Уходя гасите всех (с) надпись на выходе из тира
День 3-й.
Утро. Мы снова отправляемся за впечатлениями. Вчера был город, а сегодня нас ждет природа.
Кайрон прогревается и стремится скорее в путь. На фоне гостиница, где мы жили. Снаружи выглядит не очень впечатляюще, но внутри все окей.

читать дальшеСегодняшний день мы решили посвятить природе, ведь во впечатлениях должен быть баланс: заброшки прерываются осмотром городов, знакомство с музеями переходит в знакомство с природными картинами.
На территории Мордовии расположен Мордовский заповедник, его основная территория находится в районе города Темников (с северной оконечности заповедника находится Саров, Нижегородская область). У заповедника есть филиал - национальный парк Смольный. Вот в этот нац.парк мы и направились, так как он был ближе к Саранску. Мордовский заповедник мне бы тоже хотелось посетить, но его придется отложить на следующий раз. За 4 дня всего не успеть.
От Саранска до нац.парка Смольный ехать около часа на север от города мимо населенных пунктов Ромоданово, Ичалки. Визит-центр нац.парка находится в одноименном поселке - Смольный.
В тот день погода сильно испортилась, МЧС Мордовии даже прислали смс-ку о порывах ветра до 18 м/с. Оно и было видно: на трассе Кайрона иногда сдувало, а иногда мотыляло. С учетом того, что вокруг были поля, ветер особенно рьяно и с огромным наслаждением нападал на автомобилистов. До кучи накрапывал дождь, то усиливаясь, то сходя на нет. На небе повисли хмурые тучи, выкрутив яркость желтых окружающих пейзажей на минимум.
Здесь хочется сделать отступление по теме стиля вождения в Мордовии. Вот стиль вождения, в отличие от города, мне не понравился.
Мне очень понравилось спокойствие Ухты, там водители не торопились, никуда не спешили и рулить было очень комфортно. В Дагестане был совершенно жуткий стиль вождения, я рассказывала об этом в своем отчете про Дагестан, но при всем творящемся там автомобильном хаосе мне быстро стало это привычным и я чувствовала себя комфортно. В Дагестане все творят, что попало, но при этом четко следуют правилам выживания. В Мордовии многие водители почему-то творят дичь, вообще не думая о последствиях. Быстрые скорости, обгоны через сплошные, выход в лоб фурам - всё это я наблюдала регулярно. Апогеем стала жуткая авария на трассе, когда мы возвращались из нац.парка, видели последствия: две машины, видимо, столкнулись на встречной полосе, одна лежала в кювете, работали не только полицейские, но и спасатели. При этом на дорогах полным-полно цветов и венков, такой концентрации памятников по обочинам я давно не встречала. Глядя на стиль вождения здешних водителей, я понимаю, почему эти аварии происходят в таких количествах.
При этом трассы в Мордовии очень хорошие, асфальт везде замечательный, на нашем маршруте мы не встретили разбитых участков. Одновременно вокруг большая видимость благодаря полям, трассы часто просматриваются на много сотен метров вперед. Это, видимо, и заставляет разгоняться до больших скоростей. Но подлянка в том, что местность холмистая, и часто встречку не видно банально за перегибом дороги.
Водители, берегите себя, пожалуйста. А то мне регулярно приходилось притормаживать и уходить в сторону, чтобы не впилиться в очередное чудо на встречной полосе. Еще чаще - притормаживать на тот случай, если это же чудо въедет во встречный грузовик и начнет отлетать куда-нибудь в мою машину.
Ладно, это было отступление по части дорог и автомобилей. Мы же приехали к нац.парку и нашли в поселке Смольном его визит-центр. Промахнуться мимо него сложно, стоят указатели.
В визит-центре нас встретила одинокая девушка-сотрудница. За окном продолжала твориться непогода. Да уж, кто же поедет сюда гулять в такую осеннюю пору. Девушка нам так обрадовалась, что сходу вывалила на меня кучу информации о нац.парке, так что я мгновенно запуталась, что, чего и куда. Для местных, как я поняла, посещение экотроп бесплатное, для гостей региона нужно получить разрешение (билетик), стоимость которого - 70 рублей с человека. Недалеко от визит-центра есть музей (природы?), но в тот день он был закрыт. В самом визит-центре есть интерактивная выставка, она работала, но мы не пошли. В парке сейчас работает одна экотропа, вторая на реконструкции. Купили билетики, после чего девушка рассказала, как и где найти вход на экотропу (на автомобиле нужно проехать сильно дальше визит-центра).
Рядом с визит-центром расположен детский экопарк. В связи с плохой погодой там никого не было - отличное время для того, чтобы перестать прикидываться взрослым.
Экопарк классно сделан, находится в красивом месте. Для детей и вправду раздолье. На заднем плане - как раз здание визит-центра.

Для детей тут куча всего.


От визит-центра по схеме, сфотографированной у сотрудницы, доехали до экотропы. Приятная асфальтовая дорожка шла вдоль соснового леса, периодически между деревьев мелькали домики, то ли уже действующие гостевые дома, то ли строящиеся. После одного из поворотов дорога подпортилась, но не критично. Вход на экотропу нашли не с первого раза, проскочив сначала мимо и уехав дальше. Вернулись, еще раз сверили схему из визит-центра с навигатором, покружили на местности и выехали ровно к нужной стоянке.

Начало экотропы. Она не очень протяженная, 1-2 километра в одну сторону, но мы шли неспешно, наслаждаясь осенним сосновым лесом.

Периодически накрапывал дождик, но в ливень он не переходил, за что погоде большое спасибо. На тропе мы были совершенно одни. Сильно позже, когда мы собирались уезжать, приехала еще одна местная машина. И всё, больше ни души не встретили.
Экотропа сделана в тематическом стиле, чтобы не просто гулять по лесу, а культурно и спортивно просвещаться. И вот опять Мордовия в своем репертуаре - делает ставку на культуру, духовную и физическую. На маршруте тропы расставлены плакаты с небольшими пояснениями по части местной фауны, а так же описанием простых физкультурных комплексов упражнений на развитие различных физических качеств. Рядом с плакатами стоят соответствующие турники или лавочки, всё можно сразу выполнить. Может быть, для кого-то, кто раньше физкультурой не занимался, это потом станет привычкой по жизни. Я-то фанат физкультуры и немного спорта (в разумных количествах, а то не весь спорт одинаково полезен) и выступаю всячески "за" любые аккуратные включения здорового образа жизни.

Один из плакатов экотропы вблизи.

Из всех типов леса больше всего обожаю сосновый.

Схема нац.парка. Красные квадраты - заповедная зона, желтые - особо охраняемая, зеленые - рекреационная. Мы прошлись по маааленькому-маленькому кусочку этой огромной территории.

Несколько фотографий тропы. Если хочется красивой природы, но не знаешь, куда поехать, - езжай в нац.парк. Никогда не ошибешься.



В конце экотропы нас ждала полянка с небольшим бревенчатым домиком. Как раз усилился дождь, переждали его внутри избушки, вкусно пахнущей деревом.
То ли реальность, то ли картина художника. Вид изнутри домика.

Чуть дальше полянки обнаружился невысокий холм с видом на излучину речки.

Такой мини-формат крутых высоких обрывов. Мини-копия, как скульптуры в краеведческом музее Саранска. А здесь - я бы предположила, что это копия высоких берегов заповедника на северной оконечности Рыбинского водохранилища в Ярославской и Вологодской областях. Там были подобные пейзажи, но более масштабные.

На обратном пути я присматривалась ко всяким мелким объектам природы. Осенью тоже можно найти много всего яркого. Так смотришь - общий однотонный пейзаж. Присматриваешься - да нет же, везде буйство красок и детали, которые любого заставят превратиться в художника. В этом я впервые убедилась тоже в одном заповеднике, расположенном в Тверской области, где я гуляла по заповедному болоту.




От экотропы прогулялись к увиденному издали мосту, стоящему где-то посреди поля. Как я выяснила позже, сверившись с картой, мост перекинут через реку Алатырь и ведет в деревню Новые Ичалки. Мост расположен за территорией нац.парка, здесь же находится санаторий Алатырь. В тот день он выглядел таким же тихим, как и весь мир вокруг, хотя машины на парковке стояли.
А мост оказался очень интересным. Он подвесной.

Явно советское сооружение, судя по монументальности постройки. Опоры тросов залиты в бетон.

А по бокам от моста на обоих берегах стоят вот такие здоровенные пупыри, за которые тоже цепляются тросы.

У меня возник закономерный вопрос, что же происходит с этой маленькой тихой речкой по весне, раз тут поставили настолько мощные опоры.
С моста открылись лирические осенние виды на реку и берега.


Позже я пыталась найти в интернете какую-нибудь информацию про этот мост - тщетно. Нашла только датированную 2001 годом статью о том, что мост находится в аварийном состоянии и один неравнодушный житель деревни пытается добиться ремонта и реконструкции. Сам мост предположительно был построен в 1980-х годах. Река по весне и вправду нехило поднимается, на 8 метров.

Если мост попытаться пошатать, он действительно ходит ходуном. Вопрос к состоянию тросов.

Удивило, что в такой глуши - такая монументальная конструкция.
На соседнем берегу - поля. Деревня в стороне.

Когда внимательнее рассмотрели реку, обнаружили, что мост и вправду немного аварийный. Видно, что река постепенно размывает берег, подбираясь к опорам моста. Но пока что он стоит, гений конструкторской и инженерной мысли среди гения природы.
Прогулка заняла много времени, погода снова начала портиться, так что поспешили вернуться к Кайрону и взяли курс обратно на Саранск. Проехали той же дорогой, на которой автомобили продолжало сдувать, вернулись в столицу Мордовии. Заехали в центр в магазин, опять полюбовались улицами и зданиями, порадовались возможности везде без проблем припарковаться. Определенно, Саранск - замечательный город.
Когда мы вернулись в гостиницу, дождь зарядил с бешеной силой, рванул с неба безудержным потоком. Но мы к тому моменту были в теплом и уютном номере.
Утро. Мы снова отправляемся за впечатлениями. Вчера был город, а сегодня нас ждет природа.
Кайрон прогревается и стремится скорее в путь. На фоне гостиница, где мы жили. Снаружи выглядит не очень впечатляюще, но внутри все окей.
читать дальшеСегодняшний день мы решили посвятить природе, ведь во впечатлениях должен быть баланс: заброшки прерываются осмотром городов, знакомство с музеями переходит в знакомство с природными картинами.
На территории Мордовии расположен Мордовский заповедник, его основная территория находится в районе города Темников (с северной оконечности заповедника находится Саров, Нижегородская область). У заповедника есть филиал - национальный парк Смольный. Вот в этот нац.парк мы и направились, так как он был ближе к Саранску. Мордовский заповедник мне бы тоже хотелось посетить, но его придется отложить на следующий раз. За 4 дня всего не успеть.
От Саранска до нац.парка Смольный ехать около часа на север от города мимо населенных пунктов Ромоданово, Ичалки. Визит-центр нац.парка находится в одноименном поселке - Смольный.
В тот день погода сильно испортилась, МЧС Мордовии даже прислали смс-ку о порывах ветра до 18 м/с. Оно и было видно: на трассе Кайрона иногда сдувало, а иногда мотыляло. С учетом того, что вокруг были поля, ветер особенно рьяно и с огромным наслаждением нападал на автомобилистов. До кучи накрапывал дождь, то усиливаясь, то сходя на нет. На небе повисли хмурые тучи, выкрутив яркость желтых окружающих пейзажей на минимум.
Здесь хочется сделать отступление по теме стиля вождения в Мордовии. Вот стиль вождения, в отличие от города, мне не понравился.
Мне очень понравилось спокойствие Ухты, там водители не торопились, никуда не спешили и рулить было очень комфортно. В Дагестане был совершенно жуткий стиль вождения, я рассказывала об этом в своем отчете про Дагестан, но при всем творящемся там автомобильном хаосе мне быстро стало это привычным и я чувствовала себя комфортно. В Дагестане все творят, что попало, но при этом четко следуют правилам выживания. В Мордовии многие водители почему-то творят дичь, вообще не думая о последствиях. Быстрые скорости, обгоны через сплошные, выход в лоб фурам - всё это я наблюдала регулярно. Апогеем стала жуткая авария на трассе, когда мы возвращались из нац.парка, видели последствия: две машины, видимо, столкнулись на встречной полосе, одна лежала в кювете, работали не только полицейские, но и спасатели. При этом на дорогах полным-полно цветов и венков, такой концентрации памятников по обочинам я давно не встречала. Глядя на стиль вождения здешних водителей, я понимаю, почему эти аварии происходят в таких количествах.
При этом трассы в Мордовии очень хорошие, асфальт везде замечательный, на нашем маршруте мы не встретили разбитых участков. Одновременно вокруг большая видимость благодаря полям, трассы часто просматриваются на много сотен метров вперед. Это, видимо, и заставляет разгоняться до больших скоростей. Но подлянка в том, что местность холмистая, и часто встречку не видно банально за перегибом дороги.
Водители, берегите себя, пожалуйста. А то мне регулярно приходилось притормаживать и уходить в сторону, чтобы не впилиться в очередное чудо на встречной полосе. Еще чаще - притормаживать на тот случай, если это же чудо въедет во встречный грузовик и начнет отлетать куда-нибудь в мою машину.
Ладно, это было отступление по части дорог и автомобилей. Мы же приехали к нац.парку и нашли в поселке Смольном его визит-центр. Промахнуться мимо него сложно, стоят указатели.
В визит-центре нас встретила одинокая девушка-сотрудница. За окном продолжала твориться непогода. Да уж, кто же поедет сюда гулять в такую осеннюю пору. Девушка нам так обрадовалась, что сходу вывалила на меня кучу информации о нац.парке, так что я мгновенно запуталась, что, чего и куда. Для местных, как я поняла, посещение экотроп бесплатное, для гостей региона нужно получить разрешение (билетик), стоимость которого - 70 рублей с человека. Недалеко от визит-центра есть музей (природы?), но в тот день он был закрыт. В самом визит-центре есть интерактивная выставка, она работала, но мы не пошли. В парке сейчас работает одна экотропа, вторая на реконструкции. Купили билетики, после чего девушка рассказала, как и где найти вход на экотропу (на автомобиле нужно проехать сильно дальше визит-центра).
Рядом с визит-центром расположен детский экопарк. В связи с плохой погодой там никого не было - отличное время для того, чтобы перестать прикидываться взрослым.
Экопарк классно сделан, находится в красивом месте. Для детей и вправду раздолье. На заднем плане - как раз здание визит-центра.
Для детей тут куча всего.
От визит-центра по схеме, сфотографированной у сотрудницы, доехали до экотропы. Приятная асфальтовая дорожка шла вдоль соснового леса, периодически между деревьев мелькали домики, то ли уже действующие гостевые дома, то ли строящиеся. После одного из поворотов дорога подпортилась, но не критично. Вход на экотропу нашли не с первого раза, проскочив сначала мимо и уехав дальше. Вернулись, еще раз сверили схему из визит-центра с навигатором, покружили на местности и выехали ровно к нужной стоянке.
Начало экотропы. Она не очень протяженная, 1-2 километра в одну сторону, но мы шли неспешно, наслаждаясь осенним сосновым лесом.
Периодически накрапывал дождик, но в ливень он не переходил, за что погоде большое спасибо. На тропе мы были совершенно одни. Сильно позже, когда мы собирались уезжать, приехала еще одна местная машина. И всё, больше ни души не встретили.
Экотропа сделана в тематическом стиле, чтобы не просто гулять по лесу, а культурно и спортивно просвещаться. И вот опять Мордовия в своем репертуаре - делает ставку на культуру, духовную и физическую. На маршруте тропы расставлены плакаты с небольшими пояснениями по части местной фауны, а так же описанием простых физкультурных комплексов упражнений на развитие различных физических качеств. Рядом с плакатами стоят соответствующие турники или лавочки, всё можно сразу выполнить. Может быть, для кого-то, кто раньше физкультурой не занимался, это потом станет привычкой по жизни. Я-то фанат физкультуры и немного спорта (в разумных количествах, а то не весь спорт одинаково полезен) и выступаю всячески "за" любые аккуратные включения здорового образа жизни.
Один из плакатов экотропы вблизи.
Из всех типов леса больше всего обожаю сосновый.
Схема нац.парка. Красные квадраты - заповедная зона, желтые - особо охраняемая, зеленые - рекреационная. Мы прошлись по маааленькому-маленькому кусочку этой огромной территории.
Несколько фотографий тропы. Если хочется красивой природы, но не знаешь, куда поехать, - езжай в нац.парк. Никогда не ошибешься.
В конце экотропы нас ждала полянка с небольшим бревенчатым домиком. Как раз усилился дождь, переждали его внутри избушки, вкусно пахнущей деревом.
То ли реальность, то ли картина художника. Вид изнутри домика.
Чуть дальше полянки обнаружился невысокий холм с видом на излучину речки.
Такой мини-формат крутых высоких обрывов. Мини-копия, как скульптуры в краеведческом музее Саранска. А здесь - я бы предположила, что это копия высоких берегов заповедника на северной оконечности Рыбинского водохранилища в Ярославской и Вологодской областях. Там были подобные пейзажи, но более масштабные.
На обратном пути я присматривалась ко всяким мелким объектам природы. Осенью тоже можно найти много всего яркого. Так смотришь - общий однотонный пейзаж. Присматриваешься - да нет же, везде буйство красок и детали, которые любого заставят превратиться в художника. В этом я впервые убедилась тоже в одном заповеднике, расположенном в Тверской области, где я гуляла по заповедному болоту.
От экотропы прогулялись к увиденному издали мосту, стоящему где-то посреди поля. Как я выяснила позже, сверившись с картой, мост перекинут через реку Алатырь и ведет в деревню Новые Ичалки. Мост расположен за территорией нац.парка, здесь же находится санаторий Алатырь. В тот день он выглядел таким же тихим, как и весь мир вокруг, хотя машины на парковке стояли.
А мост оказался очень интересным. Он подвесной.
Явно советское сооружение, судя по монументальности постройки. Опоры тросов залиты в бетон.
А по бокам от моста на обоих берегах стоят вот такие здоровенные пупыри, за которые тоже цепляются тросы.
У меня возник закономерный вопрос, что же происходит с этой маленькой тихой речкой по весне, раз тут поставили настолько мощные опоры.
С моста открылись лирические осенние виды на реку и берега.
Позже я пыталась найти в интернете какую-нибудь информацию про этот мост - тщетно. Нашла только датированную 2001 годом статью о том, что мост находится в аварийном состоянии и один неравнодушный житель деревни пытается добиться ремонта и реконструкции. Сам мост предположительно был построен в 1980-х годах. Река по весне и вправду нехило поднимается, на 8 метров.
Если мост попытаться пошатать, он действительно ходит ходуном. Вопрос к состоянию тросов.
Удивило, что в такой глуши - такая монументальная конструкция.
На соседнем берегу - поля. Деревня в стороне.
Когда внимательнее рассмотрели реку, обнаружили, что мост и вправду немного аварийный. Видно, что река постепенно размывает берег, подбираясь к опорам моста. Но пока что он стоит, гений конструкторской и инженерной мысли среди гения природы.
Прогулка заняла много времени, погода снова начала портиться, так что поспешили вернуться к Кайрону и взяли курс обратно на Саранск. Проехали той же дорогой, на которой автомобили продолжало сдувать, вернулись в столицу Мордовии. Заехали в центр в магазин, опять полюбовались улицами и зданиями, порадовались возможности везде без проблем припарковаться. Определенно, Саранск - замечательный город.
Когда мы вернулись в гостиницу, дождь зарядил с бешеной силой, рванул с неба безудержным потоком. Но мы к тому моменту были в теплом и уютном номере.