Уходя гасите всех (с) надпись на выходе из тира
Есть в Тверской области интересное место - ЦЛГПБЗ. С первого раза такую аббревиатуру и не запомнишь. Да и разве это аббревиатура? Просто какой-то случайный набор букв.
Ан-нет. ЦЛГПБЗ - это Центрально-Лесной Государственный Природный Биосферный заповедник - clgz.ru. Находится он в Нелидовском районе.
Именно туда мне и захотелось съездить давним октябрьским днём, когда золотая осень ещё до конца не сбежала, а нынешняя ранняя ноябрьская зима не напала на планету. В заповеднике имеется несколько экологических маршрутов-троп, из них всех меня заинтересовала тропа по верховому болоту "Старосельский Мох".
Ну я же люблю болота. А тут оно какое-то особенное и находящееся под охраной государства, т.к. красивое и важное. И заблудиться на нём нельзя, потому что с тропы нельзя сходить. Это ж мой вариант!
В свой очередной выходной решила - еду.
Заранее списалась с отделом экологического просвещения заповедника, сообщила о своём желании приехать, спросила, что нужно для посещения. Для посещения потребовалось заполнить короткое заявление на имя директора заповедника, после чего мне выписали пропуск на желаемую дату и желаемую тропу и сказали - приезжайте.
И я поехала. В пятницу. Потому что выходные дни у меня странные и порою случаются в будни.
Выехала пораньше, т.к. пилить до заповедника мне надо было около 300 км. Загрузилась в своего Кайрона, которому мы с другом накануне массово поменяли лампочки - оба габарита и ближний правый (злопыхатели могут потирать руки - на Кайроне лампочки перегорают постоянно, просто беда какая-то). Вышла на Новорижское шоссе, втопила по широкой скоростной трассе до Волоколамска, там дорога сузилась до двух полос и стала радовать отличным асфальтом, иногда прерывистой разметкой и иногда - длинной полосой справа для автобусной остановки. На которую почему-то тихоходы наотрез отказывались подвигаться. За редким исключением, которому все участники движения с большой благодарностью моргали аварийкой.
Вообще, трафик там небольшой, но тихоходы всё равно встречаются часто, а обгонять на раз-два порою не удаётся, т.к. то сплошная, то крутой поворот, то встречка.
Проехала Зубцов (опять полюбовалась видами с одного из автомобильных мостов), мимо Ржева. Дальше по Новой Риге. На повороте на деревушку Селы навигатор сообщил - поверните направо. Заповедник - это там. Ну окей. Я, правда, не просматривала маршрут заранее, а потому наивно доверилась Яндексу и всё никак не могла понять, почему 30+ километров он гарантировал мне проехать почти за час. Там что, асфальт потеряли?
Съехав на Селы, я обнаружила, что асфальт испортился. А затем он закончился вообще.

читать дальшеЛадно, где наша не пропадала, мало ли грунтовок в России, которые являются федеральными трассами между богом забытыми деревнями. К тому же, такие грунтовки порою приятнее разбитого заплаточно-ямистого асфальта. Хотя бы мягче.
Я проезжала редкие потерянные деревни, количество домиков в которых можно было пересчитать по пальцам. Но, в основном, вокруг меня тянулась только природа. Деревья, поля. Иногда таблички об охот.хозяйствах. Тем не менее, иногда попадались перекрёстки, а дорога была оборудована пешеходными переходами. Всё должно быть безопасно.

На одном из перекрёстков я свернула по указанию навигатора. Дорога стала ещё более забытой и потерянной. Деревни вообще перестали встречаться. Только лес вокруг.

Хочу сказать, что за всё то время, когда я съехала сюда с Новорижского шоссе и до того момента, когда доехала до заповедника, я встретила на этой дороге только одну машину - Рено Логан. Всё. Больше никого.
Дорога стала ухудшаться, чаще стали появлятсья ямы, иногда - засыпанные песком. Местами песком были отсыпаны целые подъёмы, так что Кайрон даже намекал на то, что немного вязнет колёсами. Встречались неглубокие лужи. Некоторые ямы хитро были присыпаны листвой. Временами можно было идти 50-60 км/ч. Самое главное было вовремя оттормозиться, когда из-под очередной охапки листвы вдруг выглядывала россыпь канав, - кстати, это удавалось не всегда, т.к. неожиданно срабатывала АБС, негодяйка такая, - видимо, реакция на песок.
Дорога постепенно сужалась.

А потом вообще превратилась в лесную тропку шириной в одну машину.

"Какая интересная дорога до заповедника, - думала я, катясь вперёд, - неужели все ездят по ней? Тогда почему здесь всех так мало? А как добираться до заповедника общественным транспортом? Прямо тут ходит автобус? А, может, это всё-таки я свернула не туда?".
Кстати, как я потом прочитала на сайте заповедника, автобус к ним не ходит. Добраться до них из Москвы общественным транспортом можно только одним способом: жд до Нелидово, а от Нелидово - на такси.
Однако вопрос о том, поедут ли по такой дороге таксисты, остался открытым. Или, может, здесь, в суровых деревнях Тверской области, у большинства таксистов - УАЗы да Нивы?

Тем не менее, как бы там ни было, а дорога мне очень-очень понравилась своими яркими красками, деревьями, листвой, покрывающей грунт этого лесного шоссе. Теперь понятно, почему Яндекс пророчил ехать по ней так долго - дело не в скорости передвижения, а в том, что хотелось часто останавливаться, выходить из машины, фотографировать, любоваться видами, дышать свежим воздухом.

Лужи на дороге были совсем не глубокими и легко проезжаемыми. Тем не менее, в них можно было весело нырять и поднимать фонтаны брызг. Я даже пожалела, что я поехала одна, и нет рядом со мной фотографа, который сфотографирует красивого Кайрона, поднимающего красивые брызги.

Уходящая вдаль лесная дорога. Лепота. Тишина.

Неожиданно доехала до настоящего указателя. Что ж, я не заблудилась, это очень хорошо. Дорога действительно правильная.

Из леса я вдруг выехала на очень хорошую широкую укатанную грунтовку. Упс, кажется, нормальные люди в заповедник всё-таки ездят другим путём.
Я свернула налево, доехала до Большого Фёдоровского, проехала метров 10 по асфальту, после которого вновь начался грунт, тут же покинула Большое Фёдоровское и въехала в посёлок Заповедный, где, собственно, находилась вся администрация и управляющие отделы ЦЛГПБЗ.
Дальше был квест "найди отдел экологического просвещения". Я нашла указатель "научный отдел" - как мне объяснили, отдел экопросвещения находится в научном и искать нужно именно здание научного отдела или лаборатории. Я свернула по указателю налево, на следующем перекрёстке указателя научного отдела не было. Значит, нужное здание находилось на участке дороги длиной метров 50 между этими двумя указателями.
Я это здание нашла - "Научный отдел. Лаборатория" - гласила надпись над дверью. Зашла. Подёргала следующую дверь. Всё закрыто. Никого нет. Чёрт.
Проехалась по посёлку. Куча домов, ни один не подписан. Есть только общежитие. Сотовая связь на Мегафоне не ловит. На МТСе нет денег позвонить, зато есть интернет. Нашла схему расположения зданий ЦЛГПБЗ на их сайте. Попыталась сориентироваться по этой схеме - легче было бы найти созвездие Ориона при полной облачности лёжа лицом в землю. Уехала в другой конец посёлка, нашла администрацию, в которой тоже никого не было. Встреченный до этого на улице мужик на Хундае пожал плечами на мои расспросы, где тут что.
Первая живая душа обнаружилась в бухгалтерии. Живой душе - худенькой милой женщине - я пожаловалась, что экоотдел от меня прячется и не любит меня. Женщина позвонила в экоотдел, сказала, что там все на месте, я, видимо, просто слабенько дёргала дверь. Надо увереннее.
- Может, это была не та дверь? - спросила я.
- Здание зелёное?
- Зелёное.
- Значит, та. А кого вы ищете?
- Юлию такую-то.
- Загляните в музей, она там, подскажет.
Рядом находилось здание музея, я заглянула внутрь - там и правда был музей, по которому носилась толпа детишек в количестве около 20 голов. Решила, что заходить туда может быть опасно, а потому осталась на улице, уныло глядя в серое небо. Но мне повезло - из музея вышла девушка, которая как раз и оказалась Юлией. И она подтвердила, что я просто плохо дёргала дверь. А здание зелёное. И меня там ждут.
Вернулась в первую часть посёлка в то же самое здание. Снова зашла внутрь, дверь оказалась открыта. Задумалась, в какую же дверь мне ломиться теперь - в "химическую"? А, может, "препараторную"? Тут ещё есть "исследовательская". Пожалуй, надо выбрать наиболее безобидную.
В любом случае, открытой оказалась только одна дверь, за ней сидел мужик в клёвых очках и смотрел на мониторе каких-то букашек или бабочек, я спросила про экоотдел, он даже объяснять ничего не стал, а просто сказал:
- Так, понятно, - и вместе со мной вышел на улицу и чётко показал, какое соседнее здание мне нужно.
Оказалось, что это зелёное здание через дорогу.
Вот блин!
В общем, у них там с двух сторон дороги два зелёных здания (вернее, одно - салатовое, другое - тёмно-зелёное), на обоих написано "научный отдел, лаборатория". Просто на тёмно-зелёном здании есть ещё приписка "Отдел экологического просвещения". Такая мааааленькая табличка над дверью, надпись на которой никак не увидишь с дороги из машины. Потому что вход и табличка находятся с другой стороны здания.
Но я была безумно рада, что квест завершился =)
В экоотделе мне дали пропуск - маленькая бумажка, на которой значилось, кто я и где могу гулять. Милая женщина дала мне пару буклетиков по той тропе, на которую я собиралась идти. А милый мужчина нарисовал мне подробную схему, как доехать до начала тропы.
Заодно я у него спросила, все ли ездят к ним сюда через лес.
- К нам ездят по асфальту через Большое Фёдоровское.
- О как. А я ехала через лес. И там никого не было. Но была дорога.
- Аааа, так это старая наша дорога. Ей давным-давно никто не пользуется. Она зарастает и портится, - тем не менее, мужчина удивлённо на меня посмотрел, мол, и вы по ней проехали? Слабоумие и отвага, однако.
В общем, получив пропуск и схему добора до начала тропы (это около 6 км от Заповедного), я ужасно обрадовалась, запрыгнула в Кайрона и поехала любоваться болотом.
Покинула Заповедный. Почти сразу остановилась, чтобы лицезреть красивое озеро - его я проезжала, когда выехала из леса.

А вот так - вид из Кайрона с дороги. В зеркале заднего вида можно увидеть грунтовку.

К самому озеру подъезжать нельзя - стоит шлагбаум. Оно и понятно - охранная территория заповедника всё-таки. Вообще, пока я ехала по дороге, часто на обочинах я встречала таблички о том, что тот или иной лес - это заповедник. И что съезжать с дороги и ломиться в чащу строго запрещено.
Приехала к началу тропы.

Мужчина, который рисовал мне схему проезда, сказал, что, попав на начало тропы, которая была обозначена соответствующими табличками, я могу поехать на машине дальше по лесной дороге, пока не упрусь непосредственно в деревянный настил. Но я подумала, что на Кайроне я сегодня уже покаталась вдоволь, а сюда я всё же ехала ходить пешком. А потому, несмотря на приличное качество лесной дороги, я оставила Кайрона сразу при въезде/входе на тропу.

Итак, экологическая тропа "Болото Старосельский Мох". Находится на территории ЦЛГПБЗ, требует наличия пропуска, требует соблюдения строго установленного законом режима и правил посещения. Мусорить тут нельзя, курить нельзя, разводить костры без острой необходимости и вне оборудованных кострищ нельзя, шуметь нельзя и т.д. В общем, те правила, которые стоило бы всем соблюдать не только в заповедниках, но и в любом лесу. Кроме того, на информационной табличке я прочитала, что данный маршрут категорически запрещается проходить в одиночку. Это меня удивило - но ведь мне дали пропуск на меня одну, и никто ничего не сказал... Видимо, это вопрос безопасности. А у меня-то, в отличие от всяких "цивилов в джинсиках", даже аптечка с собой есть
Так что мне можно 
В общем, Кайрон остался стоять под сенью деревьев, я же прошла 1,5 километра по лесной дороге. Дорога хорошая и легко проезжаемая. Однако она не отменяет классного варианта пройти по ней пешком - ведь так можно намного лучше услышать тишину, впитать красоту и оценить прелесть пейзажей.


Через 1,5 километра начался дощатый настил. Собственно, ходить непосредственно по лесу/болоту здесь строго запрещено. Ходить можно только по этому настилу - это обычная практика экологических троп в нац.парках и заповедниках. Такое я уже встречала на Куршской косе в Калининградской области.

Настил, идущий через лес, оказался довольно скользким - нужно быть аккуратным. Несмотря на то, что я обула треккинговые ботинки с хорошей подошвой, я периодически поскальзывалась.
Вскоре лес стал меняться, деревьев стало меньше, а лесная почва превратилась в нечто более влажное и болотистое. Кстати, на тропе присутствуют вот такие деревянные скамейки и информационные таблички. Видимо, такие места оборудованы для экскурсий, которые здесь проводятся. Ну а информационные таблички интересно почитать всем))) На них - про флору и фауну верховых болот, про образование болот и т.д.

Лес закончился и тропа наконец-то вышла непосредственно на верховое болото. Деревянный настил стал сухим, так что вероятность подскользнуться на нём и свалиться прямиком в лапы хрупкой экосистемы свелась к нулю.


Идя по тропе, я заприметила впереди на земле что-то инородное и белое. "Неужели кто-то успел намусорить тут?" - подумала я. Ан-нет. Это, видимо, какая-то спец.пометка для работников заповедника - ну, там, за развитием мха следить и наблюдать. Такие штуки я встречала в дальнейшем не раз.

Снова место стоянки и отдыха.

Вокруг - только болото и ничего больше.

В целом, место оказалось не только красивым и интересным, но и по-своему атмосферным. На небе висела серая облачность до самого горизонта, ветра почти не было, но холода это не отменяло. И было очень тихо. Место не вызвало каких-то негативных или тяжёлых чувств, несмотря на такую погоду. Наоборот - показалось, что здешняя местность - это средоточие покоя и тишины. Не безнадёжного, не печального, а просто покоя без каких-либо оттенков горя или радости. Здесь можно остановиться, присесть и целиком погрузиться в созерцание монотонного и однообразного окружающего вида. Остаться наедине с самим собой и болотом, которое молчит и спит. От такого соседства даже мыслей в голове не остаётся. Из зашумленных и захламлённых мозгов выкидывается всё. Сидишь и как бы очищаешься, давая возможность голове получить побольше пустот, чтобы потом можно было заполнить их новыми чувствами, впечатлениями и эмоциями.
Это не гнетёт и не давит. Это воспринимается, как необходимость.
То есть сначала ты приходишь на болото, ловишь чувство покоя, привыкаешь к одинаковым и однотонным пейзажам вокруг. А потом вдруг с удивлением начинаешь замечать, что в этом однотонном пейзаже - невероятная игра красок, жизни и яркости. А кроется она в болотной растительности (с фауной в моё посещение было как-то никак, хотя тут живёт огромное количество птиц), даже осенью, когда ягоды закончились, а цветы спрятались. Основная здешняя флора - это мох сфагнум. Которого, кстати, существует какое-то невероятное количество видов.
В итоге, из монотонного окружающего пейзажа начинаешь вычленять отдельные элементы, которые вдруг приводят в восторг своей спокойной красотой.



Сфагнум вообще очень красивый. Так смотришь на болото целиком - монотонность. Начинаешь смотреть на конкретный мох - разнообразие и буйство деталей, совершенно не похожих друг на друга!


А дорожка, тем временем, продолжала бежать вперёд.

Среди повторяющегося пейзажа отдельными элементами, за которые легко цепляется глаз, являются всяческие деревянные строения. Это орнитологическая вышка.

Вышка вблизи.

Естественно, забралась наверх по приставной деревянной лестнице - наверху была смотровая площадка. Она предназначена для наблюдения за птицами. Но птиц в округе не наблюдалось, пришлось наблюдать болото. Которое, впрочем, с такой высоты вдруг привело в неподдельное восхищение.


Спуск вниз =)

Следом за вышкой нашла следующий интересный элемент - метеостанцию. Сзади, кстати, видны солнечные батареи.

А вот эти воткнутые то тут, то там палки меряют... глубину брода? Погружения? Подъём воды? Ну, вероятно, высоту снежного покрова зимой.

Тропа через болото занимает километра три.

Через какое-то время деревянный настил приводит на другой "берег" болота, к следующему постепенно нарастающему лесу.

Обернувшись, я увидела вдали самого настоящего человека, звуки ходьбы которого тонули в общей тишине болотных территорий. Человек оказался работником заповедника, а не, например, маньяком, который гнался лично за мной. Чтобы пропуск проверить. Или насильно показать торф.
Но нет - он свернул на одно из деревянных ответвлений "главной" дороги-настила, присел и что-то начал ковырять и проверять.
Я же окончательно потерялась среди деревьев. Собственно, этот человек был единственным, кого я встретила на тропе за всю свою почти 4-часовую прогулку (несмотря на маленькое расстояние - ну сколько я там, ну километров 10 навернула? - я постоянно зависала на созерцании тех или иных мест, ковырялась в настройках фотоаппарата, делая по 100500 разных фотографий одного и того же дерева и т.д.).

На этой информационной табличке я изучала разные виды сфагнума. Про вред осушения болот и пользу болот, кажется, было на предыдущей табличке.

Всё меньше болота, всё больше леса.

Экологическая тропа закончилась оборудованной стоянкой с туалетом, хранилищем готовых дров, навесом, кострищем, лавочками. Там я попила горячего чая, который запасливо взяла с собой в термосе. Я же не могу ходить с пустой спиной, надо обязательно нагрузить себе в рюкзак пару-тройку килограммов всякой всячины. Иначе будет неинтересно.
Чай пришёлся очень в тему - температура на улице была около нуля, руки в перчатках холодило, без перчаток - тем более.
На лавочке я немного посидела, слушая тишину - в тот день ветра практически не было, и тишина действительно стояла, что называется, мёртвая. Созерцание и умиротворение. Осень, холод, природа засыпает. Пустая туристическая стоянка, жёлтые листья на земле, отсутствие людей. Ощущение, что попал в мир, который почти заснул и в дрёме никак на редкого случайного путника не реагирует.

Где-то вдали я заприметила два деревянных строения и срочно захотела сходить к ним. Деревянный настил возле стоянки закончился, дальше по полю шла широкая просека, но перед ней стояла табличка - мол, дальше начинается заповедное ядро, въезд и вход запрещены, нет, нельзя, совсем-совсем нельзя, ну ладно, если очень хочется и с пропуском - то можно.
Однако докуда у меня был пропуск, я не знала, т.к. что подразумевалось под "южным лесничеством", прописанным в бумажке, я понятия не имела. Девушка, с которой я общалась по электронной почте ещё до приезда сюда, сказала, что именно на этой тропе территория заповедного ядра временно закрыта, т.к. идёт реконструкция тропы и её облагораживание. Мужчина, который рисовал мне схему проезда, ничего такого не сказал, мол, вы, конечно, можете туда сходить, но там дорога размыта, разбита, делать там особо нечего.
Поэтому я решила сходить только до домиков и посмотреть на них вблизи.
Деревянный домик развалился. Он стоит тут давно. Кажется, это единственный домик, который остался тут от бывшего поселения Староселье.


Рядом с ним - новострой. Деревянная наблюдательная будка. Интересно, за кем наблюдать? Или просто на красоты вокруг смотреть?

Побродив вокруг домиков, заприметила дорогу, уходящую в лес. Это, видимо, продолжение экотропы - наверное, в будущем она будет вести с болота сюда и дальше.
Я вернулась к стоянке и пошла по деревянному настилу через болото в обратную сторону.
Всё основное было осмотрено ещё на пути сюда, поэтому останавливалась лишь иногда, чтобы немного половить вот эту фантастическую тишину и замерший пейзаж. Как будто стационарная картинка, а я тут - единственный чужеродный динамический элемент.

Через всё болото, мимо смотровой вышки, мимо площадок для отдыха, в лес, через лес. Настил закончился и я вновь попала на лесную дорогу. На полянке, где начинался настил, я заприметила мотоцикл, - ага, это, значит, на нём сюда приехал тот единственный человек, которого я тут встретила.
Пока шла по лесной дороге, меня окончательно вштырило на фотографирование всяческих маленьких штук. Но поскольку цветочков не было, они уверенно заменились грибочками.


Кто знает, что за грибы? Я-то в грибах - как дуб, максимум мухомор отличу.

Вернулась к дороге и Кайрону. Кайрон никуда не делся и продолжал дремать под сенью деревьев, как я его и оставила.

Время было 16 с лишним часов, а потому я засобиралась домой - ехать 300 километров в обратную сторону. Обратно я решила ехать, как нормальные люди - по асфальту через Большое Фёдоровское. Поскольку интернет не работал (с сотовой связью на тропе вообще плохо, да и вне тропы тоже не особо), воспользовалась Османдом и нашла нужную дорогу - ехать надо было до Заповедного, снова мимо озера, там уходить на асфальт через Большое Фёдоровское и дальше по асфальту по прямой, никуда не сворачивая, до Новорижского шоссе.
Окей, поехали.

Километров 6 по грунтовке - и вот асфальт, по которому до трассы - 30 с небольшим километров.
Асфальт на региональной дорожке оказался среднего качества: местами он был относительно ровным, местами - в заплатках, местами приходилось устраивать ралли-рейд. Трафик был невероятным по сравнению с лесной дорогой: за 30 километров я встретила (специально посчитала) целых 5 машин. Одна из них была таксистом.
Ну а дальше я выехала на Новую Ригу (на которой, оказывается, стоит большой указатель - ЦЛГПБЗ - туда) и помчалась домой. Фуры всё так же отказывались уходить на редкие правые полосы, чтобы пропустить скопившийся за ними хвост, за это на них ругались рейсовые автобусы по рации, маленькие вроде меня лихо обгоняли сразу по 2-3 машины (если позволяла встречная полоса, там есть такие участки), а затем стемнело и обгонять стало почти нереально: перегибы дороги, спуски, подъёмы, приходилось ехать за фурой по 10-20 километров, прежде чем появлялся участок, на котором можно было осуществить безопасный обгон. И такого мнения придерживалась не я одна - даже самые лихие маленькие стали обгонять не чаще, чем я. А я вообще езжу медленно и неторопливо.
Дома была в 8 часов вечера.
Ан-нет. ЦЛГПБЗ - это Центрально-Лесной Государственный Природный Биосферный заповедник - clgz.ru. Находится он в Нелидовском районе.
Именно туда мне и захотелось съездить давним октябрьским днём, когда золотая осень ещё до конца не сбежала, а нынешняя ранняя ноябрьская зима не напала на планету. В заповеднике имеется несколько экологических маршрутов-троп, из них всех меня заинтересовала тропа по верховому болоту "Старосельский Мох".
Ну я же люблю болота. А тут оно какое-то особенное и находящееся под охраной государства, т.к. красивое и важное. И заблудиться на нём нельзя, потому что с тропы нельзя сходить. Это ж мой вариант!
В свой очередной выходной решила - еду.
Заранее списалась с отделом экологического просвещения заповедника, сообщила о своём желании приехать, спросила, что нужно для посещения. Для посещения потребовалось заполнить короткое заявление на имя директора заповедника, после чего мне выписали пропуск на желаемую дату и желаемую тропу и сказали - приезжайте.
И я поехала. В пятницу. Потому что выходные дни у меня странные и порою случаются в будни.
Выехала пораньше, т.к. пилить до заповедника мне надо было около 300 км. Загрузилась в своего Кайрона, которому мы с другом накануне массово поменяли лампочки - оба габарита и ближний правый (злопыхатели могут потирать руки - на Кайроне лампочки перегорают постоянно, просто беда какая-то). Вышла на Новорижское шоссе, втопила по широкой скоростной трассе до Волоколамска, там дорога сузилась до двух полос и стала радовать отличным асфальтом, иногда прерывистой разметкой и иногда - длинной полосой справа для автобусной остановки. На которую почему-то тихоходы наотрез отказывались подвигаться. За редким исключением, которому все участники движения с большой благодарностью моргали аварийкой.
Вообще, трафик там небольшой, но тихоходы всё равно встречаются часто, а обгонять на раз-два порою не удаётся, т.к. то сплошная, то крутой поворот, то встречка.
Проехала Зубцов (опять полюбовалась видами с одного из автомобильных мостов), мимо Ржева. Дальше по Новой Риге. На повороте на деревушку Селы навигатор сообщил - поверните направо. Заповедник - это там. Ну окей. Я, правда, не просматривала маршрут заранее, а потому наивно доверилась Яндексу и всё никак не могла понять, почему 30+ километров он гарантировал мне проехать почти за час. Там что, асфальт потеряли?
Съехав на Селы, я обнаружила, что асфальт испортился. А затем он закончился вообще.

читать дальшеЛадно, где наша не пропадала, мало ли грунтовок в России, которые являются федеральными трассами между богом забытыми деревнями. К тому же, такие грунтовки порою приятнее разбитого заплаточно-ямистого асфальта. Хотя бы мягче.
Я проезжала редкие потерянные деревни, количество домиков в которых можно было пересчитать по пальцам. Но, в основном, вокруг меня тянулась только природа. Деревья, поля. Иногда таблички об охот.хозяйствах. Тем не менее, иногда попадались перекрёстки, а дорога была оборудована пешеходными переходами. Всё должно быть безопасно.

На одном из перекрёстков я свернула по указанию навигатора. Дорога стала ещё более забытой и потерянной. Деревни вообще перестали встречаться. Только лес вокруг.

Хочу сказать, что за всё то время, когда я съехала сюда с Новорижского шоссе и до того момента, когда доехала до заповедника, я встретила на этой дороге только одну машину - Рено Логан. Всё. Больше никого.
Дорога стала ухудшаться, чаще стали появлятсья ямы, иногда - засыпанные песком. Местами песком были отсыпаны целые подъёмы, так что Кайрон даже намекал на то, что немного вязнет колёсами. Встречались неглубокие лужи. Некоторые ямы хитро были присыпаны листвой. Временами можно было идти 50-60 км/ч. Самое главное было вовремя оттормозиться, когда из-под очередной охапки листвы вдруг выглядывала россыпь канав, - кстати, это удавалось не всегда, т.к. неожиданно срабатывала АБС, негодяйка такая, - видимо, реакция на песок.
Дорога постепенно сужалась.

А потом вообще превратилась в лесную тропку шириной в одну машину.

"Какая интересная дорога до заповедника, - думала я, катясь вперёд, - неужели все ездят по ней? Тогда почему здесь всех так мало? А как добираться до заповедника общественным транспортом? Прямо тут ходит автобус? А, может, это всё-таки я свернула не туда?".
Кстати, как я потом прочитала на сайте заповедника, автобус к ним не ходит. Добраться до них из Москвы общественным транспортом можно только одним способом: жд до Нелидово, а от Нелидово - на такси.
Однако вопрос о том, поедут ли по такой дороге таксисты, остался открытым. Или, может, здесь, в суровых деревнях Тверской области, у большинства таксистов - УАЗы да Нивы?

Тем не менее, как бы там ни было, а дорога мне очень-очень понравилась своими яркими красками, деревьями, листвой, покрывающей грунт этого лесного шоссе. Теперь понятно, почему Яндекс пророчил ехать по ней так долго - дело не в скорости передвижения, а в том, что хотелось часто останавливаться, выходить из машины, фотографировать, любоваться видами, дышать свежим воздухом.

Лужи на дороге были совсем не глубокими и легко проезжаемыми. Тем не менее, в них можно было весело нырять и поднимать фонтаны брызг. Я даже пожалела, что я поехала одна, и нет рядом со мной фотографа, который сфотографирует красивого Кайрона, поднимающего красивые брызги.

Уходящая вдаль лесная дорога. Лепота. Тишина.

Неожиданно доехала до настоящего указателя. Что ж, я не заблудилась, это очень хорошо. Дорога действительно правильная.

Из леса я вдруг выехала на очень хорошую широкую укатанную грунтовку. Упс, кажется, нормальные люди в заповедник всё-таки ездят другим путём.
Я свернула налево, доехала до Большого Фёдоровского, проехала метров 10 по асфальту, после которого вновь начался грунт, тут же покинула Большое Фёдоровское и въехала в посёлок Заповедный, где, собственно, находилась вся администрация и управляющие отделы ЦЛГПБЗ.
Дальше был квест "найди отдел экологического просвещения". Я нашла указатель "научный отдел" - как мне объяснили, отдел экопросвещения находится в научном и искать нужно именно здание научного отдела или лаборатории. Я свернула по указателю налево, на следующем перекрёстке указателя научного отдела не было. Значит, нужное здание находилось на участке дороги длиной метров 50 между этими двумя указателями.
Я это здание нашла - "Научный отдел. Лаборатория" - гласила надпись над дверью. Зашла. Подёргала следующую дверь. Всё закрыто. Никого нет. Чёрт.
Проехалась по посёлку. Куча домов, ни один не подписан. Есть только общежитие. Сотовая связь на Мегафоне не ловит. На МТСе нет денег позвонить, зато есть интернет. Нашла схему расположения зданий ЦЛГПБЗ на их сайте. Попыталась сориентироваться по этой схеме - легче было бы найти созвездие Ориона при полной облачности лёжа лицом в землю. Уехала в другой конец посёлка, нашла администрацию, в которой тоже никого не было. Встреченный до этого на улице мужик на Хундае пожал плечами на мои расспросы, где тут что.
Первая живая душа обнаружилась в бухгалтерии. Живой душе - худенькой милой женщине - я пожаловалась, что экоотдел от меня прячется и не любит меня. Женщина позвонила в экоотдел, сказала, что там все на месте, я, видимо, просто слабенько дёргала дверь. Надо увереннее.
- Может, это была не та дверь? - спросила я.
- Здание зелёное?
- Зелёное.
- Значит, та. А кого вы ищете?
- Юлию такую-то.
- Загляните в музей, она там, подскажет.
Рядом находилось здание музея, я заглянула внутрь - там и правда был музей, по которому носилась толпа детишек в количестве около 20 голов. Решила, что заходить туда может быть опасно, а потому осталась на улице, уныло глядя в серое небо. Но мне повезло - из музея вышла девушка, которая как раз и оказалась Юлией. И она подтвердила, что я просто плохо дёргала дверь. А здание зелёное. И меня там ждут.
Вернулась в первую часть посёлка в то же самое здание. Снова зашла внутрь, дверь оказалась открыта. Задумалась, в какую же дверь мне ломиться теперь - в "химическую"? А, может, "препараторную"? Тут ещё есть "исследовательская". Пожалуй, надо выбрать наиболее безобидную.
В любом случае, открытой оказалась только одна дверь, за ней сидел мужик в клёвых очках и смотрел на мониторе каких-то букашек или бабочек, я спросила про экоотдел, он даже объяснять ничего не стал, а просто сказал:
- Так, понятно, - и вместе со мной вышел на улицу и чётко показал, какое соседнее здание мне нужно.
Оказалось, что это зелёное здание через дорогу.
Вот блин!
В общем, у них там с двух сторон дороги два зелёных здания (вернее, одно - салатовое, другое - тёмно-зелёное), на обоих написано "научный отдел, лаборатория". Просто на тёмно-зелёном здании есть ещё приписка "Отдел экологического просвещения". Такая мааааленькая табличка над дверью, надпись на которой никак не увидишь с дороги из машины. Потому что вход и табличка находятся с другой стороны здания.
Но я была безумно рада, что квест завершился =)
В экоотделе мне дали пропуск - маленькая бумажка, на которой значилось, кто я и где могу гулять. Милая женщина дала мне пару буклетиков по той тропе, на которую я собиралась идти. А милый мужчина нарисовал мне подробную схему, как доехать до начала тропы.
Заодно я у него спросила, все ли ездят к ним сюда через лес.
- К нам ездят по асфальту через Большое Фёдоровское.
- О как. А я ехала через лес. И там никого не было. Но была дорога.
- Аааа, так это старая наша дорога. Ей давным-давно никто не пользуется. Она зарастает и портится, - тем не менее, мужчина удивлённо на меня посмотрел, мол, и вы по ней проехали? Слабоумие и отвага, однако.
В общем, получив пропуск и схему добора до начала тропы (это около 6 км от Заповедного), я ужасно обрадовалась, запрыгнула в Кайрона и поехала любоваться болотом.
Покинула Заповедный. Почти сразу остановилась, чтобы лицезреть красивое озеро - его я проезжала, когда выехала из леса.

А вот так - вид из Кайрона с дороги. В зеркале заднего вида можно увидеть грунтовку.

К самому озеру подъезжать нельзя - стоит шлагбаум. Оно и понятно - охранная территория заповедника всё-таки. Вообще, пока я ехала по дороге, часто на обочинах я встречала таблички о том, что тот или иной лес - это заповедник. И что съезжать с дороги и ломиться в чащу строго запрещено.
Приехала к началу тропы.

Мужчина, который рисовал мне схему проезда, сказал, что, попав на начало тропы, которая была обозначена соответствующими табличками, я могу поехать на машине дальше по лесной дороге, пока не упрусь непосредственно в деревянный настил. Но я подумала, что на Кайроне я сегодня уже покаталась вдоволь, а сюда я всё же ехала ходить пешком. А потому, несмотря на приличное качество лесной дороги, я оставила Кайрона сразу при въезде/входе на тропу.

Итак, экологическая тропа "Болото Старосельский Мох". Находится на территории ЦЛГПБЗ, требует наличия пропуска, требует соблюдения строго установленного законом режима и правил посещения. Мусорить тут нельзя, курить нельзя, разводить костры без острой необходимости и вне оборудованных кострищ нельзя, шуметь нельзя и т.д. В общем, те правила, которые стоило бы всем соблюдать не только в заповедниках, но и в любом лесу. Кроме того, на информационной табличке я прочитала, что данный маршрут категорически запрещается проходить в одиночку. Это меня удивило - но ведь мне дали пропуск на меня одну, и никто ничего не сказал... Видимо, это вопрос безопасности. А у меня-то, в отличие от всяких "цивилов в джинсиках", даже аптечка с собой есть


В общем, Кайрон остался стоять под сенью деревьев, я же прошла 1,5 километра по лесной дороге. Дорога хорошая и легко проезжаемая. Однако она не отменяет классного варианта пройти по ней пешком - ведь так можно намного лучше услышать тишину, впитать красоту и оценить прелесть пейзажей.


Через 1,5 километра начался дощатый настил. Собственно, ходить непосредственно по лесу/болоту здесь строго запрещено. Ходить можно только по этому настилу - это обычная практика экологических троп в нац.парках и заповедниках. Такое я уже встречала на Куршской косе в Калининградской области.

Настил, идущий через лес, оказался довольно скользким - нужно быть аккуратным. Несмотря на то, что я обула треккинговые ботинки с хорошей подошвой, я периодически поскальзывалась.
Вскоре лес стал меняться, деревьев стало меньше, а лесная почва превратилась в нечто более влажное и болотистое. Кстати, на тропе присутствуют вот такие деревянные скамейки и информационные таблички. Видимо, такие места оборудованы для экскурсий, которые здесь проводятся. Ну а информационные таблички интересно почитать всем))) На них - про флору и фауну верховых болот, про образование болот и т.д.

Лес закончился и тропа наконец-то вышла непосредственно на верховое болото. Деревянный настил стал сухим, так что вероятность подскользнуться на нём и свалиться прямиком в лапы хрупкой экосистемы свелась к нулю.


Идя по тропе, я заприметила впереди на земле что-то инородное и белое. "Неужели кто-то успел намусорить тут?" - подумала я. Ан-нет. Это, видимо, какая-то спец.пометка для работников заповедника - ну, там, за развитием мха следить и наблюдать. Такие штуки я встречала в дальнейшем не раз.

Снова место стоянки и отдыха.

Вокруг - только болото и ничего больше.

В целом, место оказалось не только красивым и интересным, но и по-своему атмосферным. На небе висела серая облачность до самого горизонта, ветра почти не было, но холода это не отменяло. И было очень тихо. Место не вызвало каких-то негативных или тяжёлых чувств, несмотря на такую погоду. Наоборот - показалось, что здешняя местность - это средоточие покоя и тишины. Не безнадёжного, не печального, а просто покоя без каких-либо оттенков горя или радости. Здесь можно остановиться, присесть и целиком погрузиться в созерцание монотонного и однообразного окружающего вида. Остаться наедине с самим собой и болотом, которое молчит и спит. От такого соседства даже мыслей в голове не остаётся. Из зашумленных и захламлённых мозгов выкидывается всё. Сидишь и как бы очищаешься, давая возможность голове получить побольше пустот, чтобы потом можно было заполнить их новыми чувствами, впечатлениями и эмоциями.
Это не гнетёт и не давит. Это воспринимается, как необходимость.
То есть сначала ты приходишь на болото, ловишь чувство покоя, привыкаешь к одинаковым и однотонным пейзажам вокруг. А потом вдруг с удивлением начинаешь замечать, что в этом однотонном пейзаже - невероятная игра красок, жизни и яркости. А кроется она в болотной растительности (с фауной в моё посещение было как-то никак, хотя тут живёт огромное количество птиц), даже осенью, когда ягоды закончились, а цветы спрятались. Основная здешняя флора - это мох сфагнум. Которого, кстати, существует какое-то невероятное количество видов.
В итоге, из монотонного окружающего пейзажа начинаешь вычленять отдельные элементы, которые вдруг приводят в восторг своей спокойной красотой.



Сфагнум вообще очень красивый. Так смотришь на болото целиком - монотонность. Начинаешь смотреть на конкретный мох - разнообразие и буйство деталей, совершенно не похожих друг на друга!


А дорожка, тем временем, продолжала бежать вперёд.

Среди повторяющегося пейзажа отдельными элементами, за которые легко цепляется глаз, являются всяческие деревянные строения. Это орнитологическая вышка.

Вышка вблизи.

Естественно, забралась наверх по приставной деревянной лестнице - наверху была смотровая площадка. Она предназначена для наблюдения за птицами. Но птиц в округе не наблюдалось, пришлось наблюдать болото. Которое, впрочем, с такой высоты вдруг привело в неподдельное восхищение.


Спуск вниз =)

Следом за вышкой нашла следующий интересный элемент - метеостанцию. Сзади, кстати, видны солнечные батареи.

А вот эти воткнутые то тут, то там палки меряют... глубину брода? Погружения? Подъём воды? Ну, вероятно, высоту снежного покрова зимой.

Тропа через болото занимает километра три.

Через какое-то время деревянный настил приводит на другой "берег" болота, к следующему постепенно нарастающему лесу.

Обернувшись, я увидела вдали самого настоящего человека, звуки ходьбы которого тонули в общей тишине болотных территорий. Человек оказался работником заповедника, а не, например, маньяком, который гнался лично за мной. Чтобы пропуск проверить. Или насильно показать торф.
Но нет - он свернул на одно из деревянных ответвлений "главной" дороги-настила, присел и что-то начал ковырять и проверять.
Я же окончательно потерялась среди деревьев. Собственно, этот человек был единственным, кого я встретила на тропе за всю свою почти 4-часовую прогулку (несмотря на маленькое расстояние - ну сколько я там, ну километров 10 навернула? - я постоянно зависала на созерцании тех или иных мест, ковырялась в настройках фотоаппарата, делая по 100500 разных фотографий одного и того же дерева и т.д.).

На этой информационной табличке я изучала разные виды сфагнума. Про вред осушения болот и пользу болот, кажется, было на предыдущей табличке.

Всё меньше болота, всё больше леса.

Экологическая тропа закончилась оборудованной стоянкой с туалетом, хранилищем готовых дров, навесом, кострищем, лавочками. Там я попила горячего чая, который запасливо взяла с собой в термосе. Я же не могу ходить с пустой спиной, надо обязательно нагрузить себе в рюкзак пару-тройку килограммов всякой всячины. Иначе будет неинтересно.
Чай пришёлся очень в тему - температура на улице была около нуля, руки в перчатках холодило, без перчаток - тем более.
На лавочке я немного посидела, слушая тишину - в тот день ветра практически не было, и тишина действительно стояла, что называется, мёртвая. Созерцание и умиротворение. Осень, холод, природа засыпает. Пустая туристическая стоянка, жёлтые листья на земле, отсутствие людей. Ощущение, что попал в мир, который почти заснул и в дрёме никак на редкого случайного путника не реагирует.

Где-то вдали я заприметила два деревянных строения и срочно захотела сходить к ним. Деревянный настил возле стоянки закончился, дальше по полю шла широкая просека, но перед ней стояла табличка - мол, дальше начинается заповедное ядро, въезд и вход запрещены, нет, нельзя, совсем-совсем нельзя, ну ладно, если очень хочется и с пропуском - то можно.
Однако докуда у меня был пропуск, я не знала, т.к. что подразумевалось под "южным лесничеством", прописанным в бумажке, я понятия не имела. Девушка, с которой я общалась по электронной почте ещё до приезда сюда, сказала, что именно на этой тропе территория заповедного ядра временно закрыта, т.к. идёт реконструкция тропы и её облагораживание. Мужчина, который рисовал мне схему проезда, ничего такого не сказал, мол, вы, конечно, можете туда сходить, но там дорога размыта, разбита, делать там особо нечего.
Поэтому я решила сходить только до домиков и посмотреть на них вблизи.
Деревянный домик развалился. Он стоит тут давно. Кажется, это единственный домик, который остался тут от бывшего поселения Староселье.


Рядом с ним - новострой. Деревянная наблюдательная будка. Интересно, за кем наблюдать? Или просто на красоты вокруг смотреть?

Побродив вокруг домиков, заприметила дорогу, уходящую в лес. Это, видимо, продолжение экотропы - наверное, в будущем она будет вести с болота сюда и дальше.
Я вернулась к стоянке и пошла по деревянному настилу через болото в обратную сторону.
Всё основное было осмотрено ещё на пути сюда, поэтому останавливалась лишь иногда, чтобы немного половить вот эту фантастическую тишину и замерший пейзаж. Как будто стационарная картинка, а я тут - единственный чужеродный динамический элемент.

Через всё болото, мимо смотровой вышки, мимо площадок для отдыха, в лес, через лес. Настил закончился и я вновь попала на лесную дорогу. На полянке, где начинался настил, я заприметила мотоцикл, - ага, это, значит, на нём сюда приехал тот единственный человек, которого я тут встретила.
Пока шла по лесной дороге, меня окончательно вштырило на фотографирование всяческих маленьких штук. Но поскольку цветочков не было, они уверенно заменились грибочками.


Кто знает, что за грибы? Я-то в грибах - как дуб, максимум мухомор отличу.

Вернулась к дороге и Кайрону. Кайрон никуда не делся и продолжал дремать под сенью деревьев, как я его и оставила.

Время было 16 с лишним часов, а потому я засобиралась домой - ехать 300 километров в обратную сторону. Обратно я решила ехать, как нормальные люди - по асфальту через Большое Фёдоровское. Поскольку интернет не работал (с сотовой связью на тропе вообще плохо, да и вне тропы тоже не особо), воспользовалась Османдом и нашла нужную дорогу - ехать надо было до Заповедного, снова мимо озера, там уходить на асфальт через Большое Фёдоровское и дальше по асфальту по прямой, никуда не сворачивая, до Новорижского шоссе.
Окей, поехали.

Километров 6 по грунтовке - и вот асфальт, по которому до трассы - 30 с небольшим километров.
Асфальт на региональной дорожке оказался среднего качества: местами он был относительно ровным, местами - в заплатках, местами приходилось устраивать ралли-рейд. Трафик был невероятным по сравнению с лесной дорогой: за 30 километров я встретила (специально посчитала) целых 5 машин. Одна из них была таксистом.
Ну а дальше я выехала на Новую Ригу (на которой, оказывается, стоит большой указатель - ЦЛГПБЗ - туда) и помчалась домой. Фуры всё так же отказывались уходить на редкие правые полосы, чтобы пропустить скопившийся за ними хвост, за это на них ругались рейсовые автобусы по рации, маленькие вроде меня лихо обгоняли сразу по 2-3 машины (если позволяла встречная полоса, там есть такие участки), а затем стемнело и обгонять стало почти нереально: перегибы дороги, спуски, подъёмы, приходилось ехать за фурой по 10-20 километров, прежде чем появлялся участок, на котором можно было осуществить безопасный обгон. И такого мнения придерживалась не я одна - даже самые лихие маленькие стали обгонять не чаще, чем я. А я вообще езжу медленно и неторопливо.
Дома была в 8 часов вечера.
Я не шучу, кстати.
Хмммм... И издавать потом?
Да, найти издательство и предложить свои услуги.
На волне роста популярности внутреннего туризма может быть очень здорово. Тем более, когда спрос на него растет у вменяемой публики, которая хочет на выходных куда-нибудь уехать из Москвы. А тут в относительной близости столько всего интересного!
интересная идея
Зависит от издательства, я полагаю. В плюсе, что их много и конкуренция велика, так что спрос на хороших авторов и "прикладные" тексты есть.
Если ты меня пнешь в декабре - я спрошу свою знакомую в одном из них. Вероятно, у нее или у кого-то из ее коллег могут быть предложения. Я небольшой спец по конкретно этой тусовке, но она пересекается с моим медийным миром.
в какой части декабря пнуть?
В первой - до 20-х чисел)