Человек с телефоном стоял возле моего Кайрона и задавал мне, казалось бы, стандартные вопросы.
- А ошибка 4wd check не мучает? - спрашивал человек, задумчиво бегая пальцем по экрану своего смартфона.
- Иногда вылазит при попытке включить полный привод, но не критично, - отвечала я.
- Датчик нейтрали мозг клевал?
- Конечно, как и у всех, порою залипает.
- О! А что делала с топливной примерно 10-15 тыс. км назад?
- Оп-па! Откуда ты знаешь? - вот тут я удивилась, более подозрительно начав смотреть на человека с телефоном, который стоял рядом с моим Кайроном.
Это был Рома Вахмурка

Да, я теперь тоже... эта... думала, подождать до весны, но чип-тюнинг двигателя, особо меня не спрашивая, сам напал на мою машину, и теперь мне приходится с этим жить =)
Вахмурка пригласил меня на тестирование самой новой версии прошивки для дизельных Кайронов с МКПП, созданную по многочисленным просьбам и идеям других кайроноводов. Я согласилась и после ТО 59 000, выехав из бокса "Боми-Моторс", направила колёса своего солярочного кота прямиком к великому мастеру.
В первую очередь, Роман изучил техническую исправность моего Кайрона, обратил моё внимание на турбину, издающую странные свистяще-шипящие звуки, и на маховик, из-за которого в педаль отдаются вибрации. Я сначала приуныла, решив, что это первые признаки смерти что одной, что второй запчасти (а стоят они не дёшево), однако потом поняла, что паниковать рано. Когда развалятся - тогда развалятся. А вибрации маховика - это вообще почти у всех. Так что чёрт с ними. Пусть турбина шипит, а маховик вибрирует, а я пока буду ездить.
Дальше Рома предстал передо мной в образе настоящего волшебника: воткнув в диагностическую колодку какую-то приблуду без проводов, он стал задумчиво смотреть на экран своего смартфона и задавать мне вопросы про машину. Сначала я понять не могла, как он это делает, потом до меня дошло, что телефон общается с Кайроном по блютузу. Ох уж эти современные технологии. Но момент был красив: магия в действии!
В процессе изучения мозгов автомобиля Рома меня обескуражил, что пробег машины, скорее всего, скрученный, т.к. бывший владелец снимал приборную панель, однако потом мы с ним обсудили параметр mdp, цифры этого параметра и сделали другой вывод - ни фига, не скрученный. Честный, как на одометре.
Роман протестировал топливную - приятно было услышать слова "состояние, как у новой, отлично!". Свеженабираемый машиной mpd имел ровненькие цифры 90 по каждой форсунке, а тест на давление показал положенные 1600 бар.
Тест на давление был самым волшебным, Рома меня предупредил, что сейчас машина начнёт издавать страшные звуки. Учитывая отсутствие провода от колодки к телефону Ромы, сложилось ощущение, что он управляет оборотами автомобиля при помощи жестов: по магическому мановению пальца на экране Кайрон резко поднимал обороты куда-то к красной зоне, затем скидывал их и начинал звонко стрекотать.
читать дальшеКроме того, я узнала, что режим "Доместик", который якобы включал на моём Кайроне бывший владелец, на самом деле, не включён. Включили его только по кассовым чекам, а по факту - ни фига. Снова привет, "Ньюпроксима"!
Убедившись, что автомобиль полностью исправен, Вахмурка перешёл к следующей части своих чародейских взаимодействий - теперь они были более понятны, потому что к диагностической колодке наконец-то протянулись провода от ноутбука. Я пересела на пассажирское сиденье, очутившись в новом и необычном для себя мире - не привыкла в своей машине сидеть справа))) Рома залил в мозги ту самую новую версию, которую планировалось протестировать.
Дальше Рома катался за рулём, разговаривая сам с собой, произнося задумчивые комментарии, половину из которых я не понимала, очень хотела спросить, что они значат, но стеснялась и молчала, не желая нарушать вдумчивое осознание Ромой сути того детища, которое он создал. Рома, в основном, был недоволен. Погоняв машину в разных режимах, пустив её пару раз в занос на поворотах, раскрутив двигатель и проверив низы, он вынес вердикт:
- Нет, эту прошивку не увидит никто! Она настолько ужасна, что мне стыдно даже на тест её кому-либо отдавать. Удалю и сотру со всех носителей, чтобы в мироздании и следа от неё не осталось!
Я даже не рискнула спросить, какие ужасы пережил сейчас Рома, раз решил поступить столь кардинально =)
Поэтому, даже не пустив меня за руль, Вахмурка залил свою испробованную, протестированную и надёжную прошивку для дизельных Кайронов с МКПП версии 3.9.9. Ещё немного покатался сам. На его лице заиграла добрая улыбка человека, который сполна наслаждается своим действительно качественным и завершённым творением. А ещё эта улыбка настигает всех тех людей, которые ездят на АКПП, а потом попадают за руль машины с МКПП и могут в более чётком и отработанном заносе войти в очередной поворот. Вот она, тоска по ручке под правой рукой!
Затем за рулём своей же машины покаталась я. Сначала я не особо что-то поняла. Кажется, многое изменилось. Но что? Отклик на педаль? Шум двигателя? Плавность разгона?
- Низы! - вдруг дошло до меня. - Он тянет с низов, совершенно точно тянет!
Сделав пару кругов, мы ещё немного пообщались с Романом, после чего я уехала домой, прислушиваясь к своему фактически новому автомобилю.
Основная особенность жизнедеятельности моего организма - я флегматик. Поэтому долго соображаю и долго воспринимаю. Это нормально. Это просто такой темперамент.
Посему сразу резкого "вау!" у меня не возникло. Всё оказалось намного круче и интереснее. Кайрон стал как бы "раскрываться" постепенно, принося что-то новое и хорошее при каждой очередной поездке. В итоге, у меня возникло перманентное состояние непрекращающегося восторга. Прошёл день, два, одна неделя, следующая... а я продолжаю всё так же улыбаться и кайфовать от того, как стал работать двигатель Кайрона.
Хотя Рома мне обещал, что я, как полагается, за пару недель привыкну и, наоборот, начну, как и все, бурчать, что вот, мол, здесь что-то не нравится, здесь недостаточно тянет, да и вообще что-то расход большой...
Но, кажется, в этом Рома всё-таки ошибся. Состояние восторга никак не хочет идти на спад.
А теперь давайте о конкретике.
Первое, что хочу сказать, - Роман и вправду мастер своего дела. Он создал уникальную авторскую прошивку, направленную не только на улучшение динамических характеристик двигателя, но и, как мне кажется, на его сохранение. Раньше слово "чип-тюнинг" меня жутко пугало: мне сразу представлялось, что после "прошивки мозгов" я получу неуправляемый болид, срывающийся в занос при каждом удобном случае, а количество новых лошадей, набежавших под капот, резко сократит ресурс автомобильного сердца. Как я ошибалась! Роман в своей прошивке продумал абсолютно всё: и как динамику улучшить, и как ресурс сберечь, и даже учёл живучесть сцепления - он честно признался, что мощность двигателя можно поднять ещё, но тогда в расход уйдёт сцепление. Вот такое чувство баланса у человека. И это здорово!
Так вот. Страшное слово "чип-тюнинг". Неуправляемого болида я не получила. Рычащего несколькими сотнями коней агрегата, пуляющего вперёд от дуновения на педаль газа, - тоже. Я получила уверенный, плавный и очень правильный Кайрон. Кай стал ровно таким, каким он и должен быть. Чувство педали газа совершенно чёткое - очень хорошо ощущается, где предел, после которого машина может легко улететь.
Фантастика! Вахмурка, спасибо тебе! 
Но давайте всё-таки про конкретику.
Мне кажется, что всех возможностей и особенностей новой прошивки я ещё не оценила и не обнаружила в связи с тем, что на улице зима, снег, гололёд и я не рву тапку - в моём мозгу включён стандартный зимний режим движения по дорогам. Тем не менее, за прошедшее время эксплуатации Кайрона с совершенно новой начинкой мозгов я с наслаждением обнаружила следующие приятные вещи:
- изменился алгоритм прогрева и работы двигателя на холостых оборотах. Раньше холостые обороты при пуске мотора в холод закидывались далеко за тысячу и падали по мере прогрева до 768. При этом почти постоянно присутствовало "плавание" оборотов при их скидывании. С прошивкой алгоритм стал приятнее: за 1000 обороты закидываются только в том случае, если температура ОЖ минусовая. На -3 градусах ОЖ обороты составляют 1088. Когда температура ОЖ становится +6 градусов, обороты падают ниже 1000. До полного прогрева двигателя они держатся на цифре 800 и только потом становятся 768. "Плавание" оборотов при скидывании осталось, однако его стало намного меньше, проходит оно быстрее, а временами и вовсе отсутствует. Вилка "плавания" тоже стала меньше, т.е. скидывание оборотов двигателем происходит плавнее. Кроме того, двигатель стал прогреваться быстрее. И запускается лучше - особенно это заметно на холодную;
- расход на холостых оборотах на полностью прогретом двигателе упал до 0,2 - 0,3 литров в час. Ну, иногда бортовой компьютер показывает 0,4, но редко. На заводской прошивке эта цифра составляла около 0,6 л/ч. Просто вдумайтесь. Двести грамм в час солярки. И больше двигателю не нужно. Я уже посчитала, что при таком расходе и штатном баке Кайрона он сможет непрерывно работать порядка 16 суток
Правда, на полностью прогретом моторе;
- пропали вибрации и резонанс, которые присутствовали на заводской прошивке на низких оборотах (примерно до 1600) и на скоростях меньше 85 км/ч на пятой передаче. Что это значит? Элементарно, снизилась нагрузка на дорогущий двухмассовый маховик!
- Кайрон стал тянуть с низов. Пожалуй, это самая невероятная, самая восторженная, самая восхитительная штука, которая случилась с машиной. Это просто... просто... ваааащеееее! Это такое "вау", что у меня резко закончился словарный запас, так что я могу теперь максимум тянуть какие-то гласные звуки типа "ыыыыыы", "аааааа", "уууухххх!". Раньше было как: нажал Кайрону тапку на 1500, Кай подумал, повибрировал, повозмущался, дополз до 1800, с облегчённым выдохом переложил всю ответственность на турбину и наконец-то начал разгоняться. Теперь автомобиль уверенно тянет с 1300... нет... с 1200... нет... Да что там, давайте честно - уже с 1000 оборотов
С 1200 начинается уверенный и спокойный разгон, турбоямы до 1800 оборотов больше нет - разгон так же плавно и уверенно продолжается вплоть до... немного за 3000 разгон всё такой же, а дальше я не пробовала. На 65 км/ч на пятой передаче в горку? Теперь легко и без насилия!
Никаких провалов на протяжении всего разгона нет, никаких затыков или затупов, никакого падения мощности. Всё очень ровненько, что на 2500, что на 1300 оборотах;
- благодаря появившимся низам более приятным стало переключение передач - ушли такие "провалы", которые случались, когда после переключения обороты были ниже 1700. Ощущение, что и коробка стала лучше работать, хотя это просто обычная механика. Переходы на передачу вниз так же стали более плавными и сглаженными, ушли периодически случающиеся рывки;
- логично, что автомобиль стал более резвым, лучше откликается на педаль газа (реагирование в принципе стало адекватнее), быстрее разгоняется. В общем, нажал тапку - и сразу полетел в соответствии с тем, как тапка нажата. Про динамику разгона мне сказать сложно - всё дело в моём темпераменте, как я рассказывала выше. Я флегматична и у меня тумблер стоит сейчас в положении "зимний режим". Поэтому проверок разгонов до сотни, резких стартов, резких ускорений я почти не делала за это время. Но те неспешные ускорения, которые я всё-таки совершаю, чётко говорят о том, что динамика разгона однозначно стала лучше. Что вполне логично;
- двигатель стал работать тише и менее надрывно на скорости больше 100 км/ч. Привычная мне скорость 100-110 км/ч стала более комфортной с точки зрения шумов, исходящих именно от мотора. Желание включить несуществующую шестую передачу отодвинулось на чуть бОльшие скорости. На холостых, как мне кажется, звук работы двигателя не поменялся. Я пыталась понять, стал ли двигатель на холостых меньше трястись, но, к сожалению, точного ответа тут пока дать не могу: раньше он трясся как-то периодами, сейчас вроде не трясётся, а, может быть, трясётся только иногда... Вероятно, в этом плане ничего не поменялось либо поменялось в лучшую сторону несущественно. Может быть, я пока недостаточно наблюдала;
- меньше стал вонять выхлоп. Полностью запах не ушёл, фиалок из трубы не обоняю, однако то, что он стал пахнуть меньше, - это однозначно так!
- стал меньше врать спидометр. Правда, сам Рома ничего по этому поводу не сказал, заверив меня, что показания спидометра должны остаться такими же. Но сравнив ЖПС с бортовым компьютером, а бортовой компьютер - со штатным спидометром, я заметила, что если раньше завышение скорости спидометром было порядка 10%, то сейчас эта цифра немного уменьшилась - где-то до 7-8%. Либо мне врал ЖПС во время теста;
- важным моментом является так же то, что своей прошивкой Роман полностью удаляет из мозга Кайрона любые упоминания о системе ЕГР. То есть помимо аппаратного удаления, у меня теперь ЕГР удалён и программно. А это значит, что модулятор ЕГР можно смело вынимать из-под капота и класть в багажник про запас.
На данный момент я продолжаю ездить на своём старом новом Кайроне... и кайфовать! И наслаждаться! 