Одним из величайших достижений человечества является то, что люди научились подниматься в небо и летать.
На самолете, на параплане, на дельтаплане, на планерах. Научились свободному падению, прыгая с парашютами.
Я не могу сказать, что я - фанат неба. Что я болею небом, что я сплю и вижу его - да вроде нет. Я спокойно скитаюсь по земле, хожу пешком, смотрю на горы и хорошо себя чувствую. У меня нет сжимающей сердце тоски.
Но тогда почему, когда я оказываюсь в небе, я становлюсь такой счастливой? Небо, какой секрет ты знаешь?
Может быть, желание подниматься выше и выше в горах - это, на самом деле, желание достигнуть неба? Подсознательная мечта о голубой небесной бесконечности? Может быть, счастье неба - в созерцании бесконечного мира, простёршегося под тобой и перед тобой до недостижимого горизонта? Может быть, счастье заключается в умении оставить всю суету на земле и подняться вверх, чтобы увидеть всё прекрасное, что создано на планете? И даже чуточку больше... Увидеть горизонт. Увидеть два мира, сливающихся в единое целое на линии горизонта, - земной и небесный. Объять необъятное. Обнять бесконечное пространство и стать с ним единым целым, растворившись в нем целиком.
Это - итальянский "Шторх", сверхлегкая авиация, машинка весом около 250 кг.
читать дальшеЭто - прекрасная погода, взлет и пробный круг пилота, который любезно разрешил подняться с ним в воздух. Если машина только выкатилась со стоянки, то грамотный пилот не будет сажать пассажиров сразу, сначала сам проверит самолет, а только потом пустит в кабину восторженного новичка вроде меня =)

Шторх - очень-очень маленький, но верткий самолетик.

Пока пилот Шторха делал пробный круг, я сидела в Пайпере друга, мы запускали двигатель и проверяли его работоспособность после длительной стоянки. Когда Шторх вернулся, я радостно попыталась выйти из Пайпера... и меня сдуло. Вернее, сначала сдуло дверь, потом меня с крыла - мощность винта у него дикая, и это на холостых оборотах! Обычно в фильмах показывают, как садится вертолет и все вокруг него пытаются держаться за воздух и не улететь. Вот я, кажется, испытала что-то подобное, только вцепилась не руками в воздух, а ногами в крыло (Пайпер - низкоплан). В любом случае, поток воздуха от винта придал мне в спину недурственное ускорение.
Поэтому я сбежала в маленький Шторх, который сдуть меня не пытался.
Посадка в нём оказалась для меня непривычной - на таких самолетиках я ещё не летала! Ты сидишь полулежа, ручка управления находится между ног, ноги вытянуты вперед горизонтально, а ремни пристегивают пилота и пассажира за плечи и пояс, обволакивая и прижимая к креслам. При этом обзорность вокруг - фантастическая. Кажется, я впервые очутилась в самолете, в котором перед глазами у меня была не середина панели приборов (как в Пайпере!), а лобовое стекло. И сбоку - стекло до ног и пояса. Уииии, я буду видеть мир сполна, несмотря на свой рост "метр с кепкой"!
Мы вышли на разбитую полосу - дожди и тяжелые самолеты сделали с грунтом неприятную вещь, на взлетке образовались колеи.
- Ох уж эти тяжелые самолеты, - по-доброму поругался пилот.
Мы взлетели. Был небольшой ветер и Шторха немного швыряло. Однако разбег был короток, а набор высоты - быстр, хотя пилот продолжал сетовать, что что-то тяжело идёт самолётик, слабоват у него двигатель, вертикальная скорость - всего лишь километр. Не знаю, мне было вполне =)

Вид на деревню и аэродром.

Мы летали на небольшой высоте - 200-250 метров. Пилот дал подержаться за ручку управления - Шторх оказался очень чувствительным и мгновенно на нее реагировал. Мне, право же, после штурвала совсем непривычно, да и когда я там крайний раз летала? Давно это было...
Когда летишь в самолете, облака находятся не над тобой, а рядом с тобой, хочется подлететь и потрогать.

Кабина у Шторха маленькая, приборов на панели - всего ничего. Опять же, очень непривычно после огромных лайнеров вроде Пайпера. Да и у Цессны-172 приборка была в разы масштабнее. На Шторхе всё это сделано для облегчения веса - и небольшая приборка, и ручки вместо штурвалов.

В основном, я любовалась видами вокруг, зеленью внизу, голубизной сверху, линией горизонта. Фотографировала. Даже в такое ужасное лето природа может сделать подарок: выкатить на небо солнце, разогнать тяжелые дождевые тучи, убрать облачность повыше и наконец-то дать возможность людям поднять в воздух свои железные машины с крыльями.

Мы летели в одну из пилотажных зон. Интерес наблюдения за миром сверху заключается в том, что ты видишь сразу много-много разных жизней, сплетенных в одну огромную: автомобили едут по дорогам, на реке в лодке сидит рыбак, несколько других лодок привязаны к берегу, по обочине идёт пешеход. Если кто-то из этих людей поднимет вверх голову, то увидит наш самолет и на мгновение наши жизни пересекутся - мы будем смотреть вниз, а снизу будут смотреть на нас. Мы будем наслаждаться созерцанием и полетом, а что подумает человек на земле? "Опять эти громкие разлетались" или "я тоже когда-нибудь окажусь там, наверху, среди небесного простора"?

- Двигатель не очень мощный, летим всего лишь 120 км/ч. Может быть скучновато, - опять посетовал пилот.
- Ничего страшного, мне всё очень нравится! - ответила я.
Разные самолёты - под разные задачи. Неспешный Шторх, спокойно, но уверенно летящий вперед, очень располагал к созерцанию раскинувшегося внизу мира. В небе было практически безветренно и самолет редко сбивался с траектории, его не швыряло. Идеальная погода, штиль и отсутствие облачности!

Мы долетели до одной из деревень.
- Тут живёт мой одноклассник. Я ему обычно крыльями машу, а он мне руками в ответ.
Это так мило!
Мы сделали пару пролетов над деревней, увидели нужного человека, который тоже нас заметил. К тому моменту снизились уже до 50 метров и, по ощущениям, практически задевали крыши. Помахали крыльями. С земли такое приветствие самолетика выглядит здорово, а вот в кабине в этот момент тебя слегка швыряет вправо-влево, и в первый момент ты слегка пугаешься, а не треплет ли нас так жестко ветер. Нет, это не ветер, это пилот хулиганит, махая крыльями другу на земле и делая пролет на сверхнизкой высоте.
Мы сделали ещё пару пролётов. Как здорово было ощущать крены при разворотах машины: то небо сбоку от тебя, то земля. Я постоянно говорю, что я не люблю адреналин и вообще за спокойствие и размеренность в управлении техникой. Вот только когда чувствую крутые крены самолета, сразу хочется добавить к ним ещё какие-нибудь пилотажные штуки =) Нет-нет, не высший пилотаж, так это, что-нибудь спокойное и размеренное, конечно!
Сбоку под крылом - земля.

Сбоку под крылом - небо. Это очередной разворот, когда сидишь в кабине градусов под 45 к планете.

Немного похулиганив на малой высоте, мы полетели обратно. Земля кажется такой близкой. Но человек сделал это, человек оторвался от земли, и теперь у нас есть возможность видеть мир с любой высоты, с какой мы сами пожелаем. Не это ли счастье жизни во времена современного прогресса?

Мы пролетели над рекой в обратную сторону.

Вскоре оказались над симпатичным заболоченным озером.

- Тут живут цапли, - сказал пилот. - По крайней мере, я видел их в прошлый раз. Может быть, уже улетели.
- Посмотрим?
- Конечно!
Мы опять снизились и облетели озеро по кругу.

Одну цаплю всё же увидели, она летела над водой, махая серыми крыльями. Она летит, и мы тоже летим. Подумать только - летаем наравне!
Когда мы подошли к аэродрому, пилот спросил:
- Посадка или ещё круг?
- Круг! - однозначно ответила я.
Мы сделали проход над полосой - это пролёт практически над землей, но без посадки. Фактически, самолет заходит на полосу, как на посадку, снижается, а затем над самой землей добавляет обороты двигателя, летит некоторое время параллельно полосе, а затем вновь уходит наверх, не касаясь земли.
Пока делали проход, я опять ловила нашу тень.

После круга мы под крутым углом вновь зашли на полосу и сели, докатились до ангара.
Я побежала помогать другу катать пустые бочки из-под сотого бензина, а пилот Шторха сказал нам, что, пожалуй, полетит ещё немного покружит над аэродромом. Многие пилоты не будут совершать тех или иных маневров, будучи с пассажирами: кому-то мощность двигателя не позволит совершать более опасные маневры при большей загрузке кабины, кому-то - ответственность за чужую жизнь.
Пока мы таскали железные стойки из одного ангара в другой, наблюдали за пируэтами Шторха. Он делал проходы над полосой, имитировал отказы двигателя, рев мотора то стихал, то набирал новую силу, самолет быстро снижался и так же быстро набирал высоту, кренился под большими углами.

А время близилось к закату... Как же здорово, что люди научились летать наравне с птицами! И могут легко с ними соревноваться.

Когда пилот Шторха вернулся, солнце окончательно убежало за горизонт. Мы закатили самолет в ангар и отправились пить чай и поднимать дружеские чайные тосты в пластиковых стаканчиках.
За небо. За то, что оно есть. За то, что мы в нём.
вспоминается время, когда один случайный знакомый возил меня к своим знакомым заниматься гидросамолетом, переделанным из Яка))) даже жаль, что туда больше не попасть))
действительно здорово
А полёты на пассажирских самолетах нормально переносишь?
Ооох, ещё легче, чем Аэропракт А-22
ох, тяжко тебе.
Я даже не уверена, что тут таблетки могут помочь.
Если только попробовать ещё упражнения для вестибулярки делать, но чёрт знает, будет ли от них польза, и если будет, то через какое время.
Kimiko Yoko,
ага, совсем мелкий