Уходя гасите всех (с) надпись на выходе из тира
Очередная неделя выдалась насыщенной на бурные и яркие впечатления. Я возвращалась из Протвино, с очередной поездки на соревнования, вокруг догорали остатки золотой осени, которые я не видела, потому что ехала по темноте. С одной стороны, хотелось спокойствия и умиротворения, чтобы отдохнуть от впечатлений, с другой стороны, осень проходила мимо, а так хотелось успеть ухватить ее кусочек, успеть в лес до того, как снег окончательно укроет природу толстым белым одеялом, под которым красных, желтых и зеленых красок не будет видно...
Так мы спонтанно собрались на очередной выезд клуба Перепутье 4х4 (p4x4.ru/). У меня как-то не было особых сомнений по поводу того, с кем провести внедорожную субботу, - с Перепутьем я уже знакома, и мнение о них имею исключительно позитивное: они и маршрут интересный подготовят, и не будут против, что кто-то им внезапно свалится на голову, выйдя на связь в пятницу вечером, накануне выезда, и душевно-уютную атмосферу создадут. Внимательно изучив анонс и обнаружив в нем упоминание лесовозных колей, решили ехать на ТЛК-80. А то застоялась она что-то без бездорожья после Монголии.
Итак, суббота, Калужская область, район Малоярославца, заправка, где собрались больше десятка экипажей. Небольшой брифинг от организаторов, рассказ о том, чего нам сегодня примерно ожидать, раздача карт, вливание топлива в автомобили и - в путь! Я, правда, с опаской посматривала на некоторые автомобили, у которых стояли шноркеля. После Монголии я как-то очень настороженно отношусь к маршрутам, куда приезжают машины с выведенным воздухозабором.
- А бродов точно не планируется? - на всякий случай уточнила я у организаторов.
- Точно-точно, - заверили они меня. - У некоторых они наверняка не подключены.
- Это какое-то новое слово в джиперском движении - отключаемый шноркель. Но я теперь спокойна.
Организаторы не обманули - маршрут и вправду оказался спокойным и размеренным, а не как в Монголии =)
Сначала нас ждал короткий перегон колонной по асфальту до села Ильинское.

читать дальшеВ селе припарковали свою скромную автомобильную колонну и отправились на осмотр мемориального комплекса "Ильинские рубежи" - тема сегодняшнего выезда была посвящена Великой Отечественной войне. На территории комплекса находится музей, но в него не ходили, прогулялись только по наружной территории.
Андрей - один из организаторов выезда - подробно рассказал об истории этого места, о боях, которые здесь шли, лучше любого экскурсовода. Здесь держали оборону курсанты подольских военных училищ (пехотного и артиллерийского), молодые люди 17-19 лет. Бои шли тяжелые, курсанты совершили невозможное - задержали немцев на 2 недели, понеся огромные потери и отступив лишь тогда, когда пришел приказ об этом, когда оборона была практически сломлена...

ДОТ на территории мемориального комплекса.



После рассказа, который действительно оставил впечатление, мы немного погуляли по территории, сходили к скульптурной композиции, расположенной на возвышении, окинули взглядом калужские просторы, которые так отчаянно защищали молодые курсанты в далеком 1941 году, совершая подвиги, один за другим.

После короткой прогулки, во время которой каждый искал что-то свое (кто-то - историю, кто-то - кадры для фотографий, а кто-то переживал те далекие события, погрузившись в соответствующее настроение), мы отправились обратно к машинам, чтобы приступить к основной части выезда - преодолению маршрута от одной исторической точки к другой.
Возле музея встретили еще одну джиперскую команду на более подготовленных автомобилях. Чтобы не пересечься на маршруте, организаторы попытались уточнить, кто куда едет (куда - мы, куда - они), но получилось нечто вроде:
- Ну и там после фермы уходим направо.
- Да нет же, налево.
- Но там дорога направо.
- Там налево, мы катали на днях, болото слева.
- Мы не в болото, мы направо.
- Да нет направо дороги.
- Ну хорошо, тогда мы постараемся ехать быстрее, чтобы вы нас не догнали и чтобы у нас не получилась толкучка.
- Ну-ну, быстро, по болоту-то.
Забегая вперед, скажу, что с этой второй группой покатушечников мы так и не встретились - наверное, они и вправду уехали в болото, в которое мы не стремились. О каком "лево" и "право" шла речь, я тоже не поняла, но факт остается фактом - на какой-то развилке мы определенно свернули в разные части леса
На парковке все занялись спусканием давления в шинах. Такой лирической картиной можно любоваться бесконечно - абсолютная синхронность в действиях людей, объединенных общей целью!

Пока пилот нашей ТЛК спускал резину (конечно, это должен делать штурман, но я решила немного уклониться от своих прямых обязанностей, прикрывшись фотоаппаратом), я доскакала до Андрея, который, кстати, тоже был на ТЛК и тоже на 80-ке, и она, кстати, тоже была синей, рассказала Андрею про Монголию, Андрей ответил, что теперь меня ненавидит и тоже хочет в Монголию. Отлично, цель достигнута, еще одним монголозараженным человеком стало больше! Заражать людей безумными идеями - это наше все.
Целиком сдувшаяся колонна (кроме Кармического Патфайндера) отправилась из села в лес. В лесу я как штурман совсем не боялась заблудиться, потому что у меня была карта от организаторов. По этому поводу я сказала пилоту, что мы обязательно отсюда выберемся, даже если потеряемся и останемся одни. На карте всё очевидно: зеленое - лес, не зеленое - не лес, а собственное местоположение мы сумеем определить вручную по звездам или спутнику, который обязательно пролетит у нас над головой. Главное, чтобы тучи к ночи с неба рассеялись.

Колеса наших автомобилей ступили на обманчивую лесную почву. Краски осеннего леса догорали, постепенно уходили яркость и насыщенность цветовых гамм, уступая место серым и коричневым тонам... Но остатки осеннего великолепия мы все-таки смогли поймать. Яркая осень без дождей - время, когда краски играют даже в пасмурную погоду.
Часть колонны. Компания автомобилей подобралась, с одной стороны, разношерстной (здесь и ТЛК, и Джимни, и Мицубиси, и Ниссаны), с другой стороны - довольно однородной по части подготовки (почти все на грязевой резине), так что сомнения по части того, что маршрут мы будем идти слишком долго, отсутствовали, хотя организаторы нам обещали, что до третьей точки мы не доедем (а мы взяли и доехали, но об этом позже).

Почти сразу после вступления на местность, обозначенную на карте зелеными и белыми пятнами, остановились возле ДОТа, оставшегося тут со времен ВОВ.


После осмотра ДОТа колонна двинулась по тропинке, немного расквашенной и грязевой. У нас в ТЛК нет рации, поэтому о чем говорили остальные участники, мы не знали, в дальнейшем из-за этого мы не смогли поучаствовать в жарком и загадочном детективе "Кроссовки". Рацию стоит ставить в автомобиль хотя бы ради таких детективов.
Дорожка была не сильно размешанной, изредка попадались лужи, легкие колеи и маленькие ямки, которые можно было легко объехать. ТЛК практически не таскало по грязи, лишь изредка она чуть-чуть, самую малость подвиливала кормой. Я вспомнила, какой дрифт устраивала на Кайроне прошлой осенью, когда приехала к Перепутью4х4 на выезд в расквашенное и растекшееся поле на спущенной шоссейке, я тогда училась грязевым заносам и пару раз попыталась улететь в поле. А ТЛК на мудах было по фигу. Она плыла по тропинке, как корабль, снисходительно поглядывая на грязевое недоразумение под колесами.
Мы ехали за серебристым Патриотом.

Небольшие лужи на маршруте, в которых никто не застревал, вносили в выезд всё больше и больше размеренности и умиротворенности и не давали возможности взять верх эпику, беспощадности и безрассудству.

По пути нам встретился классный мостик изгов палок и другого подручного материала. Я решила десантироваться из ТЛК заранее под предлогом красивых фотографий каждого проехавшего по мосту автомобиля. Было интересно понаблюдать со стороны, кто и как его переезжал: Чероки долго ёрзал вперед и назад, подзастревал, газовал, отъезжал обратно, брал другую траекторию, делал неудачные попытки, но, в итоге, совладал с местностью и преодолел препятствие; под Мицубисей мостик весь хрустел и скрипел; Фронтера непослушные доски и палки хорошенько утрамбовала, так что под следующими тяжеловесами они хрустеть перестали; а Джимник как будто перелетел это место по воздуху, не касаясь колесами, под ним мостик не издал ни звука.
Тяжеловесы крадутся вниз =)

Дальше лесная дорожка подготовила нам пару сюрпризов в виде поваленных деревьев поперек проезда. Пришлось воспользоваться услугами бензопилы, чтобы построить трассу. Хотя некоторые участники благодарили, скорее, за отсутствие дорог, чем их постройку =)

На маршруте нам продолжали попадаться грязевые колеи, но они легко преодолевались по бровке. Опавшие листья, превратившие подлесок в разноцветный ковер, цеплялись за шины, образуя слой ковра и на колесах. Изредка на бока машин нападали ветки - в основном, в тех случаях, когда приходилось немного забирать к краю дороги для того, чтобы поехать в разрез очередной колеи.
А чуть позже вся колонна уперлась в длинную лужу прямо посреди дороги.
Когда я дошла от ТЛК до головы колонны, то обнаружила кучу людей, стоящих посреди лужи с палками. Водители и их штурманы с энтузиазмом мерили глубину и проверяли состояние дна, каждый из них выносил собственный вердикт, мнения сходились. Под слоем воды пряталась глубокая лесовозная колея. Взбаламученная вода булькала, колея под ней мерзко хихикала, но листики на поверхности плавали очень лирические, они настраивали на нужный размеренный лад.
Андрей-организатор решил как-то развеять царившее умиротворение, овладевшее душами участников благодаря созерцанию осени в лесу, и одним аккуратным нажатием на педаль газа попытался превратить свою ТЛК в корабль. Когда ТЛК-корабль начала тонуть, Андрей попытался сыграть в подводную лодку, но для этого не хватило глубины погружения. Колея схватила Тойоту за колеса и отказалась отпускать - так и зависла ТЛК посреди лужи, ни туда и ни сюда, не корабль и не подводная лодка, а просто застрявший тяжеловес.

Дальше последовала куча идей на тему того, что теперь с ТЛК делать - оставить тут до осушения луж? Вытащить из нее бензиновый двигатель и поменять его местами с дизельным со второй присутствующей тут ТЛК? Оставить ее тут, пока ей не надоест и она сама не всплывет? А вдруг ТЛК тут и не сидит вовсе, а припарковалась только ради эпичных фотографий? Или всё-таки надо ее вытащить для повторной попытки?
Андрей был радостен и вполне доволен сложившейся ситуацией - созерцание обязательно должно чередоваться с каким-нибудь действием, а то так и до философии недолго. Остальные участники выезда порыв ТЛК оценили и тут же принялись упражняться в остротах.
Тойоту вытащили назад, и она предприняла вторую попытку штурма лужи. На этот раз Андрей отказался от идеи величавого и степенного движения внатяг, которое сполна соответствовало объемному и такому же величавому, великодушному бензиновому сердцу Тойоты, а предпочел более приземленный способ "тапка в пол". ТЛК пролетела по луже приличное расстояние и всё-таки села повторно.
Красивая, эпичная, летящая по волнам. Это не лужа в лесу, это океан на краю планеты, где атомные ледоколы бороздят просторы бескрайней воды.

Счастливый Андрей. Палка обозначает место, до которого ТЛК смогла долететь. Это своеобразный спорт - автомобильные прыжки в длину. Обратите внимание, что до воды можно легко достать рукой и пощупать ее консистенцию и температуру.

Андрей был уверен, что показал остальным шикарный пример для подражания, однако остальные экипажи почему-то не стали поддерживать идею "окопаемся до ночи" и скромно поехали в объезд через лес.
- О нет, куда же вы?!
- Ну там суше.
- Света, только не говори, что ваш экипаж на ТЛК меня тоже не поддержит!
- Пожалуй, не поддержит.
- Но японцы должны разделить этот позор на двоих.
- Ничего, и на дизель найдется свой капкан.
Вытягивать ТЛК взялся подготовленный Мицубиси с лебедкой. ТЛК поползла вперед, палка осталась на месте для следующего участника заплыва, а Андрей, помимо кручения колесами, активно подгребал рукой для более уверенного продвижения машины вперед - благо, глубина лужи была почти по верх колес и до воды можно было легко дотянуться. Не хватало только весла.
Крузер масштабен во всем - даже в дымовой завесе.

На этой фотографии отлично видны шикарные хода подвески.

Поддержать идею утопления решился другой Мицубиси. Его экипаж долго и вдумчиво размышлял над траекторией, четко вымерял необходимые сантиметры, просчитал, куда должно пойти правое колесо, а куда - левое. Идея состояла в том, чтобы правое колесо шло по бровке берега, а левое - по бугру колеи. Такая внимательная подготовка ни у кого не оставила сомнений, что Мицу справится и легко преодолеет грязевое недоразумение.
Фотографы были готовы, операторы - тоже. Мицубиси взяла разгон, и все замерли в ожидании триумфа.
Это что за цунами идет прямо на нас?

Бааа, да это же автомобиль! Встал на месте и отчаянно крутит колесиками...

Что произошло и почему Мицубиси сел - никто так и не понял.
- Подожди, мы же договаривались, что ты поедешь правее, - вели после этого спокойный, как окружающий пейзаж, диалог водитель и штурман Мицу.
- Ну да.
- Ты должен был взять правее, попасть колесом на берег.
- Ну да.
- И пойти в разрез колеи, колесами по твердому.
- Ну да.
- Если бы ты этого не сделал, то в середине лужи ты бы по-любому сел!
- Да, я знаю.
- Но почему ты влетел прямиком в середину лужи?!
- Скорость была слишком быстрая - я растерялся.
Одна-единственная лужа способна принести очень много позитива и сделать настроение на весь остаток дня. Только что экипаж Мицубиси был очень серьезным, задумчивым, в их глазах читались математика, физика и, как минимум, теоретическая механика. Несколько секунд полета по луже кардинально преображают людей-джиперов - и от серьезности не остается и следа, люди из застрявшего экипажа вдруг забывают курс газодинамики и становятся детьми, весело и искренне радуясь тому, что теперь можно прыгать по луже в сапогах, поднимать брызги и ковыряться в лесной глине. Из-под воды кто-то из участников благополучно извлек на солнце отвалившийся с Мицубиси передний номер. Вместе с куском бампера.
Мицубиси устроили спасательную операцию посредством тросов.

Водитель был слегка смущен тем, что в решающую секунду допустил момент легкой неуверенности и свернул в лужу по прямой вместо того, чтобы взять правее. Чтобы он не расстраивался, остальные участники выезда его заверили, что всё нормально, потому что он сумел пролететь по луже дальше, чем ТЛК Андрея - об этом сообщила палка-отметка.
Остальные, тем временем, объехали через лес. Третьим сунуться в лужу рискнул только УАЗ-3160, но от него зрители не получили ни драйва, ни эпика. УАЗик спокойно, внатяжечку, размеренно, в соответствии с настроением окружающего пейзажа, проехал по луже, как по асфальту, не подняв тучи брызг, не сотворив цунами и не устроив новый потоп.
Конечно, он был на Симексах, минимум 35-х, но восторг всё равно вызвал неподдельный.
- Вот на чем ездить надо.
- УАЗик - старый и верный соратник.
- А пока все спорят, кто круче, УАЗик приезжает и проезжает.
Таким образом, в спонтанном соревновании по прыжкам в длину с разгона первое место занял УАЗик, второе - Мицубиси, а третье - ТЛК. Остальным дали условные призы "за волю к победе", потому что объезд через лес - это тоже по-своему преодоление.
Вскоре после лужи лесная тропинка вышла на полянку, где организаторы устроили быстрый перекус с чаем и вкуснейшими пирожками. После перекуса колонна продолжила путь.
В основном, дальше дорога представляла собой глубокую лесовозную колею, по кромке которой аккуратно ехали участники лесного сборища. Наша ТЛК плыла по глине и грязи, как по морю. Было ощущение, что она едет по слегка нетвердому асфальту, плавно покачиваясь и уверенно продвигаясь вперед. Даже не верилось, что этот корабль вообще способен где-то застрять. Плюс к этому, поражала потрясающая курсовая устойчивость машины - ни заносов, ни виляний кормой. Я расслабилась и стала воспринимать окружающий лес так, как будто это федеральная трасса.
- Андрей очень просил нас застрять.
- Да ну.
- Ну да. А то он застрял, а мы нет, надо сравнять счет.
- Да ну.
- Ну спрыгни в колею, ну пожалуйста. Ну что мы, как не на покатушке.
- Да ну.
- Иначе я протяну руку и дерну тебя за руль.
- Неееее.
Обычно на фотографиях грязь выглядит менее страшной, чем является таковой в реальности. С ТЛК я впервые столкнулась с обратным эффектом. Я смотрю на эту фотографию и понимаю, что из салона машины всё выглядело так, как будто мы едем по слегка размытой грунтовке. А там, оказывается, жидкая грязь была!

Вскоре колонна остановилась, потому что потеряла двух друзей-Патфайндеров, едущих в хвосте (один из них был Кармическим). По рации они не отвечали, поэтому колонна выделила разведгруппу, которая ушла на поиски потеряшек. За разведгруппой на поиск этой разведгруппы ушла вторая разведгруппа. К выходу готовилась и третья разведгруппа (для поисков второй), но тут друзья-Пафы вышли на связь и сообщили, что им, в целом, хорошо и весело, и пикник они могут устроить прямо в колеях, где застряли, но в наших интересах забрать их оттуда, потому что вся еда для ужина - у них.
Оказалось, что Кармический Паф сел, а второй безуспешно пытался его достать. Кармическим севший Патфайндер был потому, что всегда пытался разбортироваться - мне рассказали, что на одном из прошлых выездов он разбортировался два раза в течение 40 минут чуть ли не на прямых участках легкой грязевой дорожки. Теперь Кармический Патфайндер ездил на надутых мудах, что привело, в итоге, к дрифту на глине и успешному знакомству с колеей.

На помощь опять пришел подготовленный Мицубиси.
Когда Кармический Патфайндер был спасен, я и Андрей атаковали салон второго Патфайндера, скромно взгромоздив свои грязные поступицу шнурки ботинки на чистые коврики салона. Попав в салон Патфайндера после наших скромных ТЛК 90-х годов выпуска, мы впали в благоговение.
- Так вот как выглядят настоящие автомобили.
- Макс, Макс, а можно с ботинками в салон забираться или надо ноги на улицу высунуть?
- Ты посмотри, тут даже головное устройство с огромным экраном есть!
- И салон какой богатый. А у нас в ТЛК стеклоподъемники... ручные...
- У меня электрические, но они заедают и поэтому работают, почти как ваши.
- Но у нас ручные тоже заедают.
- Ребята, всё нормально, - засмеялся Макс. - Это нормальный, боевой автомобиль!
- Мы еще немного повосхищаемся.
- Да, мы в благоговейном ужасе и ужасном восхищении после наших двадцатилетних мамонтов.
До колонны мы доехали на Патфайндере, я удивилась тому, как его швыряет и таскает на грязи, в отличие от нашей ТЛК. Один раз мы чуть не познакомились с деревом, которое от наших маневров захотело выбраться из земли, убежать в неизвестном направлении и спрятаться в лесу. На подножках Патфайндера ехали двое участников выезда. Один из них проявил чудеса десантирования с автомобиля при приближении леса, а второй испытал на себе грязевой душ, когда Паф попытался свалиться в колею и Максу пришлось нажать на газ.
Позже Кармический Патфайндер опять оправдал свое прозвище. Мы опять ехали вдоль колей. Первым в колею свалился Мицубиси.

Вообще, глубина колеи была такой, что я там легко могла бы спрятаться. Присутствовавшие тут дети бегали по траншее, как по окопу. Еще немного - и эта колея превратится в исток какой-нибудь новой реки.


Когда Мицубиси оказалась на свободе и преодолела опасный участок, а остальные участники довольно спокойно объехали засадное место, в колею нырнул Кармический Паф. Было не очень понятно, как и зачем он туда свалился, однако на то он и был Кармическим, что ему кармой было уготовано на этом выезде или разбортироваться, или застрять =)
Паф отчаянно рвался на свободу, колея тащила его обратно, люди брали лопаты и копали, строя вокруг автомобиля ступеньки и террасы. Кто-то предложил Пафа закопать, но остальные вовремя вспомнили, что в Пафе - еда, и поэтому его нельзя бросить и, тем более, закопать. Однако из колеи Патфайндер вылезти никак не мог.

В конце концов, он проехался по колее задним ходом до более пологого выезда, выбрался и объехал засадный участок через лес.
- Ну он тут и перекопал все, - покачали головами зрители.
- Все лесовозные колеи попортили.
- Приедут лесовозы и будут ругаться, что мы им тут дорогу разбили!
Когда мы после этого топали обратно, чтобы рассесться по автомобилям, я чудесным образом прошла мимо своей Тойоты, заболтавшись с Андреем.
- Это не твоя машина-то? - посмеялся он.
- Блин, точно, не признала.
Пилот на меня посмотрел крайне удивленно и, кажется, захотел из машины выгнать. Докатилась, говорит, собственный автомобиль не узнала. Тяжело, когда на выезде две одинаковых ТЛК одного цвета.
Чем дальше, тем проще становилась дорожка, и от маршрута и автомобилей я вновь отвлеклась на картины природы. Лес, поздняя осень, догорающие краски - всё это дарило настроение покоя и ожидания. Совсем скоро краски потускнеют и на землю опустится белое покрывало, мир превратится в огромное серо-белое полотно и будет ждать. Ждать далекой весны, далекого лета, когда краски вновь заиграют с новой силой - сочной зеленью, пылающим небосводом, буйством цветов и жизнью - тем ее периодом, когда пробуждение случилось, наступил день и ты полон сил, чтобы действовать.
Но лето будет потом. А сейчас - колонна автомобилей, легкая дорога и кусочки осени. Не бездорожьем этот выезд был так прекрасен, а вот этим чувством умиротворенного покоя.

Здешний лес полностью соответствовал теме сегодняшнего выезда =)

Автомобили крадутся по складкам местности и прячутся в растительном рельефе.

В окружающей природе меня приводил в восторг ковер из листьев, осыпавшихся с деревьев. Подлесок представлял собой сплошное лиственное покрывало, и стоило выйти из машины, как хотелось смотреть не столько по сторонам, сколько под ноги - на земле лежали разноцветные узоры. Мне сразу вспомнилась моя поездка в Тверскую область в заповедник на болото, где я в полном одиночестве бродила по этому болоту и без конца любовалась не просторами до горизонта, а великолепием, которое раскинулось под ногами: мхом, листьями. Тогда на улице тоже была осень...
Наш сегодняшний маршрут оказался довольно простым. Нам очень повезло с погодой - сильных дождей этой осенью не было, лесная тропинка хорошо подсохла, так что ко второй точке мы подъезжали в раннее время.
Здесь мы осмотрели братскую могилу.



На стоянке Кармический Патфайндер сполна оправдал свое прозвище. Два рада застрять для него было недостаточным поводом для прозвища, разбортироваться - тоже. Разбортироваться он и не мог, потому что ехал на надутых шинах.
Однако на стоянке он внезапно обнаружил, что переднее левое колесо травит по ободу - в одном месте шина замялась и слегка отошла от диска, из образовавшегося отверстия с тихим шипением, медленно утекал воздух. Ну это точно карма!)) Уж и спускаться не стал, чтобы разборта не было, а одно из колес всё равно учудило))
Когда мы поехали к третьей точке, я пересела из нашей ТЛК в ТЛК Андрея - сравнить, как отличаются дизельная и бензиновая версии, да и просто было интересно посмотреть, а как огромная покатушка колонной смотрится из головного автомобиля, ведущего всех за собой в самое сердце приключений. Мы немного заплутали в лесу, уперлись в бурелом (до этого ни разу с маршрута не сбивались; наверное, я плохо влияю на средства навигации).

Стали разворачиваться, ТЛК забодала задним бампером дерево. Возмутилось, скорее, дерево, чем бампер, хотя ругань дерева в виде громкого "бабам!" была очень убедительной. В любом случае, дерево осталось стоять, а бампер - висеть на положенном месте.
Дорога от второй к третьей точке оказалась совсем простой и легко проезжаемой. Андрей вовсю проверял возможности ТЛК, специально ныряя в лужи. В одну такую он нырнул и, как мне сначала показалось, благополучно застрял, однако ТЛК, сдав назад, легко из нее выехала.
Попробовала и я прокатиться за рулем бензиновой версии. Она мне понравилась: по тяге напомнила дизель, у нее были очень плавные трогания и разгоны, но при этом по шуму - полная тишина по сравнению с нашим дизелем, ни вибраций, ничего (но я всё равно остаюсь фанатом дизеля).
Пока я была за рулем, мы почти пролетели нужный поворот, но сделали вид, что так и было задумано.
К третьей точке мы подъезжали ближе к темноте.

Осмотреть ее успели до наступления вечера - здесь расположилась система окопов.

Организаторы опять дали небольшую историческую справку, рассказали про здешние события.
Вечерело. За окопами нашли укромное безветренное место и встали там на ужин.

Дети принялись радостно жарить хлеб на костре, Андрей боролся с банками с тушенкой, другой Андрей боролся с гречкой, там же нам, людям без рации в ТЛК, рассказали про мистический триллер, развернувшийся в канале. Когда мы уезжали с одного из мест остановки, Паф увидел кроссовки и спросил в рацию:
- Ребят, кто кроссовки забыл?
- Сине-белые? - был ответ.
- Да.
- Да, это мои, забирайте!
На следующей остановке выяснилось, что никто из участников поездки кроссовки нигде не забывал.
Кто же ответил в рацию, осталось тайной. Может быть, это была массовая галлюцинация ("А ты тоже слышал этот ответ?" - "Да, он точно звучал!"), может - сигнал с далекой планеты, а, может, с нами случайно вышла на связь колонна других покатушечников, с которыми мы разъехались днем на неизвестном перекрестке в разные стороны?
Когда окончательно стемнело, наша дизельная ТЛК решила отчаливать домой. Мы с Витей - вместе с ней (мало ли, что она учудить без нас может!). Остальные экипажи еще оставались - общение шло крайне душевное.
- Интересно, а они как поедут-то? - когда я со всеми попрощалась, услышала чей-то задумчивый вопрос. И немудрено - назад мы сдать не могли, сзади нас стояли стол с едой, горел костер, а справа и слева были деревья и другие машины.
- У них бампер силовой. Поэтому - вперед, - ответил за нас Андрей.
Собственно, именно туда мы и поехали =)
...Чтобы в 20 метрах от лагеря затупить с вопросом "а где выезд-то на трассу?". Андрей мне перед этим объяснил, что Киевское шоссе - вон оно видно и шумит, до него пара километров по азимуту, на дороге сверните направо. На какой дороге, на какое право?)) Я, как всегда, очень внимательно выслушала объяснение проезда, сделала вид, что всё поняла, а, сев в машину, тут же забыла, что мне объясняли. Пришлось включать Османд и все-таки ловить спутники и понимать, где мы. Оказалось, что Андрей имел ввиду совсем другое "направо", а не то, о котором я подумала.
Но на трассу мы выбрались без приключений и через парочку часов были дома
Спасибо клубу "Перепутье 4х4" за очередной классный выезд, всё было на высоте - и организация, и маршрут, и компания. На этот раз поездка получилась очень душевной, размеренной, спокойной. Именно такой, какой она и должна была быть в эту догорающую, засыпающую осень...
Так мы спонтанно собрались на очередной выезд клуба Перепутье 4х4 (p4x4.ru/). У меня как-то не было особых сомнений по поводу того, с кем провести внедорожную субботу, - с Перепутьем я уже знакома, и мнение о них имею исключительно позитивное: они и маршрут интересный подготовят, и не будут против, что кто-то им внезапно свалится на голову, выйдя на связь в пятницу вечером, накануне выезда, и душевно-уютную атмосферу создадут. Внимательно изучив анонс и обнаружив в нем упоминание лесовозных колей, решили ехать на ТЛК-80. А то застоялась она что-то без бездорожья после Монголии.
Итак, суббота, Калужская область, район Малоярославца, заправка, где собрались больше десятка экипажей. Небольшой брифинг от организаторов, рассказ о том, чего нам сегодня примерно ожидать, раздача карт, вливание топлива в автомобили и - в путь! Я, правда, с опаской посматривала на некоторые автомобили, у которых стояли шноркеля. После Монголии я как-то очень настороженно отношусь к маршрутам, куда приезжают машины с выведенным воздухозабором.
- А бродов точно не планируется? - на всякий случай уточнила я у организаторов.
- Точно-точно, - заверили они меня. - У некоторых они наверняка не подключены.
- Это какое-то новое слово в джиперском движении - отключаемый шноркель. Но я теперь спокойна.
Организаторы не обманули - маршрут и вправду оказался спокойным и размеренным, а не как в Монголии =)
Сначала нас ждал короткий перегон колонной по асфальту до села Ильинское.

читать дальшеВ селе припарковали свою скромную автомобильную колонну и отправились на осмотр мемориального комплекса "Ильинские рубежи" - тема сегодняшнего выезда была посвящена Великой Отечественной войне. На территории комплекса находится музей, но в него не ходили, прогулялись только по наружной территории.
Андрей - один из организаторов выезда - подробно рассказал об истории этого места, о боях, которые здесь шли, лучше любого экскурсовода. Здесь держали оборону курсанты подольских военных училищ (пехотного и артиллерийского), молодые люди 17-19 лет. Бои шли тяжелые, курсанты совершили невозможное - задержали немцев на 2 недели, понеся огромные потери и отступив лишь тогда, когда пришел приказ об этом, когда оборона была практически сломлена...

ДОТ на территории мемориального комплекса.



После рассказа, который действительно оставил впечатление, мы немного погуляли по территории, сходили к скульптурной композиции, расположенной на возвышении, окинули взглядом калужские просторы, которые так отчаянно защищали молодые курсанты в далеком 1941 году, совершая подвиги, один за другим.

После короткой прогулки, во время которой каждый искал что-то свое (кто-то - историю, кто-то - кадры для фотографий, а кто-то переживал те далекие события, погрузившись в соответствующее настроение), мы отправились обратно к машинам, чтобы приступить к основной части выезда - преодолению маршрута от одной исторической точки к другой.
Возле музея встретили еще одну джиперскую команду на более подготовленных автомобилях. Чтобы не пересечься на маршруте, организаторы попытались уточнить, кто куда едет (куда - мы, куда - они), но получилось нечто вроде:
- Ну и там после фермы уходим направо.
- Да нет же, налево.
- Но там дорога направо.
- Там налево, мы катали на днях, болото слева.
- Мы не в болото, мы направо.
- Да нет направо дороги.
- Ну хорошо, тогда мы постараемся ехать быстрее, чтобы вы нас не догнали и чтобы у нас не получилась толкучка.
- Ну-ну, быстро, по болоту-то.
Забегая вперед, скажу, что с этой второй группой покатушечников мы так и не встретились - наверное, они и вправду уехали в болото, в которое мы не стремились. О каком "лево" и "право" шла речь, я тоже не поняла, но факт остается фактом - на какой-то развилке мы определенно свернули в разные части леса

На парковке все занялись спусканием давления в шинах. Такой лирической картиной можно любоваться бесконечно - абсолютная синхронность в действиях людей, объединенных общей целью!

Пока пилот нашей ТЛК спускал резину (конечно, это должен делать штурман, но я решила немного уклониться от своих прямых обязанностей, прикрывшись фотоаппаратом), я доскакала до Андрея, который, кстати, тоже был на ТЛК и тоже на 80-ке, и она, кстати, тоже была синей, рассказала Андрею про Монголию, Андрей ответил, что теперь меня ненавидит и тоже хочет в Монголию. Отлично, цель достигнута, еще одним монголозараженным человеком стало больше! Заражать людей безумными идеями - это наше все.
Целиком сдувшаяся колонна (кроме Кармического Патфайндера) отправилась из села в лес. В лесу я как штурман совсем не боялась заблудиться, потому что у меня была карта от организаторов. По этому поводу я сказала пилоту, что мы обязательно отсюда выберемся, даже если потеряемся и останемся одни. На карте всё очевидно: зеленое - лес, не зеленое - не лес, а собственное местоположение мы сумеем определить вручную по звездам или спутнику, который обязательно пролетит у нас над головой. Главное, чтобы тучи к ночи с неба рассеялись.

Колеса наших автомобилей ступили на обманчивую лесную почву. Краски осеннего леса догорали, постепенно уходили яркость и насыщенность цветовых гамм, уступая место серым и коричневым тонам... Но остатки осеннего великолепия мы все-таки смогли поймать. Яркая осень без дождей - время, когда краски играют даже в пасмурную погоду.
Часть колонны. Компания автомобилей подобралась, с одной стороны, разношерстной (здесь и ТЛК, и Джимни, и Мицубиси, и Ниссаны), с другой стороны - довольно однородной по части подготовки (почти все на грязевой резине), так что сомнения по части того, что маршрут мы будем идти слишком долго, отсутствовали, хотя организаторы нам обещали, что до третьей точки мы не доедем (а мы взяли и доехали, но об этом позже).

Почти сразу после вступления на местность, обозначенную на карте зелеными и белыми пятнами, остановились возле ДОТа, оставшегося тут со времен ВОВ.


После осмотра ДОТа колонна двинулась по тропинке, немного расквашенной и грязевой. У нас в ТЛК нет рации, поэтому о чем говорили остальные участники, мы не знали, в дальнейшем из-за этого мы не смогли поучаствовать в жарком и загадочном детективе "Кроссовки". Рацию стоит ставить в автомобиль хотя бы ради таких детективов.
Дорожка была не сильно размешанной, изредка попадались лужи, легкие колеи и маленькие ямки, которые можно было легко объехать. ТЛК практически не таскало по грязи, лишь изредка она чуть-чуть, самую малость подвиливала кормой. Я вспомнила, какой дрифт устраивала на Кайроне прошлой осенью, когда приехала к Перепутью4х4 на выезд в расквашенное и растекшееся поле на спущенной шоссейке, я тогда училась грязевым заносам и пару раз попыталась улететь в поле. А ТЛК на мудах было по фигу. Она плыла по тропинке, как корабль, снисходительно поглядывая на грязевое недоразумение под колесами.
Мы ехали за серебристым Патриотом.

Небольшие лужи на маршруте, в которых никто не застревал, вносили в выезд всё больше и больше размеренности и умиротворенности и не давали возможности взять верх эпику, беспощадности и безрассудству.

По пути нам встретился классный мостик из
Тяжеловесы крадутся вниз =)

Дальше лесная дорожка подготовила нам пару сюрпризов в виде поваленных деревьев поперек проезда. Пришлось воспользоваться услугами бензопилы, чтобы построить трассу. Хотя некоторые участники благодарили, скорее, за отсутствие дорог, чем их постройку =)

На маршруте нам продолжали попадаться грязевые колеи, но они легко преодолевались по бровке. Опавшие листья, превратившие подлесок в разноцветный ковер, цеплялись за шины, образуя слой ковра и на колесах. Изредка на бока машин нападали ветки - в основном, в тех случаях, когда приходилось немного забирать к краю дороги для того, чтобы поехать в разрез очередной колеи.
А чуть позже вся колонна уперлась в длинную лужу прямо посреди дороги.
Когда я дошла от ТЛК до головы колонны, то обнаружила кучу людей, стоящих посреди лужи с палками. Водители и их штурманы с энтузиазмом мерили глубину и проверяли состояние дна, каждый из них выносил собственный вердикт, мнения сходились. Под слоем воды пряталась глубокая лесовозная колея. Взбаламученная вода булькала, колея под ней мерзко хихикала, но листики на поверхности плавали очень лирические, они настраивали на нужный размеренный лад.
Андрей-организатор решил как-то развеять царившее умиротворение, овладевшее душами участников благодаря созерцанию осени в лесу, и одним аккуратным нажатием на педаль газа попытался превратить свою ТЛК в корабль. Когда ТЛК-корабль начала тонуть, Андрей попытался сыграть в подводную лодку, но для этого не хватило глубины погружения. Колея схватила Тойоту за колеса и отказалась отпускать - так и зависла ТЛК посреди лужи, ни туда и ни сюда, не корабль и не подводная лодка, а просто застрявший тяжеловес.

Дальше последовала куча идей на тему того, что теперь с ТЛК делать - оставить тут до осушения луж? Вытащить из нее бензиновый двигатель и поменять его местами с дизельным со второй присутствующей тут ТЛК? Оставить ее тут, пока ей не надоест и она сама не всплывет? А вдруг ТЛК тут и не сидит вовсе, а припарковалась только ради эпичных фотографий? Или всё-таки надо ее вытащить для повторной попытки?
Андрей был радостен и вполне доволен сложившейся ситуацией - созерцание обязательно должно чередоваться с каким-нибудь действием, а то так и до философии недолго. Остальные участники выезда порыв ТЛК оценили и тут же принялись упражняться в остротах.
Тойоту вытащили назад, и она предприняла вторую попытку штурма лужи. На этот раз Андрей отказался от идеи величавого и степенного движения внатяг, которое сполна соответствовало объемному и такому же величавому, великодушному бензиновому сердцу Тойоты, а предпочел более приземленный способ "тапка в пол". ТЛК пролетела по луже приличное расстояние и всё-таки села повторно.
Красивая, эпичная, летящая по волнам. Это не лужа в лесу, это океан на краю планеты, где атомные ледоколы бороздят просторы бескрайней воды.

Счастливый Андрей. Палка обозначает место, до которого ТЛК смогла долететь. Это своеобразный спорт - автомобильные прыжки в длину. Обратите внимание, что до воды можно легко достать рукой и пощупать ее консистенцию и температуру.

Андрей был уверен, что показал остальным шикарный пример для подражания, однако остальные экипажи почему-то не стали поддерживать идею "окопаемся до ночи" и скромно поехали в объезд через лес.
- О нет, куда же вы?!
- Ну там суше.
- Света, только не говори, что ваш экипаж на ТЛК меня тоже не поддержит!
- Пожалуй, не поддержит.
- Но японцы должны разделить этот позор на двоих.
- Ничего, и на дизель найдется свой капкан.
Вытягивать ТЛК взялся подготовленный Мицубиси с лебедкой. ТЛК поползла вперед, палка осталась на месте для следующего участника заплыва, а Андрей, помимо кручения колесами, активно подгребал рукой для более уверенного продвижения машины вперед - благо, глубина лужи была почти по верх колес и до воды можно было легко дотянуться. Не хватало только весла.
Крузер масштабен во всем - даже в дымовой завесе.

На этой фотографии отлично видны шикарные хода подвески.

Поддержать идею утопления решился другой Мицубиси. Его экипаж долго и вдумчиво размышлял над траекторией, четко вымерял необходимые сантиметры, просчитал, куда должно пойти правое колесо, а куда - левое. Идея состояла в том, чтобы правое колесо шло по бровке берега, а левое - по бугру колеи. Такая внимательная подготовка ни у кого не оставила сомнений, что Мицу справится и легко преодолеет грязевое недоразумение.
Фотографы были готовы, операторы - тоже. Мицубиси взяла разгон, и все замерли в ожидании триумфа.
Это что за цунами идет прямо на нас?

Бааа, да это же автомобиль! Встал на месте и отчаянно крутит колесиками...

Что произошло и почему Мицубиси сел - никто так и не понял.
- Подожди, мы же договаривались, что ты поедешь правее, - вели после этого спокойный, как окружающий пейзаж, диалог водитель и штурман Мицу.
- Ну да.
- Ты должен был взять правее, попасть колесом на берег.
- Ну да.
- И пойти в разрез колеи, колесами по твердому.
- Ну да.
- Если бы ты этого не сделал, то в середине лужи ты бы по-любому сел!
- Да, я знаю.
- Но почему ты влетел прямиком в середину лужи?!
- Скорость была слишком быстрая - я растерялся.
Одна-единственная лужа способна принести очень много позитива и сделать настроение на весь остаток дня. Только что экипаж Мицубиси был очень серьезным, задумчивым, в их глазах читались математика, физика и, как минимум, теоретическая механика. Несколько секунд полета по луже кардинально преображают людей-джиперов - и от серьезности не остается и следа, люди из застрявшего экипажа вдруг забывают курс газодинамики и становятся детьми, весело и искренне радуясь тому, что теперь можно прыгать по луже в сапогах, поднимать брызги и ковыряться в лесной глине. Из-под воды кто-то из участников благополучно извлек на солнце отвалившийся с Мицубиси передний номер. Вместе с куском бампера.
Мицубиси устроили спасательную операцию посредством тросов.

Водитель был слегка смущен тем, что в решающую секунду допустил момент легкой неуверенности и свернул в лужу по прямой вместо того, чтобы взять правее. Чтобы он не расстраивался, остальные участники выезда его заверили, что всё нормально, потому что он сумел пролететь по луже дальше, чем ТЛК Андрея - об этом сообщила палка-отметка.
Остальные, тем временем, объехали через лес. Третьим сунуться в лужу рискнул только УАЗ-3160, но от него зрители не получили ни драйва, ни эпика. УАЗик спокойно, внатяжечку, размеренно, в соответствии с настроением окружающего пейзажа, проехал по луже, как по асфальту, не подняв тучи брызг, не сотворив цунами и не устроив новый потоп.
Конечно, он был на Симексах, минимум 35-х, но восторг всё равно вызвал неподдельный.
- Вот на чем ездить надо.
- УАЗик - старый и верный соратник.
- А пока все спорят, кто круче, УАЗик приезжает и проезжает.
Таким образом, в спонтанном соревновании по прыжкам в длину с разгона первое место занял УАЗик, второе - Мицубиси, а третье - ТЛК. Остальным дали условные призы "за волю к победе", потому что объезд через лес - это тоже по-своему преодоление.
Вскоре после лужи лесная тропинка вышла на полянку, где организаторы устроили быстрый перекус с чаем и вкуснейшими пирожками. После перекуса колонна продолжила путь.
В основном, дальше дорога представляла собой глубокую лесовозную колею, по кромке которой аккуратно ехали участники лесного сборища. Наша ТЛК плыла по глине и грязи, как по морю. Было ощущение, что она едет по слегка нетвердому асфальту, плавно покачиваясь и уверенно продвигаясь вперед. Даже не верилось, что этот корабль вообще способен где-то застрять. Плюс к этому, поражала потрясающая курсовая устойчивость машины - ни заносов, ни виляний кормой. Я расслабилась и стала воспринимать окружающий лес так, как будто это федеральная трасса.
- Андрей очень просил нас застрять.
- Да ну.
- Ну да. А то он застрял, а мы нет, надо сравнять счет.
- Да ну.
- Ну спрыгни в колею, ну пожалуйста. Ну что мы, как не на покатушке.
- Да ну.
- Иначе я протяну руку и дерну тебя за руль.
- Неееее.
Обычно на фотографиях грязь выглядит менее страшной, чем является таковой в реальности. С ТЛК я впервые столкнулась с обратным эффектом. Я смотрю на эту фотографию и понимаю, что из салона машины всё выглядело так, как будто мы едем по слегка размытой грунтовке. А там, оказывается, жидкая грязь была!

Вскоре колонна остановилась, потому что потеряла двух друзей-Патфайндеров, едущих в хвосте (один из них был Кармическим). По рации они не отвечали, поэтому колонна выделила разведгруппу, которая ушла на поиски потеряшек. За разведгруппой на поиск этой разведгруппы ушла вторая разведгруппа. К выходу готовилась и третья разведгруппа (для поисков второй), но тут друзья-Пафы вышли на связь и сообщили, что им, в целом, хорошо и весело, и пикник они могут устроить прямо в колеях, где застряли, но в наших интересах забрать их оттуда, потому что вся еда для ужина - у них.
Оказалось, что Кармический Паф сел, а второй безуспешно пытался его достать. Кармическим севший Патфайндер был потому, что всегда пытался разбортироваться - мне рассказали, что на одном из прошлых выездов он разбортировался два раза в течение 40 минут чуть ли не на прямых участках легкой грязевой дорожки. Теперь Кармический Патфайндер ездил на надутых мудах, что привело, в итоге, к дрифту на глине и успешному знакомству с колеей.

На помощь опять пришел подготовленный Мицубиси.
Когда Кармический Патфайндер был спасен, я и Андрей атаковали салон второго Патфайндера, скромно взгромоздив свои грязные по
- Так вот как выглядят настоящие автомобили.
- Макс, Макс, а можно с ботинками в салон забираться или надо ноги на улицу высунуть?
- Ты посмотри, тут даже головное устройство с огромным экраном есть!
- И салон какой богатый. А у нас в ТЛК стеклоподъемники... ручные...
- У меня электрические, но они заедают и поэтому работают, почти как ваши.
- Но у нас ручные тоже заедают.
- Ребята, всё нормально, - засмеялся Макс. - Это нормальный, боевой автомобиль!
- Мы еще немного повосхищаемся.
- Да, мы в благоговейном ужасе и ужасном восхищении после наших двадцатилетних мамонтов.
До колонны мы доехали на Патфайндере, я удивилась тому, как его швыряет и таскает на грязи, в отличие от нашей ТЛК. Один раз мы чуть не познакомились с деревом, которое от наших маневров захотело выбраться из земли, убежать в неизвестном направлении и спрятаться в лесу. На подножках Патфайндера ехали двое участников выезда. Один из них проявил чудеса десантирования с автомобиля при приближении леса, а второй испытал на себе грязевой душ, когда Паф попытался свалиться в колею и Максу пришлось нажать на газ.
Позже Кармический Патфайндер опять оправдал свое прозвище. Мы опять ехали вдоль колей. Первым в колею свалился Мицубиси.

Вообще, глубина колеи была такой, что я там легко могла бы спрятаться. Присутствовавшие тут дети бегали по траншее, как по окопу. Еще немного - и эта колея превратится в исток какой-нибудь новой реки.


Когда Мицубиси оказалась на свободе и преодолела опасный участок, а остальные участники довольно спокойно объехали засадное место, в колею нырнул Кармический Паф. Было не очень понятно, как и зачем он туда свалился, однако на то он и был Кармическим, что ему кармой было уготовано на этом выезде или разбортироваться, или застрять =)
Паф отчаянно рвался на свободу, колея тащила его обратно, люди брали лопаты и копали, строя вокруг автомобиля ступеньки и террасы. Кто-то предложил Пафа закопать, но остальные вовремя вспомнили, что в Пафе - еда, и поэтому его нельзя бросить и, тем более, закопать. Однако из колеи Патфайндер вылезти никак не мог.

В конце концов, он проехался по колее задним ходом до более пологого выезда, выбрался и объехал засадный участок через лес.
- Ну он тут и перекопал все, - покачали головами зрители.
- Все лесовозные колеи попортили.
- Приедут лесовозы и будут ругаться, что мы им тут дорогу разбили!
Когда мы после этого топали обратно, чтобы рассесться по автомобилям, я чудесным образом прошла мимо своей Тойоты, заболтавшись с Андреем.
- Это не твоя машина-то? - посмеялся он.
- Блин, точно, не признала.
Пилот на меня посмотрел крайне удивленно и, кажется, захотел из машины выгнать. Докатилась, говорит, собственный автомобиль не узнала. Тяжело, когда на выезде две одинаковых ТЛК одного цвета.
Чем дальше, тем проще становилась дорожка, и от маршрута и автомобилей я вновь отвлеклась на картины природы. Лес, поздняя осень, догорающие краски - всё это дарило настроение покоя и ожидания. Совсем скоро краски потускнеют и на землю опустится белое покрывало, мир превратится в огромное серо-белое полотно и будет ждать. Ждать далекой весны, далекого лета, когда краски вновь заиграют с новой силой - сочной зеленью, пылающим небосводом, буйством цветов и жизнью - тем ее периодом, когда пробуждение случилось, наступил день и ты полон сил, чтобы действовать.
Но лето будет потом. А сейчас - колонна автомобилей, легкая дорога и кусочки осени. Не бездорожьем этот выезд был так прекрасен, а вот этим чувством умиротворенного покоя.

Здешний лес полностью соответствовал теме сегодняшнего выезда =)

Автомобили крадутся по складкам местности и прячутся в растительном рельефе.

В окружающей природе меня приводил в восторг ковер из листьев, осыпавшихся с деревьев. Подлесок представлял собой сплошное лиственное покрывало, и стоило выйти из машины, как хотелось смотреть не столько по сторонам, сколько под ноги - на земле лежали разноцветные узоры. Мне сразу вспомнилась моя поездка в Тверскую область в заповедник на болото, где я в полном одиночестве бродила по этому болоту и без конца любовалась не просторами до горизонта, а великолепием, которое раскинулось под ногами: мхом, листьями. Тогда на улице тоже была осень...
Наш сегодняшний маршрут оказался довольно простым. Нам очень повезло с погодой - сильных дождей этой осенью не было, лесная тропинка хорошо подсохла, так что ко второй точке мы подъезжали в раннее время.
Здесь мы осмотрели братскую могилу.



На стоянке Кармический Патфайндер сполна оправдал свое прозвище. Два рада застрять для него было недостаточным поводом для прозвища, разбортироваться - тоже. Разбортироваться он и не мог, потому что ехал на надутых шинах.
Однако на стоянке он внезапно обнаружил, что переднее левое колесо травит по ободу - в одном месте шина замялась и слегка отошла от диска, из образовавшегося отверстия с тихим шипением, медленно утекал воздух. Ну это точно карма!)) Уж и спускаться не стал, чтобы разборта не было, а одно из колес всё равно учудило))
Когда мы поехали к третьей точке, я пересела из нашей ТЛК в ТЛК Андрея - сравнить, как отличаются дизельная и бензиновая версии, да и просто было интересно посмотреть, а как огромная покатушка колонной смотрится из головного автомобиля, ведущего всех за собой в самое сердце приключений. Мы немного заплутали в лесу, уперлись в бурелом (до этого ни разу с маршрута не сбивались; наверное, я плохо влияю на средства навигации).

Стали разворачиваться, ТЛК забодала задним бампером дерево. Возмутилось, скорее, дерево, чем бампер, хотя ругань дерева в виде громкого "бабам!" была очень убедительной. В любом случае, дерево осталось стоять, а бампер - висеть на положенном месте.
Дорога от второй к третьей точке оказалась совсем простой и легко проезжаемой. Андрей вовсю проверял возможности ТЛК, специально ныряя в лужи. В одну такую он нырнул и, как мне сначала показалось, благополучно застрял, однако ТЛК, сдав назад, легко из нее выехала.
Попробовала и я прокатиться за рулем бензиновой версии. Она мне понравилась: по тяге напомнила дизель, у нее были очень плавные трогания и разгоны, но при этом по шуму - полная тишина по сравнению с нашим дизелем, ни вибраций, ничего (но я всё равно остаюсь фанатом дизеля).
Пока я была за рулем, мы почти пролетели нужный поворот, но сделали вид, что так и было задумано.
К третьей точке мы подъезжали ближе к темноте.

Осмотреть ее успели до наступления вечера - здесь расположилась система окопов.

Организаторы опять дали небольшую историческую справку, рассказали про здешние события.
Вечерело. За окопами нашли укромное безветренное место и встали там на ужин.

Дети принялись радостно жарить хлеб на костре, Андрей боролся с банками с тушенкой, другой Андрей боролся с гречкой, там же нам, людям без рации в ТЛК, рассказали про мистический триллер, развернувшийся в канале. Когда мы уезжали с одного из мест остановки, Паф увидел кроссовки и спросил в рацию:
- Ребят, кто кроссовки забыл?
- Сине-белые? - был ответ.
- Да.
- Да, это мои, забирайте!
На следующей остановке выяснилось, что никто из участников поездки кроссовки нигде не забывал.
Кто же ответил в рацию, осталось тайной. Может быть, это была массовая галлюцинация ("А ты тоже слышал этот ответ?" - "Да, он точно звучал!"), может - сигнал с далекой планеты, а, может, с нами случайно вышла на связь колонна других покатушечников, с которыми мы разъехались днем на неизвестном перекрестке в разные стороны?
Когда окончательно стемнело, наша дизельная ТЛК решила отчаливать домой. Мы с Витей - вместе с ней (мало ли, что она учудить без нас может!). Остальные экипажи еще оставались - общение шло крайне душевное.
- Интересно, а они как поедут-то? - когда я со всеми попрощалась, услышала чей-то задумчивый вопрос. И немудрено - назад мы сдать не могли, сзади нас стояли стол с едой, горел костер, а справа и слева были деревья и другие машины.
- У них бампер силовой. Поэтому - вперед, - ответил за нас Андрей.
Собственно, именно туда мы и поехали =)
...Чтобы в 20 метрах от лагеря затупить с вопросом "а где выезд-то на трассу?". Андрей мне перед этим объяснил, что Киевское шоссе - вон оно видно и шумит, до него пара километров по азимуту, на дороге сверните направо. На какой дороге, на какое право?)) Я, как всегда, очень внимательно выслушала объяснение проезда, сделала вид, что всё поняла, а, сев в машину, тут же забыла, что мне объясняли. Пришлось включать Османд и все-таки ловить спутники и понимать, где мы. Оказалось, что Андрей имел ввиду совсем другое "направо", а не то, о котором я подумала.
Но на трассу мы выбрались без приключений и через парочку часов были дома

Спасибо клубу "Перепутье 4х4" за очередной классный выезд, всё было на высоте - и организация, и маршрут, и компания. На этот раз поездка получилась очень душевной, размеренной, спокойной. Именно такой, какой она и должна была быть в эту догорающую, засыпающую осень...