- Поехали завтра куда-нибудь, - сказал мне в субботу днем один очаровательный мужчина.
- Ну поехали, - легко согласилась я.
- А маршрут придумаешь?
- Легко.
Обычно таким диалогом за пару минут организуются короткие, но очень классные и душевные поездки одного дня.
Я залезла на свой любимый сайт геокешинга, привычно полезла в сторону своей любимой Калужской области, нашла там интересности и быстренько накидала маршрут. Ехать мы решили одной машиной, на ТЛК-80.
Под это дело мы даже подумали, что стоит организовать какие-нибудь невероятные снежно-грязевые приключения, а потому позвали с собой другого очаровательного мужчину на ТЛК-100.
- А я завтра перевожу комод, - отказался очаровательный владелец "сотки".
- Ну и ло... кхм, важное дело, да, - загрустила я. - А если мы сядем, ты приедешь нас спасать?
- А что, лебедки у вас нет?
- Нету.
- Ну и ло... зря вы так.
- То есть спасать ты нас не поедешь, да?
Но он так и не дал четкий ответ на этот вопрос. Поэтому я на всякий случай решила думать, что одной машиной в грязевой замес мы, пожалуй, не поедем, обойдемся легкими снежно-ледовыми тропинками. В конце концов, владелец 80-ки человек разумный. Это я не вижу граней авантюры, а он-то четко знает, где заканчивается экстрим. И что такое откапывать одной лопатой пару-тройку тонн железа.
Утром воскресенья мы пролетели темные сонные трассы, вышли на МКАД, свернули на Симферопольское шоссе и вскоре оказались в Калужской области. На часах было раннее утро, я пыталась спать на своем штурманском диване, но пилот постоянно меня будил и требовал отвечать на какие-то вопросы. Вот все они, пилоты, такие. Едут за своим рулем и требуют общения, ага.
Мчались мы в славный город Тарусу, возле которого начинался наш маршрут.
Перед Тарусой мы свернули на заправку ТНК, встретили там очередного очаровательного мужчину на Ниссане Патруле. Его Патруль мурлыкал дизелем и требовал приключений, а потому мы случайного путника позвали с собой.
- Да не, я вчера уже катался, - отказался случайный путник на Ниссане. - А сегодня надо соленья и варенья возить.
Спрашивать его, поедет ли он нас спасать, если мы сядем, я, естественно, не стала.
Проехав Тарусу, мы ушли в сторону Паршино. Вообще, у нас был с собой чей-то классный трек по этим местам, но датировался он, кажется, 2015-м годом. Рельеф планеты за 2 года внезапно слегка изменился благодаря воздействию человеков.
Из Паршино мы попытались проехать в Ладыжино по полям в соответствии с треком. Сначала мы уперлись в прорытый ров, помчались его объезжать, объехали и уперлись в огромную кучу других прорытых рвов и развороченной почвы. Над земляными буграми высились опоры-великаны ЛЭП, буераки грозились погладить нас по крыше, а внизу зиял бездной овраг. Прикинув соотношение сил, мы решили сдаться сразу, ведь нас сюда никто спасать не поедет, а лопата на двоих только одна. И лебедки нет. Поэтому мы вернулись на укатанную льдом грунтовку и потащились в сторону Ладыжино, как все нормальные люди.
А интересовала нас там первая достопримечательность - дачный домик Святослава Рихтера.
читать дальшеРихтер приобрел его в конце 1950-х годов в качестве летнего жилья и для занятий в уединении. Местоположение домика было выбрано крайне удачно - "в течение одного летнего сезона 1960 года Рихтер подготовил около десятка различных музыкальных программ для своих первых гастролей в США. Эта поездка С. Рихтера в США поразила весь музыкальный мир обширностью представленных программ и уникальностью их исполнения"(с)геокешинг.
Мы припарковались недалеко от домика и довольно быстро его осмотрели.

Домик расположился на высоком берегу реки. Мы однозначно оценили вкус и намерения Рихтера - он выбрал обалденное место для своих целей: красивые пейзажи, река, природа - раз; уединение, покой и отдаленность от суеты толп - два; маленький домик без бессмысленного размаха, где можно посвятить всего себя самому себе и творчеству - три.

Особенно классной идеей мне показался вот этот балкончик. Мало того, что домик стоит на высоте, так еще и балкончик сделан на верхнем этаже: вышел на него утром и каааак впечатлился рассветом!

От домика мы уехали куда-то в поле, как показывал трек. Условная дорога шла по краю поля вдоль леса. Нам сильно повезло в том, что на леса и поля опустилось состояние бездорожья вида "грязь замерзла", а потому мы просто ехали, нигде не буксуя и не пытаясь присесть. Правда, под колеса регулярно бросались мерзлые комья земли и буераки, мы подпрыгивали, как старый добрый УАЗик, я вовсю держалась за штурманскую ручку, в багажнике подлетали троса и лопата, чай пытался пробить крышку термоса и выбраться наружу, потому что его колбасило не меньше нашего.
Иногда Тойота пугалась буераков и нападала на ветки деревьев и кустов, высившихся справа, за что получала мягкие поглаживания по крыше и боку.
- Я вижу, как ползет моя старая трещина на лобовом стекле, - поделился наблюдениями пилот.
- Бывает, - ответила я. Ну потому что и вправду бывает.

Вскоре условная дорога ушла в лес, мы ужасно обрадовались появившейся мягкости земной поверхности. Забрались в какую-то горку, поманеврировали между деревьев и опять попали на поле. Вновь прижались к кромке леса.

А, да, собственно, фотография ТЛК, на которой мы катались.

Поскольку дорога была несколько условной, мы ее периодически теряли и начинали кататься туда-сюда, чтобы найти правильный вход в лес или выход из леса. Так и сейчас: мы слегка заплутали, проехав нужный съезд, пришлось возвращаться. Но нужная горка была найдена. С нее мы произвели успешный спуск вниз.


Внизу обнаружилась самая настоящая дорога - я не уверена, что она была асфальтовой, я вообще не уверена в наличии асфальта на всех дорогах, по которым мы катались под Тарусой. Дорога блистала снежно-ледовым покрытием с ямами, и понять, что под этим покрытием - асфальт или грунт, - не представлялось возможным.
Тем не менее, по этой забытой богом дорожке мы докатились до деревни Трубецкое, где осмотрели следующую достопримечательность - Христорождественскую церковь.

Изначально церковь была одним из элементов усадебного комплекса, от которого, собственно, только она и осталась вместе с парком и несколькими прудами. В дереве она была построена в 18-м веке В.М. Долгоруковым, в 19-м веке при ней было построено училище. В начале 20-го века церковь перестроили в камне, причем строительство продолжалось с 1897 по 1907 годы из-за недостатка денежных средств. Деревянная церковь вроде как просуществовала до 1915 года. Примерно в 1930-м году церковь закрыли, стали использовать ее сначала в качестве клуба, затем для хранения колхозного имущества.
Сейчас церковь находится на реконструкции, стоит в лесах.

Внутрь прохода нет, дверь заперта. Через щелочку удалось подсмотреть, как всё выглядит внутри.

Местами на церкви виден свежий кирпич. Хорошо восстанавливают, грамотно.

От Трубецкого с одной грунтовки мы ушли на другую грунтовку, а, может быть, на полевую дорогу, а, может быть, направление, я не очень знаю, потому что всё вокруг имело бело-коричневые краски, и в этом однотонном мире было сложно определить состояние земной поверхности. На полях под небольшим слоем снега лежали мерзлые снопы. День был серым и облачным, природе вокруг очень не хватало ярких разноцветных красок. Всё имело только оттенки белого и коричневого, еще иногда серого.
Я люблю путешествовать в любое время года, ведь у природы нет плохой погоды, но всё-таки солнце в тот день было бы не лишним.
Мы спустились по полевой дороге прямиком к реке Оке, по которой вовсю плавали рыбаки.

Проехались вдоль реки, любуясь пейзажами берегов.

В конце концов, наткнулись на очередные буераки и неприятное место, где наша Тойота начала с огромным успехом и рвением скатываться боком в канавку. Вот нет бы нам авантюризм проявить! Упрямство, упорство! Героизм! Засадить машину, откапывать ее до ночи, созвать на ночь кучу джиперов на шашлык, копаться до утра, забить в понедельник на работу!
Нет, мы стали слишком скучными и разумными.
Мы развернулись и поехали в объезд.
Нашли очередную условную грунтовку, идущую через лес. Там я ужасно обрадовалась ёлкам, потому что они были зеленого цвета и немного разгоняли однотонную серость пасмурного дня.

Лесная дорожка закончилась длинным и довольно резким спуском к всё той же реке Оке. Спуск был крайне затяжным, а потому до новых пейзажей прогулялись пешком, оставив Тойоту где-то на вершине пригорка.

Ока постепенно затягивается льдом. Но, вообще, что-то зима в этом году опять к нам не сильно спешит...

Для небольшого разбавления цветовой гаммы фотографий выложу тут себя. Я специально оделась в куртку поярче.

От реки мы вернулись на какие-то очередные не то грунтовые дороги, не то полевые направления, не то прокатанные пунктиры из карт мапс.ми. Кажется, мы проехали Ильенки и Яблоново, выехав в районе Шарапово. Там мы нашли небольшой бродик и решили сделать эпичную фотографию Тойоты в куче брызг и волн. Но такой фотографии не получилось. Потому что я тормоз под маской флегматика и просто не успела вовремя нажать на кнопку. Надо было серийную съемку ставить, ага.
Поэтому фото ТЛК с бродиком только такое.

От бродика уходила очередная условная дорога, по ней мы тоже покатались туда-сюда в поисках входа в поле. По треку получалось, что предыдущие путешественники съехали в поле просто по азимуту и пошли валить бурьян. Мы как-то постеснялись так делать, внимательно изучили спутник и нашли нужную грунтовку традиционно возле кромки леса. Добрались до нее, прокатились по ней и вскоре оказались перед очередным обрывом, внизу которого текла небольшая речка с прикольным названием Дряща.
Оставили машину и отправились на разведку пешком.
Спуск с обрыва не представлял большой сложности, сам брод - тоже. А вот дальше мы дороги не нашли, наткнувшись лишь на следы от квадроцикла. Мы прошлись в одну сторону, в другую, в третью, сверились с треком. Лесной воздух приятно наполнял легкие, деревья сопели, видя сны, Дряща мурлыкала себе под нос убаюкивающую песню. Стояла тишина, но не мертвая; это была тишина всеобщей сонливости. Поэтому и звук от внезапно оказавшегося здесь квадроцикла мы услышали сильно заранее, и по нему легко удалось определить направление, откуда едет техника.
Квадроциклист катался с пассажиром, он неспешно проехал мимо нас, мы с ним поздоровались и он умчался дальше штурмовать овраги.
Ах да, овраги.
Самую большую сложность представлял для нас подъем вверх - мы просто не нашли адекватной дороги! На квадроциклетную тропку мы не вписывались по ширине, а остальные направления представляли собой однозначное преодоление с лесоповалом и раскапыванием планеты до ядра.
Поэтому мы еще немного полюбовались на симпатичную и маленькую Дрящу, вернулись в Тойоту, перекусили и - ну да, а что делать, - поехали в объезд через деревню Ширяево.
В районе поселения Вознесенье вновь уехали в поле и добрались до старой церкви, стоящей на опушке леса, среди деревьев и снегов.
И вот эта церковь вдруг поразила нас до глубины души!

Она довольно неплохо сохранилась, она очень красивая и она большая. Удивительно, если она тут стоит, значит, тут было довольно крупное село, о чем, впрочем, говорится на том же сайте геокешинга:
"Богатое и шумное село Введеньё располагалось совсем рядом с таким же селом Вознесенье. Между ними - всего три километра. По праздникам весело сходились парни на берегу речки Дрящи, чтобы побиться "на кулачки". А уж если парень из Введенья провожал домой девушку из Вознесенья...
Не осталось в истории ни даты основания села, ни даты, когда была построена первая деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. И не одна она была - и сгорала, и ветшала. Но снова и снова отстраивали на этом же месте новую церковь. Пока наконец всем миром не отстроили новую каменную церковь. Было это в 1886 году.
Жило себе село, люди в нём жили. По церковной книге в 1911 году насчитывалось 911 человек"(с).
Но вот вопрос - а куда же село исчезло потом? Население в начале 20-го века составляло почти 1000 человек, 100 лет спустя от него не осталось ровным счетом ничего, ни одного остова хоть какого-нибудь домика, только церковь. При этом соседнее село Вознесенье живет и вполне неплохо себя чувствует.
На других сайтах нашла информацию, что первую церковь (деревянную) построили прихожане в конце 18-го века. В советское время церковь была закрыта и использовалась под склад.
Церковь была открыта, и мы зашли внутрь. Внутренняя архитектура поразила - обалденно сделанный зал, просторный и открытый. Своды оказались довольно низкими на фоне многих других виденных церквей, но почему-то они не давили.

На колокольню можно было забраться по приставной деревянной лестнице, но мы не стали. Осмотрели стены, обнаружили возможный вариант расположения здесь системы отопления, которая, по сути, подогревала стены, причем "печки" для розжига находились в трех стенах из четырех.

Атмосфера внутри невероятно понравилась - ничего гнетущего; наоборот, покой, спокойствие, тишина. Такие старые церкви и вправду честные и искренние...

Обошли церковь вокруг. Атмосферу, вероятно, тут создает отдаленность постройки от других сёл. Вокруг нет людей, только опушка леса, деревья, среди которых гармонично расположилась церковь. Как будто охраняет какую-то тайну.

Под снегом с трудом удалось разглядеть надгробия - здесь же расположено кладбище. Как я потом прочитала, надгробия по-своему уникальны, а относятся к 18-19 векам.

Природа не щадит камень. Или, может, наоборот, стремится спасти разрушающийся кирпич, стянуть его корнями?

От церкви бывшего села мы проехали в деревню Вознесенье, где нашли следующий храм. И, на самом деле, им мы тоже очень впечатлились.

Что в нём нас так зацепило?
Во-первых, архитектура.
Мне лично срочно захотелось погрузиться в легкий самолет и облететь храм сверху, чтобы внимательно рассмотреть, как все эти фигуры каждого уровня смотрятся с высоты птичьего полета.
Архитектура просто обалденная - церковь состоит из нескольких уровней, которые гармонично посажены один на другой, каждый уровень - фигура строгих форм.
Во-вторых, внутреннее убранство. Вернее, убранства там внутри - голые кирпичные стены, но сама архитектура зала очень напомнила только что посмотренную церковь - такие же невысокие своды, просторный зал с закутками, создающий ощущение большого пространства, похожие технические решения - тут в полу была прорыта траншея, в которой мы безошибочно определили бывшее отопление. Видимо, и здесь подогревались пол со стенами.
В-третьих, история этой церкви.
Церковь вообще представляет собой большую ценность, внутри храма висит информационная доска, на ней - много фотографий и текста, рассказывающего о том, каким храм был раньше.
Оказывается, от него сохранилась только одна-единственная часть, а колокольня и трапезная были безвозвратно утеряны в советское время. Причем утеряны под корень - ни кирпичика не осталось.

В-четвертых, задумки и идеи, тут реализованные. Храм состоит из двух приделов, на втором этаже сохранились фрески.

Собственно, немного истории: "село Вознесенье было поместьем богатого калужского помещика Сергея Алексеевича Чаплина. Именно по его индивидуальному проекту в 1784 году и был построен этот храм, причем построили его с размахом, сделав крайне уникальным - он был единственным в уезде двухъярусным храмом с двумя приделами. Приход был многолюднее тарусского, а храм был настолько огромен, что его впору было называть собором. Четырехъярусная колокольня соединялась с обоими этажами храма закрытой галереей. Здесь находилось очень богатое хранилище книг, старинных рукописей"(с) по материалам Обыденкиной Г.В.

В общем, впечатлились мы колоссально.
А время, между тем, неумолимо двигалось к закату. Мы загрузились в Тойоту и прикинули, куда едем дальше. По всему выходило, что мы успеваем долететь по грунтовкам в деревню Колосово, где сохранились остатки старой усадьбы. В Колосово на нас наверняка нападет темный вечер, так что оттуда мы уже поедем домой.
Так и решили.
Мы вновь вернулись в Ширяево, оттуда пролетели в Паршуково, из него - в Колосово.
Чем хороша ТЛК, так это своей подвеской.
УАЗ и Кайрон по сравнению с ней - образцы жестчайших автомобилей, причем Кайрон, кажется, даже с поменянной подвеской не достигает мягкости ТЛК. На Тойоте мы, в основном, летали по глубоким ямам на скоростях до 80 км/ч, и нам было хоть бы хны. Тойоту иногда переставляло, но это было логично, учитывая, что на Кайроне я бы такие ямки проходила бы на передаче ну максимум второй. А тут - втопил и летишь. И в нужную деревню к искомой достопримечательности прибываешь с большим запасом по времени.
Кстати, по пути мы узнали, что покидаем Калужскую область и торжественно влетаем в Тульскую. Вот такой дорожный лирический пейзаж. Куча земли на обочине - это же офигенная идея! Не осиливаешь езду? Фигня вопрос, берешь лопату, раскидываешь землю по ледовому подъему и - вуаля! - никакого реагента не надо.
Сделали бы так в Москве, а
Была бы веселуха - куча менеджеров в белых рубашках с лопатами закапывают лед на МКАДе...

В Колосово я особо не знала, куда ехать, но мы встретили Ниву с подмосковными номерами и подумали, что она тоже рыскает тут в поисках достопримечательностей. Но пока я делала фотку выезда из Калужской области, Нива благополучно потерялась и нам пришлось справляться собственными силами и силами всей имеющейся навигации.
Заброшенная усадьба оказалась где-то в конце какой-то улицы...
Честно говоря, больше всех в Колосово мне понравился вот этот котик. Он выполз наружу откуда-то из глубин деревенских домов и направился во внутренний дворик усадьбы. И был он таким классным, что я вмиг забыла о цели нашего визита сюда. Потеряла волю и всю зарядку фотоаппарата сосредоточила на его шерстяной шубке и грозном взгляде.


Места, честно говоря, нагнали какое-то безысходное уныние, чувство запустения и разрушения. Сколько лет этому дому? Что это за деревянная башенка, почти рухнувшая? Здание какое-то неухоженное и возникает ощущение, что оно вот-вот пойдет трещинами и развалится. Но тут находится отделение Почты России...

Мне вспомнился Ирбит, город в Свердловской области, там мы тоже видели 300-летнее здание, но оно выглядело очень хорошо, за ним явно следили. В здании жили люди и, кажется, они отлично себя чувствовали.
А каково работать в отделении почты в деревне Колосово?
Мы прошли во внутренний двор. Всё то же самое - запустение, разруха и обычная, повседневная жизнь среди этой безысходности. В старых полуразваленных домах, на остатках усадьбы, живут люди. Жизнь - очень цеплючая штука и даст ростки даже в самых, казалось бы, заброшенных местах...

А вот и остатки усадьбы.

"Ансамбль усадьбы был построен в первой четверти 19 века отцом Д.А. Черткова, штабс-капитаном Александром Дмитриевичем Чертковым, на совершенно пустом месте (в документах 18 века Колосово - деревня, в которой нет владельческой усадьбы). В конце 19 века усадьба переходит к К.Н. Пасхалову. В Колосове на месте старого классицистического чертковского дома появляется новое, "готическое" здание (1890-е гг.). После роковых событий 1917 года усадьба была разграблена бандой налетчиков. Позднее на базе имения была организована сельскохозяйственная школа. С 1949 года эта школа была преобразована в Алексинский гидрометеорологический техникум, который располагается там до сих пор. В начале 2004 года два пожара, а, может быть, и поджога, уничтожили остатки исторических интерьеров, обвалилась крыша главного корпуса, но прежде из здания бесследно "исчез" уникальный кессонный потолок, выполненный из ценных пород дерева"(с) геокешинг.

И как-то меня эта усадьба не очень впечатлила. Грустно тут всё, и даже былое величие не цепляет.
Как мы и предполагали, именно здесь на нас наконец-то напал темный вечер, а потому мы вернулись в Калужскую область, пролетели по знакомым снежно-ледовым грунтовкам, выбрались на асфальт и помчались в родное Подмосковье. По пути, как только появился интернет, я сразу начала читать пилоту исторические справки по понравившимся нам церквям. Пожалуй, полное исчезновение одного села рядом с другим селом стало самой большой загадкой того однодневного путешествия...