Уходя гасите всех (с) надпись на выходе из тира
Мое безумное окружение очень оригинально на различного рода выдумки. Эти прекрасные люди никогда не дадут мне соскучиться (за что я их и люблю).
В прошлый раз они под предлогом "сгонять в Тамбов" сподвигли меня на попытку сделать из Кайрона самолет - от взлетания Кая остановило только то, что крылья мы положили на рейлинги вдоль, а не закрепили их поперек. Я думала, что после той поездки с "бутербродом" на крыше я познала в автомобильно-авиационной жизни почти все. Но нет. Мои друзья способны придумывать еще более классные варианты отдыха на выходных.
- А у тебя есть фаркоп на машине? - спросили они.
Мне бы задуматься, напрячься да отказаться сразу, но как же без приключений? Просто так такие друзья про фаркоп не спрашивают!
- Конечно, - ответила я.
- А что ты делаешь на выходных?
Вообще-то на выходных я планировала бегать. А бегать я люблю. Разве что-то может заставить меня отменить и перенести участие в беговом празднике?
- У нас есть самолет, прицеп, отличное настроение и конкретная цель.
- А у меня есть желание приключений и познания нового, а еще желание прокачаться в своем автомобильном навыке.
- Прекрасно! Тогда мы поладим.
В итоге, они попросили меня помочь с перевозкой самолета на прицепе. Пффф, ерунда какая, каждый день этим занимаюсь. Подумаешь, самолет. На прицепе. К автомобилю. Да постоянно на МКАДе таких людей вижу.
Конечно, я не могла отказаться. Мне же дадут самый настоящий прицеп.

читать дальшеИзначально мы хотели обернуться одним днем в два водителя, но что-то пошло не так, когда мы забрали документы на прицеп.
- У тебя очень озадаченное лицо.
- Да. Посмотри документ.
- Что это здесь? О. Ого. ОГО!
- Кажется, это чуть больше, чем обычный прицеп.
- 850 кг пустой, 2800 кг при полной снаряженной массе. Ты понимаешь, что это по-любому ЕкВ категория? Свыше 750 - это раз, а два - Кайрон плюс полностью снаряженный прицеп - получается автопоезд массой до 5 тонн.
- Ну до 2800 мы прицеп не догоним, самолет весит совсем чуть-чуть.
- Понимаю. Пойду почитаю ПДД. Штраф 5-15 тысяч рублей плюс штрафстоянка за управление без категории, а на владельца прицепа - 30 тысяч рублей за то, что дал его тебе. Ну ладно, придется вас спасать. С большим удовольствием поучаствую в этом безумстве!
Вот так мне наконец-то в жизни пригодились права категории ЕкВ. На самом деле, лайфхак для тех, кто не в курсе - если вы едете без этой категории, а с вами сидит пассажир с наличием этой категории, то на штрафстоянку вас увезти не удастся. Максимум - штраф. Хотя попасть на 5 тысяч - мало приятного, что уж говорить о 15...
В общем, не получилось у меня в ту субботу побегать. Ну, зато скилл вождения прокачала.
...В 6 утра мы приехали на аэродром в западной части Подмосковья и забрали прицеп.
- Вот это дура.
- Это не дура, это лошадь!
- Не лошадь, а прицеп. А сколько он в длину?
- 4,70.
- А самолет влезет?
- Ну максимум винт будет торчать... капот... и половина кабины.
- Повесим тряпочку.
Утро на аэродроме.

Автомобиль и самолет - две ипостаси одной сущности. Если любишь одно, вряд ли получится не любить другое. В них слишком много общего. Просто у самолета, в отличие от автомобиля, выросли две консоли крыла и пара рулей. Ну, и еще некоторые элементы. Но их суть, душа, смысл - они очень похожи. Просто один - для земли, а другой - для неба.

Распаковали прицеп из норки, состыковали с машиной. Получился реальный такой автопоезд длиной больше двух автомобилей.

Я села за руль, и мы поехали...
А ехать нам надо было под Владимир. Казалось бы, расстояние небольшое, несколько сотен километров, по факту - мы ехали 7 часов. Во-первых, мы объезжали Москву, утонувшую в пробках. Во-вторых - с прицепом нереально летать, как бы ты этого не хотел. Если же летать, то по приезду можно чего-нибудь не досчитаться - например, прицепа. Или непосредственно автомобиля.
Ехали мы по малой бетонке, потом выползли на Ярославское шоссе, оттуда ушли во Владимирскую область на город Александров, а оттуда - местными пьяными дорожками через Юрьев-Польский до Суздаля.
Одно могу сказать точно - я очень рада, что в свое время выучилась на эту категорию и мне попался довольно грамотный инструктор, который очень неплохо дал мне азы управления такой здоровенной телегой. Тогда я водила минивэн с прицепом-автодомом длиной метров 11. Сколько лет прошло - не сказать, что остались именно мышечные навыки, но самое главное - осталось понимание геометрии и механики движения, на базе которых я вполне уверенно прорулила весь этот путь =)
Из нюансов управления, которые я сразу для себя отметила.
Во-первых, у прицепа всё плохо с амортизацией =) Если сам Кайрон (это звучит гордо - тягач!) мягко переваливается через лежачие полицейские, легко летает по ямам, то с прицепом так не прокатит. Каждый полицейский, каждая яма, каждая неровность отдаются ударами и вибрацией на тягач. Я прямо чувствовала, как удар проходил по сцепке, передавался на фаркоп, на раму и на всего Кайрона. Может, Кайрон бы сам по себе это бы и пережил, но прицеп было безумно жалко - хоть он и большой, и тяжелый, но все-таки на маленьких колесиках и заточен под асфальт. Поэтому полицейских и переезды я проезжала, как настоящая, заправская фура - очень медленно и часто на первой передаче. Ждала, когда через препятствие перевалится прицеп и только потом ускорялась.
Во-вторых, на нем безумно интересно маневрировать. Мы по пути заехали перекусить, пришлось съезжать на парковку, наворачивать там круги, втискиваться в узкие проезды и находить место для парковки. Перед парковкой крайне важно подумать, КАК ТЫ ПОТОМ ОТТУДА БУДЕШЬ ВЫЕЗЖАТЬ. И если не знаешь, как, то туда парковаться не надо.

Кстати, люди вокруг крайне опрометчиво любят оставлять свои автомобили рядом с длинномером. Наверное, это вопрос того, что человек, паркуя свой автомобиль, редко думает о том, как будут выезжать оттуда остальные. А что уж говорить о длинномерах - многие просто даже не в курсе нюансов. Позже, под Юрьев-Польским, я удобно встала на парковку, точно прикинув, как оттуда выеду - не прошло и пяти минут, как слева от меня припарковался мужик, сломав весь мой изящный план, хотя места было завались, но он решил встать именно рядом со мной. А выезд вперед был сильно ограничен, мне пришлось брать большой радиус, а потом выпрямлять за собой прицеп. Благо, мужик сидел в машине, иначе я бы там застряла. Потому что до него дошел весь ужас ситуации только тогда, когда он понял, что я маневрирую прицепом сантиметрах в 10 от его кузова и СЕЙЧАС БУДУ СДАВАТЬ ЗАДНИМ ХОДОМ ЭТИ 10 САНТИМЕТРОВ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО МАНЕВРА! Так быстро улепетывающего с места парковки автомобиля я еще не видела =) На самом деле, спасибо ему, что подвинулся.
В-третьих, всегда нужно учитывать, что за тобой едут еще пять метров прицепного позитива. Причем что мне было очень удобно - колея прицепа шире Кайрона, поэтому в зеркала заднего вида я постоянно могла наблюдать колеса прицепа и за счет этого видеть и понимать, по какой он идет траектории и не допускаю ли я ошибок. Например, на трассе при крутом повороте дороги налево Кайроном лучше было прижаться к правому краю полосы, а при повороте направо - наоборот, к левому краю. Так прицеп оставался в пределах полосы (он достаточно широкий) и не вылетал никакими своими краями ни на встречку, ни на обочину.
В-четвертых, я в очередной раз слишком хорошо поняла водителей фур.
На Ярославском шоссе, прямом и с отличным асфальтом, я позволила себе полетать с прицепом на скорости 100-105 км/ч. И Кайрон, и прицеп шли, как влитые. Ну, потому что прицеп был пустой, что ему, в принципе, будет, если выставить его на прямую траекторию.
Кайрон ощущал, что сзади к нему пристыковали почти тонну железа. Не могу сказать, что он прям безумно потерял в динамике, нет. Тянул он всё так же отлично. Просто ощущалось, что в горки идет тяжелее, повышенную передачу лучше включать позже.
В районе Юрьев-Польского вспомнили, что где-то здесь продается потрясающий вкусный мед. Поэтому позволили себе зарулить в Мед Ополья, покататься там по парковке и закупить несколько банок вкусноты. Не, ну а что, всё равно едем мимо)))
- Что о нас подумают люди? Приехала машина с 5-метровым прицепом, припарковалась...
- Закупить ОЧЕНЬ МНОГО меда.
- Есть идея. Давай ровно в середину прицепа положим какого-нибудь маленького игрушечного медведя. Если спросят, скажем, что не влез в машину.
Тяжело далась дорога ближе к Суздалю. На ней был асфальт плохого качества - на одном Кайроне мне было бы по фигу. Но прицеп все эти выбоины и ямы переносил плохо, поэтому пришлось ползти со скоростью 40-70 км/ч.
Только 7 часов спустя с момента выезда мы приехали наконец-то на аэродром. А дальше мне пришлось проявить чудеса маневрирования задним ходом.
Я заехала в здоровенный ангар мордой. Подумали, прикинули - надо было заезжать задом. Мне пришлось выезжать задним ходом обратно, затем разворачиваться в условиях ограниченного пространства, а затем заезжать задним ходом в ангар под углом. Вот это была задачка! Но я отлично справилась, попав в ворота со второго раза и докатившись до самолета прицепом =)
Самое мозгосносящее при езде задним ходом с прицепом - если хочется сместить прицеп в ту или иную сторону, крутить руль нужно в противоположном направлении. И вот тут прям полное понимание механики движения прицепа нужно. Так, руль вправо, тягач поедет вправо, значит, прицеп поедет влево! А строго прямолинейно прицеп ездить не очень любит, поэтому корректировать его приходится постоянно =)
Когда Кайрона отстегнули от прицепа, я понеслась во Владимир купить чего-нибудь схомячить, а ребята остались грузить самолет на прицеп. Без прицепа я сполна оценила легкость, динамику и маневренность Кайрона. Обалдеть - если хочешь перестроиться, то просто ускоряешься и перестраиваешься, а не отслеживаешь, как бы не снести задним бортом какую-нибудь внезапно подвернувшуюся легковушку.
Когда я вернулась, самолет стоял на прицепе со снятыми крыльями.



Крылья мы так и не придумали, где и как разместить. Они оказались огроменными, под фюзеляж не помещались, на рейлинги Кайрона (как в прошлый раз) - это был бы перебор. Решили оставить крылья на следующий раз, их уже и на более мелком прицепе можно забрать. Тушка - это было основное.
Состыковали прицеп и тягач. Такой большой самолет и такой маленький Кайрон!

Хотя, впрочем, это с какого ракурса посмотреть.

Типичный вид из Кайрона в зеркало заднего вида. Постоянный контроль, что самолет никуда не сбежал и случайно не потерялся. Впрочем, улететь незаметным у него вряд ли бы получилось.

Обратно мы выехали около 9 часов вечера. На самом деле, я была против поездки в ночь, но ребятам было принципиально сделать всё сразу без ночевки. Не могу сказать, что я осталась в диком восторге от своего самочувствия, но ладно, мы же всегда идем на повышение градуса в вопросах совершенствования своих навыков - так и здесь, пустым прицепом порулила, теперь нужно рулить груженым. По темноте. С торчащим вбок горизонтальным стабилизатором.
Со стабом, кстати, нам тоже повезло в плане правил ПДД (но не в плане разборки самолета). У Пайпера закис руль направления, поэтому хвостовое оперение не удалось разобрать до конца. В итоге, сантиметров на 30 от прицепа вправо и влево торчали куски хвоста. По ПДД положено не больше 40 см. Всё бы ничего, но у нас и так телега широкая. Плюс еще по 30 сантиметров с каждой стороны - и это не от края борта, а от габаритных столбиков, которые стоят на самых дальних боковых точках прицепа =)
И вот с этой красотой я поехала обратно несколько сотен километров прокачивать свой водительский скилл.
Забегая вперед - прокачала, всё супер, до места выгрузки мы добрались без приключений.
С аэродрома мы сначала порулили в сторону Владимира, вышли на его объездную, а дальше по прямой трассе попилили в сторону Москвы. Я поначалу ехала аккуратно и проверяла, как ведет себя груженый прицеп, что происходит, что стало лучше, что стало хуже. По ощущениям, груженый прицеп стал сильно мягче, кочки отдавались в Кайрона меньше. Так что притормаживала, скорее, ради того, чтобы не поломать к чертям прицепное устройство и чтобы не сильно страдал самолет.
Ребята раскрепили эту махину на прицепе просто потрясающе, ничего не пришлось потом подтягивать или перематывать. Самолет стоял, как влитой.
Что касаемо ширины полосы, то вписываться в полосу прицеп почти перестал. Ехать нужно было строго посередине, в противном случае, стабилизатор мог торчать на соседнюю полосу. Всё бы ничего, но когда попадались ремонты, было грустно, потому что, как оказалось, ширина полос на ремонтных участках - величина непостоянная. Если бы не тот факт, что стаб находился на некоторой высоте над землей, несколько фонариков я бы определенно снесла =D
Что касаемо скорости, то всю дорогу мне пришлось держать скорость максимум 80 км/ч. Это самый-самый потолок. В среднем - 60-75 км/ч. На скорости свыше 80 км/ч прицеп начинало мелко-мелко раскачивать в стороны (как ритмический занос, но с более частыми качками). Когда я случайно разогналась больше 80 и почувствовала эти качания прицепа, жутко перепугалась, живо представив себе, как мы сейчас красиво улетаем через все полосы и переворачиваем сначала самолет, а следом - Кайрона. Сброс скорости решил проблему, так что в дальнейшем 79 км/ч были моим потолком.
Причем штурман этих качаний даже не почувствовал. Чего ты, говорит, материшься. Да не, говорю, я чуть прицеп только что не перевернула. А, отвечает спокойный штурман, ну бывает.
А вот владелец самолета, который ехал следом, очень хорошо эти качания увидел. Позже мы с ним это обсудили на заправке.
- Думаю, тут просто вопрос скорости.
- А я склонен считать, что это хвостовое оперение и тот факт, что самолет заднестоечный. На взлетах его так же раскачивает.
- Как ритмический занос, но мелко-мелко?
- Да.
- Докатились, тягач разгоняется - а взлетает самолет!
Кажется, есть свои хитрости в перевозке самолета с хвостовым оперением. Что же было бы, если бы мы оставили винт? А если бы не сняли руль высоты? Про крылья даже не говорю =)
Выражение морды самолета - то ли "спасите, они меня увозят", то ли "йииихаааа, меня катают на полной скорости!".

Только глядя на эту фотографию, я понимаю, что с центровкой самолета на прицепе мы все-таки слегка накосячили. Но разместить его каким-либо другим образом не представлялось возможным.

На торчащем в обе стороны стабе очень не хватало аэронавигационных огней, чтобы в темноте понимать его габариты. Решили вопрос белой изолентой - она неплохо отражала свет и я четко видела, где у меня боковые интервалы.
Конечно, несмотря на то, что вскоре стемнело, внимание на дороге к нам было обеспечено. На светофорах другие машины, хотя могли проехать вперед, останавливались на красный свет вровень с прицепом и долго рассматривали фюзеляж. Обычная картина: стою на светофоре я, слева от меня - одна любопытная машина вровень с прицепом, справа - другая такая же, а за ними их подпирают следующие, как будто выдают немое восклицание "эй, эй, давай проедь вперед, я тоже хочу рассмотреть!".
Очень часто мы таким макаром, сами того не желая, устраивали на левой полосе трассы пробку. Ну, я-то ехала свои 70 км/ч в правом ряду. Пилю себе и пилю. Пилю и пилю. Охреневаю - хочется разогнаться, а нельзя. Слева проносятся все - Газели, фуры, легковушки, кроссоверы. ВСЕ. И вот, одна легковушка на левой полосе притормаживает и долгое время едет вровень с прицепом - смотрит. Любуется. За ней тут же собирается хвост из остальной кучи автомобилей. И никто, НИКТО не бибикает и не моргает фарами =)
Один автомобиль проявил по отношению к нам более яркие эмоции, не смог сдержаться))) Проносясь мимо, весело побибикал и несколько раз мигнул аварийкой (предварительно так же притормозив и рассмотрев самолет подробнее).
Не могу сказать, что перестроения давались тяжело, да нет. Просто нужно было подождать, пока в автомобилях будет более продолжительный "разрыв". А в пробках - главное было воткнуть тягач, а дальше уже следом втолкать и прицеп. Впрочем, очень многие понимали и притормаживали, чтобы пропустить.
В основном, чувствовала свое родство с фурами. Вообще, чтобы лучше понимать других участников движения всех сортов и видов, ей-богу, нужно в этой жизни порулить и легковушкой, и мотоциклом, и автобусом. Ну, или хотя бы приближенными к ним агрегатами)))
Что касаемо Кайрона, то никаких проблем в плане тяги и динамики с ним опять же не возникло. Да, сзади прицеп массой свыше тонны. Да, на подъемах тяжелее. Да, разгон чуть медленнее (а нужен ли быстрее?). Но, в целом, всё супер. Опять поражаюсь дизельным повадкам. Есть сзади тонна, нет сзади тонны - да по фигу)))
Небольшая проблема возникла с фарами - по всей видимости, из-за развесовки (морда самолета тяжелее хвоста) прицеп стремился опуститься дальним краем вниз, это немного выбирало ход подвески, из-за чего корма Кайрона слегка приподнималась просто за счет хода подвески, а морда, соответственно, смотрела ниже. Так что фары не могу сказать, что светили офигенно. Один раз я из-за этого чуть не влетела в хитрый ремонтный столбик, который поставили на дороге и никак не обозначили, но я каким-то образом проинтуичила именно в тот момент на пару секунд включить дальний свет и проверить, нет ли там какой фигни. Фигня оказалась, плавно объехала =)
Что касаемо развесовки, то я, конечно, опасалась заносов. Но чтобы хоть как-то сместить центровку ближе к корме тягача, ребята мило воткнули на прицеп канистры с водой и топливом. Реально, с ними прицеп шел за машиной лучше.
Глубокой ночью прилетела на МКАД и поползла по правой полосе со скоростью 70-75 км/ч. На МКАДе хотя бы было весело - мимо носились фуры и это придавало сил и бодрости. Но потом я съехала на Новорижское шоссе и это оказался самый дрянной участок за всю дорогу. Время - под утро. Трасса - пустая. Ограничение - 110 км/ч. Асфальт - идеальный. И ты едешь, черт воозьми, 70 км/ч по крайней правой полосе по этому четырехполосному шоссе и не можешь ускориться. Потому что нельзя. Потому что сзади прицеп с самолетом. Более скучного занятия я не могу даже придумать.
Дорога непосредственно до аэродрома была волнистой, асфальт как бы состоял из огромных прогалин то справа, то слева. Соответственно, прицеп так же заезжал в них то правой стороной, то левой - из-за этого он опять же начинал раскачиваться, самолет, видимо, думал, что он наконец-то на свободе, и даже на скорости 70 км/ч начали проскакивать признаки грядущего заноса. Пришлось ехать 60, а местами - и 50 км/ч. Это было еще большее издевательство, чем на Новорижском шоссе. Но тут хотя бы бодрили самосвалы, которые лихо меня обгоняли. Каждый раз я боялась, что они снесут горизонтальный стабилизатор, но нет, дядьки там были грамотные, я подвигалась чуть правее к обочине, они - чуть левее к своей обочине и всё было окей.
К моменту приезда на аэродром у меня было ощущение, что автопоезд длиной 10 метров - это слишком легко. Он же совсем небольшой! Кстати. Вот что-что, а именно длинный прицеп отлично развивает навык пространственной ориентации и привычки всегда знать обстановку вокруг на 360 градусов. Это и в обычной автомобильной жизни полезное умение, но с прицепом оно очень помогает выжить.
Ура, наконец-то приехали в пункт назначения! Привезли самолет домой!

На аэродроме, несмотря на то, что я отмотала за сутки километров 800 с прицепом, я устала и дико хотела спать, я всё же справилась с задачей парковки прицепа, а его надо было вписать на строго отведенное место. Кажется, в автошколе это называлось "подъезд прицепом к платформе". Внезапно вспомнила простое правило от инструктора - "если надо держать прицеп на прямолинейной траектории, то просто крути руль в сторону увода прицепа". На самом деле, во время всех этих маневров я реально с большой благодарностью вспомнила своего инструктора, который меня обучал категории Е. Столько лет прошло - а я просто села в тягач с прицепом, съездила, а по возвращении легко припарковала прицеп на место стоянки.
И снова - утро на аэродроме... Но теперь - другое, новое утро. Сутки безудержного приключения!


В прошлый раз они под предлогом "сгонять в Тамбов" сподвигли меня на попытку сделать из Кайрона самолет - от взлетания Кая остановило только то, что крылья мы положили на рейлинги вдоль, а не закрепили их поперек. Я думала, что после той поездки с "бутербродом" на крыше я познала в автомобильно-авиационной жизни почти все. Но нет. Мои друзья способны придумывать еще более классные варианты отдыха на выходных.
- А у тебя есть фаркоп на машине? - спросили они.
Мне бы задуматься, напрячься да отказаться сразу, но как же без приключений? Просто так такие друзья про фаркоп не спрашивают!
- Конечно, - ответила я.
- А что ты делаешь на выходных?
Вообще-то на выходных я планировала бегать. А бегать я люблю. Разве что-то может заставить меня отменить и перенести участие в беговом празднике?
- У нас есть самолет, прицеп, отличное настроение и конкретная цель.
- А у меня есть желание приключений и познания нового, а еще желание прокачаться в своем автомобильном навыке.
- Прекрасно! Тогда мы поладим.
В итоге, они попросили меня помочь с перевозкой самолета на прицепе. Пффф, ерунда какая, каждый день этим занимаюсь. Подумаешь, самолет. На прицепе. К автомобилю. Да постоянно на МКАДе таких людей вижу.
Конечно, я не могла отказаться. Мне же дадут самый настоящий прицеп.
читать дальшеИзначально мы хотели обернуться одним днем в два водителя, но что-то пошло не так, когда мы забрали документы на прицеп.
- У тебя очень озадаченное лицо.
- Да. Посмотри документ.
- Что это здесь? О. Ого. ОГО!
- Кажется, это чуть больше, чем обычный прицеп.
- 850 кг пустой, 2800 кг при полной снаряженной массе. Ты понимаешь, что это по-любому ЕкВ категория? Свыше 750 - это раз, а два - Кайрон плюс полностью снаряженный прицеп - получается автопоезд массой до 5 тонн.
- Ну до 2800 мы прицеп не догоним, самолет весит совсем чуть-чуть.
- Понимаю. Пойду почитаю ПДД. Штраф 5-15 тысяч рублей плюс штрафстоянка за управление без категории, а на владельца прицепа - 30 тысяч рублей за то, что дал его тебе. Ну ладно, придется вас спасать. С большим удовольствием поучаствую в этом безумстве!
Вот так мне наконец-то в жизни пригодились права категории ЕкВ. На самом деле, лайфхак для тех, кто не в курсе - если вы едете без этой категории, а с вами сидит пассажир с наличием этой категории, то на штрафстоянку вас увезти не удастся. Максимум - штраф. Хотя попасть на 5 тысяч - мало приятного, что уж говорить о 15...
В общем, не получилось у меня в ту субботу побегать. Ну, зато скилл вождения прокачала.
...В 6 утра мы приехали на аэродром в западной части Подмосковья и забрали прицеп.
- Вот это дура.
- Это не дура, это лошадь!
- Не лошадь, а прицеп. А сколько он в длину?
- 4,70.
- А самолет влезет?
- Ну максимум винт будет торчать... капот... и половина кабины.
- Повесим тряпочку.
Утро на аэродроме.
Автомобиль и самолет - две ипостаси одной сущности. Если любишь одно, вряд ли получится не любить другое. В них слишком много общего. Просто у самолета, в отличие от автомобиля, выросли две консоли крыла и пара рулей. Ну, и еще некоторые элементы. Но их суть, душа, смысл - они очень похожи. Просто один - для земли, а другой - для неба.
Распаковали прицеп из норки, состыковали с машиной. Получился реальный такой автопоезд длиной больше двух автомобилей.
Я села за руль, и мы поехали...
А ехать нам надо было под Владимир. Казалось бы, расстояние небольшое, несколько сотен километров, по факту - мы ехали 7 часов. Во-первых, мы объезжали Москву, утонувшую в пробках. Во-вторых - с прицепом нереально летать, как бы ты этого не хотел. Если же летать, то по приезду можно чего-нибудь не досчитаться - например, прицепа. Или непосредственно автомобиля.
Ехали мы по малой бетонке, потом выползли на Ярославское шоссе, оттуда ушли во Владимирскую область на город Александров, а оттуда - местными пьяными дорожками через Юрьев-Польский до Суздаля.
Одно могу сказать точно - я очень рада, что в свое время выучилась на эту категорию и мне попался довольно грамотный инструктор, который очень неплохо дал мне азы управления такой здоровенной телегой. Тогда я водила минивэн с прицепом-автодомом длиной метров 11. Сколько лет прошло - не сказать, что остались именно мышечные навыки, но самое главное - осталось понимание геометрии и механики движения, на базе которых я вполне уверенно прорулила весь этот путь =)
Из нюансов управления, которые я сразу для себя отметила.
Во-первых, у прицепа всё плохо с амортизацией =) Если сам Кайрон (это звучит гордо - тягач!) мягко переваливается через лежачие полицейские, легко летает по ямам, то с прицепом так не прокатит. Каждый полицейский, каждая яма, каждая неровность отдаются ударами и вибрацией на тягач. Я прямо чувствовала, как удар проходил по сцепке, передавался на фаркоп, на раму и на всего Кайрона. Может, Кайрон бы сам по себе это бы и пережил, но прицеп было безумно жалко - хоть он и большой, и тяжелый, но все-таки на маленьких колесиках и заточен под асфальт. Поэтому полицейских и переезды я проезжала, как настоящая, заправская фура - очень медленно и часто на первой передаче. Ждала, когда через препятствие перевалится прицеп и только потом ускорялась.
Во-вторых, на нем безумно интересно маневрировать. Мы по пути заехали перекусить, пришлось съезжать на парковку, наворачивать там круги, втискиваться в узкие проезды и находить место для парковки. Перед парковкой крайне важно подумать, КАК ТЫ ПОТОМ ОТТУДА БУДЕШЬ ВЫЕЗЖАТЬ. И если не знаешь, как, то туда парковаться не надо.
Кстати, люди вокруг крайне опрометчиво любят оставлять свои автомобили рядом с длинномером. Наверное, это вопрос того, что человек, паркуя свой автомобиль, редко думает о том, как будут выезжать оттуда остальные. А что уж говорить о длинномерах - многие просто даже не в курсе нюансов. Позже, под Юрьев-Польским, я удобно встала на парковку, точно прикинув, как оттуда выеду - не прошло и пяти минут, как слева от меня припарковался мужик, сломав весь мой изящный план, хотя места было завались, но он решил встать именно рядом со мной. А выезд вперед был сильно ограничен, мне пришлось брать большой радиус, а потом выпрямлять за собой прицеп. Благо, мужик сидел в машине, иначе я бы там застряла. Потому что до него дошел весь ужас ситуации только тогда, когда он понял, что я маневрирую прицепом сантиметрах в 10 от его кузова и СЕЙЧАС БУДУ СДАВАТЬ ЗАДНИМ ХОДОМ ЭТИ 10 САНТИМЕТРОВ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО МАНЕВРА! Так быстро улепетывающего с места парковки автомобиля я еще не видела =) На самом деле, спасибо ему, что подвинулся.
В-третьих, всегда нужно учитывать, что за тобой едут еще пять метров прицепного позитива. Причем что мне было очень удобно - колея прицепа шире Кайрона, поэтому в зеркала заднего вида я постоянно могла наблюдать колеса прицепа и за счет этого видеть и понимать, по какой он идет траектории и не допускаю ли я ошибок. Например, на трассе при крутом повороте дороги налево Кайроном лучше было прижаться к правому краю полосы, а при повороте направо - наоборот, к левому краю. Так прицеп оставался в пределах полосы (он достаточно широкий) и не вылетал никакими своими краями ни на встречку, ни на обочину.
В-четвертых, я в очередной раз слишком хорошо поняла водителей фур.
На Ярославском шоссе, прямом и с отличным асфальтом, я позволила себе полетать с прицепом на скорости 100-105 км/ч. И Кайрон, и прицеп шли, как влитые. Ну, потому что прицеп был пустой, что ему, в принципе, будет, если выставить его на прямую траекторию.
Кайрон ощущал, что сзади к нему пристыковали почти тонну железа. Не могу сказать, что он прям безумно потерял в динамике, нет. Тянул он всё так же отлично. Просто ощущалось, что в горки идет тяжелее, повышенную передачу лучше включать позже.
В районе Юрьев-Польского вспомнили, что где-то здесь продается потрясающий вкусный мед. Поэтому позволили себе зарулить в Мед Ополья, покататься там по парковке и закупить несколько банок вкусноты. Не, ну а что, всё равно едем мимо)))
- Что о нас подумают люди? Приехала машина с 5-метровым прицепом, припарковалась...
- Закупить ОЧЕНЬ МНОГО меда.
- Есть идея. Давай ровно в середину прицепа положим какого-нибудь маленького игрушечного медведя. Если спросят, скажем, что не влез в машину.
Тяжело далась дорога ближе к Суздалю. На ней был асфальт плохого качества - на одном Кайроне мне было бы по фигу. Но прицеп все эти выбоины и ямы переносил плохо, поэтому пришлось ползти со скоростью 40-70 км/ч.
Только 7 часов спустя с момента выезда мы приехали наконец-то на аэродром. А дальше мне пришлось проявить чудеса маневрирования задним ходом.
Я заехала в здоровенный ангар мордой. Подумали, прикинули - надо было заезжать задом. Мне пришлось выезжать задним ходом обратно, затем разворачиваться в условиях ограниченного пространства, а затем заезжать задним ходом в ангар под углом. Вот это была задачка! Но я отлично справилась, попав в ворота со второго раза и докатившись до самолета прицепом =)
Самое мозгосносящее при езде задним ходом с прицепом - если хочется сместить прицеп в ту или иную сторону, крутить руль нужно в противоположном направлении. И вот тут прям полное понимание механики движения прицепа нужно. Так, руль вправо, тягач поедет вправо, значит, прицеп поедет влево! А строго прямолинейно прицеп ездить не очень любит, поэтому корректировать его приходится постоянно =)
Когда Кайрона отстегнули от прицепа, я понеслась во Владимир купить чего-нибудь схомячить, а ребята остались грузить самолет на прицеп. Без прицепа я сполна оценила легкость, динамику и маневренность Кайрона. Обалдеть - если хочешь перестроиться, то просто ускоряешься и перестраиваешься, а не отслеживаешь, как бы не снести задним бортом какую-нибудь внезапно подвернувшуюся легковушку.
Когда я вернулась, самолет стоял на прицепе со снятыми крыльями.


Крылья мы так и не придумали, где и как разместить. Они оказались огроменными, под фюзеляж не помещались, на рейлинги Кайрона (как в прошлый раз) - это был бы перебор. Решили оставить крылья на следующий раз, их уже и на более мелком прицепе можно забрать. Тушка - это было основное.
Состыковали прицеп и тягач. Такой большой самолет и такой маленький Кайрон!
Хотя, впрочем, это с какого ракурса посмотреть.
Типичный вид из Кайрона в зеркало заднего вида. Постоянный контроль, что самолет никуда не сбежал и случайно не потерялся. Впрочем, улететь незаметным у него вряд ли бы получилось.
Обратно мы выехали около 9 часов вечера. На самом деле, я была против поездки в ночь, но ребятам было принципиально сделать всё сразу без ночевки. Не могу сказать, что я осталась в диком восторге от своего самочувствия, но ладно, мы же всегда идем на повышение градуса в вопросах совершенствования своих навыков - так и здесь, пустым прицепом порулила, теперь нужно рулить груженым. По темноте. С торчащим вбок горизонтальным стабилизатором.
Со стабом, кстати, нам тоже повезло в плане правил ПДД (но не в плане разборки самолета). У Пайпера закис руль направления, поэтому хвостовое оперение не удалось разобрать до конца. В итоге, сантиметров на 30 от прицепа вправо и влево торчали куски хвоста. По ПДД положено не больше 40 см. Всё бы ничего, но у нас и так телега широкая. Плюс еще по 30 сантиметров с каждой стороны - и это не от края борта, а от габаритных столбиков, которые стоят на самых дальних боковых точках прицепа =)
И вот с этой красотой я поехала обратно несколько сотен километров прокачивать свой водительский скилл.
Забегая вперед - прокачала, всё супер, до места выгрузки мы добрались без приключений.
С аэродрома мы сначала порулили в сторону Владимира, вышли на его объездную, а дальше по прямой трассе попилили в сторону Москвы. Я поначалу ехала аккуратно и проверяла, как ведет себя груженый прицеп, что происходит, что стало лучше, что стало хуже. По ощущениям, груженый прицеп стал сильно мягче, кочки отдавались в Кайрона меньше. Так что притормаживала, скорее, ради того, чтобы не поломать к чертям прицепное устройство и чтобы не сильно страдал самолет.
Ребята раскрепили эту махину на прицепе просто потрясающе, ничего не пришлось потом подтягивать или перематывать. Самолет стоял, как влитой.
Что касаемо ширины полосы, то вписываться в полосу прицеп почти перестал. Ехать нужно было строго посередине, в противном случае, стабилизатор мог торчать на соседнюю полосу. Всё бы ничего, но когда попадались ремонты, было грустно, потому что, как оказалось, ширина полос на ремонтных участках - величина непостоянная. Если бы не тот факт, что стаб находился на некоторой высоте над землей, несколько фонариков я бы определенно снесла =D
Что касаемо скорости, то всю дорогу мне пришлось держать скорость максимум 80 км/ч. Это самый-самый потолок. В среднем - 60-75 км/ч. На скорости свыше 80 км/ч прицеп начинало мелко-мелко раскачивать в стороны (как ритмический занос, но с более частыми качками). Когда я случайно разогналась больше 80 и почувствовала эти качания прицепа, жутко перепугалась, живо представив себе, как мы сейчас красиво улетаем через все полосы и переворачиваем сначала самолет, а следом - Кайрона. Сброс скорости решил проблему, так что в дальнейшем 79 км/ч были моим потолком.
Причем штурман этих качаний даже не почувствовал. Чего ты, говорит, материшься. Да не, говорю, я чуть прицеп только что не перевернула. А, отвечает спокойный штурман, ну бывает.
А вот владелец самолета, который ехал следом, очень хорошо эти качания увидел. Позже мы с ним это обсудили на заправке.
- Думаю, тут просто вопрос скорости.
- А я склонен считать, что это хвостовое оперение и тот факт, что самолет заднестоечный. На взлетах его так же раскачивает.
- Как ритмический занос, но мелко-мелко?
- Да.
- Докатились, тягач разгоняется - а взлетает самолет!
Кажется, есть свои хитрости в перевозке самолета с хвостовым оперением. Что же было бы, если бы мы оставили винт? А если бы не сняли руль высоты? Про крылья даже не говорю =)
Выражение морды самолета - то ли "спасите, они меня увозят", то ли "йииихаааа, меня катают на полной скорости!".
Только глядя на эту фотографию, я понимаю, что с центровкой самолета на прицепе мы все-таки слегка накосячили. Но разместить его каким-либо другим образом не представлялось возможным.
На торчащем в обе стороны стабе очень не хватало аэронавигационных огней, чтобы в темноте понимать его габариты. Решили вопрос белой изолентой - она неплохо отражала свет и я четко видела, где у меня боковые интервалы.
Конечно, несмотря на то, что вскоре стемнело, внимание на дороге к нам было обеспечено. На светофорах другие машины, хотя могли проехать вперед, останавливались на красный свет вровень с прицепом и долго рассматривали фюзеляж. Обычная картина: стою на светофоре я, слева от меня - одна любопытная машина вровень с прицепом, справа - другая такая же, а за ними их подпирают следующие, как будто выдают немое восклицание "эй, эй, давай проедь вперед, я тоже хочу рассмотреть!".
Очень часто мы таким макаром, сами того не желая, устраивали на левой полосе трассы пробку. Ну, я-то ехала свои 70 км/ч в правом ряду. Пилю себе и пилю. Пилю и пилю. Охреневаю - хочется разогнаться, а нельзя. Слева проносятся все - Газели, фуры, легковушки, кроссоверы. ВСЕ. И вот, одна легковушка на левой полосе притормаживает и долгое время едет вровень с прицепом - смотрит. Любуется. За ней тут же собирается хвост из остальной кучи автомобилей. И никто, НИКТО не бибикает и не моргает фарами =)
Один автомобиль проявил по отношению к нам более яркие эмоции, не смог сдержаться))) Проносясь мимо, весело побибикал и несколько раз мигнул аварийкой (предварительно так же притормозив и рассмотрев самолет подробнее).
Не могу сказать, что перестроения давались тяжело, да нет. Просто нужно было подождать, пока в автомобилях будет более продолжительный "разрыв". А в пробках - главное было воткнуть тягач, а дальше уже следом втолкать и прицеп. Впрочем, очень многие понимали и притормаживали, чтобы пропустить.
В основном, чувствовала свое родство с фурами. Вообще, чтобы лучше понимать других участников движения всех сортов и видов, ей-богу, нужно в этой жизни порулить и легковушкой, и мотоциклом, и автобусом. Ну, или хотя бы приближенными к ним агрегатами)))
Что касаемо Кайрона, то никаких проблем в плане тяги и динамики с ним опять же не возникло. Да, сзади прицеп массой свыше тонны. Да, на подъемах тяжелее. Да, разгон чуть медленнее (а нужен ли быстрее?). Но, в целом, всё супер. Опять поражаюсь дизельным повадкам. Есть сзади тонна, нет сзади тонны - да по фигу)))
Небольшая проблема возникла с фарами - по всей видимости, из-за развесовки (морда самолета тяжелее хвоста) прицеп стремился опуститься дальним краем вниз, это немного выбирало ход подвески, из-за чего корма Кайрона слегка приподнималась просто за счет хода подвески, а морда, соответственно, смотрела ниже. Так что фары не могу сказать, что светили офигенно. Один раз я из-за этого чуть не влетела в хитрый ремонтный столбик, который поставили на дороге и никак не обозначили, но я каким-то образом проинтуичила именно в тот момент на пару секунд включить дальний свет и проверить, нет ли там какой фигни. Фигня оказалась, плавно объехала =)
Что касаемо развесовки, то я, конечно, опасалась заносов. Но чтобы хоть как-то сместить центровку ближе к корме тягача, ребята мило воткнули на прицеп канистры с водой и топливом. Реально, с ними прицеп шел за машиной лучше.
Глубокой ночью прилетела на МКАД и поползла по правой полосе со скоростью 70-75 км/ч. На МКАДе хотя бы было весело - мимо носились фуры и это придавало сил и бодрости. Но потом я съехала на Новорижское шоссе и это оказался самый дрянной участок за всю дорогу. Время - под утро. Трасса - пустая. Ограничение - 110 км/ч. Асфальт - идеальный. И ты едешь, черт воозьми, 70 км/ч по крайней правой полосе по этому четырехполосному шоссе и не можешь ускориться. Потому что нельзя. Потому что сзади прицеп с самолетом. Более скучного занятия я не могу даже придумать.
Дорога непосредственно до аэродрома была волнистой, асфальт как бы состоял из огромных прогалин то справа, то слева. Соответственно, прицеп так же заезжал в них то правой стороной, то левой - из-за этого он опять же начинал раскачиваться, самолет, видимо, думал, что он наконец-то на свободе, и даже на скорости 70 км/ч начали проскакивать признаки грядущего заноса. Пришлось ехать 60, а местами - и 50 км/ч. Это было еще большее издевательство, чем на Новорижском шоссе. Но тут хотя бы бодрили самосвалы, которые лихо меня обгоняли. Каждый раз я боялась, что они снесут горизонтальный стабилизатор, но нет, дядьки там были грамотные, я подвигалась чуть правее к обочине, они - чуть левее к своей обочине и всё было окей.
К моменту приезда на аэродром у меня было ощущение, что автопоезд длиной 10 метров - это слишком легко. Он же совсем небольшой! Кстати. Вот что-что, а именно длинный прицеп отлично развивает навык пространственной ориентации и привычки всегда знать обстановку вокруг на 360 градусов. Это и в обычной автомобильной жизни полезное умение, но с прицепом оно очень помогает выжить.
Ура, наконец-то приехали в пункт назначения! Привезли самолет домой!
На аэродроме, несмотря на то, что я отмотала за сутки километров 800 с прицепом, я устала и дико хотела спать, я всё же справилась с задачей парковки прицепа, а его надо было вписать на строго отведенное место. Кажется, в автошколе это называлось "подъезд прицепом к платформе". Внезапно вспомнила простое правило от инструктора - "если надо держать прицеп на прямолинейной траектории, то просто крути руль в сторону увода прицепа". На самом деле, во время всех этих маневров я реально с большой благодарностью вспомнила своего инструктора, который меня обучал категории Е. Столько лет прошло - а я просто села в тягач с прицепом, съездила, а по возвращении легко припарковала прицеп на место стоянки.
И снова - утро на аэродроме... Но теперь - другое, новое утро. Сутки безудержного приключения!

@темы: Небо. Самолет. Девушка., УАЗ дубль 3: made in Korea, всякие внезапные мероприятия
Я б тоже притормаживал на посмотреть )
на самом деле, я бы и сама притормаживала бы)))
закисло очень сильно