
Книга-дилогия, первая часть - собственно, "Детективное агентство...", вторая - "Долгое чаепитие души".
Волей-неволей, а всё равно я делаю сравнение с "Автостопом по галактике". В общем, "Автостопом..." мне всё-таки понравилось больше)) "Агентство" тоже неплохо, но вот абсурд "Автостопа" - он какой-то гармоничный, произведение настраивает на нужный абсурдный лад с первых строк, в которых главный герой валялся перед бульдозером с целью охраны собственного дома. "Агентство" тоже абсурдно, в этом весь Адамс Дуглас, но то ли я настроиться правильно не смогла, то ли... не знаю. Данному абсурду не хватает немного гармоничности и завершенности)) Кстати, второе произведение понравилось больше, хотя там абсурд перешел все возможные границы))
Надо отдать должное очень приятному тонкому юмору автора, это тоже особенный авторский стиль)) Особенно про холодильник Дирка и рождение из него нового бога... И истребитель. Да, истребитель.
Джек Финней "Меж двух времён".Джек Финней "Меж двух времён".
Это книга о путешествии во времени довольно оригинальным способом - ох, чего только не выдумают фантасты. Главный герой ловит гамму приключений в прошлом, скачет туда-сюда, находит любовь и спасает мир от Америки. Не могу сказать, что произведение гениально, но довольно неплохо, прочитать разок можно, в нем и элемент детективчика, и плач об ужасах 20го века и угроблении планеты, и романтика. Но не более. Многие идеи крайне интересны, но вот реализация местами подкачала - некоторые моменты похожи на дешёвый американский штампованный фильмец-боевик. Местами дальнейший сюжет легко угадывается. Мне кажется, если бы за реализацию идей книги взялся бы кто-нибудь навроде Бредбери или Уэльса, получилось бы в разы круче)))
Джон Стейнбек "К востоку от Эдема".Джон Стейнбек "К востоку от Эдема".
Тимшел - значит "ты можешь".
В общем-то, это Стейнбек, и этим всё сказано. Это же автор повести "О мышах и людях".
Роман "К востоку от Эдема" монументален и огромен. Позади столько букв и абзацев, а я даже не знаю, что и сказать
Мне вполне понравилось.
Герои - интересные, яркие. Язык прекрасный, описания замечательные. Сэм Гамильтон прекрасен, Лиза вызывает уважение, Ли подкупает мудростью и склонностью к долгим разговорам и размышлениям, Кейт - самка собаки, Арон - типичный пример жизни в мире розовых пони, Кейл - живой человек со своими позитивными и отрицательными чертами, но ищущий и сотворяющий самого себя, Адам - довольно-таки "никакой", но, как и Арон, со своим миром розовых пони (интересно, от чего появляются такие миры розовых пони - от инфантильности или эгоизма?). Много судеб, много жизней, много размышлений на вечные темы жизни, смерти и людей с их особенностями.
Людям, конечно, интересно только то, что в них самих. Если повесть не о нём, то никто не станет слушать. И вот я вывел правило: повесть великая и долговечная должна быть повестью о каждом человеке, иначе век её недолог. Далёкое, чужое не интересно людям - интересно только глубоко своё, родное.(с)
Курт Воннегут "Бойня номер пять или Крестовый поход детей".Курт Воннегут "Бойня номер пять или Крестовый поход детей".
Книга - сюр и абсурд.
Совсем как наша жизнь, совсем как война, совсем как мир, выстроенный человечеством.
С одной стороны, я вроде как уловила глубину книги - вообще, это небольшая повесть, однако в ней одно предложение идёт за три. В одном абзаце под рублеными предложениями и простыми словами скрывается огромная картина, полная эмоций и событий. Зачем подробно описывать ужасы перевозки военнопленных по железке, если все эти ужасы легко умещаются в одну фразу о том, что люди стали жидкостью и вытекали из вагона на землю, а Билли этого не хотел и пытался спрыгнуть, а не вытечь.
Так же и с описанием бомбёжки Дрездена: город стал походить на Луну.
Больше и добавить нечего. У Воннегута вообще получились очень простые, но точные описания: автомобиль с оторванным глушителем издавал звук, похожий на посадку тяжелого бомбардировщика, садящегося на честном слове и одном крыле.
Почти каждая фраза в книге имеет под собой обширную почву для размышлений, философии или является важной мыслью, которую автор хочет донести до читателя.
И так во всей книге. Такова структура данного момента.
Ну и да, при всём при этом книга совершенно абсурдна, её надо читать, выкинув из головы привычные схемы и линейность: Тральфамадор; люди под колпаком в качестве экспонатов в зоопарке; абсолютно блёклый и "никакой" главный герой книги; писатель, который написал несколько десятков книг, но который не знает, где они продаются и у которого нет ни одного поклонника; умение видеть в четвёртом измерении и понимать, что всё вечно и одновременно живо и мёртво, просто в разные минуты; человек со стетоскопом возле распятого Христа; англичане и спектакль "Золушка"; бедный Эдгар Дарби, вынесший чайник... ах да, книга - о бомбёжке Дрездена. Да-да, именно о нём. Причём тут летающие блюдца и оптометристы? Нелинейность. Всё дело в четвёртом измерении. Элементарно же.
В общем-то, получается, что за внешней простотой книги кроется внушительный такой пласт мыслительной глубины.
Может быть, для лучшего понимания повесть даже стоит прочитать второй раз, чтобы раскрыть ещё больше замыслов автора.
Так вот... а, с другой стороны, не могу сказать, что книга произвела на меня прямо уж такое сильное впечатление и вызвала какие-то невероятные эмоции. Как-то очень спокойно она прошла. И уже сильно после прочтения в голову полезли образы и анализ.
"Колыбель для кошки" мне понравилась, кстати, больше. Она тоже "антиледниковая" книжка. Такие дела.
UPD
Курт Воннегут "Утопия 14 (Механическое пианино)".Курт Воннегут "Утопия 14 (Механическое пианино)".
Не могу сказать, что книга сильно зацепила, но Воннегут есть Воннегут - прочесть интересно. Мысли довольно простые и лежат на поверхности, иногда они даже излишне разжёваны =) Концовка предполагаемая: когда я подходила к завершению чтения, я гадала, каким из двух вариантов Воннегут завершит произведение - ну, собственно, одним из этих вариантов он произведение и завершил. А большего количества вариантов книга и не предполагала.
Не могу сказать, что книга сподвигает на пространные и длительные размышления - в ней настолько всё чётко и понятно, что размышлять не нужно, Воннегут всё подаёт на тарелочке в готовом виде. Мол, принимайте мои мысли и моё видение, а об остальном подумаете потом =)
Джейн Остин "Гордость и предубеждение".Джейн Остин "Гордость и предубеждение".
Не впечатлило. Да, иронично. Да, мистер Беннет прикольный и весело стебал свою тупую жену. Да, 19-й век, Англия и вся та атмосфера.
Но - не впечатлило.
А бабы - так вообще дуры. Элизабет тоже, хоть на фоне остальных она, конечно, пыталась выделяться, но только пыталась, получилось плохо. Посему она - типичная женщина, первый шаг ей сделать стрёмно, надо подождать, пока мужик "добьётся", а пока можно оценить масштабы и доход его поместья. От такого поместья симпатия определенно появится, да.
И хэппи-энд. Такой правильный хэппи-энд. Все переженились и стали жить долго и счастливо.
Не, не моё.
В остальном, - с начала 19го века ни хрена не поменялось. Как была именно такая охота за мужиками, так и осталась. Просто декорации сменились.
Жозе Сарамаго "Прозрение".Жозе Сарамаго "Прозрение".
Мне понравилось. Сарамаго - очень достойный автор.
"Прозрение" написано в том же стиле, что и "Слепота": диалоги сплошным текстом, ни одного настоящего имени (кроме имени собаки, удивительно!), а предложения витиеваты настолько, что пока дочитал предложение до конца, забыл, о чём говорилось в его начале - приходится перечитывать второй раз
"Прозрение" - это книга о том, что было в одном отдельно взятом государстве спустя 4 года после событий "Слепоты".
Книга как бы делится на 2 части: первая часть - длительная и описательная, вторая часть - наконец-то начинается действие. Пока я читала описательную часть, я взять в толк не могла, причём здесь "Слепота" и её герои, почему "Прозрение" считается продолжением, никаких упоминаний же нет. Но герои появляются во второй части, и вот там да, понимаешь, что всё-таки "Прозрение" не стоит читать без чтения "Слепоты".
О чём "Прозрение"? Название говорит за себя. О прозревших людях. О городе, в котором люди научились успешно и спокойно жить без государства и полиции. О "свободе" и "демократии" в действии. О попытках манипуляции массовым сознанием с целью достижения правильной "демократии". О том, что если есть законодательное право оставить бюллетень чистым - это не значит, что это право можно использовать...
Концовка только грустная какая-то. Безнадёжная. Даже несмотря на то, что и за пределами "оккупированного" города нашлись прозревшие люди.
"Слепоту" и "Прозрение" сравнивать сложно, это два самостоятельных произведения. Но "Слепота" мне всё равно понравилась больше
Может, конечно, потому что именно с неё началось знакомство с Сарамаго.
Вирджиния Вулф "На маяк".Вирджиния Вулф "На маяк".
Наверное, я циничное бревно, но осмысливать чужой поток сознания - дело крайне неблагодарное. Беда у некоторых женщин-авторов с эмоциональностью. Они считают, что если составить книгу чисто из витиеватых описаний эмоций - это будет успех. Ну, может, для кого-то и успех. Но я с таким же успехом могу изливать свой поток эмоций. И то он будет более структурирован и понятен.
Такое ощущение, что Вулф почти понимает внутренние сущности героев и мотивы их поступков и переосмыслений, но проблема в том, что понимает только "почти", а от неё ещё требуется эти мотивы донести до читателей, а как их донести - она понятия не имеет, то ли проницательности не хватает, то ли психологической жилки. Поэтому она и пытается своё "почти" понимание погрести под слоем потока сознания - чай, за умную сойдёт. А читатель сам разберётся и додумает то, чего она сама не смогла чётко донести.
Не, тоже не моё.
Из всей книги замечателен только один момент: "она посмотрела на скатерть и вдруг поняла, что надо передвинуть дерево ближе к центру, а не замуж выходить".
Хади "Искалеченная".Хади "Искалеченная".
Книга написана женщиной из Сенегала и рассказывает об обычае "женского обрезания" и полигамии.
Я бы не сказала, что книга привела меня в ужас... я как-то довольно спокойно её прочитала, подивилась тому, что бывает в нашем мире. А потом для интереса решила после прочтения погуглить описанную в книге тему.
И вот тут охренела.
Я не знала, что вырезание клитора у женщин имеет такой масштаб и существует до сих пор О_О
После гугления переосмыслила книгу по-новой и охренела окончательно. Это ж пздц, ребята.
Прочитать стоит. Для понимания того, что наш мир ой как далёк от реальности разноцветных пони, скачущих по радуге. Сверх что-то говорить бесполезно - обычай абсолютно зверский.
Книга, собственно, и написана женщиной, которая через это прошла. И которая стала с этим бороться, чтобы перестали страдать другие женщины и девочки. В общем... жуть жуткая, и существует где-то рядом с нами
Энтони Берджесс "1985".Энтони Берджесс "1985".
Я взялась за чтение этой книги, потому что она называется "1985". Как оказалось, это просто автор "Заводного Апельсина" решил написать свой длинный отзыв на "1984" Оруэлла, а заодно выдвинуть свой вариант утопии.
Вкратце: "1984" понравилась больше
Берджесс развил тему в сторону профсоюзов, вечных забастовок во имя повышения зарплаты, власти рабочих, всеобщего равенства и вытекающего отсюда отсутствия талантов и гениев (все же равны; "красоте нет места, потому что красота всегда для меньшинств") и сделал из этого картину абсурда. Занимательно, но не впечатлило. Оруэлл всё-таки в этом смысле оказался круче 
Зато Берджесс двигает интересную идею по части того, что большинство - это, собственно, одинаковая туповатая масса (пролы?), потребители, которые... ааа, это же было в "451 градусе по Фаренгейту". Даже скитания главного героя "1985" с бездомными преподавателями наук очень похожи на скитания главного героя "451 градуса".
Только Берджесс приплёл ещё нефть и арабов. Да, пожалуй, "Заводной Апельсин" вызвал во мне намного больше эмоций
Уильям Пол Янг "Хижина".Уильям Пол Янг "Хижина".
Эээээээ. Давно такой хрени не читала
Не, ну, если бы я прочитала эту книжку лет, эдак, в 16-17, мне бы она, наверное, немного пошатнула бы мировоззрение, по крайней мере, оказала бы на него хоть какое-то влияние. Сейчас же у меня сложилось впечатление, будто автор книги осознал какие-то элементарные вещи, которые известны и понятны всем, и подал их под соусом пафоса, восторга и торжества. В итоге, христиане сказали "эээээ", атеисты тоже сказали "эээээ" (книга с религиозным уклоном). Остальные, кто хоть иногда философски рассуждает, в общем-то, тоже сказали "эээээ и чо? Чувак, тебе чего, эти прописные истины никогда в голову что ли не приходили?". Кароч, ощущение, что автор нахватал отовсюду идей и мыслей и попытался подать их в виде некоего творения, которое, по его мнению, должно было бы перевернуть мир.
Говорят, что 26 издательств отказались публиковать эту книгу. Я их понимаю.
А еще у автора просто отвратная стилистика построения предложений. Постоянные повторы реакции главного героя, постоянные одинаковые описания Сарайю (типа, эй, читатель, ты забыл, как она выглядит, я тебе сейчас повторю об этом 100500 раз в течение пяти страниц), главный герой до отвращения инфантилен.
Тоже в утиль
P.S. Всегда рада советам "что почитать".

Посему продолжу хорошую тему прошлого года: буду в один пост добавлять мысли, возникшие после прочтения очередной художественной литературы))
Не переживайте, поднимать пост буду нечасто))
Фицджеральд Фрэнсис Скотт "Ночь нежна".Фицджеральд Фрэнсис Скотт "Ночь нежна".
В первую очередь, что хочу сказать: это произведение в разы лучше и интереснее бредового и фейспалмового "Великого Гэтсби". Характеры живые, герои настоящие, мотивы занимательны, верю. А не тупость и слащавость Гэтсби и компании.
Про остальное: мне понравилось. Очень.
Хотя, вероятно, это от того, что многое мне знакомо. Многое из описанного было, есть или бывало в жизни, некоторые поступки, некоторые чувства, некоторые рассуждения. Удивительный мир. Ты думаешь, что это ты такой особенный и это только у тебя такое бывает, а оказывается, что ничего особенного и индивидуального - вон, даже в книжках об этом пишут.
Характеры героев великолепны. В том смысле, что они раскрыты не как шаблоны, а во всей своей человеческой многогранности. Герои живые, настоящие, в них веришь - так и в обычной жизни, где каждый человек - огромный непознанный мир.
Дальше слегка спойлерно.
А концовка грустная. Вроде никто не умер, а все равно грустно.
Что это - тупое моральное разложение Дика или невероятная любовь, когда Дик принес себя в жертву ради Николь, ради ее выздоровления и последующей жизни?
Хотя за скатывание Дика в пьянство ему хочется настучать по голове. С другой стороны, понимаешь, что без его падения с вершины не случилось бы здоровья Николь.
А, с третьей стороны, пока Николь не знала, как классно жить самостоятельной единицей, будучи здоровой, пока она была "планетой при солнце Дика", - тоже ей вполне неплохо было. Почти. Иногда. Все познается в сравнении. Хотя я такой жизни не хотела бы.
Вообще, про пару Дик и Николь - очень показательно. Фасад: счастливая семья, муж и жена, прекрасные дети, ах, как у них все хорошо. А внутри: куча проблем обычной супружеской пары. Только еще с шизофренией. Я тогда как раз и задумалась, а много ли людей способны послать это все к чертям (когда семья-то уже сгнила изнутри), разойтись, взять каждому свой отдельный чистый лист и начать с него, но уже порознь, а у многих ли людей хватит на это сил. Дику, увы, сил не хватило, и когда он скатился в окончательное УГ - его вышвырнули, как отработанный материал.
Розмэри... я думала, ей будет уделено больше внимания))) Но, увы, мимолетное мгновенье, пошатнувшее привычные устои, хотя после сцены в Риме я надеялась, что еще что-нибудь будет, случится... но нет, и она ушла прочь.
Хелен Браун "Кошки-дочери. Кошкам и дочерям, которые не всегда приходят, когда их зовут".Хелен Браун "Кошки-дочери. Кошкам и дочерям, которые не всегда приходят, когда их зовут".
Это продолжение книги Хелен Браун "Клео. Как одна кошка спасла целую семью".
В первой книге у главной героини трагически погибает маленький сын. Пережить трагедию ей помогает кошка, совершенно неожиданно ворвавшаяся в ее жизнь. Книга очень добрая, позитивная и мотивирующая. А уж взаимоотношения человека и кошки описаны фантастически.
Эта книга, "Кошки-дочери", - продолжение. Здесь описываются события, происходящие десятки лет спустя. Про взаимоотношения матери и дочери, решившей самостоятельно искать свой путь в жизни
Эммм... Нуууу... в общем, первая часть про Клео была лучше. В разы. В очень много раз. Продолжение подкачало. А кот вообще показался притянут в книгу за уши. Дочь вообще странная - то ее на Шри-Ланку швыряет, то она потом плачется, что ей не хватает простых радостей по типу футболок со стразиками. Больше ничего говорить не буду, а то с меня сейчас желчь польется

Жозе Сарамаго "Слепота".Жозе Сарамаго "Слепота".
Ох, такая книга... атмосферой напомнила "Заводной Апельсин": с одной стороны, мерзко, с другой стороны, закрыть ее невозможно, не дочитав.
Да, сюжет книги не отличается большой оригинальностью и местами невероятно сильно перекликается с "Днем триффидов": в книге описывается внезапная эпидемия белой слепоты, в которую постепенно погружаются абсолютно все люди. Среди них остается только одна-единственная зрячая женщина.
Да, мораль книги лежит на поверхности: мы зрячи, но не умеем видеть; видя, не видим; люди - звери и скоты; тяжело оставаться человеком, когда все вокруг оскотинились, но это возможно; бла-бла-бла.
Но - КАК это описано!
Сильно, очень сильно.
Стиль изложения на первых страницах может чутка поломать глаз, но потом к этому привыкаешь: в тексте никак не выделены диалоги, они идут сплошными предложениями. В книге нет ни одного имени, все герои называются по какому-то особенному признаку: девушка в темных очках, жена доктора, первый слепец и т.д. Даже у собаки нет клички, это просто слезный пес.
Да, в книге много грязи, много описаний физиологического падения, местами это неприятно читать, но я вдруг поняла, что без этих подробностей я бы просто сказала "я не верю автору, слишком розово". А тут - нате вам, со всей поднаготной. И поэтому - веришь. Что да, так все и будет в случае эпидемии. Да, это было в "Дне триффидов". Но там это описывалось больше, как фантастика, как этакий боевичок, вообще, "День триффидов" с такой же идеей - книга затягивающая, но на один раз; в "Слепоте" же вскрывается самая суть, самая глубокая природа описываемых событий, во всех мельчайших подробностях. Если не глотать "Слепоту" целиком и поверхностно, то можно увидеть невероятное количество тонких и крайне изящных моментов, которые автор столь талантливо вплетает в повествование, чтобы, с одной стороны, целиком погрузить читателя в этот хаос, а, с другой, раскрыть мотивы, характеры, вывернуть наизнанку то, что внутри, в душе. Думаю, я осталась в восторге не от сюжета, не от морали и идеи книги, а от таланта Сарамаго.
Дальше немного спойлеров, в т.ч. финальных.
Были сильные сцены. Вот просто читаешь и восторгаешься тому, как автор правильно и красиво ввернул ту или иную сцену в этот ужас происходящего. Эти сцены красивы. И их красоту оттеняет вся та мерзость, которую автор описывает на других страницах. Омовение женщин после изнасилования; ключи от квартиры в мертвой руке старухи; питье чистой воды из самых лучших хрустальных бокалов; три женщины под дождем на балконе; навсегда умолкший приемник в первой палате. Очень тонко и остро Сарамаго противопоставлял чистоту - грязи, красоту - мусору, бескорыстное служение нуждающимся - моральному падению. Были сильные сцены, в которых не было красоты, но они особо остро вплетались в повествование, очень к месту, очень правильно: "хватит демагогии, ползи куда полз" - говорит совесть вору, умирающему от воспаления раны на ноге и ищущему спасения у тех, кто его безумно боится; единственная зрячая женщина, которую тошнит и рвет от того, что она видит вокруг, а ее спрашивают - ну что ты? - а она отвечает, что вам не понять, вы не видите того, что вижу я; блуждающие огоньки на входе в подвал супермаркета...
Финал интересен, хоть и предполагаем. Правда, после него мысль побежала развиваться дальше: а когда пройдет восторг людей от прозрения... что будет? Что они увидят вокруг себя? Мусор, фекалии, трупы, грязь. Как смогут смотреть в глаза другим те, кто не сумел сохранить в себе человеческое во время эпидемии? Научила ли людей эта эпидемия чему-нибудь? Станут ли они лучше, чище? Или все пройдет, забудется, как страшный сон, и вернется на круги своя...
Про фильм.
Я так впечатлилась книгой, что не удержалась и сразу посмотрела одноименный фильм, снятый по ней. Конечно, он уже впечатлил не так, как книга. Фильм - красивая и достойная картинка к тексту. Текст в разы сильнее, многограннее, острее, ярче. В общем, если вы не нежный и ранимый эльф, то лучше читать книгу. Если эльф - то смотреть фильм, он более милый и щадящий

Силвия Плат "Под стеклянным колпаком".Силвия Плат "Под стеклянным колпаком".
Это что? Это про что? Это что вообще за бред?
Краткое содержание: вся такая из себя девушка-писательница, учащаяся в колледже, возвышенная и замороченная, начинает слишком сильно загоняться, пытается самоубиться и попадает в дурдом, где пытается лечиться. Описано никак, честно говоря.
Вероятно, все писают кипятком от этой книги из-за того, что ее написала английская поэтесса за некоторое время до того, как сама совершила самоубийство. Романтика что ли?
В общем, двоечку за старания, единицу за результат.
Если хочется читать про сумасшедших - то есть великолепные произведения: "Пролетая над гнездом кукушки", "Множественные умы Билли Миллигана". Из фильмов - "Прерванная жизнь".
А это... ну так, вечерком можно зачесть, конечно, но относить это к каким-то великим произведениям я бы не стала. Больше похоже на статью из интернета: что чувствуют люди, у которых развилась настоящая депрессия. Хотя нет. Статьи интереснее, познавательнее и объясняют намного больше.
Адамс Дуглас "Детективное агентство Дирка Джентли".Адамс Дуглас "Детективное агентство Дирка Джентли".
Книга-дилогия, первая часть - собственно, "Детективное агентство...", вторая - "Долгое чаепитие души".
Волей-неволей, а всё равно я делаю сравнение с "Автостопом по галактике". В общем, "Автостопом..." мне всё-таки понравилось больше)) "Агентство" тоже неплохо, но вот абсурд "Автостопа" - он какой-то гармоничный, произведение настраивает на нужный абсурдный лад с первых строк, в которых главный герой валялся перед бульдозером с целью охраны собственного дома. "Агентство" тоже абсурдно, в этом весь Адамс Дуглас, но то ли я настроиться правильно не смогла, то ли... не знаю. Данному абсурду не хватает немного гармоничности и завершенности)) Кстати, второе произведение понравилось больше, хотя там абсурд перешел все возможные границы))
Надо отдать должное очень приятному тонкому юмору автора, это тоже особенный авторский стиль)) Особенно про холодильник Дирка и рождение из него нового бога... И истребитель. Да, истребитель.
Джек Финней "Меж двух времён".Джек Финней "Меж двух времён".
Это книга о путешествии во времени довольно оригинальным способом - ох, чего только не выдумают фантасты. Главный герой ловит гамму приключений в прошлом, скачет туда-сюда, находит любовь и спасает мир от Америки. Не могу сказать, что произведение гениально, но довольно неплохо, прочитать разок можно, в нем и элемент детективчика, и плач об ужасах 20го века и угроблении планеты, и романтика. Но не более. Многие идеи крайне интересны, но вот реализация местами подкачала - некоторые моменты похожи на дешёвый американский штампованный фильмец-боевик. Местами дальнейший сюжет легко угадывается. Мне кажется, если бы за реализацию идей книги взялся бы кто-нибудь навроде Бредбери или Уэльса, получилось бы в разы круче)))
Джон Стейнбек "К востоку от Эдема".Джон Стейнбек "К востоку от Эдема".
Тимшел - значит "ты можешь".
В общем-то, это Стейнбек, и этим всё сказано. Это же автор повести "О мышах и людях".
Роман "К востоку от Эдема" монументален и огромен. Позади столько букв и абзацев, а я даже не знаю, что и сказать

Мне вполне понравилось.
Герои - интересные, яркие. Язык прекрасный, описания замечательные. Сэм Гамильтон прекрасен, Лиза вызывает уважение, Ли подкупает мудростью и склонностью к долгим разговорам и размышлениям, Кейт - самка собаки, Арон - типичный пример жизни в мире розовых пони, Кейл - живой человек со своими позитивными и отрицательными чертами, но ищущий и сотворяющий самого себя, Адам - довольно-таки "никакой", но, как и Арон, со своим миром розовых пони (интересно, от чего появляются такие миры розовых пони - от инфантильности или эгоизма?). Много судеб, много жизней, много размышлений на вечные темы жизни, смерти и людей с их особенностями.
Людям, конечно, интересно только то, что в них самих. Если повесть не о нём, то никто не станет слушать. И вот я вывел правило: повесть великая и долговечная должна быть повестью о каждом человеке, иначе век её недолог. Далёкое, чужое не интересно людям - интересно только глубоко своё, родное.(с)
Курт Воннегут "Бойня номер пять или Крестовый поход детей".Курт Воннегут "Бойня номер пять или Крестовый поход детей".
Книга - сюр и абсурд.
Совсем как наша жизнь, совсем как война, совсем как мир, выстроенный человечеством.
С одной стороны, я вроде как уловила глубину книги - вообще, это небольшая повесть, однако в ней одно предложение идёт за три. В одном абзаце под рублеными предложениями и простыми словами скрывается огромная картина, полная эмоций и событий. Зачем подробно описывать ужасы перевозки военнопленных по железке, если все эти ужасы легко умещаются в одну фразу о том, что люди стали жидкостью и вытекали из вагона на землю, а Билли этого не хотел и пытался спрыгнуть, а не вытечь.
Так же и с описанием бомбёжки Дрездена: город стал походить на Луну.
Больше и добавить нечего. У Воннегута вообще получились очень простые, но точные описания: автомобиль с оторванным глушителем издавал звук, похожий на посадку тяжелого бомбардировщика, садящегося на честном слове и одном крыле.
Почти каждая фраза в книге имеет под собой обширную почву для размышлений, философии или является важной мыслью, которую автор хочет донести до читателя.
И так во всей книге. Такова структура данного момента.
Ну и да, при всём при этом книга совершенно абсурдна, её надо читать, выкинув из головы привычные схемы и линейность: Тральфамадор; люди под колпаком в качестве экспонатов в зоопарке; абсолютно блёклый и "никакой" главный герой книги; писатель, который написал несколько десятков книг, но который не знает, где они продаются и у которого нет ни одного поклонника; умение видеть в четвёртом измерении и понимать, что всё вечно и одновременно живо и мёртво, просто в разные минуты; человек со стетоскопом возле распятого Христа; англичане и спектакль "Золушка"; бедный Эдгар Дарби, вынесший чайник... ах да, книга - о бомбёжке Дрездена. Да-да, именно о нём. Причём тут летающие блюдца и оптометристы? Нелинейность. Всё дело в четвёртом измерении. Элементарно же.
В общем-то, получается, что за внешней простотой книги кроется внушительный такой пласт мыслительной глубины.
Может быть, для лучшего понимания повесть даже стоит прочитать второй раз, чтобы раскрыть ещё больше замыслов автора.
Так вот... а, с другой стороны, не могу сказать, что книга произвела на меня прямо уж такое сильное впечатление и вызвала какие-то невероятные эмоции. Как-то очень спокойно она прошла. И уже сильно после прочтения в голову полезли образы и анализ.
"Колыбель для кошки" мне понравилась, кстати, больше. Она тоже "антиледниковая" книжка. Такие дела.
UPD
Курт Воннегут "Утопия 14 (Механическое пианино)".Курт Воннегут "Утопия 14 (Механическое пианино)".
Не могу сказать, что книга сильно зацепила, но Воннегут есть Воннегут - прочесть интересно. Мысли довольно простые и лежат на поверхности, иногда они даже излишне разжёваны =) Концовка предполагаемая: когда я подходила к завершению чтения, я гадала, каким из двух вариантов Воннегут завершит произведение - ну, собственно, одним из этих вариантов он произведение и завершил. А большего количества вариантов книга и не предполагала.
Не могу сказать, что книга сподвигает на пространные и длительные размышления - в ней настолько всё чётко и понятно, что размышлять не нужно, Воннегут всё подаёт на тарелочке в готовом виде. Мол, принимайте мои мысли и моё видение, а об остальном подумаете потом =)
Джейн Остин "Гордость и предубеждение".Джейн Остин "Гордость и предубеждение".
Не впечатлило. Да, иронично. Да, мистер Беннет прикольный и весело стебал свою тупую жену. Да, 19-й век, Англия и вся та атмосфера.
Но - не впечатлило.
А бабы - так вообще дуры. Элизабет тоже, хоть на фоне остальных она, конечно, пыталась выделяться, но только пыталась, получилось плохо. Посему она - типичная женщина, первый шаг ей сделать стрёмно, надо подождать, пока мужик "добьётся", а пока можно оценить масштабы и доход его поместья. От такого поместья симпатия определенно появится, да.
И хэппи-энд. Такой правильный хэппи-энд. Все переженились и стали жить долго и счастливо.
Не, не моё.
В остальном, - с начала 19го века ни хрена не поменялось. Как была именно такая охота за мужиками, так и осталась. Просто декорации сменились.
Жозе Сарамаго "Прозрение".Жозе Сарамаго "Прозрение".
Мне понравилось. Сарамаго - очень достойный автор.
"Прозрение" написано в том же стиле, что и "Слепота": диалоги сплошным текстом, ни одного настоящего имени (кроме имени собаки, удивительно!), а предложения витиеваты настолько, что пока дочитал предложение до конца, забыл, о чём говорилось в его начале - приходится перечитывать второй раз

"Прозрение" - это книга о том, что было в одном отдельно взятом государстве спустя 4 года после событий "Слепоты".
Книга как бы делится на 2 части: первая часть - длительная и описательная, вторая часть - наконец-то начинается действие. Пока я читала описательную часть, я взять в толк не могла, причём здесь "Слепота" и её герои, почему "Прозрение" считается продолжением, никаких упоминаний же нет. Но герои появляются во второй части, и вот там да, понимаешь, что всё-таки "Прозрение" не стоит читать без чтения "Слепоты".
О чём "Прозрение"? Название говорит за себя. О прозревших людях. О городе, в котором люди научились успешно и спокойно жить без государства и полиции. О "свободе" и "демократии" в действии. О попытках манипуляции массовым сознанием с целью достижения правильной "демократии". О том, что если есть законодательное право оставить бюллетень чистым - это не значит, что это право можно использовать...
Концовка только грустная какая-то. Безнадёжная. Даже несмотря на то, что и за пределами "оккупированного" города нашлись прозревшие люди.
"Слепоту" и "Прозрение" сравнивать сложно, это два самостоятельных произведения. Но "Слепота" мне всё равно понравилась больше

Вирджиния Вулф "На маяк".Вирджиния Вулф "На маяк".
Наверное, я циничное бревно, но осмысливать чужой поток сознания - дело крайне неблагодарное. Беда у некоторых женщин-авторов с эмоциональностью. Они считают, что если составить книгу чисто из витиеватых описаний эмоций - это будет успех. Ну, может, для кого-то и успех. Но я с таким же успехом могу изливать свой поток эмоций. И то он будет более структурирован и понятен.
Такое ощущение, что Вулф почти понимает внутренние сущности героев и мотивы их поступков и переосмыслений, но проблема в том, что понимает только "почти", а от неё ещё требуется эти мотивы донести до читателей, а как их донести - она понятия не имеет, то ли проницательности не хватает, то ли психологической жилки. Поэтому она и пытается своё "почти" понимание погрести под слоем потока сознания - чай, за умную сойдёт. А читатель сам разберётся и додумает то, чего она сама не смогла чётко донести.
Не, тоже не моё.
Из всей книги замечателен только один момент: "она посмотрела на скатерть и вдруг поняла, что надо передвинуть дерево ближе к центру, а не замуж выходить".
Хади "Искалеченная".Хади "Искалеченная".
Книга написана женщиной из Сенегала и рассказывает об обычае "женского обрезания" и полигамии.
Я бы не сказала, что книга привела меня в ужас... я как-то довольно спокойно её прочитала, подивилась тому, что бывает в нашем мире. А потом для интереса решила после прочтения погуглить описанную в книге тему.
И вот тут охренела.
Я не знала, что вырезание клитора у женщин имеет такой масштаб и существует до сих пор О_О
После гугления переосмыслила книгу по-новой и охренела окончательно. Это ж пздц, ребята.
Прочитать стоит. Для понимания того, что наш мир ой как далёк от реальности разноцветных пони, скачущих по радуге. Сверх что-то говорить бесполезно - обычай абсолютно зверский.
Книга, собственно, и написана женщиной, которая через это прошла. И которая стала с этим бороться, чтобы перестали страдать другие женщины и девочки. В общем... жуть жуткая, и существует где-то рядом с нами

Энтони Берджесс "1985".Энтони Берджесс "1985".
Я взялась за чтение этой книги, потому что она называется "1985". Как оказалось, это просто автор "Заводного Апельсина" решил написать свой длинный отзыв на "1984" Оруэлла, а заодно выдвинуть свой вариант утопии.
Вкратце: "1984" понравилась больше


Зато Берджесс двигает интересную идею по части того, что большинство - это, собственно, одинаковая туповатая масса (пролы?), потребители, которые... ааа, это же было в "451 градусе по Фаренгейту". Даже скитания главного героя "1985" с бездомными преподавателями наук очень похожи на скитания главного героя "451 градуса".
Только Берджесс приплёл ещё нефть и арабов. Да, пожалуй, "Заводной Апельсин" вызвал во мне намного больше эмоций

Уильям Пол Янг "Хижина".Уильям Пол Янг "Хижина".
Эээээээ. Давно такой хрени не читала

Говорят, что 26 издательств отказались публиковать эту книгу. Я их понимаю.
А еще у автора просто отвратная стилистика построения предложений. Постоянные повторы реакции главного героя, постоянные одинаковые описания Сарайю (типа, эй, читатель, ты забыл, как она выглядит, я тебе сейчас повторю об этом 100500 раз в течение пяти страниц), главный герой до отвращения инфантилен.
Тоже в утиль

P.S. Всегда рада советам "что почитать".
@темы: пырюсь в книги и фильмы
в фильме всех жутких подробностей минимальное количество)
Михаил Кречмер "Мохнатый бог" интересно.
ну давай хотя бы небольшую пригоршню, а я там по аннотациям посмотрю
читать дальше