В прошедшие майские праздники, их вторую половину, мы решили, что скучно и уныло сидеть дома нельзя, тем более, что погода неожиданно стала радовать по-настоящему летними ощущениями. Мы решили совершить небольшое путешествие по городам, в которых еще не бывали, и выбрали направление на Белгород - с одной стороны, это для нас новое и неизведанное, с другой стороны - не сильно далеко от дома! Кроме того, был канун 9 мая - еще один повод прокатиться именно по местам боевой славы.
Даты: 6-9 мая.
Автомобили: мой Ссанг Йонг Кайрон и Шкода Фабия Саши Чэ.
Люди: трое Саш, Лена, Аня, Элла, Олег, Володя. Ну и я куда-то туда же затесалась. Можете не пытаться запоминать =)
Итак...
6 мая. Москва - Орел.Изначально мы планировали выехать в субботу 7го мая рано утром, однако о нашей поездке узнала Элла и предложила замечательный вариант: уехать в Орел вечером 6го числа и переночевать там у нее. Ей и Олегу надо было в Орел делать там всякие дела, соответственно, они планировали остаться там на все праздники, мы же - ехать дальше, а на обратном пути забрать их в Москву.
Так и решили сделать!
Общую встречу наметили на 17 часов вечера в Москве возле метро Аннино, где есть большая и удобная перехватывающая парковка.
Я благополучно долетела до Москвы из своей деревни. Поскольку летела слишком быстро, то снова успела в замечательную пробку на МКАДе, а потому опоздала в Аннино минут на 15. Саша Чэ на Шкоде приехал только к 18 часам - он успел во все замечательные пробки на ТТК. Впрочем, мы не расстроились: пока мы ждали Сашу, нашли, чем заняться. Например, мы пытались разобраться с оплатой перехватывающей парковки посредством двух поездок на метро, но у нас ничего не получилось, при этом к нам постоянно приставал охранник с комментариями, что мы делаем не так, а мы его жутко смущались. Впрочем, его комментарии все равно не помогли. Кроме того, Элла сказала, что знает здесь магазин под кодовым названием "Русские валенки" с отменными булочками и практически силой заставила туда сходить. И не зря. Одна булочка за 50 рублей с яйцом, рисом и зеленью по количеству начинки переплюнула полноценный обед. Место запомнили)))
Олег с интересом изучил подкапотное пространство Кайрона, долго спрашивал, зачем я вырезала кусок диффузора и что это за фильтрики на модуляторах, и что это вообще такое - модуляторы, я ему рассказала, после чего он сделал вывод, что Кайрон чем-то сильно похож на УАЗ.
Кроме того, я показала Элле практически все царапины на машине и рассказала про каждую из них занимательную историю. Правда, половина царапин досталась мне от бывшего владельца Кайрона, а потому занимательных историй не имела.
читать дальшеК 18 прибыл Саша Ч и мы, две машины и 9 человек, включили сибишки на 10м канале и наконец-то двинулись в путь.
Поехали по трассе М-2.
Пробок не было, трасса летела отменно и вообще радовала хорошим асфальтом. Четыре полосы постепенно сузились до двух, но хуже от этого не стало: местами начиналась третья полоса для обгонов, асфальт продолжал радовать, тихоходы часто двигались на широкую обочину, чтобы пропустить остальных.
Вечерело. Солнце закатывалось.

Элла сказала, что здесь, на трассе, есть великолепная достопримечательность, которую она давно хочет посмотреть, но все время пролетает мимо, потому что ей лень останавливаться. Ну, раз это путешествие, решили мы, давайте тогда будем путешествовать, а не просто лететь вперед.
- Там будет табличка! - сказала Элла. - Это арочная чугунная водопропускная труба 1843 года постройки.
- Арочная. Чугунная. Водопропускная. Труба! Тысяча восемьсот сорок третьего года постройки, - задумчиво повторили мы, запоминая столь изощренное и длинное название, которое, кстати, не удалось запомнить с первого раза, а потому Элле его пришлось регулярно повторять.
Арочная чугунная водопропускная труба 1843 года постройки случилась совершенно неожиданно, мы съехали на обочину и пошли ее смотреть, после чего долго сверлили взглядом Эллу, вопрошая, в чем, собственно, удивительная достопримечательная сущность этого места.
- Нуууу, - с потухшей надеждой ответила Элла. - Она арочная. Чугунная.
- И водопропускная! - подхватил Саша Тэ. - И 1843 года постройки! В самом деле, ну, ребята, в этом же и есть сакраментальная суть! Только фоткаться надо было с табличкой.

Посмеялись, размяли ноги и поехали дальше. Арочная же чугунная водопропускная труба 1843 года постройки стала нашим новым нарицательным названием.
Стемнело.
Дальше произошел не особо приятный случай, который как-то омрачил нашу поездку. Впрочем, самое главное, что все отделались легким испугом и слегка помятым капотом Шкоды.
Шкода ехала впереди, я за ней. Свет фар Шкоды неожиданно выхватил из темноты двух замерших оленей - совсем еще маленьких. Олени стояли один на соседней полосе, другой на обочине - можно было бы проехать между ними, вот только один из них сдуру рванул прямо на Шкоду. Тормоз в пол, но поздно.
Увы, олень трагически погиб. Второй убежал в противоположном направлении.
Остановились на обочине. Кайрону повезло только потому, что он ехал вторым.
- Мне кажется, у кого-то в нашей компании кармическое несоответствие, - задумчиво сказал Саша Тэ, пытаясь разрядить обстановку. - Если вспомнить нашу поездку на Алтай, там нам тоже как-то не шибко везло в начале.
Слава богу, что олень был небольшим, да и ехали не быстро. Все живы-здоровы, машина пострадала по минимуму: разбитая решетка радиатора, поведенный капот (который так сразу и не заметишь), крыло (которое мы заметили только на следующий день) и вылетевшая заглушка омывателя фар. Оленя с дороги убрали, запчасти от Шкоды собрали. Порадовались, что до радиатора не достало.
Аккуратно поехали дальше, пытаясь иронично отшучиваться, однако Саша Чэ воспринимал наши шутки довольно мрачно, а потому мы решили замолчать, дождавшись, пока утихнет буря.
В Орел приехали поздно вечером. На въезде в город обнаружилась стела - фото обязательно!

Въехали в Орел. Элла много рассказывала про то, какие ужасные дороги в Орле, что нет дорог хуже, чем в Орле, что Орел - это город с самыми плохими дорогами. Посему я ожидала гнутых дисков, пробитых покрышек, асфальта после бомбежки и всего такого прочего. Оказалось, что Элла сильно преувеличила масштабы трагедии: Орлу очень далеко до того же Ярославля, который все местные считают "зоной без дорог" и в котором на обочинах регулярно стоят люди, ставящие запаску. Про Курганскую область даже не говорю: Орел - образец идеальных дорог по сравнению с Курганской областью. Хотя Курганская область - она вообще стоит особняком в плане асфальта, хуже дорог в России я еще не встречала.
- Элла, у вас очень хорошие дороги, - сказала я, переваливаясь через легкие ямки. - Это - вполне нормальная ситуация, это ерунда. В Ярославле и Ростове-на-Дону все намного хуже!
- Зато, зато... - не растерялась Элла. - У нас - мосты! Вот на них реально все плохо!
Здесь пришлось согласиться: мы проехали два моста, которым вряд ли могла бы помочь даже рассада самых лучших подорожников (как известно, к асфальту можно приложить подорожник, сказать "асфальт, не болей" и яма исчезнет - так ремонтируют большинство дорог в России). Местные объезжали ямы и колдобины извилистыми траекториями, иногда по встречке, встречка понимала и пропускала. Тяжелый Кайрон громко бухал подвеской, а легкая Шкода летела над дорогой. В общем, каждый старался, как мог. "Золотой мост" под Ростовом-на-Дону, на котором мы как-то раз пробили колесо на Крайслере, выглядит намного лучше, чем орловские мосты.
- Ну, подумаешь, - решила я стоять на своем, - два плохих моста на весь Орел - и сразу ужасные дороги.
- Нет! Здесь восемь мостов и они все плохие! И только один, девятый, хороший, - возразила Элла.
- Нет, ну, подумаешь, восемь плохих мостов, на которых можно разложить машину, на весь Орел! В Ярославле все равно хуже)))
Кстати, не могу обделить вниманием орловские светофоры. Они ужасны! Они почему-то очень короткие и быстрые - стоять приходилось практически на каждом. Забегая вперед, скажу, что в Курске и Белгороде со светофорами было все хорошо. Так что вот такая светофорная фишка Орла. Конечно, когда ты пешеход - это крайне удобно, вроде только подошел к проезжей части - а уже зеленый горит. Но когда ты водитель, сильно раздражает))
В ночи добрались до какого-то двора, Элла убежала за ключами от дома и пропала. Потом она, конечно, появилась, мы попытались на нее набурчать, почему так долго, она ответила, что искала ключи в холодильнике. Учитывая наше состояние общей упоротости, мы не стали вдаваться в понимание и подробности. И поехали за камбалой.
Чтобы Элла не пропала в этот раз, мы отправили с ней Володю, после чего они пропали вдвоем. Мы сидели в машинах и бурчали, что они там делают, неужели вылавливают камбалу в реке, замораживают, а потом размораживают, а потом замораживают снова. Когда Элла и Володя появились, мы накинулись на них со своими бурчаниями, на что Элла ответила, что они ломали камбалу об пол, а потому не могли ускориться - камбала не ломалась. Учитывая наше состояние общей упоротости, мы так же не стали вдаваться в подробности. Как и с ключами, найденными в холодильнике.
В час ночи мы-таки доехали до дома Эллы, пожарили камбалу и обсудили кубиты. Два или три часа мы обсуждали кубиты. Я долго молчала, а потом спросила, что будет, если в эксперименте Шредингера в ящике будет сидеть не один кот, а сразу два кота, которые могут находиться в разных состояниях, не зависимых друг от друга, и одновременно - в суперпозиции. На что Володя мне ответил, что это тема его диссертации, чем ужасно меня расстроил - я-то надеялась, что сейчас познаю самую суть квантовой механики за пару-тройку фраз.
Оставив немного камбалы на завтрак, мы пошли спать.
7 мая. Орел - Белгород.
Мы проснулись в 10 утра, завтракали, собирались, общались, собирались, общались, тупили, завтракали, пили чай, собирались. Около 12 или 13 часов дня мы наконец-то отправились на исследование города Орла.
Когда-то давно я уже бывала в Орле: это было очень давно и почти неправда. У меня тогда был еще первый бензиновый УАЗик и я ездила в Орел на выходные. Хорошо помню, как я валила тогда по трассе 120 км/ч, распугивая маленьких и сжигая бензин ведрами, а из-под днища периодически слышались завывания глушителя, доживающего свой срок (или я к тому моменту уже успела поменять оторванный в лесу глушитель? Что-то не помню). Город я тогда особо не смотрела, так, пошаталась в центре и уехала на природу, а потому Орел мало мне запомнился и впечатления не произвел. В этот раз я надеялась наверстать упущенное и увидеть по-настоящему красивый и впечатлительный Орел.
Элла сопроводила нас куда-то в центр и уехала по своим делам, мы оставили машины и пошли гулять.


В Орле что-то вовсю копали. То ли тырили асфальт, то ли, наоборот, зарывали асфальт в землю. Видимо, город готовится к своему 450-летию!

Добрались до пешеходной улицы. Просто пешеходная улица, не более. На ней - плитка, люди, магазинчики.

Больше всего с пешеходной улицы мне запомнилась кошка.

Пешеходная улица заканчивалась мостом, с которого можно было увидеть симпатичное здание.

Нашли памятник Лескову...

...а так же Ермолову.

Возле памятника Ермолову мы вновь ждали Эллу. Памятник облюбовали голуби: они построили на нем наблюдательный пост и несли посменную службу. Охотились они на еду.

Вскоре прибежала Элла и повела нас куда-то в совсем центр, к реке, мостам и парку.
Мосты, честно говоря, не очень впечатляли. Видимо, судьба такая у орловских мостов - грустить...

Добрались до парка. Обнаружили грустный маленький зоопарк с очень грустными животными внутри. И очень грустной тощей лошадью, которая реально вызвала жалость.
На одном из домиков зоопарка висела грустная табличка.

Тем не менее, иногда можно было увидеть довольно милые и красивые виды.


Слияние двух рек - Оки и Орлика.

Сердце города Орла - памятный камень, установленный в мемориальном сквере, в память об Орловской крепости.

Довольно интересная и симпатичная идея - таблички с городами. Только вот не смогу я рассказать без "Гугла", что они обозначают. Мне понравилась сама симпатичность этого места.

Честно говоря, Орел не впечатлил. Просто обычный город. Я подумала, что Орлу определенно не хватает какой-то изюминки, по которой сразу же можно будет сказать, что это - Орел. А так... памятники, набережная, парк. Орел легко спутать с любым другим городом. Вот взять Сыктывкар - там соседствуют верблюды и северные олени. В Брянске крайне скользко зимой. Ирбит погружает в старину и очарование прошлого. Тюмень сказочна в легкий пушистый снег, а еще там находится сквер сибирских кошек. Мурманск - это родина холмов, спусков и подъемов. Златоуст - это маленький Мурманск. А Новосибирск похож на Краснодар, а Краснодар - это нечто новое, свежее и прекрасно в своем стремлении бежать вперед и развиваться; а еще в Краснодаре есть правило "пяти секунд красного". И так далее. И тому подобное. Я могу еще много городов вспомнить.
А вот Орел - как-то даже и ассоциаций никаких на ум не приходит.
От накатившей грусти мы зашли в местный игровой тир в парке, обнаружили там пневматические винтовки, луки и арбалеты и немного побахали. Теперь я знаю, что кучно стрелять можно и с винтовки со сбитым прицелом, а направление полета стрелы из арбалета сильно зависит от того, как натянуть тетиву)))




Вскоре мы выползли обратно в мир города Орла, прошлись до своих машин, опять не обнаружив никакой городской изюминки. Заглянули к памятнику Гуртьеву.

Наши Шкода и Кайрон в Орле.

Поехали в сторону вокзала.
По пути увидели симпатичный кораблик.

Лицезрели некоторые симпатичные городские пейзажи.

Так же заехали к танку и попырились на него - кстати, этот танк я запомнила еще с предыдущего своего посещения Орла.


А затем доехали до вокзала и попырились на орла. Орел в Орле.
Вот тут-то я наконец-то впечатлилась!
Ура, в Орле тоже есть своя изюминка))) Собственно, это - орел.

Сделан он из соломы, он большой и красивый. По словам Эллы, поставили его здесь совсем недавно - может, несколько лет назад. И молодцы, что поставили! Идея и вправду интересна и оригинальна, а реализация - очень достойна!

Что здорово - орел стоит прямо напротив вокзала. То есть ты такой приехал на поезде в город Орел, вышел на улицу... и сразу понял, куда попал)))

Там же, возле вокзала, мы устроили выпуск серии "тачка на прокачку".
Шкода же сбила оленя накануне и лишилась решетки радиатора, так что грустный и испуганный радиатор стал лицезреть внешний мир без какой-либо защиты. Мы купили обычную металлическую сетку и примотали ее стяжками, чтобы сделать хоть какую-то защиту от мошек, жуков, камней и всего такого прочего.
Процесс творческой резьбы по сетке.

Стяжки - это одно из лучших изобретений человечества. Ими можно починить практически все. Круче только проволока и изолента.

Шкода приобрела грозный тюнингованный вид.

Вечерело. Элла и Олег оставались в Орле, наш же путь лежал в Белгород. Ребят мы договорились забрать из Орла на обратном пути.
Из Орла по трассе М-2 мы стартовали в сторону... Бельдяжек.
Да-да, их самых.
Прокладывая маршрут до Белгорода, я случайно обнаружила, что если отъехать от Орла по М-2 километров на 60, а затем свернуть в сторону от трассы километра на три, то можно воочию лицезреть знаменитую деревню, ставшую столь популярной после выхода фильма "О чем говорят мужчины". Всего лишь три километра в сторону! Надо ехать! Просто ради таблички!
И мы радостно поехали в Бельдяжки. Нам можно. Мы не женаты.
По пути смотрели по сторонам и любовались неотвратимо надвигающимся летним безвременьем.

До Бельдяжек мы доехали. Увы, таблички на белом фоне не нашлось, пришлось довольствоваться синей табличкой. Заехали в саму деревню. К сожалению или счастью, ни гостиницы, ни кипятильника, ни Жанны Фриске, ни немцев мы не обнаружили. Нашлись только обычные деревенские домики да разбитые дороги. И чувство затерянности во времени и пространстве.

В любом случае, мы сделали фото с табличкой.

Полетели дальше в Белгород. В больших количествах начались спуски и подъемы. Я радостно рвалась вперед, пока Шкода не начала одергивать меня со словами, что, вообще-то, ее 60-сильный мотор не очень прет в горку, в отличие от Кайрона с его дизелем. Признаться, я была удивлена. Я-то привыкла с УАЗом, что обычно я самая медленная и у меня проблемы с тягой.
- Но ведь в Краснодар и Брест Шкода валила! - возразила я.
- Там была более ровная дорога, а не вверх-вниз... - объяснил Саша, но я продолжала ему не верить, пока воочию не пронаблюдала, как Шкода отстает от меня на подъемах. Стала вести себя приличней и спокойней.
Дорога продолжала радовать. К М-2 у меня нет никаких нареканий и претензий. Все так же две полосы, иногда третья полоса. И асфальт, приятный хороший асфальт!
Курск пролетели по объездной. Свернули немного в сторону - заехали на Лукойл заправиться. К тому моменту случился майский жукопад - майские жуки стали совершать массовое самоубийство об мой Кайрон. Я ехала по дороге и только слышала ритмичное "бум-бум-бум-бум-бум", как будто дождь идет. Ну а лобовое стекло очень быстро превратилось в поле неравного боя, так что я даже как-то приуныла, что машина опять стала грязной.
Заправились на Лукойле и двинулись дальше в дорогу.
Стемнело.
Мы приближались к Белгородской области.
Мы прилетели в Белгородскую область.
Нас встретила шикарная освещенная трасса с четырьмя полосами.
И амбре.
Но черт с ним, с амбре! Четыре полосы! Освещение! Только что отбойника посередине нет. Ей-богу, мы впали в полный восторг: вот так едешь, едешь по каким-то отдаленным уголкам России, чего ждать - не знаешь, привыкаешь к двум полосам, привыкаешь к дороге, которая петляет среди полей и лесов, и тут - вдруг! - практически автомагистраль. Да, попадаются населенные пункты (кстати, на всем протяжении М-2 их довольно много, во многих стоят камеры и треноги, но все равно их меньше, чем, например, на трассе Москва - Питер, только там еще и трафик бешеный, а здесь - тихо, уютно, машин не очень много), но что там, сбросил скорость, проехал - едешь дальше по хорошей дороге)))
Через какое-то время 4 полосы закончились, снова начались 2.
А еще немного позже мы приехали в Белгород.
Въезд в Белгород мне напомнил въезд в Воронеж: многополосная дорога, освещение, все яркое, светится. И въезд такой долгий-долгий, длинный-длинный. Больше всего поразил очень красивый, подсвеченный зеленым аэропорт - вот он, прямо рядом с городом! Показалось, как будто мы въезжаем в огромный город-миллионник. Каково же было мое удивление потом, когда я узнала, что население Белгорода составляет около 360 тысяч человек - как в Орле... но какая разница в двух этих городах.
Своей протяженностью, яркостью, светом Белгород сразу настроил нас на дружелюбие и позитивный лад.
Отдельно и сразу хочу отметить, что в Белгороде офигенные дороги.
Ямы? Кочки? Канавы? Нееее, это не про Белгород! Все гладко, мягко и ровно.
Жилье мы сняли в частном секторе - половину домика за 4000 рублей в сутки (что на семерых - вполне себе; а вот контакт хозяйки надо бы сохранить - уж очень понравилось жилье, места много, комнаты наверху, а кухня внизу - не возникает проблем, когда одни хотят спать, а другие хотят громко общаться за чашкой чая и камбалой). Припарковались во дворе дома и отправились ужинать и спать.
Не помню, обсуждали мы в тот вечер кубиты или нет. Помню, что мы с Сашей Чэ наконец-то дорвались до молока.