Уходя гасите всех (с) надпись на выходе из тира
Я наконец-то посетила Кострому.
Я очень давно хотела побывать в этом городе. Костромская область находится от меня совсем недалеко, буквально в нескольких сотнях километров, до нее доехать - несколько часов спокойного лёту на машине. Но есть у путешествий парадокс: чем ближе интересное место, тем дольше пытаешься до него доехать. Так у меня долгие годы было и с Костромой. Я открывала для себя Мурманск и Бийск, переваливала через Урал, сутки высиживала за рулем ради Краснодара, забредала в Архангельск и Сыктывкар. А Костромская область оставалась для меня белым пятном на карте посещенных областей. Я туда очень хотела попасть, но всё никак не могла собраться.
В Кострому я впервые попала, когда возвращалась из Монголии. Тогда мы оказались в этом городе проездом, в темноте, вечером. Меня сильно впечатлил вид с автомобильного моста через широченную Волгу - тогда я в очередной раз поняла, что безумно хочу попасть в Кострому и погулять по ней.
Мироздание оказалось ко мне благосклонным - оказалось, что в ноябре в Костроме проходят всероссийские соревнования по пулевой стрельбе. Ну наконец-то можно совместить приятное с полезным!
Так я и поехала в Кострому.

Про дорогу туда.Про дорогу туда.
В Кострому поехала на Кайроне - он стал главным участником выезда, потому что вёз традиционные десятки (или пару сотен?) килограммов вещей. Загружали мы его днем в четверг: длинные кофры, здоровенные баулы, ящики. До кучи в багажнике перекатывались лопата, которую я зачем-то всегда вожу с собой (а вдруг грязь, а я без лопаты?), и какая-то еще внедорожная фигня, с которой и легковушка превратится в джип. Задние сиденья я сложила и забивала вещами весь имеющийся объем вплоть до спинок передних сидений. Каждый кубический сантиметр багажника и салона автомобиля быстро заполнялся очередной зрительной трубой или штативом.
И таки одна сумка не влезла. Пришлось вручить ее владельцу вместе с просьбой отвезти в Кострому на поезде. В конце концов, мои подопечные студенты ехали своим ходом в Кострому в тот день вшестером - для шестерых человек нет сложности в том, чтобы дотащить одну тяжелую сумку, которая пока еще не совсем баул (не раздулась до таких размеров; в пулевой стрельбе чем выше спортивный разряд/звание у человека-винтовочника, тем большего объема у него сумка со стрелковыми вещами).
Автомобильная дорога до Костромы была легкой и спокойной - до нее рукой подать. Из Москвы я выбралась довольно быстро. Выезжала днем и поэтому миновала все будущие вечерние пробки. По Ярославскому шоссе докатилась до Ярославля, в очередной раз посмотрела на НПЗ на въезде в город, свернула на Кострому. К тому моменту стемнело. На дороге от Ярославля до Костромы появились заплатки и ямки, но сильно на скорость они не повлияли.
Ближе к 18 часам вечера прибыла в славный город Кострому и проехалась по тому самому мосту через Волгу. Летом мы перед ним стояли в пробке, асфальт на мосту был разбит и покалечен, подорожник попрятался по темным углам и отказывался лечить мост, дышащий на ладан. К ноябрю ситуация изменилась в лучшую сторону: пробки не было, асфальт лежал новый и гладкий, все спокойно ехали в соответствии с ограничением в 40 км/ч, никто не толпился. Как будто и не было здесь летом пробочной стоямбы с кучей дальнобойщиков по обочинам, которые ждали позднего вечера, чтобы проезд открыли для них.
С моста вновь открылся прекрасный вид на широченную Волгу, на темную массу воды с огоньками домов по краям. Я опять восхитилась ощущениями, которые нападают на тебя при пересечении этой реки. Решила, что надо будет обязательно на этот мост прогуляться пешком.
Про жилье.Про жилье.
Я не слишком часто описываю вариант проживания в той или иной поездке - ну проживание и проживание, могу несколько фраз сочинить. Но с Костромой не удержусь - мы сняли такую потрясающую квартиру, что я не могу не спеть ей дифирамбы на несколько абзацев текста.
Квартиру я забронировала на Букинге (название там у нее - Apartment Kostroweekend), на фоне остальных она была дороже по цене - около 2500 рублей за сутки, однако отзывы о ней были столь восторженные, что я решила переплатить. И не ошиблась. Когда я в ней оказалась, я осознала, что в моей собственной квартире ремонт в несколько раз хуже, чем в этой, съемной =)
Квартира находилась на Чернореченском проезде в малоэтажной новостройке. Да, не центр Костромы, но нам нужен был такой вариант проживания, чтобы пешком за 10 минут можно было дойти до места проведения соревнований (впрочем, в центр мы потом тоже ходили пешком, это много времени не занимает). Первое, что порадовало, - у дома оказалась собственная парковка с автоматическими воротами, мест для парковки было завались.
Костромские реалии - приехал и просто припарковался без идеи о том, что проще закинуть машину на дерево, чем найти удобное парковочное место.

Второе - нас встретила хозяйка не менее потрясающая, чем квартира. Мне показалось, что мы приехали не на съемное жилье, а в гости к подруге, которая нас давно ждет и очень соскучилась. Она нас встретила, всё нам показала, рассказала про квартиру, а потом рассказала про Кострому, про центр, про магазины в окрестностях, посоветовала одно замечательное место, где можно купить вкусного сыра, посоветовала достопримечательности... Кажется, мы были готовы с ней болтать часами. С человеком, которого увидели первый раз в жизни.
Это первое, чем меня зацепила Кострома. Теплой и душевной встречей.
Скажу сразу небольшой спойлер - Кострома вообще безумно мне понравилась, но об этом позже.
Когда хозяйка ушла, мы стали позитивно обалдевать от квартиры.


Ну казалось бы - квартира для посуточного съема. Ну зачем в нее вкладываться, делать красиво?.. Ан-нет! Хозяйка к ней подошла со всей широтой и теплотой души. Сделала в ней потрясающий ремонт, всё красиво оформила, вплоть до мелочей. Подобрала обои к шторам, люстры - к мебели, продумала всю-всю-всю мелочевку. В шкафу я нашла халаты, в другом шкафу - книги, на кухне - тостер, кофеварку, духовой шкаф и посудомойку (в дополнение к стандартным микроволновкам и т.д.). Много ли вы знаете посуточно съемных квартир, где на кухне стоит тостер? Я в такой жила впервые. До кучи хозяйка нам показала, что на кухне можно найти чай, картошку с огорода, яблоки, а еще позже мы нашли даже одноразовые палочки в дополнение к вилкам и ложкам.
От чистоты мне даже стало стыдно - у меня дома не так чисто.


На кровати лежал офигенный матрас, а в ванной висела милая шторка с котиками.

А еще в квартире были высоченные потолки (метра три), автономное отопление, штук по 5 полотенец на каждого человека... Это была первая в моей жизни съемная квартира, которая в реальности оказалась круче, чем на фотографиях.
Так что будете в Костроме искать жилье - крайне рекомендую.
Про соревнования.Про соревнования.
Ну, я постреляла полную программу, три упражнения. На ВП-6 заползла за 580 очков, на первых трех сериях пробился дикий пульс, пришлось работать на нем. Потом только поняла, что проблема в изготовке, немного не так встала - вот и пробился он. На лежаке меня атаковало яркое, вырвиглазное освещение рубежа и мишеней, из-за чего у меня летели дурные отрывы в габаритную девятку на 2 часа из-за ошибки прицеливания - вплоть до того, что в одной из серий я залепила подряд три таких девятки пуля в пулю! Плюс всю стрельбу у меня был эллипсоидный диоптр, что тоже не добавляло прицеливанию правильности...
На МВ-3х20 я осознала свои ошибки на вчерашнем МВ-60 и лежа попала 100 и 97.
Ах да, МВ-3х20. В Костроме, в отличие от Ярославля, мы работали "малый" стандарт. После МВ-3х40 он показался каким-то детским, быстрым и стремительным, колено я отработала за 12 минут и поняла, что я даже не успела присидеться. С пристрелкой на МВ-3х20 получилось очень весело: по очередным новым правилам говорилось, что на каждое положение должно быть по 3 пристрелочных выстрела. Мы много ржали по этому поводу.
- То есть ты такой снял с винтовки диоптр, поставил проставку, поставил обратно диоптр, вкрутил поправок на половину диоптра, а потом - три пристрелочных выстрела?
- У меня та же проблема, что и у тебя, только после перестановки прицельных винтовка, как правило, вообще не попадает в мишень.
- Первый выстрел делаешь в молоко, второй - в пятерку, а дальше надо правильно высчитать свои 20 щелчков на габарит, чтобы третий выстрел таки прилетел в 10.
Но судьи, посовещавшись, решили, что это какой-то бред в правилах написан и оставили нам неограниченное количество пристрелочных. Здорово, когда судьи адекватные. Но чем дальше, тем больше бреда в правилах встречается в нашем виде спорта.
На МВ-60 я заняла второе место, на МВ-3х20 - первое. По этому поводу мы похихикали со знакомой женщиной из Иваново.
- Опять ты меня обстреляла лежа. На этот раз на два очка.
- А до этого где было?
- Как где? В Ярославле. На 1 очко.
- О, смотри, а вот и МВ-3х20 протоколы. Упс! Опять 1 очко)))
- Вот ты козявка)))
Первые три места на МВ-3х20 и вправду оказались очень плотными: я на 1 очко выше, чем второе и третье места, а у второго и третьего места - одинаковый результат, и их развели по последней серии)))
Награждение за МВ-60.

Мои медальки =)

Мои студенты выступили неплохо. Соня, которая встала на пневматику буквально в сентябре, первый раз стреляла ее на соревнованиях, причем сразу ВП-60, причем с компрессионного ИЖ-32 - попала 521, причем если считать по первым четырем сериям, то у нее вообще 352 очка! Обычно у нас студенты на первых соревах попадают где-то в районе 320, а тут такой результат сходу =)
Полина улучшила свой результат на ВП-60, Настя всю тренировку дотягивала мышцами, потому что не смогла встать на мишень и гнула правую коленку, любимчик Шушик слил, а Антошка попал вполне нормальный результат, зато на следующий день Джо и любимчик Шушик отыгрались на лежа, попав нормальные результаты, а вот Полина случайно пропустила две мишени (перемотки там были ооооочень быстрые), а Настя не в ту сторону накрутила поправки. А Миша примчался, попал три пятерки (555 на МВ-60) и умчался, но мы его вообще не очень любим за его высокомерие. Аня попала на колене 98 99, чем удивила и меня (я ей поправляла коленку аж весной; не думала, что эффект будет столь отсроченным, но таки будет), и судей (они спросили в шутку, не перепутала ли она положения, потому что лежа у нее результат 92 92).
Пневматический рубеж сделан поперек 50-метровой галереи.

Стрелковые костюмы - все цвета радуги, яркие и позитивные =)

Упражнение МВ-3х20, бывшее МВ-5.

В остальном, тир и атмосфера в нем мне очень понравились. В какой-то из дней на улице пошел дождь и у тира протекла крыша: на огневом рубеже уютно расположились тазики, напомнив наши домашние условия (у нас тир в институте стабильно пару раз в семестр заливает). На спортсменов на МВ-3х20 капала вода с потолка. А в туалете на двери изнутри обнаружилась огромная пробоина, как будто кто-то то ли ломился наружу, то ли бился головой из-за своего плохого результата. Но в остальном - тир в Костроме шикарный (особенно на фоне нашего бомбоубежища): высоченные потолки, огромное пространство, подземный ход под 50-метровой галереей на 25-метровый рубеж, яркое освещение, много щитов, куча места, раздевалка рядом с рубежом, две оружейки...
Классный подобрался и судейский состав - знакомые всё лица. Впрочем, среди спортсменов тоже 85% лиц почему-то были ужасно знакомыми
Кажется, в Иваново, Ярославль и Кострому регулярно ездят одни и те же люди (как и на Чемпионаты России).
Наверное, именно такой душевности и домашности я ждала в этом году от Ярославля - и не получила. Но ничего. Кострома исправила положение
Про Кострому.Про Кострому.
Ну а теперь - про город. То, что я в нем увидела, то, что я в нем почувствовала.
Кострома мне очень-очень понравилась. Я всегда стараюсь понять атмосферу города, оценить его не столько по достопримечательностям, сколько по духу, найти его душу, понять ее. Да, Кострома - это не Иркутск, в который я влюбилась. Не Красноярск, в котором повсеместно чувствуются сила и мощь. Но это же прекрасно, когда города нравятся из-за совсем разных вещей.
Во-первых, Кострома мне показалась уютной. Она не задыхалась в суете, пробках, толкучке, толпах. Я не нашла в ней кварталов с домами по 30 этажей, наваленных друг на друга торговых центров. Может быть, я не бывала в каких-то новых районах, где всё это есть, но торговый центр я запомнила только один (там еще был Макдоналдс), а застройка, в основном, была малоэтажной либо соседствовали друг с другом обычные дома в 9 или 11 этажей. Улицы были обычными, не слишком узкими и не огроменными проспектами, почти везде присутствовали тротуары. Если я уходила с центральных улиц, то обязательно попадала в частный сектор.
Во-вторых, Кострома мне показалась очень самодостаточным и автономный городом. Меня регулярно восхищали вещи, которые я умудрялась находить, особенно по части продуктов. В магазинах на полках присутствовали вкусняшки, которые в Москве надо еще знать, где покупать: различные сыры мелких фермерских хозяйств, местное молоко и т.д.
При всем при этом в Костроме все не так радужно...
Как мне, к сожалению, показалось - Кострома брошена на произвол судьбы. У нее нет денег на собственное приведение себя в чувство. Стоит уехать с основных улиц - и асфальт заканчивается, появляются буераки и ямы, по которым ездить надо исключительно на внедорожнике. Весь частный сектор - это грунтовый ралли-рейд. Автомобильный мост через Волгу, как нам рассказала хозяйка квартиры, давно дышит на ладан и требует капитального ремонта, а его ежегодное латание - это только видимость хоть какой-то работы. Якобы в Костроме должны были построить еще один мост, на него даже выделили деньги, однако они, в итоге, утекли в соседний Ярославль, а Кострома так и осталась с единственным, постепенно разваливающимся мостом. Даже помещение тира, где проводились всероссийские (!) соревнования, кричит о безденежье: в очередной день на улице полил дождь и крыша в галерее благополучно протекла. По огневому рубежу были расставлены тазики, а вода капала прямо на спортсменов во время выполнения упражнения.
Центр в Костроме сделан хоть как-то и довольно симпатичен, а вот задние дворы тут же являют бедность города: мусор, ветхость, дряхлость, развалины.
Типичный пейзаж Костромы: новое здание, его белый цвет - как символ чистоты. Огорожено красивым, высоким, современным забором - видимо, чтобы спрятаться, отгородиться от реальности? Потому что вся реальность - на переднем плане: покосившиеся брошенные строения, на фотографии еще мусора не видно... Вся Кострома могла бы быть такой, как это белое здание. А так - островок благополучия в бушующем море развалин, которые практически вернулись в лоно природы - природа всегда готова принять ветхость и переделать ее на свой вкус и лад.

Этой дорогой мы ходили из съемной квартиры в тир каждый день. За 5 минут пути - вся печальная изнанка.

Костроме не хватает человека, который взял бы город под свое крыло и поставил своей целью дать Костроме развиться и двигаться вперед. Если в этот город вложить денег, дать ему возможность починить ветхое, залатать дряхлое, украсить набережную, навести немного лоска, то, ей-богу, Кострома станет одним из лучших городов России. Ведь даже в своей неухоженности Кострома цепляет до глубины души - на улице был ноябрь, самое дурное время для знакомства с природой и другими городами, а Кострома все равно зацепила.
Она мне понравилась сильно больше, чем Ярославль. Ярославль красив, цветаст, имеет кучу достопримечательностей, но такого уюта, такой домашности, такой самодостаточности в нем как будто нет. Кострома, являясь городом и столицей области, оставила в себе черты хорошего поселка: отсутствие суеты, скромность, умение гордиться тем, что у нее есть, отсутствие громких лозунгов и криков, сохранение истории, направленность на мелкие производства.
Первое пешее знакомство с Костромой мы осуществили в первый день соревнований - вечером, после первого упражнения. Я горела идеей посетить мост через Волгу и полюбоваться ночной панорамой реки.
Мы вышли на набережную в районе Черноречья, прогулялись по ней, но ничего особенного не увидели: темнота и бетонный тротуар, без украшательств (какую бы набережную можно было тут заделать!). Дошли до моста. С набережной он вновь впечатлил.

Удивило, какие у него тоненькие опоры. Поразила длина - он ведь протяженностью больше километра, вот это размах Волги!
На мост мы поднялись - на ступеньках пришлось перепрыгивать через бадьи с бетоном, постеленный полиэтилен (видимо, очередное латание совсем развалившегося). Перед входом на мост угрожающе щурилась яркая табличка.

Оп-па, вот это неожиданно! Ну, мы же не проход будем осуществлять, а только до середины дойдем =)
К сожалению, в пешем варианте мост не впечатлил. Из автомобиля он смотрелся более потрясающим: мелькающие огни, масса воды справа и слева. Вероятно, он цепляет именно движением по нему, когда преодолеваешь 100, 200, 500 метров и поражаешься, что река еще не закончилась. А пешеходу ночью тут особо нечего смотреть: темная масса воды, очень мало огоньков вокруг, шум и грохот, под ногами мост трясется, вибрирует и прыгает при проезде каждого грузовика.
Так что я потыкала свою мыльницу на ночном режиме и грустно пошла обратно. С другом мы переговаривались криками.

Немного прогулялись по окрестностям моста.
Нашли старое дерево. Это черешчатый дуб, ему более 100 лет и он внесен в Национальный реестр старовозрастных деревьев России.

Рядом нашли филармонию.

На следующий день у нас нашлось время, чтобы немного осмотреть Кострому днем. Естественно, отправились в центр.
Хозяйка посоветовала нам магазин "Сырная биржа" в торговых рядах в центре. Торговые ряды - это не просто какой-то современный типовой торговый центр с кучей рекламы и кричащих надписей, торговые ряды в Костроме - старые здания, вытянутые в длину и выглядящие крайне симпатично. Они не завешаны рекламными вывесками, а радуют чистотой архитектуры и строгостью линий. В магазине я традиционно потеряла волю: тут продавалась куча всякого сыра местного производства, сувениры самых разных вкусов, оттенков и форм (от магнитиков до пряников), местный иван-чай, мед, варенье. Увидев варенье, я окончательно потеряла волю - о силы мира, орешки в мёде! Варенье из шишек! Сиропчики! Ааааааа!
Помимо прочего, я с восторгом нашла в этом магазине... алтайские безалкогольные бальзамы на травах, которые мы покупали в Бийске! Те самые! В той самой упаковке, той же фирмы!
Вот так. Грустишь из-за того, что на Алтай в ближайшее время не планируешь, грустишь, потому что привезенные оттуда бальзамы закончились, а тут приезжаешь в Кострому - и вуаля, в первом же магазине находишь вкусняшки с Алтая! Кострома знает толк во вкусных и полезных штуках =)
От торговых рядов мы без всякой системы, без четкого маршрута побродили по центру и его окрестностям. Центр Костромы оказался таким же уютным и домашним, как и весь город - отличие состояло только в том, что здесь не чувствовались безденежье и брошенность, центр постарались сделать максимально красиво.
Каланча.

Невольно опять пришло на ум сравнение с Ярославлем. Я была в Ярославле около 10 раз, но всегда в ноябре. Вероятно, летом Ярославль очень красив и зелен. С другой стороны, и в ноябрьское время я видела его в разном виде, и слякотным, и покрытым пушистым снегом. Я по нему гуляла, ходила там в музеи и планетарий, любовалась центральной площадью и всякими церквушками, архитектурой, ходила по центру, жила в разных квартирах и гостиницах, заглядывала в разные кафешки. Я помню период, когда Ярославль был "городом без дорог" и помню, как постепенно асфальт стал в нем лучше. В нем есть, куда сходить и что посмотреть. У него есть симпатичная набережная и реки. Но как город он меня все равно совершенно не цепляет - ну город и город, вполне любопытный и интересный. А вот Кострома даже в ноябре заставила почувствовать к ней душевное тепло.
Историческая центральная улица. Вот по таким улицам интересно и приятно гулять: когда не одно отдельное историческое здание или достопримечательность, а целая длинная улица, перетекающая в другую улицу, по которой можно идти и идти, идти и идти, постоянно находясь в старине.

Всякие исторические здания.

Очень даже красивые, расписные, резные!

Почти каждое - памятник истории и культуры.

Одна из церквей. По архитектуре она очень удачно вписывается в общий стиль улиц.

Чем вообще примечательны исторические улицы в Костроме - различные здания хорошо сочетаются между собой, создают какой-то единый стиль. Здания красивы как каждое само по себе, так и в общей городской композиции.

Вот такой бульвар. Справа и слева - красивые здания. Непосредственно на пешеходной части - информационные таблички с различной информацией о городе, чем он живет, чем дышит сейчас, как он жил и чем дышал раньше. Можно гулять и культурно просвещаться.


Мемориал ВОВ.

Порою меня привлекают совершенно неожиданные вещи. Чем-то это дерево зацепило... Тем, что тянется всё выше и выше, минуя преграды, возносясь над крышами, над городом, созерцая дома и улицы с высоты?

Мечеть в Костроме. Недалеко от нее, кстати, расположилась столовая "Щи", частенько заходили туда обедать. Довольно неплохо, дешево, сытно.

Та же мечеть вечером, с подсветкой.

Пока мы гуляли, стемнело, так что по улице Советской мы направились обратно в свою уютную квартиру с дизайнерским ремонтом. По мере удаления от центра закончилась и история, однако сам город отторжения не стал вызывать - вокруг высились те же скромные, небольшие дома, которые не были завешаны вывесками и не выжигали глаза метровыми светодиодными буквами. Просто улица, дома, магазины и светофоры.
Про дорогу обратно.Про дорогу обратно.
Когда мы приехали в Кострому, мы припарковали Кайрона во дворе дома, в котором жили, и с того момента он стоял - нет никакой нужды пользоваться автомобилем в городе, в котором везде можно добраться пешком. Так что все дни машина отдыхала.
День отъезда. Утро, холодно, мрачно, сыро, вчера весь день лил дождь. Вокруг так сонно, что даже фотоаппарат не захотел фокусироваться и посапывал в сонных руках.

В крайний день пребывания в Костроме мы никуда не ходили, съездили в тир, отработали оставшееся упражнение, вновь занялись погрузкой. За счет того, что один здоровенный баул и один кофр удалось перегрузить в другую машину, места в салоне стало сильно больше, однако пассажиры все равно не влезли.
Типичная загрузка Кайрона.

Стартовали из Костромы в сумерках, быстро выбрались из города. Не порадовала только одна "обманка", которая то ли случайно, то ли специально пыталась нас обмануть (и наверняка обманывает других водителей): на центральной улице, по которой мы ехали, висел большой указатель "Ярославль, Москва - налево", на светофоре была секция под стрелку, но одновременно висел знак "поворот налево запрещен". Это вообще как? Пришлось проезжать вперед, поворачивать направо на второстепенную улицу, потом на следующую и выезжать на этот перекресток так, чтобы проехать его прямо. Но если бы не навигатор, который нам сообщил о том, что поворота налево тут нет, мы бы с чистой совестью налево бы повернули -_-'
Автомобильный мост через Волгу вновь впечатлил, а я задумалась о том, что было бы здорово вернуться в Кострому летом и посмотреть на этот город в период, когда вокруг всё тонет в зелени, когда всё залито солнцем...
Обратная дорога была такой же обычной и простой, как и дорога сюда. Мы доехали до Ярославля, по пути попав в зверский туман, повернули на Москву, вышли на Ярославское шоссе и полетели до дома по прямой, заехав лишь в Сергиев Посад, чтобы зайти покушать (в Костроме в воскресенье во второй половине дня с работающими кафешками всё было как-то не очень =) ). К тому моменту, как мы долетели до Москвы, пробки куда-то делись, так что МКАД мы прошли без проблем и умчались в свое Подмосковье.
Я очень давно хотела побывать в этом городе. Костромская область находится от меня совсем недалеко, буквально в нескольких сотнях километров, до нее доехать - несколько часов спокойного лёту на машине. Но есть у путешествий парадокс: чем ближе интересное место, тем дольше пытаешься до него доехать. Так у меня долгие годы было и с Костромой. Я открывала для себя Мурманск и Бийск, переваливала через Урал, сутки высиживала за рулем ради Краснодара, забредала в Архангельск и Сыктывкар. А Костромская область оставалась для меня белым пятном на карте посещенных областей. Я туда очень хотела попасть, но всё никак не могла собраться.
В Кострому я впервые попала, когда возвращалась из Монголии. Тогда мы оказались в этом городе проездом, в темноте, вечером. Меня сильно впечатлил вид с автомобильного моста через широченную Волгу - тогда я в очередной раз поняла, что безумно хочу попасть в Кострому и погулять по ней.
Мироздание оказалось ко мне благосклонным - оказалось, что в ноябре в Костроме проходят всероссийские соревнования по пулевой стрельбе. Ну наконец-то можно совместить приятное с полезным!
Так я и поехала в Кострому.
Про дорогу туда.Про дорогу туда.
В Кострому поехала на Кайроне - он стал главным участником выезда, потому что вёз традиционные десятки (или пару сотен?) килограммов вещей. Загружали мы его днем в четверг: длинные кофры, здоровенные баулы, ящики. До кучи в багажнике перекатывались лопата, которую я зачем-то всегда вожу с собой (а вдруг грязь, а я без лопаты?), и какая-то еще внедорожная фигня, с которой и легковушка превратится в джип. Задние сиденья я сложила и забивала вещами весь имеющийся объем вплоть до спинок передних сидений. Каждый кубический сантиметр багажника и салона автомобиля быстро заполнялся очередной зрительной трубой или штативом.
И таки одна сумка не влезла. Пришлось вручить ее владельцу вместе с просьбой отвезти в Кострому на поезде. В конце концов, мои подопечные студенты ехали своим ходом в Кострому в тот день вшестером - для шестерых человек нет сложности в том, чтобы дотащить одну тяжелую сумку, которая пока еще не совсем баул (не раздулась до таких размеров; в пулевой стрельбе чем выше спортивный разряд/звание у человека-винтовочника, тем большего объема у него сумка со стрелковыми вещами).
Автомобильная дорога до Костромы была легкой и спокойной - до нее рукой подать. Из Москвы я выбралась довольно быстро. Выезжала днем и поэтому миновала все будущие вечерние пробки. По Ярославскому шоссе докатилась до Ярославля, в очередной раз посмотрела на НПЗ на въезде в город, свернула на Кострому. К тому моменту стемнело. На дороге от Ярославля до Костромы появились заплатки и ямки, но сильно на скорость они не повлияли.
Ближе к 18 часам вечера прибыла в славный город Кострому и проехалась по тому самому мосту через Волгу. Летом мы перед ним стояли в пробке, асфальт на мосту был разбит и покалечен, подорожник попрятался по темным углам и отказывался лечить мост, дышащий на ладан. К ноябрю ситуация изменилась в лучшую сторону: пробки не было, асфальт лежал новый и гладкий, все спокойно ехали в соответствии с ограничением в 40 км/ч, никто не толпился. Как будто и не было здесь летом пробочной стоямбы с кучей дальнобойщиков по обочинам, которые ждали позднего вечера, чтобы проезд открыли для них.
С моста вновь открылся прекрасный вид на широченную Волгу, на темную массу воды с огоньками домов по краям. Я опять восхитилась ощущениями, которые нападают на тебя при пересечении этой реки. Решила, что надо будет обязательно на этот мост прогуляться пешком.
Про жилье.Про жилье.
Я не слишком часто описываю вариант проживания в той или иной поездке - ну проживание и проживание, могу несколько фраз сочинить. Но с Костромой не удержусь - мы сняли такую потрясающую квартиру, что я не могу не спеть ей дифирамбы на несколько абзацев текста.
Квартиру я забронировала на Букинге (название там у нее - Apartment Kostroweekend), на фоне остальных она была дороже по цене - около 2500 рублей за сутки, однако отзывы о ней были столь восторженные, что я решила переплатить. И не ошиблась. Когда я в ней оказалась, я осознала, что в моей собственной квартире ремонт в несколько раз хуже, чем в этой, съемной =)
Квартира находилась на Чернореченском проезде в малоэтажной новостройке. Да, не центр Костромы, но нам нужен был такой вариант проживания, чтобы пешком за 10 минут можно было дойти до места проведения соревнований (впрочем, в центр мы потом тоже ходили пешком, это много времени не занимает). Первое, что порадовало, - у дома оказалась собственная парковка с автоматическими воротами, мест для парковки было завались.
Костромские реалии - приехал и просто припарковался без идеи о том, что проще закинуть машину на дерево, чем найти удобное парковочное место.
Второе - нас встретила хозяйка не менее потрясающая, чем квартира. Мне показалось, что мы приехали не на съемное жилье, а в гости к подруге, которая нас давно ждет и очень соскучилась. Она нас встретила, всё нам показала, рассказала про квартиру, а потом рассказала про Кострому, про центр, про магазины в окрестностях, посоветовала одно замечательное место, где можно купить вкусного сыра, посоветовала достопримечательности... Кажется, мы были готовы с ней болтать часами. С человеком, которого увидели первый раз в жизни.
Это первое, чем меня зацепила Кострома. Теплой и душевной встречей.
Скажу сразу небольшой спойлер - Кострома вообще безумно мне понравилась, но об этом позже.
Когда хозяйка ушла, мы стали позитивно обалдевать от квартиры.
Ну казалось бы - квартира для посуточного съема. Ну зачем в нее вкладываться, делать красиво?.. Ан-нет! Хозяйка к ней подошла со всей широтой и теплотой души. Сделала в ней потрясающий ремонт, всё красиво оформила, вплоть до мелочей. Подобрала обои к шторам, люстры - к мебели, продумала всю-всю-всю мелочевку. В шкафу я нашла халаты, в другом шкафу - книги, на кухне - тостер, кофеварку, духовой шкаф и посудомойку (в дополнение к стандартным микроволновкам и т.д.). Много ли вы знаете посуточно съемных квартир, где на кухне стоит тостер? Я в такой жила впервые. До кучи хозяйка нам показала, что на кухне можно найти чай, картошку с огорода, яблоки, а еще позже мы нашли даже одноразовые палочки в дополнение к вилкам и ложкам.
От чистоты мне даже стало стыдно - у меня дома не так чисто.
На кровати лежал офигенный матрас, а в ванной висела милая шторка с котиками.
А еще в квартире были высоченные потолки (метра три), автономное отопление, штук по 5 полотенец на каждого человека... Это была первая в моей жизни съемная квартира, которая в реальности оказалась круче, чем на фотографиях.
Так что будете в Костроме искать жилье - крайне рекомендую.
Про соревнования.Про соревнования.
Ну, я постреляла полную программу, три упражнения. На ВП-6 заползла за 580 очков, на первых трех сериях пробился дикий пульс, пришлось работать на нем. Потом только поняла, что проблема в изготовке, немного не так встала - вот и пробился он. На лежаке меня атаковало яркое, вырвиглазное освещение рубежа и мишеней, из-за чего у меня летели дурные отрывы в габаритную девятку на 2 часа из-за ошибки прицеливания - вплоть до того, что в одной из серий я залепила подряд три таких девятки пуля в пулю! Плюс всю стрельбу у меня был эллипсоидный диоптр, что тоже не добавляло прицеливанию правильности...
На МВ-3х20 я осознала свои ошибки на вчерашнем МВ-60 и лежа попала 100 и 97.
Ах да, МВ-3х20. В Костроме, в отличие от Ярославля, мы работали "малый" стандарт. После МВ-3х40 он показался каким-то детским, быстрым и стремительным, колено я отработала за 12 минут и поняла, что я даже не успела присидеться. С пристрелкой на МВ-3х20 получилось очень весело: по очередным новым правилам говорилось, что на каждое положение должно быть по 3 пристрелочных выстрела. Мы много ржали по этому поводу.
- То есть ты такой снял с винтовки диоптр, поставил проставку, поставил обратно диоптр, вкрутил поправок на половину диоптра, а потом - три пристрелочных выстрела?
- У меня та же проблема, что и у тебя, только после перестановки прицельных винтовка, как правило, вообще не попадает в мишень.
- Первый выстрел делаешь в молоко, второй - в пятерку, а дальше надо правильно высчитать свои 20 щелчков на габарит, чтобы третий выстрел таки прилетел в 10.
Но судьи, посовещавшись, решили, что это какой-то бред в правилах написан и оставили нам неограниченное количество пристрелочных. Здорово, когда судьи адекватные. Но чем дальше, тем больше бреда в правилах встречается в нашем виде спорта.
На МВ-60 я заняла второе место, на МВ-3х20 - первое. По этому поводу мы похихикали со знакомой женщиной из Иваново.
- Опять ты меня обстреляла лежа. На этот раз на два очка.
- А до этого где было?
- Как где? В Ярославле. На 1 очко.
- О, смотри, а вот и МВ-3х20 протоколы. Упс! Опять 1 очко)))
- Вот ты козявка)))
Первые три места на МВ-3х20 и вправду оказались очень плотными: я на 1 очко выше, чем второе и третье места, а у второго и третьего места - одинаковый результат, и их развели по последней серии)))
Награждение за МВ-60.
Мои медальки =)
Мои студенты выступили неплохо. Соня, которая встала на пневматику буквально в сентябре, первый раз стреляла ее на соревнованиях, причем сразу ВП-60, причем с компрессионного ИЖ-32 - попала 521, причем если считать по первым четырем сериям, то у нее вообще 352 очка! Обычно у нас студенты на первых соревах попадают где-то в районе 320, а тут такой результат сходу =)
Полина улучшила свой результат на ВП-60, Настя всю тренировку дотягивала мышцами, потому что не смогла встать на мишень и гнула правую коленку, любимчик Шушик слил, а Антошка попал вполне нормальный результат, зато на следующий день Джо и любимчик Шушик отыгрались на лежа, попав нормальные результаты, а вот Полина случайно пропустила две мишени (перемотки там были ооооочень быстрые), а Настя не в ту сторону накрутила поправки. А Миша примчался, попал три пятерки (555 на МВ-60) и умчался, но мы его вообще не очень любим за его высокомерие. Аня попала на колене 98 99, чем удивила и меня (я ей поправляла коленку аж весной; не думала, что эффект будет столь отсроченным, но таки будет), и судей (они спросили в шутку, не перепутала ли она положения, потому что лежа у нее результат 92 92).
Пневматический рубеж сделан поперек 50-метровой галереи.
Стрелковые костюмы - все цвета радуги, яркие и позитивные =)
Упражнение МВ-3х20, бывшее МВ-5.
В остальном, тир и атмосфера в нем мне очень понравились. В какой-то из дней на улице пошел дождь и у тира протекла крыша: на огневом рубеже уютно расположились тазики, напомнив наши домашние условия (у нас тир в институте стабильно пару раз в семестр заливает). На спортсменов на МВ-3х20 капала вода с потолка. А в туалете на двери изнутри обнаружилась огромная пробоина, как будто кто-то то ли ломился наружу, то ли бился головой из-за своего плохого результата. Но в остальном - тир в Костроме шикарный (особенно на фоне нашего бомбоубежища): высоченные потолки, огромное пространство, подземный ход под 50-метровой галереей на 25-метровый рубеж, яркое освещение, много щитов, куча места, раздевалка рядом с рубежом, две оружейки...
Классный подобрался и судейский состав - знакомые всё лица. Впрочем, среди спортсменов тоже 85% лиц почему-то были ужасно знакомыми

Наверное, именно такой душевности и домашности я ждала в этом году от Ярославля - и не получила. Но ничего. Кострома исправила положение

Про Кострому.Про Кострому.
Ну а теперь - про город. То, что я в нем увидела, то, что я в нем почувствовала.
Кострома мне очень-очень понравилась. Я всегда стараюсь понять атмосферу города, оценить его не столько по достопримечательностям, сколько по духу, найти его душу, понять ее. Да, Кострома - это не Иркутск, в который я влюбилась. Не Красноярск, в котором повсеместно чувствуются сила и мощь. Но это же прекрасно, когда города нравятся из-за совсем разных вещей.
Во-первых, Кострома мне показалась уютной. Она не задыхалась в суете, пробках, толкучке, толпах. Я не нашла в ней кварталов с домами по 30 этажей, наваленных друг на друга торговых центров. Может быть, я не бывала в каких-то новых районах, где всё это есть, но торговый центр я запомнила только один (там еще был Макдоналдс), а застройка, в основном, была малоэтажной либо соседствовали друг с другом обычные дома в 9 или 11 этажей. Улицы были обычными, не слишком узкими и не огроменными проспектами, почти везде присутствовали тротуары. Если я уходила с центральных улиц, то обязательно попадала в частный сектор.
Во-вторых, Кострома мне показалась очень самодостаточным и автономный городом. Меня регулярно восхищали вещи, которые я умудрялась находить, особенно по части продуктов. В магазинах на полках присутствовали вкусняшки, которые в Москве надо еще знать, где покупать: различные сыры мелких фермерских хозяйств, местное молоко и т.д.
При всем при этом в Костроме все не так радужно...
Как мне, к сожалению, показалось - Кострома брошена на произвол судьбы. У нее нет денег на собственное приведение себя в чувство. Стоит уехать с основных улиц - и асфальт заканчивается, появляются буераки и ямы, по которым ездить надо исключительно на внедорожнике. Весь частный сектор - это грунтовый ралли-рейд. Автомобильный мост через Волгу, как нам рассказала хозяйка квартиры, давно дышит на ладан и требует капитального ремонта, а его ежегодное латание - это только видимость хоть какой-то работы. Якобы в Костроме должны были построить еще один мост, на него даже выделили деньги, однако они, в итоге, утекли в соседний Ярославль, а Кострома так и осталась с единственным, постепенно разваливающимся мостом. Даже помещение тира, где проводились всероссийские (!) соревнования, кричит о безденежье: в очередной день на улице полил дождь и крыша в галерее благополучно протекла. По огневому рубежу были расставлены тазики, а вода капала прямо на спортсменов во время выполнения упражнения.
Центр в Костроме сделан хоть как-то и довольно симпатичен, а вот задние дворы тут же являют бедность города: мусор, ветхость, дряхлость, развалины.
Типичный пейзаж Костромы: новое здание, его белый цвет - как символ чистоты. Огорожено красивым, высоким, современным забором - видимо, чтобы спрятаться, отгородиться от реальности? Потому что вся реальность - на переднем плане: покосившиеся брошенные строения, на фотографии еще мусора не видно... Вся Кострома могла бы быть такой, как это белое здание. А так - островок благополучия в бушующем море развалин, которые практически вернулись в лоно природы - природа всегда готова принять ветхость и переделать ее на свой вкус и лад.
Этой дорогой мы ходили из съемной квартиры в тир каждый день. За 5 минут пути - вся печальная изнанка.
Костроме не хватает человека, который взял бы город под свое крыло и поставил своей целью дать Костроме развиться и двигаться вперед. Если в этот город вложить денег, дать ему возможность починить ветхое, залатать дряхлое, украсить набережную, навести немного лоска, то, ей-богу, Кострома станет одним из лучших городов России. Ведь даже в своей неухоженности Кострома цепляет до глубины души - на улице был ноябрь, самое дурное время для знакомства с природой и другими городами, а Кострома все равно зацепила.
Она мне понравилась сильно больше, чем Ярославль. Ярославль красив, цветаст, имеет кучу достопримечательностей, но такого уюта, такой домашности, такой самодостаточности в нем как будто нет. Кострома, являясь городом и столицей области, оставила в себе черты хорошего поселка: отсутствие суеты, скромность, умение гордиться тем, что у нее есть, отсутствие громких лозунгов и криков, сохранение истории, направленность на мелкие производства.
Первое пешее знакомство с Костромой мы осуществили в первый день соревнований - вечером, после первого упражнения. Я горела идеей посетить мост через Волгу и полюбоваться ночной панорамой реки.
Мы вышли на набережную в районе Черноречья, прогулялись по ней, но ничего особенного не увидели: темнота и бетонный тротуар, без украшательств (какую бы набережную можно было тут заделать!). Дошли до моста. С набережной он вновь впечатлил.
Удивило, какие у него тоненькие опоры. Поразила длина - он ведь протяженностью больше километра, вот это размах Волги!
На мост мы поднялись - на ступеньках пришлось перепрыгивать через бадьи с бетоном, постеленный полиэтилен (видимо, очередное латание совсем развалившегося). Перед входом на мост угрожающе щурилась яркая табличка.
Оп-па, вот это неожиданно! Ну, мы же не проход будем осуществлять, а только до середины дойдем =)
К сожалению, в пешем варианте мост не впечатлил. Из автомобиля он смотрелся более потрясающим: мелькающие огни, масса воды справа и слева. Вероятно, он цепляет именно движением по нему, когда преодолеваешь 100, 200, 500 метров и поражаешься, что река еще не закончилась. А пешеходу ночью тут особо нечего смотреть: темная масса воды, очень мало огоньков вокруг, шум и грохот, под ногами мост трясется, вибрирует и прыгает при проезде каждого грузовика.
Так что я потыкала свою мыльницу на ночном режиме и грустно пошла обратно. С другом мы переговаривались криками.
Немного прогулялись по окрестностям моста.
Нашли старое дерево. Это черешчатый дуб, ему более 100 лет и он внесен в Национальный реестр старовозрастных деревьев России.
Рядом нашли филармонию.
На следующий день у нас нашлось время, чтобы немного осмотреть Кострому днем. Естественно, отправились в центр.
Хозяйка посоветовала нам магазин "Сырная биржа" в торговых рядах в центре. Торговые ряды - это не просто какой-то современный типовой торговый центр с кучей рекламы и кричащих надписей, торговые ряды в Костроме - старые здания, вытянутые в длину и выглядящие крайне симпатично. Они не завешаны рекламными вывесками, а радуют чистотой архитектуры и строгостью линий. В магазине я традиционно потеряла волю: тут продавалась куча всякого сыра местного производства, сувениры самых разных вкусов, оттенков и форм (от магнитиков до пряников), местный иван-чай, мед, варенье. Увидев варенье, я окончательно потеряла волю - о силы мира, орешки в мёде! Варенье из шишек! Сиропчики! Ааааааа!
Помимо прочего, я с восторгом нашла в этом магазине... алтайские безалкогольные бальзамы на травах, которые мы покупали в Бийске! Те самые! В той самой упаковке, той же фирмы!
Вот так. Грустишь из-за того, что на Алтай в ближайшее время не планируешь, грустишь, потому что привезенные оттуда бальзамы закончились, а тут приезжаешь в Кострому - и вуаля, в первом же магазине находишь вкусняшки с Алтая! Кострома знает толк во вкусных и полезных штуках =)
От торговых рядов мы без всякой системы, без четкого маршрута побродили по центру и его окрестностям. Центр Костромы оказался таким же уютным и домашним, как и весь город - отличие состояло только в том, что здесь не чувствовались безденежье и брошенность, центр постарались сделать максимально красиво.
Каланча.
Невольно опять пришло на ум сравнение с Ярославлем. Я была в Ярославле около 10 раз, но всегда в ноябре. Вероятно, летом Ярославль очень красив и зелен. С другой стороны, и в ноябрьское время я видела его в разном виде, и слякотным, и покрытым пушистым снегом. Я по нему гуляла, ходила там в музеи и планетарий, любовалась центральной площадью и всякими церквушками, архитектурой, ходила по центру, жила в разных квартирах и гостиницах, заглядывала в разные кафешки. Я помню период, когда Ярославль был "городом без дорог" и помню, как постепенно асфальт стал в нем лучше. В нем есть, куда сходить и что посмотреть. У него есть симпатичная набережная и реки. Но как город он меня все равно совершенно не цепляет - ну город и город, вполне любопытный и интересный. А вот Кострома даже в ноябре заставила почувствовать к ней душевное тепло.
Историческая центральная улица. Вот по таким улицам интересно и приятно гулять: когда не одно отдельное историческое здание или достопримечательность, а целая длинная улица, перетекающая в другую улицу, по которой можно идти и идти, идти и идти, постоянно находясь в старине.
Всякие исторические здания.
Очень даже красивые, расписные, резные!
Почти каждое - памятник истории и культуры.
Одна из церквей. По архитектуре она очень удачно вписывается в общий стиль улиц.
Чем вообще примечательны исторические улицы в Костроме - различные здания хорошо сочетаются между собой, создают какой-то единый стиль. Здания красивы как каждое само по себе, так и в общей городской композиции.
Вот такой бульвар. Справа и слева - красивые здания. Непосредственно на пешеходной части - информационные таблички с различной информацией о городе, чем он живет, чем дышит сейчас, как он жил и чем дышал раньше. Можно гулять и культурно просвещаться.
Мемориал ВОВ.
Порою меня привлекают совершенно неожиданные вещи. Чем-то это дерево зацепило... Тем, что тянется всё выше и выше, минуя преграды, возносясь над крышами, над городом, созерцая дома и улицы с высоты?
Мечеть в Костроме. Недалеко от нее, кстати, расположилась столовая "Щи", частенько заходили туда обедать. Довольно неплохо, дешево, сытно.
Та же мечеть вечером, с подсветкой.
Пока мы гуляли, стемнело, так что по улице Советской мы направились обратно в свою уютную квартиру с дизайнерским ремонтом. По мере удаления от центра закончилась и история, однако сам город отторжения не стал вызывать - вокруг высились те же скромные, небольшие дома, которые не были завешаны вывесками и не выжигали глаза метровыми светодиодными буквами. Просто улица, дома, магазины и светофоры.
Про дорогу обратно.Про дорогу обратно.
Когда мы приехали в Кострому, мы припарковали Кайрона во дворе дома, в котором жили, и с того момента он стоял - нет никакой нужды пользоваться автомобилем в городе, в котором везде можно добраться пешком. Так что все дни машина отдыхала.
День отъезда. Утро, холодно, мрачно, сыро, вчера весь день лил дождь. Вокруг так сонно, что даже фотоаппарат не захотел фокусироваться и посапывал в сонных руках.
В крайний день пребывания в Костроме мы никуда не ходили, съездили в тир, отработали оставшееся упражнение, вновь занялись погрузкой. За счет того, что один здоровенный баул и один кофр удалось перегрузить в другую машину, места в салоне стало сильно больше, однако пассажиры все равно не влезли.
Типичная загрузка Кайрона.
Стартовали из Костромы в сумерках, быстро выбрались из города. Не порадовала только одна "обманка", которая то ли случайно, то ли специально пыталась нас обмануть (и наверняка обманывает других водителей): на центральной улице, по которой мы ехали, висел большой указатель "Ярославль, Москва - налево", на светофоре была секция под стрелку, но одновременно висел знак "поворот налево запрещен". Это вообще как? Пришлось проезжать вперед, поворачивать направо на второстепенную улицу, потом на следующую и выезжать на этот перекресток так, чтобы проехать его прямо. Но если бы не навигатор, который нам сообщил о том, что поворота налево тут нет, мы бы с чистой совестью налево бы повернули -_-'
Автомобильный мост через Волгу вновь впечатлил, а я задумалась о том, что было бы здорово вернуться в Кострому летом и посмотреть на этот город в период, когда вокруг всё тонет в зелени, когда всё залито солнцем...
Обратная дорога была такой же обычной и простой, как и дорога сюда. Мы доехали до Ярославля, по пути попав в зверский туман, повернули на Москву, вышли на Ярославское шоссе и полетели до дома по прямой, заехав лишь в Сергиев Посад, чтобы зайти покушать (в Костроме в воскресенье во второй половине дня с работающими кафешками всё было как-то не очень =) ). К тому моменту, как мы долетели до Москвы, пробки куда-то делись, так что МКАД мы прошли без проблем и умчались в свое Подмосковье.
@темы: пулевая стрельба, дороги и направления, УАЗ дубль 3: made in Korea, стрельба: йа тренер
пожалуйста ^_^
Теперь очень надеюсь добраться туда летом)