Дни 10-11.
19-20.08.23
Архыз – Черкесск – Армавир – Ростов-на-Дону – Воронеж – Подмосковье.Отпуск заканчивался – мы поехали из Архыза домой. Стартовали в 5 утра субботы. Изначально хотели переночевать по пути, но дорога так хорошо стелилась под колеса, что провели за рулем часть ночи и к 5 утра воскресенья прибыли домой. Итого сутки на примерно 1600-1700 километров. Доехали в два водителя: от Архыза до Воронежа ехала я, затем на участок от Воронежа до Подмосковья меня сменил Витя.
Ранним утром Архыз спал, а небо снова было безоблачным – горы, высившиеся вокруг, так и манили к себе, шептали "оставайтесь, что вам эта работа в вашей столице". Но пришлось уезжать, деньги на экипировку сами себя не заработают (а экипировка нужна, чтобы гулять по горам было в удовольствие).
От Архыза доехали до Зеленчукской, заправили Кайрона.
- Мне кажется, автомобиль стал слишком много кушать! – сетовала я.
- Конечно, на первой пониженной по камням в крутую горку в долину Софии при включенном кондиционере он мгновенный расход показывал 60 литров... Кажется, ты стала забывать опыт Монголии и ТЛК, жрущую соляру канистрами.
- А, нет, если посчитать, то получается где-то 10 литров на 100 километров, ну нормально для гор.
АЗС предлагает взять с собой в дорогу полезные штуки и верного друга.
читать дальшеГде-то там же мимо нас проехал дом. С утра я не очень поняла, что происходит, а когда поняла, споро подвинулась правее на обочину, чтобы нас не снесло. Дом, занявший полностью свою полосу и торчащий на встречку, проплыл мимо и поехал дальше. Присмотрелась – всё хорошо, дом лежал верхом на грузовике. Кабину сразу и не заметишь, особенно, если негабаритный груз никак не обозначен.
От Зеленчукской зачем-то поехали не через Псебай и Лабинск, а через Черкесск – дорога не понравилась. Много населенных пунктов, много лежачих полицейских, местами ямистый асфальт, который хуже укатанной грунтовки, еще и крюк получается.
Выбрались на трассу в Невинномысске, пролетели Армавир, ближе к Тихорецку решили опять долиться до полного бака, чтобы потом не стоять в очереди на АЗС на М-4. Но случилась незадача – дизеля на заправках здесь не было. Закончился и не подвезли.
Вскоре выбрались на М-4 и полетели по ней, на первой же АЗС Лукойл уткнулись в очередь, но сделали тактический маневр и уехали на грузовую заправку, где никого не было. Мы подумали заодно купить скушать что-нибудь на очень поздний завтрак (или полдник), но, увидев количество людей в минимаркете, быстро оттуда ретировались, потому что рисковали получить леща, если посмеем покупать хоть что-нибудь, кроме топлива. Народ был зол, матерился, наезжал на кассирш, а очередь в туалет тянулась до улицы. Мы очень удачно залились на грузовой колонке, каким-то чудом сумели оплатить заправку быстро, после чего так же быстро сбежали в Кайрона и поехали дальше. Заправиться здесь было и вправду верным решением – на всех следующих Лукойлах хвост очереди пытался вывалиться на обочину дороги, а мы могли спокойно себе пилить до Воронежа.
Это была суббота – и народу на М-4 толпилась тьма. Мы понимали, что стресс ведет к проблемам и нужно не париться и быть счастливым, а потому делали всё для того, чтобы окружающее безумие нас не трогало.
Поэтому на обед заехали в Аксай, съехав с трассы и спокойно зарулив в местный торговый центр.
На М-4 творился театр, временами – с оленями. Я, в основном, неспешно пилила свои 100-110 км/ч в правом ряду и философски наблюдала за происходящим вокруг. Вот БМВ уперлась в бампер впереди едущего автомобиля и разразилась "мырг-мырг" и "бип-бип", как будто у нее случился припадок эпилепсии. Вот Шкода не дождалась, пока фура перестроится из левого ряда обратно в правый и ломанулась по правой полосе ей наперерез, а у фуры же инерция, Шкода, в итоге, вынуждена была уходить от столкновения на обочину, после чего она с ускорением с обочины ломанулась на левую полосу наперерез едущим по правой. Вот на левой полосе подвис весь ряд, потому что впереди на левую полосу выполз для опережения грузовик, но торопыжки-легковушки не были бы торопыжками-легковушками, если бы не попытались ломануться на правую полосу, чтобы тут же уткнуться в другой грузовик и пытаться теперь как-то влезть обратно в левый ряд. Вот левый ряд дружно бьет по тормозам, и каждый третий автомобиль вдруг для себя выясняет, что дистанция - это не про него, после чего для торможения они уходят кто на правую полосу, кто на расширение левой полосы к отбойнику. Вот очередной автомобиль зачем-то меня подрезает, потом улетает в горизонт, я спокойно еду, никуда не сворачивая, следующие 30 минут, а этот автомобиль вдруг догоняет меня опять и снова улетает в горизонт, хотя один раз в горизонт он уже улетал. Наверное, ему так нравится. Вот какой-то кроссовер (они ныне все на одну решетку радиатора, сними значки марок – не отличишь один от другого) рвет наперерез правому ряду к заправке, видит там вывалившийся на обочину хвост очереди и рвет наперерез правому ряду обратно в левый. Вот один автомобиль подрезает другой, чтобы быстрее промчаться к шлагбауму на полосе для транспондеров, но понимает, что у него-то транспондера нет, и подрезает следующий автомобиль на полосе для оплаты наличкой. Автомобиль, который только что отчаянно сгонял меня фарами с левой полосы, пока я опережала грузовик, теперь стоит в очереди на оплату проезда наличкой, а я спокойно проезжаю мимо него по транспондеру по соседней полосе, продолжая держать одну и ту же неспешную скорость. Впрочем, он наверняка меня скоро опять догонит и будет делать "мырг-мырг" и "бип-бип", если – не дай-то бог! – я буду иметь неосторожность выпереться со своей философией в левый ряд для опережения грузовика.
Островком уравновешенности и философии в этом бушующем торопящемся дорожному аду остаются фуры. Они величавыми исполинами размеренно катятся вперед, возвышаясь над всей этой суетой. Вот с ними – максимально комфортно. Перестроения плавные, маневры предугадываемые, по их смещениям на полосе можно увидеть, где особо подлые ямы притаились. Притормозил в левом ряду, мигнул такой фуре фарами – выходи! – а он перестроился и мигнул аварийкой в ответ – "спасибо, дружище". Или под вечер подустал, встал за таким, он едет свои размеренные 100 км/ч – и ты тоже. Лепота и полное отсутствие стресса на такой оживленной, многолюдной трассе.
Ближе к Каменск-Шахтинскому навигатор сулил нам Аццкую Мега-Пробку. Исходя из философии "нельзя волноваться, нет стресса – есть здоровье", мы воспользовались подсказкой навигации Osmand и в самом начале пробки ушли на какую-то очень второстепенную грунтовую дорогу. Я не знаю, сколько времени мы сэкономили, но плевать на это. Даже если мы ничего не сэкономили и лучше бы постояли в пробке – это была обалденнейшая дорога, и я безумно рада, что мы по ней прокатились!
Объезд вышел очень долгим, дорога петляла по полю, за нами стояла пыль столбом.
- Ура, навстречу приключениям!
- Я думал, здесь нельзя найти Монголию, но мы ее нашли.
- По ощущениям – очень похоже.
- Скоро будет первый брод. Хм. Да, это был он.
- Он высох, потому что с нами сапоги-болотники. Они - наш талисман. Оберегают.
- Вижу, потому что второй брод тоже высох.
Грунтовая дорога вывела нас на поле с ветряками и мы помчались между ними. Так близко ветряки я никогда не видела! Иногда мы проезжали практически под ними, и тень от их огромных, размашистых крыльев проходила по земле прямо перед нами.
Величавые, огромные, размеренные. Вот кто-кто, а ветряки точно поняли жизнь и философию. Если слишком торопишься, остановись и посмотри на ветряки. Они завораживают и настраивают на правильный, неспешный лад. Одно их отточенное плавное движение дает больший КПД, чем куча быстрых и суетливых дерганий. Совсем как на автомобильной дороге.




Промчались по полю с ветряками, выехали на укатанную грунтовую дорогу, сделали крюк через местные населенные пункты и вернулись на М-4 за пробкой. Пожалуй, такие пробки мне определенно нравятся!
На середине пути между Каменск-Шахтинским и Воронежем навигатор опять посулил пробку, мы ушли на бесплатный участок и проехали по нему. На платную М-4 вернулись опять же за пробкой, которая, судя по всему, была глухой – трасса неожиданно стала очень пустынной, поэтому некоторое время мы катились почти в одиночестве, пока вырвавшиеся из той пробки автомобили не стали проноситься мимо, как неуправляемые ракеты.
С заправок всё еще торчали хвосты очередей, несмотря на вечернее время, поэтому перед Воронежем мы опять съехали на бесплатный участок, хотя сами не поняли, как это сделали. Мы просто встали в полосу для транспондеров и очутились на нужном нам бесплатном участке, и только попав на него, поняли, что если бы проехали на пару полос правее, остались бы на платном. Так вот почему на картинке над пунктом оплаты было написано "Новая Усмань"!
На этом бесплатном участке заехали на пустующий Лукойл. Поскольку здесь не было столпотворения, в котором кто-нибудь кого-нибудь пытался затоптать и загасить, мы сумели спокойно заправиться, скушать по вкусной булочке, выпить вкусного латте с приятной молочной пенкой, поменять перегоревшую лампочку ближнего света в левой фаре. И так же размеренно поехать дальше, вернувшись на платную М-4 чуть позже.
На улице стемнело, в районе Ефремова ушли с М-4 и переехали на М-2. На темном небе стали сверкать яркие вспышки молний, иногда небо прорывалось дождем. По М-2 доехали до МКАДа, промчались по нему и вскоре приехали домой. Вышли ровно сутки пути в ненапряжном режиме, так что после автомобиля не было ощущения жуткой усталости и нервозности. Мы спокойно вернулись домой.
Итоги.
1. Километраж автомобильной части маршрута составил 3700 километров. Километраж пешей части маршрута – около 77 километров. Очень здорово объединять разные возможности, подбирать наиболее оптимальное средство передвижения: где-то пользуешься автомобилем, но собственные ноги, пожалуй, остаются самым проходимым видом транспорта.
2. Финансы. На топливо было потрачено 22 850 руб., на жилье на двоих - 21 400 руб., на платные дороги - 3700 руб. туда-обратно (туда часть пути проехали в четверг, плюс была купленная за баллы скидка по транспондеру, плюс часть платных участков объехали). Стоимость канатки в Романтике на двух человек составила 1900 руб., а посещение заповедника, где находится Лаго-Наки, на двоих человек на два дня - 1200 руб. Еду не считала. Итого без учета еды, только по основным расходам на двоих отдых обошелся в 51 050 руб.
3. Кайрон свозил в путешествие без проблем. Максимальный расход топлива составил 10,2 л/100 км – расход поднялся, пока мы катались в районе Архыза, что вполне закономерно. Повлияли высота и разбитые каменистые дорожки.
4. Мы изучили сразу две разные локации в одном путешествии: Лаго-Наки и Архыз. В Лаго-Наки я больше не хотела бы возвращаться, это место красиво, но не зацепило. Я ожидала от него другого – и сильно большего. Но я рада, что съездила туда и наконец познала его, составив собственное мнение. Архыз мне очень запал в душу – вот туда я бы вернулась. Но запал не сам Архыз. Архыз как курорт совершенно не привлекателен: очень много людей, очень много коммерции, нет душевности, которая под наплывом этой коммерции и ушла, высоковатые цены, которые стали высокими только потому, что альтернативы нет. Но с точки зрения пеших маршрутов и окружающих гор – это потрясающее место. Гуляй по новым местам хоть каждый день! Здесь есть и высокие суровые пики, и зеленые, с кучей растительности долины, и потрясающие озера... А уж про прокачку физической формы не говорю – "вертикальный километр" можно взбегать хоть каждый день. Можно гулять однодневные маршруты, можно уходить в многодневку. Мы прошли всего лишь 4 однодневных маршрута – а там их еще целая россыпь! С точки зрения гор – Архыз великолепен =)