Как-то раз, в один темный январский день, наполненный новогодним послевкусием, куда-то в подмосковные окрестности вломилась зима с самыми настоящими морозами - аж минус 10 градусов. И даже снег чуть-чуть выпал.
Я подумала, что такое событие нужно всенепременно отметить. Как? Ну, например, куда-нибудь съездить.
Решение о поездке было принято мгновенно, хотя я начинаю понимать, что выезды пора бы уже планировать как-то заранее, а не накануне в 10 часов вечера с мыслью "ладно, завтра утром ещё проснусь и подумаю, ехать или нет".
А поехать я решила опять в сторону Тверской и Смоленской областей.
Утренняя темная реальность не располагала к пробуждению, однако будильник ворвался в мой сон, напоминая о принятом вечернем решении. Как всегда, я спросила себя, о чём я только думала и зачем собралась куда-то ехать, лучше б поспать дома осталась. Это важный переломный момент в любой поездке - рано утром сделать над собой единственное усилие, чтобы встать, не обязательно даже сразу просыпаться. Если сила воли сработала, то всё окей, дальше события идут, как по маслу.
Кайрон сообщил, что за бортом минус 12,5 градусов. Прогрев серого дизельного кошака, я выехала из своего уютного Подмосковья примерно в 7:30 утра, вышла на Новорижское шоссе, заехала заправиться.
- Да я сама зальюсь.
- Ну что вы, ну давайте всё-таки я это сделаю.
- А в горловину сможете налить? После отсечки?
- Легко, это я умею! Просто владельцы обычно впадают в ужас и просят лить только строго до отсечки.
- Странные.
Заправщик потом с очень довольным видом сказал, что втолкал после отсечки ещё целых 7 с лишним литров. Считай, на 100 километров пути =)
Рассвет застал меня на всё том же Новорижском шоссе. Я прилетела в Тверскую область, быстро добралась до милого и симпатичного Зубцова. Нравится он мне своими лирическими городскими пейзажами, хоть специально сюда гулять приезжай.
В Зубцове я свернула налево на региональную дорожку, идущую вдоль Вазузского водохранилища. Его не было видно, но благодаря карте я точно знала, что оно там есть.
Довольно скоро я свернула направо в деревню Золотилово и попала на красивую зимнюю лесную аллею.
читать дальше
Дорожка привела меня в деревню, которая на деревню вовсе не была похожа. Тут высились многометровые сплошные заборы, некоторые парковки были отгорожены (!) столбиками и цепочками. Не шастали кошки, не лаяли собаки. Типичный такой коттеджный поселок на берегу водохранилища. Я даже испугалась, что сейчас упрусь в какой-нибудь шлагбаум, а местные жители будут на меня враждебно и зло смотреть. Но жителей не было, а вместо шлагбаума вокруг стояли таблички с предупреждением о том, что я приближаюсь к водоохранной зоне.
Из деревни дорога ушла в поле, я добралась до стихийной автомобильной парковки рыбаков, но проехала дальше - на берегу водохранилища, на высоком холме стояла старая разрушенная церковь. Вот к ней я и ехала.
Я припарковалась, вышла из машины, посмотрела на церковь и обомлела. Потрясающее здание!

Сюда рыбаки не забрались, поэтому я бродила вокруг церкви в тишине и уединении. Не знаю, что именно цепляет в этой старой постройке. Архитектура у нее довольно скромная, много всего обрушилось, но почему-то при взгляде на нее понимаешь - она потрясающая и всё тут. Взмывает ввысь над землей, над водой, тянется к облакам - наверное, это и поражает. И место постройки выбрано крайне удачное - на высоком берегу.

Церковь была построена в конце 18-го века. Это единственное здание, которое осталось от села Большой Березуй.

Вокруг церкви находится кладбище. Лежит очень много кирпича, кирпичных глыб и руин. Где-то потом прочитала, что церковь в советское время взрывали. А она всё равно уцелела, пусть частично, но продолжает тут стоять и тянуться ввысь, напоминая об исчезнувшем селе...


Внутрь зашла с некоторой опаской - мало ли, кирпич на голову упадёт. Внутри церковь поражает не меньше, чем снаружи. Не знаю, были ли тут сделаны этажи или она была такой "полой" насквозь до купола? Именно огромное пространство внутри, вытянутое вверх стрелой, и поражает.


На стенах сохранились росписи.


Фото для понимания масштабов строительства. Маленькая я и огромные стены вокруг.

Что было тут увидеть крайне неприятно, так это современные надписи на стенах вида "тут был Вася". Впервые встречаю этот вандализм на разрушенной церкви...
От церкви я вышла к обрыву и полюбовалась на белое безмолвие замерзшей массы воды. Тут у меня в очередной раз появилось небольшое чувство уныния от того, что небо затянуто тучами и нет ни полоски голубого неба, ни солнечного лучика. Такие пейзажи надо смотреть под солнечным светом - тогда они будут потрясать не меньше, чем церковь. Мы ещё когда катались на север в Архангельскую область, очень оценили волшебное умение солнца преобразить природные пейзажи в безумную красоту.

Кстати, в интернете я находила летние фотографии церкви, сделанные с другого берега. Смотрится очень круто - масса голубой воды и возвышающиеся над ней гордые, несломленные до конца руины, пережившие парочку столетий и тысячи событий. Так что ловите идею, любители красивых фотокадров, летом с противоположного берега это должен быть прекрасный вид!
Я вернулась к Кайрону и отправилась к следующей точке маршрута. Проехала Золотилово и зимнюю лесную аллею, вернулась на основную дорогу и взяла курс на Смоленскую область. Региональная дорожка радовала очень маленьким трафиком и относительно терпимым асфальтом - ямы и выбоины попадались, но лететь по ним всё равно можно было и 90, и 100 км/ч. На дороге был сухой асфальт, ни соли, ни льда. Кайрон довольно урчал двигателем и радостно мчался вперед.
До Смоленской области мы с ним добрались быстро, проехали мимо Сычёвки и вскоре свернули направо в сторону села Дугино, в котором меня интересовал масштабный усадебный парк, историческое наследие 18-19 веков, занимающий какие-то головокружительные гектары территории.
Парк в Дугино я нашла быстро и удивилась, что это он и есть. Припарковала автомобиль и отправилась на пешую прогулку в надежде погрузиться в историю на ближайшие пару часов. Увы, меня ждало разочарование.
Начало было многообещающим.

Но после вот этой таблички всё множество обещаний закончилось.

Может быть, свою роль опять сыграло отсутствие солнца. Парковые деревья стояли голыми и грустными, квадратные и круглые пруды замерзли, став бело-серыми. Вокруг раскинулась самая обычная деревня, между деревянными постройками которой иногда мелькали старые кирпичные руины, в которых сложно было опознать флигель или что-нибудь подобное. Парк по виду мало отличался от любого другого городского парка...
В моём понимании, если есть цель сделать территорию исторической, дабы юзеры вроде меня, плохо знакомые с историей и желающие к ней приобщиться, могли приехать на местность "с нуля" и что-то для себя увидеть и познать, то реализацию такой идеи нужно делать как-то иначе. Не знаю, насколько правильным решением мог бы быть запрет строительства современных домов, но есть что-то неправильное в том, что за деревней сложно различить полноценный исторический парк. Но это ладно, это довольно масштабное видение. А вот банальных информационных табличек можно было бы поставить больше. Я не ботаник и понятия не имею, в чём ценность здешних деревьев. Но мне хотелось бы об этом узнать. Как это сделать, если на весь размах квадратных метров я встретила только две таблички, чудом сюда затесавшиеся?
Один из исторических прудиков. Как-то не впечатляет...

Почему бы таких табличек не понатыкать побольше? В парке сразу стало бы гулять намного интереснее.

Эту руинку отличают от остальных руинок зубцы. Правда, нашла я её с трудом. Она замаскировалась в глубине деревни.

Благо, тут текла река Вазуза, разбавляя пейзаж некоторой живописностью.

В стороне от парка я заприметила ещё одну информационную табличку и радостно к ней поскакала.
Табличка, стоящая в чистом поле рядом с лесом, гласила:

Позже, пробираясь сквозь кусты и легкий бурелом, я думала, чем исторический парк отличается от обычного леса. И зачем я приехала именно сюда, если могла полюбоваться видом снежных деревьев в какой-нибудь более безлюдной местности.
Я вышла к реке Вазузе и снова ужасно ей обрадовалась.

Эта речка сопровождала меня почти всю дорогу от водохранилища и до крайней точки маршрута. Река - безумно живописная: высокие берега, постоянные повороты, она то становилась широкой и разливалась в целое море, то сужалась в змейку и начинала петлять туда-сюда. Наверное, очень красивым маршрутом был бы какой-нибудь пеший маршрут прямо вдоль этой реки. Или водный поход по ней.

Но снова - чего ужасно не хватало пейзажу, так это либо лета, либо солнца. Я слегка расстроилась и подумала, что, видимо, все поездки по природным красотам надо оставлять либо на позднюю весну, либо на лето, либо на раннюю осень, либо на полностью ясные дни. В противном случае, часть красоты скрадывается из-за отсутствия красок.

На противоположном берегу увидела выдру и обрадовалась ей ещё больше, чем историческому усадебному парку. Примерно так же у меня было в Колосово в Калужской области - там самым выдающимся событием стало появление пушистого местного котика, а не усадьба. Так и здесь. Выдра оказалась ужасно милой и мгновенно приковала к себе всё моё внимание.
Найдете её на фотке? Она под правой частью дерева =)

От реки я снова залезла в парковую чащу в поисках исторических достопримечательностей. На этот раз парк оказался ко мне благосклонен и сунул под нос историческое дерево.
Здравствуй, канадский тополь, очень приятно!

Больше я в том лесу табличек не нашла.
Вернулась к Кайрону в смешанных чувствах и в легком недоумении. Вроде и погуляла неплохо (около часа), и на природу посмотрела, но что-то тут было не так. Слов про усадьбу и парк прочитала много, а реальность оказалась никакой. И вроде за зданиями ехала, а оказалась на природе, а природе при этом красок не хватает под пасмурным небом. Ладно бы несколько дней таких были, но серость зимы шла с начала декабря...

Покинув Дугино, я продолжила углубляться в недра Смоленской области. Пролетев по ямам и лёгким разбитым неровностям, я миновала несколько деревень и в Копарихе свернула направо, чтобы попасть в село Липецы, где расположились остатки другой усадьбы (усадьба Хомяковых), которая толком не сохранилась, но зато сохранилась красивая церковь конца 18-го века.
По Липецам я немного покружила, поскольку координаты точки не забила, понадеявшись на интернет, а интернет не ловил. Тихо урча дизелем, пробралась по каким-то улочкам, проложенным между низенькими заборами деревенских домов. Навител постоянно требовал развернуться, но я, пока видела намёк на дорогу, ехала вперед и, в итоге, выехала ровно к церкви.
Церковь выглядит ухоженно, её потихоньку реставрируют.

Она симпатичная и реально красивая, вот только заброшенная и разрушенная церковь в Тверской области зацепила меня больше... Как всегда, атмосфера и эмоции главенствуют над архитектурой.

Постройка расположилась на очень высоком холме, так что сверху открывается шикарный вид на живописную реку Вазузу.

Летом или осенью сюда надо приезжать обязательно! Пейзаж будет просто шикарным!

К реке я спустилась по оврагам. Отличное место для неспешных прогулок.

После церкви нашла и остальные исторические руины, разбросанные по селу.

Осмотрев сохранившийся флигель, задумалась, чем заниматься дальше. Серость неба и окружающей природы вполне реально вогнали меня в некоторую тоску. Времени было около половины второго, я сидела в Кайроне, смотрела в навигацию и пила чай из термоса. Позвонила друзьям на аэродром:
- Что делаете?
- Собираем Цессну.
- А я в Смоленской области и думаю, не приехать ли к вам.
- Приезжай!
- А до скольки вы будете?
- До темноты.
- А, ну, думаю, успею. А то мне ехать часа три.
- Шарахнутая! Что ты там делаешь, на Смоленщине?
- Смотрю на серое небо, серую реку и кирпичные руины.
Переговорив сначала с Навителом, а затем с Яндексом, я обнаружила, что ехать до аэродрома мне было бы почти 200 километров, до дома - 200 с лишним, но по времени - примерно одинаково, при этом аэродром располагался ни фига не по пути домой. Но у меня была с собой шоколадка, и я подумала, как здорово было бы покормить уставших ребят, стыкующих крылья Цессне, вкусной шоколадкой. Не могу же я их бросить одних с самолетом и оставить без глюкозы. Хитроумные математические расчеты привели меня к выводу, что, поехав домой через аэродром, я наверну лишние километров 90. Но шоколадка же важнее.
Что такое 90 километров в масштабах выезда одного дня, когда ты успеваешь посетить две соседние области?
Я сделала завершающее этот день фото Кайрона и исторического здания Хомякова...

...и полетела на аэродром.
Добраться до него быстрее оказалось по Минскому шоссе. Сначала я вырулила на всю ту же региональную дорожку, идущую через смоленские деревни. Река Вазуза убежала от меня куда-то в сторону. И чего-то на этой дороге я вдруг почувствовала себя так расслабленно, как будто попала в какие-то забытые, далекие и дикие места, куда не добралась цивилизация с ее камерами контроля скорости, многополосными шоссе, пробками и кредитными автомобилями. И такое чувство свободы на меня напало. Я за пару сотен километров от дома, в новых для меня краях, вокруг - поля да деревья, здесь и люди другие, и природа немного другая, и почти никого нет, и можно сполна наслаждаться моментом движения по тихой и симпатичной двухполосной дороге.
Я летела под 100 км/ч по маленьким ямкам, изредка обгоняя то трактор, везущий выступающее за борта прицепа сено, то старенький автобус, пыхтящий в горку, а меня так же изредка обгоняли редкие легковушки. Редкие деревни начинались и быстро заканчивались. И даже на горизонте появилась легкая светящаяся полоска, как будто там солнечный свет всё-таки прорвал завесу угрюмых туч.
На Минское шоссе я вышла в районе Вязьмы и сразу стала вести себя прилично, ведь из честных и диких мест смоленской земли я вернулась в серьезную и важную цивилизацию, к тем самым многополосным шоссе, большому трафику, светофорам. Навигатор сказал, что по Минке мне ехать километров 100, не меньше. Я расслабилась и спокойно полетела свои 90 + 10-20 км/ч. Кстати, когда я вечером вернулась домой, я проверила одометр - за день я накрутила чуть больше 500 километров. Нормальный такой пробег однодневной покатушки. Правда, тут и опасность есть - постоянное повышение градуса =) За новыми местами, красивой природой, чувством путешествия приходится уезжать всё дальше и дальше. И вот, доходим до того, что съездить одним днем в соседнюю область становится вполне естественной и нормальной вещью. Мол, а что тут ехать-то, 100 километров - соседний двор, 200 - соседняя улица, 300 - ну, квартал соседний, но соседний же.
Я даже подумала о том, что водители, много путешествующие по России и другим странам, приобретают некую специальную водительскую выносливость, из-за чего многие расстояния перестают казаться им огромными и происходит повышение хорошо переносимого суточного пробега =)
Но вернусь к Минскому шоссе. Хотя что про него рассказывать... По бокам от этого четырехполосного шоссе высился зимний лес. Я ехала, слушала музыку, в районе Можайска ушла с М-1, а через некоторое время приехала на аэродром, уложившись в 2,5 часа. На аэродроме меня были жутко рады видеть и с такой же радостью припахали к сборке Цессны, так что крылья, в итоге, мы вешали ей втроем.
Но это уже совсем другая история...
читать дальше
кстати, да, когда начинаешь оценивать расстояния в масштабах страны...