воскресенье, 16 января 2022
День 6.
29.07.2021
Сыктывкар.Сегодня у нас был день культурного просвещения. Весь день мы ходили по музеям, к концу этого похода добившись перегруза мозга новой информацией. Тот случай, когда устаешь от познания. А вот Кайрон весь день отдыхал, уютно уместившись на парковке гостиницы и созерцая оживленную автомобильную улицу перед собой.
На самом деле, мы посетили только один-единственный музей: Национальный музей Республики Коми. Но он имеет несколько отделов, расположенных в разных зданиях, и каждый отдел, по сути, является отдельным музеем.
Изначально мы хотели посетить Геологический музей им. А.А. Чернова, расположенный в Институте геологии, но он был закрыт — тетушки на входе сказали "приходите через неделю". Возле аэропорта якобы находится Музей гражданской авиации, но про него тоже было ничего непонятно, и интернет говорил, что он временно закрыт. Так что выбрали Национальный музей Коми. Ни разу не пожалели, все отделы оказались по-своему замечательными и интересными.
Билетик в каждый отдел музея нужно покупать отдельно, стоимость для взрослого — 80 рублей. Фотосъемка бесплатная. Наверняка можно брать экскурсию, но мы ходили без нее, недостатка экскурсовода не ощущалось, поскольку экспозиции составлены максимально информативно, с кучей поясняющих табличек и стендов, всё максимально подробно рассказано, так что остаётся только ходить и познавать в комфортном для себя темпе.
Сначала посетили отдел этнографии (ул.Коммунистическая, д.2).
На входе рассказывается общая информация о народе коми-зырян.
читать дальшеТак же посетителей встречает скульптура «Духи предков», сделанная из дерева и привезенная в 1971 году с берега Карского моря. Возраст неизвестен.

Там же нашлись милые моему сердцу вещицы очень давних времен (ну где-то 1000-летней давности), такие же я видела в удмуртском музее в Глазове, так что просто еще раз порадовалась тому, какие они классные. Это различные подвески, изображения, пряжки, изготовленные людьми, жившими здесь кто в 10-м, кто в 8-м, кто в 12-м веках.





Детали оленьей упряжки. Это современные - начало 20 века.

Ареалы расселения финно-угорских народов.

В музее в отдельном помещении сделана деревенская изба, воссозданы ее внутренние интерьеры. Всё это я видела в нескольких музеях деревянного зодчества, поэтому ничего нового для себя не узнала, но посмотреть всё равно было приятно. Особенно приятно, когда без экскурсовода знаешь и понимаешь назначение кучи непонятных штук и почему тут всё расставлено именно по такой логике.

В большом зале музея сделаны большие инсталляции, посвященные различным темам: свадьба народов коми, семейные устои и традиции, воспитание детей и тому подобное. Возле каждой инсталляции стоит табличка с подробным текстом.



Отдельные инсталляции посвящены рыболовству и охоте.

Промысловое жилище коми охотника.

Инсталляция, на которой представлены различные сельскохозяйственные инструменты.

А вот этот стенд красивый, но никаких поясняющих табличек не было. По всей видимости, внизу – пялки, сверху – веретёна.


После отдела этнографии направились в отдел истории (ул.Ленина, 57). Отдел истории оказался более масштабным, экспозиция состояла из двух этажей. По логике и последовательности исторический отдел понравился мне меньше этнографического, поскольку в нем было очень много текста и фотографий, но мало визуализации (экспонатов), плюс последовательность описываемых временных отрезков периодически сбивалась вкраплениями выставок, так что я перегрузилась очень быстро, а потому часть информации прошла мимо меня. Либо же я не так люблю историю, как думаю, либо мне интересны только отдельные ее части (например, история планеты 650 млн лет назад).
Начало экспозиции — времена от палеолита до позднего железного века. На поясняющих табличках есть удобная временная разбивка, про каждый период идет текстовый рассказ.

Макет стоянки Медвежья пещера, открытая в 1960 году и расположенная в Коми на территории Печоро-Илычского биосферного заповедника, на ней велись археологические раскопки, было найдено много важных для археологии вещей (кости животных, орудия труда). Возраст стоянки насчитывает около 30 тысяч лет.

Экспонат, которым музей очень гордится, — фрагмент лыжи VI тысячелетия до нашей эры. Дожил до момента, когда его обнаружили археологи, благодаря тому, что томился все эти века в торфянике.

Музей ориентирован в том числе и на детей, так что по всей экспозиции попадаются всякие забавные практические задания. В принципе, подойдут и взрослым, которые перестали притворяться, что они взрослые =)


Немного экспонатов.

Эти экспонаты можно трогать руками, потому что здесь придумано очередное задание: разложить их в верном порядке по лоткам в соответствии с названиями.

Одна из комнат музея посвящена Стефану Пермскому, я хотя бы узнала, почему он так популярен и почему его имя регулярно упоминается в названии зданий. Именно он создал древнепермский алфавит АНБУР.

Один из залов музея в общем виде.

Интересная выставка нашлась в следующем зале. Она посвящена путешественникам конца 19 — начала 20 веков, которые ездили по северным краям: Вологодской области, Архангельской, по территории Коми (тогда Республики Коми еще не существовало, в отдельную территорию ее выделили немного позже, создав Коми АССР).

Интерес в выставке представляет то, что приведены выдержки из рассказов тех путешественников. Занимательно читать о краях, в которых сам бывал (или еще не бывал, но планируешь; или не бывал и узнал впервые) и о которых сам тоже пишешь рассказы, но воспринимать эти земли глазами людей, которые ездили по ним 100 и больше лет назад.
Про Усть-Кулом глазами человека, приехавшего туда в 1908 году.

Очень способствовала развитию путешествий железная дорога.

На выставке много фотографий начала 20 века — как раз тех городов и сел, про которые приведены выдержки из рассказов.

Города упоминаются самые разные. Когда я читала про Сольвычегодск, то подумала, интересно, а через 100 лет мои рассказы попадут в какой-нибудь интерактивный исторический музей? =)
Следующий зал. Очень-очень много текста.


Это же надо было так пазлы обозвать!

Красивое оформление карты археологических памятников Коми.

Между этажами вдоль лестницы висят фотографии, особенно поразило вот это фото. Впечатляет масштаб!

Отдельный зал посвящен Коми в период СССР.

Там же нам включили и показали 10-минутный фильм, сделанный 50 лет назад к 50-летию Коми (в этом году Республике Коми исполнилось 100 лет). Фильм сделан в традициях советского периода, так что соответствующим духом повеяло сразу же.
А это настольная игра 1895 года «Путешествие по России». Для всех любителей настолок. Она шедевральная, это же надо было такое придумать! В современной действительности круче будет только создание какой-нибудь компьютерной игры-квеста под названием «Русская пустота», где главный герой ходит по медвежьим углам и заброшенным краям российской глубинки и пытается там выжить ради великой цели.

Самый классный экспонат музея, на который я залипла дольше всего. Что там эти тексты и вопросы истории, если тут трактор стоит во всей своей красе, можно рассмотреть со всех сторон и изучить все торчащие наружу механизмы (с фонариком можно аккуратно заглянуть в щели капота и посмотреть на двигатель).

Советская настольная игра.

В следующем зале рассказывалось про период ВОВ и немного про трудовые лагеря на здешних землях.




По отделу истории мы проходили очень долго, так что мозгу потребовался отдых и залипание в каком-нибудь Инстаграмме. Кроме того, в процессе познания мозг сожрал все имеющиеся углеводы, пришлось искать кафешку. Недалеко нашлась кофейня К5 с классным северным рыбным супом, так что после обеда я была готова к продолжению культурной программы (пока лень была приглушена едой и не победила). Настя отправилась посмотреть на те районы города, где не успела побывать, а я пошла в отдел природы Музея Коми (находится напротив отдела истории по адресу: ул. Коммунистическая, д.6).
Отдел природы оказался небольшим, так что я всё-таки не умерла от количества поступающей информации. В нем было всего лишь три зала. Но понравился он мне больше исторического отдела.
У отдела природы три зала: про нефть, про мамонтов и про фауну.
Первым делом я нашла на стене музея советскую мозаику. Если бы не Настя, которая показывала их мне в процессе прогулок по городу, я бы внимания на нее не обратила! Но архитектура головного мозга — она такая, теперь, по ходу, везде ее буду замечать. Ужас. Я же совсем не увлекаюсь архитектурой и всякой такой историей, мне бы чисто на природу посмотреть...

Первый зал отдела природы — нефть. В отделе природы, в отличие от исторического отдела, большое количество текстовой информации сопровождалось всякой визуализацией, сочетание получилось удачное.
Куча пробирок и бутылочек со всякими производными нефти.

Похоже на стенд про зельеварение. Хм. Нефтеварение!

Образцы нефти из разных скважин. На каждой пробирке написан населенный пункт, где эта нефть добыта.

Макет ярегского месторождения. Ярега — это населенный пункт километрах в 15 от Ухты. Якобы там есть свой музей ярегского месторождения, но мы туда не ездили, потому что было непонятно время его работы, а карты про такой музей не знали. Может быть, его там и нет вовсе.

Общий вид зала. Здесь и про становление добычи нефти и газа на территории Коми, и как это всё развивалось, и как чувствует себя в современности, и про экологию и экологические катастрофы тоже есть.


Второй зал — мамонты, шерстистые носороги, медведи.

Но на входе встречают не они, а друза дымчатого кварца с Приполярного Урала.

Нижняя челюсть мамонта и зубы мамонтов.

Бивень мамонта.

Третий зал — фауна местных земель. Здесь нашлось несколько стеклянных витрин с чучелами животных и птиц.

Очередная игра для детей и несуществующих взрослых. Надо сунуть руку и на ощупь угадать, что ты там нащупал. Мне почему-то сразу вспомнилась очень старая игра Форт Боярд, которую показывали по телеку, там люди тоже совали руки в непонятные отверстия, где ползали насекомые или что похуже. Но в музее так детей вроде не должны обманывать, да и рядом с окошками есть отгадки, что в окошке лежит, а лежат там вполне безобидные вещи вроде пера, ракушки и всего такого прочего. Но мало ли. Я вот заопасалась. Впрочем, современные-то дети не знают ни про какой Форт Боярд...

Ужасная росомаха, та самая, которой я опасаюсь заочно.

Очень крутой экспонат: спил 320-летней сосны.

Зверек, который рано или поздно приходит ко всем.

Отдельный стенд был посвящен всяким букашкам-таракашкам Коми. Самыми симпатичными из них были бабочки, а остальное — ну, букашки-таракашки, они и есть букашки-таракашки.

За сим мое культурное просвещение наконец-то было окончено, и я с чувством выполненного долга отправилась искать Настю, а потом мы пошли в местный магазинчик Мато (может быть, он читается «Матэ», но это не точно, в названии магазина в конце не буква «О», а она же с умляутом, если в языке Коми есть понятие умляута) за местными вкусными продуктами. Остаток дня провели в гостинице. От познания тоже можно устать.
@темы:
дороги и направления,
УАЗ дубль 3: made in Korea