Вполне вероятно, что в отношении автомобиля, имеющего колесную формулу 4х4, и его владельца существует некий список обязательных дел, через которые они в своей жизни должны пройти. Например, преодоление маршрута, совершенно для этого автомобиля не предназначенного; строительство внедорожного монстра и последующее разочарование в ремонтах; и, конечно, поход за трактором. Может быть, эти вещи больше относятся к владельцу, чем автомобилю, но не уверена, потому что, владея УАЗом, я за трактором ходила, а вот с Кайроном такого пока что не было. Но я исправилась.
Вообще, честно скажу, я не планировала застревать, не планировала ехать в грязь, я реально хотела посмотреть заброшенные церквушки и не более.
Товарищ-тойотовод перед выходными меня даже спросил:
- Может быть, поехать с тобой?
- Ой, не надо, что ты. Занимайся Тойотой - по ней столько дел. Там будет лайт-маршрут, с твердым покрытием, тебе будет скучно, - махнула я рукой, абсолютно искренне уверенная в своих словах. Я никого не пыталась обмануть!
- Ты уверена? - все-таки переспросил тойотовод.
- Эта дорога, которой мы поедем, есть даже на Яндексе.
И в солнечное воскресное утро, которое потом сменилось дождливым летним днем, мы отправились на Кайроне в Смоленскую область. Там же наверняка остались не отреставрированные заброшенные церквушки. И там их нереально много - я забила в навигатор около 8 разных точек. Всякие усадьбы, памятники, речки - чего там только не было.
Маршрут, по идее, должен был быть красивым и кольцевым.
Мы пролетели по Новорижскому шоссе, свернули на пустынную дорожку возле Зубцова в Тверской области, вскоре прибыли в Смоленскую. Эту дорогу я знаю, по ней я каталась
куда-то сюда.
В районе деревень Дугино и Липецы мы свернули с дорожки направо, направляясь в сторону Днепровского, от него ушли на деревню Спас. Где-то там началась грунтовая дорога неплохого качества. Естественно, с ямами, редкой гребенкой, периодическими лужами. Мы даже встретили брод, рядом с которым был мост, штурман сказал, что мы обязаны нырнуть в речку, но я побоялась. Когда мы проезжали по мосту, то увидели, что речка мелкая, штурман был возмущен отсутствием приключений, на что я ему пообещала, что мы нырнем в речку на обратном пути.
С грунтовки мы съехали на полевую дорогу. На небе давно собрались тучи, здесь утром явно шёл дождь, да и день обещал быть дождливым. Полевую дорогу слегка развезло, но каких-то явных поводов к застреванию не было, поэтому мы спокойно ехали, кумекая о том и сём. Спустились по оврагу вниз, пересекли еле заметную подболоченность, забрались наверх и выехали к первой точке - собственно, заброшенной церквушке.
читать дальшеИзначально здесь была деревянная церковь, построенная в самом начале 18 века, однако вполне ожидаемо, что она то ли сгорела, то ли еще что. Поэтому до наших дней она сохранилась в виде каменной постройки.
Снаружи, облаченная в леса, церквушка не сильно впечатлила. Толком что-то разглядеть за досками не представлялось возможным, а то, что удавалось, всё равно не впечатляло. Настя объяснила, что церквушка довольно типична для той эпохи, в период которой возводилась, а потому и вправду вряд ли вызовет большой интерес у человека, который видал более крутые в плане архитектуры церквушки. В любом случае, мы зашли внутрь, побродили внутри, подискутировали с Настей по теме настенных росписей, обсудили штукатурку и цветовую гамму фресок, размышляя, что тут осталось с прошлых веков, а что - восстанавливается, я с восторгом рассказывала, что недавно прочитала историю росписи Сикстинской капеллы и даже нетипично для себя чуть-чуть захотела в Рим.
Церквушка в Смоленской области на римскую капеллу не тянула, и мы решили довольствоваться разглядыванием российской двухсотлетней архитектурной истории вместо изучения пятисотлетнего творчества Микеланджело.


От церквушки проехали по едва различимой полевой колее к месту, обозначенному на картах как пляж, посмотрели на Днепр, не нашли восторженной красоты и вернулись к машине.
По слегка расползшейся грязью и водой полевой дороге вернулись на грунтовку и ушли на деревню Нахимовское. Грунтовая дорога шла вдоль реки, но на удалении от нее, поэтому невероятных красивых речных пейзажей я тоже не обнаружила.
На небе хмурились тучки.
На дороге были лужи, мы в них ныряли, штурман продолжал подначивать наш экипаж. Говорил, что погружаться надо глубже. Но я проявляла временное благоразумие. Когда я поворачивала руль, чтобы поехать по кромке лужи, штурман саркастически замечал, что ездить надо ровно посередине. Так будет веселее, ведь в этом случае мы обязательно что-нибудь когда-нибудь утопим и испытаем настоящие приключения.

Никто не помнил, какие достопримечательности мы хотели посмотреть в Нахимовском - вернее, никто не прочитал описание местности, я тоже.

Поэтому мы внимательно смотрели по сторонам, пытаясь найти что-нибудь потрясающее. Но потрясающего не было. Мы лишь слегка пополнили свои исторические знания.
Ранее село называлось Волочек, свое новое название оно получило в 1952 году в честь 150-летия адмирала П.С. Нахимова, которому в центре установлен памятник. Когда-то здесь была и усадьба, с 17-го века здешние земли переходили от одного рода к другому. А, вообще, сама история у села ещё более древняя и, кажется, уходит корнями во времена Руси.
Свои следы здесь оставила и война - мы нашли здание, в котором располагался партизанский штаб.

На выезде из села встретили аиста - эти птицы в тех местах водились в небывалых количествах, они облюбовали поля, иногда зырили на нас с обочин дороги.

За Нахимовским встретили совершенно неожиданный памятник.

А дальше следовала деревня Каменец, в ней зоркий штурман заприметил прекрасную заброшенную колокольню, которую мы с радостью посетили.

Колокольня внутри.

Год основания очевиден.


С холма, на котором возвышалась колокольня, открылся лирический вид на смоленские зеленые просторы и Днепр.

А дальше навигатор в лице карт maps.me упорно мне предлагал к следующей точке поехать в объезд, делая крюк в 60 километров. Я удивилась - зачем? Навигатор, ну о чем ты, вот здесь же есть удачная дорога-перемычка длиной всего лишь километров 20. Она же нарисована на карте. Даже Яндекс знает эту дорогу, а всё, что знает Яндекс, не опасно. Яндекс даже сам предлагал по ней поехать!
В итоге, мы свернули из деревни на дорожку, которая имела вполне твердое грунтовое покрытие и совершенно не казалась пугающей. Позже, когда мы застряли, я поняла, что чревато не верить картам maps.me. Вообще, верить им тоже чревато, но не верить - это верх безалаберности.
Сначала дорожка была классной - спуски и подъемы, твердая почва. Лужи. Очень легкая грязь, которую преодолевал задний привод - катись себе и катись. Некоторые повороты и спуски являли собой лирическую картину, можно было брать мольберт и красками писать.

Но в какой-то момент дорожка сильно сузилась, стала заросшей. Мы выехали на поле. Появилась более опасная грязь. Я включила полный привод. Да разве это грязь, я по такой на шоссейке ездила и ничего.
В конце концов, нас занесло и развернуло боком. Тоже, в общем-то, нормальное состояние, грязь же, скользко. Тем более, мы продолжали уверенно ехать вперед. Боком по грязи можно скользить бесконечно долго, хоть все оставшиеся 17 километров пути.
Я думаю, что меня подвела моя самоуверенность, ну правда. Я так давно не застревала в одиночестве, что решила, будто застрять на ровном месте нельзя. Да и тут дорога такая - народ наверняка на Жигулях гоняет.
Поэтому я зачем-то попыталась выровнять машину и вывернула руль влево, в сторону колеи, по которой ехала корма. Машина выровнялась, свалилась в колею, я поехала вперед, а Кайрон вдруг застрял. Я попыталась подрыгаться вперед и назад, а оказалось, что Кайрон сидит. Всё, приехали.
На ровном месте, блин!

Штурман только поржал надо мной. Я не растерялась и напомнила ему, что он, кажется, требовал приключений.
Следующие три часа мы пытались выбраться самостоятельно. Наверное, стоило сразу сходить за трактором да спокойно поехать в объезд, чтобы успеть к остальным точкам. Но нельзя же просто взять и пойти за спасением, толком не отчаявшись. Без должной степени отчаяния трактор не приобретет суть истинного спасителя всея мира и галактики и не вызовет столь добрых, дружелюбных чувств, граничащих со слепой и всепоглощающей любовью.
Я попыталась спустить колеса в надежде, что Кайрон зацепиться протектором за планету. Фиг там.
Мы взяли лопату и покопали. Фиг там.
Ребята пытались вытолкать машину вперед, а потом назад. Фиг там.
Мы пытались ее слегка раскачать. Ну вы поняли.
Мы одели на колеса цепи последней надежды. Ну вы тоже поняли.

Витя принес из леса бревна, едва не утонув в болоте, и каким-то мистическим образом нашёл посреди голого поля веточки, палочки и другой подручный материал, которого там никак не могло заваляться.
Мы откопали мост, откопали защиты, на которых Кайрон висел, построили плотину, осушили лужи и ручьи, поменяли рельеф этого участка планеты, построили под колесами почти дорогу, не уступающую по своим гениальным инженерным решениям подмосковным загородным трассам. Но Кайрон всё равно сидел и не дрыгался ни вперед, ни назад. Наверное, мы всё-таки что-то делали не так.

Мы успели помечтать о лебедке и долго любовались прекрасным, изящным, стройным и очень привлекательным бетонным столбом линии электропередач. Мы добрыми словами вспомнили тойотовода, который искренне желал с нами поехать, но предпочел остаться дома и в очередной раз эту Тойоту разбирать и собирать (кстати, не собрал ни хрена). Но ещё больше мы мечтали о хай-джеке, который этот самый тойотовод пару лет назад отнял у меня со словами:
- Слушай, ну у тебя же теперь Кайрон, а не УАЗ, зачем тебе хай-джек. На Кайроне даже силовых элементов нет, чтобы джеком его поднять.
- У меня есть штука, чтобы поднимать за колесо.
- Крылья жалко.
- Да, ты прав, Тойоте джек нужнее.
Сидя в крайне философском настроении посреди поля с засевшей двухтонной машиной, я жалела о той проявленной слабине в отношении джека и Тойоты. Я с умилением и огромной симпатией вспоминала о досочках, которые уехали от меня вместе с УАЗиком. Я, можно сказать, переосмысляла всё своё понимание близких и дальних поездок, в которых потенциально может присутствовать хоть маленькая грязька. И даже на резину я смотрела в некотором огорчении. А, может быть, я обманываю сама себя, говоря, что не нужна мне грязь и я так, чисто по грунту езжу? И почему сейчас у меня АТ-шный протектор, а не МТ-шный?

Штурман вопрошал, почему Кайрон весит две тонны и какие запчасти с него надо снять, чтобы его вес упал хотя бы до 1200 килограмм. Пришлось его сильно расстроить, объяснив, что 2 тонны - это вес пустого авто.
Мы обновили штатный домкрат, подняв корму автомобиля за фаркоп (так я узнала, что ДЗКшный фаркоп может выполнять функцию силового элемента для того же хай-джека, покоящегося в теплом нутре разобранной Тойоты). Еще раз откопали задний мост, положили палки и другой подручный материал под свободно вращающееся заднее левое колесо. Ни фига.
Мы подсунули веточки под переднее правое колесо, которое тоже свободно вращалось, и еще раз откопали защиты. Ни фига.
В процессе увлекательнейшего времяпровождения с одной лопатой на четверых мы обнаружили, что на заднюю поверхность одного из колес забралась ошарашенная ящерица. То ли тоже хотела помочь откопаться, то ли просто сунула морду в грязь и перестала нормально ориентироваться в пространстве. Пришлось на пару минут отвлечься от Кайрона и заняться спасением случайной живой природы. Кстати, спасли, вернув в лоно бескрайнего поля.

Складывалось впечатление, что Кайрон ещё больше погружается ко дну вместо того, чтобы с радостью выбраться на свободу. Нам казалось, что мы тут построили практически многополосную автомагистраль, но Кайрон так не думал.
Часов в 5 вечера мы дошли до той необходимой и правильной степени отчаяния, когда в ход идут идеи помощи из внешнего мира: тракторист из ближайшей деревни, тракторист из дальней деревни, друзья на джипах, много друзей на джипах, МЧС на вертолете. Степень отчаяния пока не дошла до желания вызвать МЧС, а вот прогулка до деревни показалась нам самой здравой и разумной идеей за сегодняшний день. Оставив двух пассажиров охранять Кайрон от побега из колеи, мы вдвоем со штурманом быстрым шагом поскользили по грязи, а затем потопали по мягкой земле. Чем круче джип - тем дальше идти за трактором, это известно всем. У нас небольшой клиренс и АТшная резина, поэтому нам повезло и трактор нас ждал в деревне в первом же доме буквально в нескольких километрах от места вынужденной посадки.
Местный мужчина выслушал нашу историю, глубоко вздохнул, ответил, что у него совсем нет времени, но мы продолжали смотреть на него глазами, полными слепой надежды и обожания. Он был для нас сейчас самым прекрасным и всемогущим человеком на свете. Он, прочувствовав наш взгляд, вздохнул ещё глубже, спросил "ну и что же мне с вами делать?" и пошёл завёл трактор. Штурман остался в деревне ждать, а я наконец-то прокатилась на самом настоящем тракторе. Шумном, маленьком, громыхающем, подпрыгивающем, но зато таком проходимом!
В процессе разговора мы с мужчиной друг другу кричали в полный голос, в противном случае расслышать собеседника было нереально. Я рассказала трактористу про наше странное увлечение по осмотру заброшенных церквушек и про опасный навигатор, которому верить можно, но только осторожно. Тракторист, увидев на горизонте торчащие рейлинги, сказал, что это мы ещё хорошо засели, в смысле, недалеко, он-то боялся, что придется ловить нас в лесу, а мы до леса-то даже не доехали. Мол, это самое начало опы-опы, дальше вас бы ждали километра два вусмерть разбитой лесовозной дороги, а потом - нормальная твердая грунтовка. И заверил, что мы бы тут спокойно проехали, если бы накануне не прошёл ливень. Особенно на УАЗе.
Увы, УАЗа в окрестностях поля не наблюдалось. Кайрон как сидел, так и оставался сидеть, хотя втайне со штурманом мы надеялись, что оставшиеся пассажиры вдруг проявят чудеса силы и выносливости и случайно его поднимут и переставят на сухое место или спрячут за деревом (но тоже в сухом месте), чтобы над нами посмеяться. Пассажиры были жестоки и ничего такого не сделали.
Я размотала трос, трактор объехал меня справа, зацепил и легко, одним мягким рывочком вытащил из западни. Такое ощущение, что и не сидела тут вовсе, прилипнув пузом к планете и вывесив лапки.
- И почему Кайрон сам не захотел выехать?
- Потому что у него лапки!
Очень маленькие лапки в тапочках-АТшке.
Обратно я по совету тракториста развернулась через поле, через траву. Когда начала разворачиваться, с левого переднего колеса съехала цепь и застряла между диском и суппортом, пришлось срочно ее оттуда выковыривать. Ребята пока собирали инструмент: трос, лопату, перчатки, домкрат. В обратную сторону пролетела по указанной трактором траектории на раз-два, причем по полю, по размытой, почти заросшей автомобильной тропке. Поблагодарила мужика, от денег он отказался. Эх, спасибо ему! Нам повезло, что он оказался в той деревне в том доме, а то бы реально друзьям пришлось звонить. С телефонов, которые показывали отсутствие сотовой связи.
Учитывая, что наступил вечер, решили оставшуюся россыпь неосмотренных церквушек и усадеб оставить на следующую поездку. В которую мы обязательно возьмем с собой две лопаты, джек, досочки, топор, лебедку и вторую машину. А как иначе. Видимо, и вправду нельзя просто взять и поехать смотреть заброшку, без внедорожных приключений она потеряет часть шарма и очарования.
Вернулись по грунтовой дороге в деревню, подобрали штурмана. Куда-то ещё ломиться было бесполезно, поэтому мы покатили в сторону дома той же дорогой, по которой сюда приехали.
Дорога от Нахимовского до Спаса показалась нам более размытой и раздолбанной, чем была утром. Видимо, прошёл дождь. Штурман больше не проявлял безудержного воодушевления, восклицая "давай по центру лужи!" и "топиииии!", а говорил вместо этого "ой-ой, давай левее", "давай здесь правее", "вот, смотри, рельефчик из лужи торчит, давай по нему". Но возле речки он всё равно чуть не сломил моё сопротивление, напомнив об обещании поехать через брод, а не мост. Но разум победил, предложив отложить речку на следующую поездку так же, как и заброшки.
Спас - Днепровское - Копариха - на Зубцов. Это же надо, приехать на Смоленщину ради того, чтобы три часа откапывать машину, а потом ходить за трактором. Благо, что хоть пару церквушек успели посмотреть до момента столь удачной и качественной посадки.
Уже на Новорижском шоссе в зеркалах заднего вида мы увидели потрясающий закат, который стал прекрасным завершением этого дня с неудавшимся маршрутом.
- В прошлый раз нашу поездку спас котик, в этот раз - закат.
- Нашу поездку спас трактор!
А на Лукойле я опасалась, что меня выгонят с такой пафосной заправки за неподобающий непафосный вид: машина в засохшей грязи, с ботинок доотваливаются куски грязи, штаны по колено в легком налете засохшей глины. Но нет, обошлось.
А больше всего традиционно обалдел мойщик на мойке, к которому я поехала на следующий день.
А места вот просто красивые очень. Особенно здание бывшего штаба - влюбиться прям...
Это точно )) Я поэтому так и люблю уезжать подальше туда, где ещё не была...